Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7 апреля 2022

«Худший человек на свете» Йоакима Триера как гимн (или приговор) поколению миллениалов

Юлия Шампорова
«Норвежские миллениалы, переживающие кризис тридцатилетнего возраста, — нам бы их проблемы», — часть российских кинокритиков встретила лучший фильм норвежца Йоакима Триера именно так, и зря! Российские кинематографисты обычно стараются мыслить масштабно, рассуждать о судьбах родины и русской хтони, часто забывая при этом о самом человеке. За ними следуют и некоторые критики, которые не привыкли с должным вниманием относиться к сюжету, в центре которого — проблемы одной отдельно взятой личности, особенно женщины. Но пока в нашей культуре не будет внимательного и бережного отношения к «маленькому человеку», не будет такого отношения к нему и в обществе — в отличие, к примеру, от норвежского. Разбираемся (и учимся) на примере фильма Йоакима Триера «Худший человек на свете», как создать портрет поколения на примере истории одной девушки.

«Худший человек на свете», бесспорно, триумф современного норвежского кинематографа, который не так часто привлекает внимание американских и европейских киноакадемиков. Фильм получил две номинации («Лучший сценарий» и «Лучший иностранный фильм») на «Оскаре-2022», номинации от Британской и Европейской киноакадемий, кинопремии «Сезар», а также приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, которую исполнила Рената Рейнсве, что говорит о признании фильма на самом высоком уровне, несмотря на обвинения некоторых в том, что он — пустышка.

По своей тональности «Худший человек на свете» очень похож на недавнего победителя «Оскара» и «Сандэнса» «CODA: Ребенок глухих родителей» Шан Хедер. Несмотря на то что это совершенно разные истории, это очень человечные, тонкие и деликатные фильмы, в которых рассказывается о сложном выборе девушек и женщин в разные периоды их жизни. Обе истории — очень теплые, светлые, гуманистичные. Они наполнены юмором и любовью к своим героиням и рассказывают об обычных людях с их проблемами и жизненными драмами с уважением, осторожностью и сопереживанием. Не зря оба фильма боролись за «Оскар».

В центре ироничного и легкого драмеди Йоакима Триера — 30-летняя Юлия (Рената Рейнсве), которая всеми силами стремится найти себя и большую часть фильма не находит. В истории, разделенной на 12 глав с прологом и эпилогом, уже в самом начале мы видим, как стремительно менялась жизнь Юлии после поступления в университет: ее увлечения, интересы и партнеры. От природы умная и любознательная девушка поступает на медицинский факультет просто потому, что туда сложно было поступить, но вскоре разочаровывается и пытается найти себя в психологии, однако находит лишь временного партнера в виде лектора, который преподает в ее университете. Затем Юлия увлекается фотографией, на оставшиеся от студенческого кредита деньги покупает дорогую аппаратуру, увлеченно фотографирует и снова заводит очередной роман.

На одной из многочисленных вечеринок Юлия знакомится с 40-летним Акселем (Андерс Даниельсен Лье), который успешно зарабатывает на жизнь созданием комиксов. После первой ночи Аксель манипулирует Юлией, говоря о том, что у них большая разница в возрасте и им не стоит больше встречаться. Однако Юлия быстро влюбляется в художника и переезжает к нему. Аксель, который, очевидно, хотел зацепить внимание своенравной девушки, не знал тогда, до какой степени он был прав в своих прогнозах.

Главная линия фильма — это взаимоотношения Юлии и Акселя, их поколенческое несовпадение. Это трагическая история о том, как часто в отношениях людей, отличающихся по возрасту или культуре, происходит несовпадение целей и жизненных интересов, которые банально мешают им быть счастливыми вместе. Юлия — яркая представительница своего поколения. Она не торопится взрослеть и видит цель своей жизни в самореализации. Она не хочет заводить детей и склонна к богемному образу жизни, хотя и работает продавщицей в книжном магазине. Она импульсивна и часто не задумывается о последствиях своих поступков. У нее много страхов и комплексов, и она не всегда способна оценить доброту и благородство людей, которые находятся с ней рядом. Однако не стоит осуждать ее за это, как и всех миллениалов, которые похожи на нее, ведь у такого поведения есть причины, обусловленные тем обществом и временем, в котором росло это поколение.

Миллениалов, то есть людей, родившихся между 1981 и 1996 годами, также называют поколением Y, поколением бумеранга или поколением Питера Пэна, поскольку они склонны оттягивать процесс взросления и дольше оставаться в родительском доме, что в разных странах может быть связано и с последствиями международного финансового кризиса, и с ростом безработицы, и с высокой стоимостью жилья. Однако причины не всегда кроются в экономике. «Предыдущие поколения обзаводились семьями, начинали карьеру — и делали это незамедлительно. Однако сегодня молодые люди видят, что с таким подходом к жизни их родители либо разведены, либо имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения Y хочет семью, но они хотят сделать правильный выбор с первого раза, то же самое и с работой», — пишет журналист Джоэл Стейн в статье «Миллениалы: поколение я-я-я», опубликованной в Time.

И это целиком и полностью случай Юлии, которая травмирована взаимоотношениями со своим отцом. Ее родители развелись, у отца — новая семья и младшая дочь. Факт, который словно исключил Юлию из поля его интересов. Он не может найти время и желание прийти на день рождения к старшей дочери, зато идет на соревнования по футболу к младшей. Юлия делает попытки сохранять отношения с отцом, но, когда видит, что это только расстраивает его, прекращает с ним видеться. На дне рождения, который Юлия празднует с мамой, бабушкой и Акселем (в фильме мы не видим ни одной подруги героини), Триер показывает нам многочисленные черно-белые фотопортреты женщин, которые продолжали род в семье Юлии. Все они к 30 годам либо были несчастливы замужем, с кучей детей, либо вообще не доживали до этого возраста. И образ Юлии — это пример эмансипированной женщины, которая посвящает себя самопознанию. Которая хочет найти то или того, кто сделает ее счастливее.

Юлия не хочет иметь детей, возможно, из-за травмы оставленного ребенка, которую нанес ей отец. Это решение становится проблемой для Акселя, который в свои 40 лет, по норвежским меркам, как раз созрел для семьи. В фильме есть целый эпизод, когда Юлия и Аксель приезжают к семейным друзьям с детьми и очень подробно обсуждают все преимущества и недостатки наличия ребенка. Аксель напрямую говорит девушке, что 30 лет — хороший возраст, чтобы завести детей. Юлия отвечает, что, возможно, придет к этому, но в данный момент она хочет быть значимой, найти свое призвание, а не посвящать себя детям целиком и полностью.

У Юлии определенно есть тяга к творчеству. Она умна и от скуки, например, может написать острое эссе о соотношении феминизма и орального секса, но у нее нет решительности и страстной приверженности выбранному делу. Определенное самовыражение героиня находит в мужчинах, которые в разные моменты жизни находятся с ней рядом. Но проблема кроется в том, что она часто неверно оценивает качество и значимость этих отношений для себя самой. Она не способна оценить человека и укрепить отношения с ним. Вместо этого, заскучав, она ныряет из романа в роман за новыми впечатлениями. Тот период жизни, в котором она застала Акселя, станет понятнее и ближе для Юлии несколько лет спустя, но будет уже поздно. И это не только конфликт поколений. Триер очень точно показывает, что люди так или иначе проживают определенные фазы — от неприятия детей и семьи до желания эту самую семью создать, от выбора занятия по жизни до творческой реализации или построения карьеры. Разница лишь в том, что людей, даже тех, кто максимально подходит друг другу, очень сложно примирить, если они находятся на разных жизненных ступенях. Лишь много лет спустя они поймут, что не ценили, ошибались, захотят вернуть возлюбленного (или возлюбленную), но будет уже поздно. В финале Юлия находит возможность реализации, но кажется, что в этот жизненный период ей будет очень не хватать того, от чего она долгое время бежала.

Фильм строится на блестящих актерских работах, и прежде всего игре миллениалки Ренаты Рейнсве — непосредственной, искренней, обаятельной. Рената постоянно в кадре, и от нее просто невозможно оторвать взгляд. Рейнсве много играет в драматическом театре Осло, но хотела оставить карьеру актрисы, потому что она ей приелась. Теперь благодаря роли в фильме Триера актриса получила приз в Каннах и вряд ли уйдет из профессии. Что до самого Триера, то «Худший человек на свете» стал для него завершающим проектом «трилогии Осло», куда еще входят «Реприза» и «Осло, 31 августа», в которых тоже рассказывается о молодых и креативных представителях норвежского общества из хороших семей.

Объединяющим фактором для трилогии становится Осло, у него особая и очень важная роль в каждой картине Триера. Режиссер признается в любви к родному городу. Рассказывает о любимых улицах, районах и домах. Фантазирует о том, как он будет выглядеть, когда все жители на мгновение замрут и бежать по тротуару сможет только Юлия, торопящаяся на встречу со своей новой любовью. Холмистый город с тяжелыми облаками, нависающими в предзакатном красном небе, становится отражением внутреннего мира главной героини, ее помощником и другом.

Юлия придет к осознанию своих ошибок, но заплатит за это, как и любой другой человек, жизненными трагедиями и травмами, вспоминать о которых она будет всю жизнь, ведь как пишет все тот же Стейн: «Я располагаю статистикой, что миллениалы ленивы и нарциссичны. Однако величие поколения определяется не статистикой, а тем, как это поколение справляется с вызовами, обрушивающимися на него».

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

7.2
Худший человек на свете
2022, Трагикомедия
Каннский конкурсант, рассказывающий о превратностях взросления

Подборки Афиши
Все