Главные выставки осени в Москве
Валерий Чтак. В моем случае — ни в коем случае
Четырехэтажное признание в любви главному субкультурному художнику
Валерий Чтак — один из самых интересных молодых художников со стрит-артовым прошлым — наконец-то получил официальное признание и персональную выставку в ММОМА на целых четырех этажах. Каждый этаж по факту будет представлять собой отдельное пространство: второй этаж будет посвящен скейт-культуре, третий — музыке, а последний покажет мастерскую художника. А все вместе соберется в тотальную инсталляцию — коллекцию из афоризмов, цитат поп-культуры и банальностей.
Музей ММСИ в Ермолаевском до вс 16 октября
Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы
Деревянные скульптуры заслуженного классика
Сферические люди, небрежно вырезанные из тополя, мужчина в белой рубашке и черных брюках из дугласовой пихты — примерно это можно будет увидеть на первой персональной выставке заслуженного немецкого скульптора. В современном мире, где у каждого художника оказывается в распоряжении целая фабрика, он стоит особняком и без помощи ассистентов создает из цельных кусков древесины фигуры обычных людей и животных. Настолько обычных, что трудно судить, кто они и откуда, — и в этом скрывается реверанс классическому труду об отчуждении в эпоху капитализма.
Музей ММСИ на Гоголевском, чт 8 сентября — вс 13 ноября
Герхард Рихтер
Ретроспектива главного современного живописца
По работам Герхарда Рихтера можно проследить путь живописи за половину прошлого века — метания от абстракции к реализму, работа с фотографией. В Еврейском музее покажут главным образом его абстрактные работы, написанные на протяжении сорока с лишним лет, с 1973-го года и до сегодняшнего дня. Главный экспонат — проект «Биркенау» (2014) из четырех живописных полотен по мотивам фотографий узников Освенцима. В Москву Рихтера привозили и раньше, но никогда в таких количествах, и интереснее всего будет посмотреть на самые свежие его работы (помимо всего прочего, обещают показать полотна 2016 года).
Музей Еврейский музей, ср 9 ноября — вс 5 февраля 2017
Свидетельства. Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго
Трое графиков, которых стоит увидеть вместе
Трое графиков с трех континентов, что жили в разное время, но увлекались черно-белыми тонами. Рисунки Эйзенштейна, офорты Гойи, крупные форматы Лонго — пожалуй, самая интересная рифма из представленных в выставочном пространстве этой осенью и результат долгих бесед между специалистом по Эйзенштейну Наумом Клейманом и собственно живым американским классиком Робертом Лонго.
Музей современного искусства «Гараж», пт 30 сентября — вс 5 февраля 2017
Больше жизни
Краткий курс по истории отечественного дизайна
Стадион «Лужники» чудом сохранил огромную коллекцию спортивных плакатов, и почти две сотни из них будут представлены на выставке в «Винзаводе». Вся история Советского Союза так или иначе оказывается в них отражена — и военная тематика, и повороты стилей, и специфика полиграфии стран дружеских республик. Выставят и курьезы отечественного дизайна — вроде баскетбольного мяча с руками или лыжника в лошадиной упряжке. Прежде всего, должно быть интересно посмотреть рассадку работ: пространство будет оформлено в виде стадиона, а с частью плакатов поработают современные дизайнеры.
Центр современного искусства «Винзавод», ср 7 сентября — вс 30 октября
Книжная графика Ильи Кабакова
Детские корни московского концептуализма
Когда будет создан музей отечественного концептуализма, отдельную комнату обязательно нужно будет отдать детским книгам 1960-х и 1970-х: иллюстрацией тогда занимались Кабаков, Пивоваров, Булатов и многие, многие другие. У Кабакова детских книг в архиве наберется не меньше семидесяти, существенную часть которых музей «Арт 4» и представит — в том числе впервые покажет редкие серии 1970-х годов, параллельно с которыми наш великий современник занимался изобретением концептуального альбома.
Музей Арт 4, ср 21 сентября — чт 17 ноября
Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо
Самая ожидаемая выставка осени
Коллекция Пинакотеки редко отправляется в путешествие по миру, так что на выставке покажут картины, которые в России мало видели, с участием знаменитого «Положения во гроб» Караваджо. Выставить обещают не только итальянских художников, а также, например, «Мученичество святого Эразма» Никола Пуссена. Выбирать шедевры из коллекции Пинакотеки Ватикана будет искусствовед и научный сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов.
Музей Третьяковская галерея, пн 31 октября — вс 15 января 2017
Рафаэль. Поэзия образа
Премьера великого художника Итальянского Возрождения
До этого выставок Рафаэля в России не случалось, и теперь в Пушкинском покажут премьеру — живопись и графику, в том числе автопортрет 1506 года, парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци (1506), а также «Мадонну Грандука» (1505). Отдельного упоминания заслуживает и куратор — главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина и по совместительству хранитель итальянской живописи в музее Виктория Маркова.
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, вт 13 сентября — вс 11 декабря
Арт-группа Zero
Немецкий авангард 1960-х
Группа Zero в составе Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера постулировала в 1963 году всеобщее обнуление и занялась производством световых и кинетических инсталляций на стыке живописи и скульптуры, а также монохромных картин. В своих работах художники двигались и в сторону абстрактного экспрессионизма, оп-арта, занимались новым реализмом, ситуационизмом, ленд-артом и даже поп-артом — причем у каждого из троих был свой узнаваемый интерес в искусстве: у Пине — к сайенс-арту, у Юккера в основном пластические формы с особым интересом к гвоздям, у Мака — к возможностям света с его знаменитыми световыми колоннами. Среди работ в МАММ — «Три синих светящихся привидения» от Пине, разнообразные колонны Мака и культовая работа Юккера «Космическое видение».
Мультимедиа-арт-музей, сб 24 сентября — вс 13 ноября
Пино Пинелли. Материя. Фрагмент. Тень
Многоуважаемый поэт фланели и бархата
Постживописный абстракционист с уклоном в минимализм (а также с продолжительной тенденцией сооружать композиции из ткани и размещать их на одной линии) покажет в МАММ свои поворотные картины — в том числе и разрезанную рамку «Pittura GR», где он впервые нарушает целостность работы, плюс цветные полотна последних лет. Со времен Кошута интереснее иностранцев МАММ не показывал, а застать в Москве представителей новой аналитической живописи — в принципе большая удача.
Мультимедиа-арт-музей, ср 21 сентября — вс 23 октября