Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
21 мая 2022

Екатерина Мурашова: что делать, если ребенок не хочет учиться?

Психолог Екатерина Мурашова, автор бестселлеров «Класс коррекции» и «Любить или воспитывать», приглашенный эксперт школы Skysmart, рассказывает, что делать, если учеба становится поводом для конфликтов. Спойлер: ссылка на четырехнедельный бесплатный email-курс Екатерины Мурашовой «Учеба без слез» внутри, и лето — лучшее время его пройти.

Устанавливайте твердые правила

«А зачем мне вообще учиться?» Этот вопрос запросто может поставить родителя в тупик. Особенно если он к нему не готовился. И это распространенная ошибка — взрослые предполагают, что ребенок как-то сам поймет, что существуют обязанности и правила. Но это не так.

В воспитании детей есть вещи, на которые сам ребенок может повлиять. Например, родители могут предложить выбрать, что будет на завтрак — каша или омлет. Но есть ситуации, где выбора нет, есть только правило: входя в комнату, нужно со всеми поздороваться, перед едой мы моем руки, в школу нельзя опаздывать. Если родитель находится в этой позиции с самого начала, то ребенок принимает реальность такой, какая она есть, и не задается вопросом: а зачем делать то, что делать не хочется?

Будьте открытыми к диалогу

Все это работает для маленьких детей, но с подростками все несколько иначе. Старшеклассники зачастую не просто ленятся идти в школу, а задаются конкретными вопросами. Например, «Я хочу быть видеоблогером, учусь снимать и монтировать, зачем мне восемь уроков математики в неделю?»

Это закономерный вопрос, и он требует ответа. Вы можете вместе с ребенком обсудить, нужно ли продолжать этот образовательный маршрут. Важно искать варианты и компромиссы. Может, стоит пойти в школу с журналистским уклоном? Или готовиться к ЕГЭ по математике, чтобы получить минимальный проходной балл, а освободившееся время потратить на курсы актерского мастерства или видеомонтажа? Или же блогинг может остаться в качестве хобби, не имеющего отношения к карьере

Учитесь активному слушанию

Представьте, что ребенку задали написать сочинение, а он отказывается это делать и придумывает миллион отговорок: «Мария Петровна сказала, что это необязательно», «Я устал», «Мне лень», «У меня плохое настроение», «У меня депрессия». Дети заранее немного пережимают из расчета, что родители окажут сопротивление и будут их заставлять.

В такие моменты важно понимать, что ребенок не всегда слышит, что именно он говорит. Можно повторить за ним: «Правильно ли я понимаю, что ты отказываешься писать эссе потому, что...» В этот момент ребенок может пойти на попятную: «Нет-нет, я имел в виду, что сейчас вот закончу делать видео для блога и все напишу».

Не поддавайтесь эмоциональным порывам

Взять паузу — это нормально. Особенно если вы чувствуете, что закипаете или не знаете, что сказать.

Допустим, ребенок говорит: «Да, ты правильно понимаешь, я не буду писать это эссе потому, что тема глупая». В этом случае родитель может взять паузу и сказать: «Я подумаю, как мне на это реагировать». Остыньте и подумайте — вы действительно хотите поссориться с ребенком из-за домашки? Есть ли у вас силы на такой разговор? Не забывайте, что вы всегда можете сказать: «Ладно, не делай», развернуться и уйти.  Кстати, такой разрыв шаблона может обескуражить ребенка и подтолкнуть его к написанию этого сочинения просто потому, что ситуация странная, тут явно что-то не так.

Говорите о своих чувствах

Если же вы все же собираетесь бороться за это сочинение до конца и чувствуете, что начинаете всерьез злиться, не скрывайте этого. Но крайне важно не винить ребенка в лени и безответственности, а говорить только о своих мыслях и эмоциях. То есть нужно говорить не «Ты двоечник, ты меня нарочно злишь, можешь забыть о карманных деньгах, ты их не заслуживаешь», а  «Я злюсь и требую, чтобы ты написал эссе, иначе я тебя накажу».

И такая прямота часто работает — ребенок уже не может спорить и доказывать, что он не двоечник и не сердит вас специально. Вы ставите его перед фактом и ясно обозначаете правила игры. И нередко дети решают, что лучше уж написать это несчастное сочинение, чем остаться без карманных денег и гаджетов.

Здесь очень важно взять на себя ответственность — это не ребенок вас доводит, это вы решили проявить твердость и идти до конца.
 
Не торопитесь и не забывайте о том, что в любой ситуации взрослый — это вы, и именно от вас зависит, как конфликт будет развиваться. Дети рассчитывают на мгновенную гневную реакцию, но в ваших силах изменить привычный шаблон, начать говорить с ребенком об учебе открыто и честно и преодолеть ваши разногласия.
 
Еще больше работающих психологических советов — в бесплатном email-курсе Екатерины Мурашовой «Учеба без слез». За четыре недели вы разберете все основные проблемы и узнаете, влияет ли родительский контроль на оценки, почему дети нервничают из-за учебы, как научить ребенка реагировать на ошибки, как избежать зависимости от гаджетов и можно ли научить ребенка делать домашку без напоминаний. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше восьми уроков в онлайн-школе для детей и подростков Skysmart.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все