Москва
Что такое «Пушкинский.Youth»: подробный гид по молодежным и детским программам Пушкинского музея
В октябре Пушкинский открыл новое пространство в усадьбе Лопухиных. Теперь здесь находится молодежный проект музея «Пушкинский.Youth». Куратор проекта Наталья Гомберг рассказывает, что это, для кого и зачем. И еще немного об образовательных программах музея для детей и подростков.
3 декабря 2019

— У музея существует старинная образовательная традиция. Как ваш новый проект вписывается в нее? В чем его основной смысл?

— У Пушкинского музея всегда были образовательные программы для детей. Исторически это учебный музей: Цветаев планировал музейский, как он его тогда называл, городок не просто как место, где хранят и изучают произведения искусства. Он хотел наполнить эти стены жизнью, мечтал, чтобы сюда приходили студенты, ведь университет тут недалеко, и просто жители города. Это было важно для него. В этом смысле мы чувствуем себя наследниками большой традиции. 

В последние полвека у музея сформировалась концепция непрерывного образования: ты начинаешь учиться в пять и продолжаешь до тех пор, пока тебе не надоест. И если тебе не надоедает, то ты на всю жизнь с музеем, как я, например, и многие мои коллеги — мы пришли в музей маленькими детьми, и, да, нас много!

С этого года мы объединили молодежные программы под единым брендом «Пушкинский.Youth». И это не просто красивое название. Мы хотим пригласить молодых людей к сотрудничеству. Мы заявляем, что они нам нужны, и они здесь не просто посетители и потребители образовательного контента, который музей им рад предоставить. Нет, они полностью сопричастны всему, что происходит в музее. Мы видим молодых ребят нашими друзьями, коллегами и соавторами. Это всегда так или иначе существовало в концепции образовательных проектов музея, но сейчас у нас появилась смелость про это сказать. 

— На какой возраст рассчитаны ваши молодежные программы?

— Наши программы рассчитаны на детей от 13 до 22 лет, но, конечно, эти ограничения условны.

— Клуб юных искусствоведов (КЮИ) открыт с 60-х годов прошлого века и продолжит свою деятельность в рамках «Пушкинский.Youth», детские абонементы музея существуют тоже уже довольно продолжительное время, что новый проект предложит своей аудитории?

— КЮИ действительно остается как одна из самых главных образовательных программ, появляются программы более короткие и разовые. Базовый курс КЮИ сегодня рассчитан на четыре года, что, в общем, по длительности соответствует диплому бакалавра. Для человека в четырнадцать лет это очень существенный промежуток времени. Поэтому сейчас мы решили сфокусироваться на более коротких форматах с другим, которые не требуют от человека принять решение на четыре года вперед.

Знаете, в прошлом году в Америке я рассказывала о том, что в нашем образовательном проекте около 500 школьников, которые сюда пришли сами, не группой, не классом, их не привезли сюда автобусом, они сами, по собственному желанию изучают историю искусства от Древнего мира до XXI века на протяжении четырех лет. И меня все время переспрашивали, не перепутала ли я 500 и 50. Потому что это звучало неправдоподобно. С одной стороны, я горжусь тем, что это так, а с другой, когда я рассказывала о том, как мы работаем, я поняла, что нам нужен дополнительный курс длиной не в четыре года, а хотя бы в один. Так появился курс под названием «Просто интересно».

Это программа для тех, кому просто интересно понять, насколько все, что связано с изучением искусства и музеями, вообще его. «Просто интересно» — курс на год. Мы начнем с того, какие есть подходы и методы в изучении изобразительного искусства, потом обсудим, какие особенности есть у разных видов и жанров, поговорим о том, откуда вообще взялась периодизация истории искусства, что значат все эти слова — «стиль», «направление» и т.д., — потом разберемся со всеми всегда интересующими детей темами про атрибуцию, фальсификацию, рынок и откуда взялись музеи. Наша задача создать рамку, основу, на которую дальше удобно будет накладывать любые музейные впечатления. И это наш новый абонемент. 

Еще есть программы, куда мы отбираем участников на основе собеседования. Сейчас их две, но в самом ближайшем будущем планируем запустить и третью. Первая — «Лаборатория», ее участники будут изучать миграцию визуального образа в мировой истории культуры. Итогом этой работы станет исследовательский проект, и выставка, которая откроется весной в здании усадьбы Лопухиных. 

Второй наш очень важный для меня проект — это молодежная конференция и школа подготовки участников этой конференции. Этот проект придумали наши ребята. Им хотелось, чтобы в музее появилась возможность говорить не только об искусстве, говорить на темы, которые их волнуют, чтобы мы, взрослые, воспринимали их всерьез и дали им такую возможность говорить друг с другом и с нами о серьезном и на равных. Так что мы попросили специалистов из разных областей стать наставниками и помочь ребятам с исследованиями. 

Вот так и появился наш проект «Конференция». В прошлом году мы провели ее первый раз, темой был запретный плод. Непосредственно конференции, которая прошла в апреле, предшествовала большая публичная образовательная программа. В этом году, мы надеемся, будет не хуже. Тема этого года — точка бифуркации, тематические секции: театр, кино, современное искусство, среда, образование, текст, мысль и человек. А наставники — потрясающая команда, куда вошли Ксения Перетрухина, Анна Трапкова, Вера Мильчина, Ольга Шишко и другие прекрасные специалисты, которые готовы делиться своим опытом с нашими ребятами. Отбор участников, кстати, идет вот прямо сейчас. Это проект, открытый для слушателей самого разного возраста, с родителями, всей семьей, в гордом одиночестве, с друзьями. И в отличие от абонементов все проекты такого типа с большими публичными образовательными программами для молодежи у нас абсолютно бесплатны.

Самая новая наша программа — мастерская коллективного кино под руководством режиссера Андрея Сильвестрова. Участники мастерской снимут 20 авторских роликов, которые потом превратятся в коллективный фильм. А героем фильма, конечно, станет музей. Для участия нужно подать заявку и пройти собеседование, но для всех заинтересованных, конечно, тоже будет публичная образовательная программа. 

Следующая группа наших проектов — это проекты, которые никого ни к чему не обязывают, а просто позволяют прийти в музей один-два раза или ходить регулярно, но не являются ни абонементом, ни школой.

Например, программа «Кем быть или не быть». Название родилось как рабочее, но нам понравилось, и мы его оставили. Сейчас совершенно непонятно, как то, чему тебя учат в школе, должно привести к выбору одной из миллиона профессий, существующих в мире. Восемь лет назад в международном справочнике профессий их было 40 000, я уверена, что с тех пор их количество только увеличилось. Поэтому мы планируем серию паблик-токов, где разные специалисты из мира культуры, начиная с директора Пушкинского музея Марины Лошак, будут рассказывать о том, что это за профессии: директор музея, автор популярного медиапроекта, блогер, куратор, современный художник и т.д.

Вообще, мне кажется, лучшее, что взрослые могут сделать для детей, — это рассказать им о том, как устроен мир за пределами школы. Нам важно, чтобы музей в этом участвовал. И теперь у нас наконец появилось пространство, где мы можем этим комфортно заниматься. В музее, конечно, есть два лекционных зала, и лекции прекрасно читаются, например, в Итальянском дворике. Но каждое место обладает своей жизнью, и нам было важно создать еще одно пространство, атмосфера которого будет исключительно молодежной. 

Теперь у ребят в музее появилось такое пространство, которым они будут в значительной степени управлять, его формировать и наполнять. Мы очень надеемся, что сюда начнут приходить те, кто себя раньше не ощущал в музее комфортно, потому что не ассоциировал себя со словосочетанием «юный искусствовед». 

Кстати, появление нового пространства, где ребятам хорошо, — это и для родителей отличная новость, ведь теперь в центре Москвы есть место, где ребенок может провести время безопасно и с пользой. Жизнь школьника сегодня — это часто перемещение между художественной и музыкальной школами, тремя репетиторами, курсами иностранного языка, и мы здесь можем быть удобным принимающим пространством, в которое можно прийти сделать уроки, а заодно и оказаться на лекции.

— По городу ходят слухи, что попасть в Клуб юных искусствоведов невозможно. Расскажите, как дела обстоят на самом деле? 

— Почему-то существует предрассудок, что в КЮИ очень сложно попасть и туда большой конкурс. Раньше, когда дети приходили в КЮИ, они заполняли анкету про интересы и знакомились с преподавателем, а потом покупали абонемент и получали пропуск «Член Клуба юных искусствоведов». Вы удивитесь, но ничего не поменялось, за исключением того, что теперь анкету заполняют онлайн, и к ней сразу прикрепляют фотографию. Запись в КЮИ ведется на нашем сайте в первые две недели сентября. Стать участником наших программ можно с 13 до 20 лет. 

Мы не берем в КЮИ в середине года. И это одна из причин, по которой наш курс «Просто интересно» стартует в октябре. Основные мероприятия начинаются в ноябре-декабре, и каждый, кто в середине года неожиданно решил, что хочет заниматься в музее, может поучаствовать в наших событиях. Мы включим его в рассылку, и он не потеряется до начала следующего года в КЮИ. 

Еще у нас есть серия проектов, которые ведут ученики и выпускники кружков музея. И к этим проектам в любое время может присоединиться любой человек, если он хочет войти в нашу команду. Узнавать о них сейчас удобнее всего в соцсетях. У нас есть группы в «ВКонтакте», и в фейсбуке есть странички, которые ее дублируют. В этих пабликах можно узнать о ближайших мероприятиях и подписаться на рассылку. А еще наши ученики создали неофициальный сайт, и на нем тоже можно подсмотреть, что у нас происходит.

— «Я покажу тебе музей» — это отдельное мероприятие? Кто его проводит? 

— Да, это отдельное мероприятие, оно проходит каждую весну для всех посетителей музея, а принять участие в его подготовке может любой из участников молодежных программ Пушкинского музея. Когда мы планировали это мероприятие, нам хотелось дать точку приложения их знаний, с одной стороны. А с другой — показать что в Пушкинском музее довольно много молодежи, которая интересно проводит здесь время. В каком-то смысле вначале мы хотели показать, что настолько доверяем молодой аудитории, что готовы на один день полностью отдать музей в их руки. Но получилось что-то большее. Они выполняют функции администраторов, билетеров, экскурсоводов. Они авторы перформансов, экскурсий, они сами готовят пиар-компанию, снимают ролики, делают мемы, дизайн, полиграфию и даже сувенирную продукцию, которая в этот день продается в сувенирном магазине. 

Это большое важное мероприятие, и оно лишний раз показывает, что музей — это не только место, где работают искусствоведы. И если тебе интересна математика и ты любишь программировать, то ты можешь запрограммировать нам чат-бота, который поможет все организовать. А если ты хочешь быть журналистом, то понятно, как ты проведешь эти полгода подготовки к мероприятию: ты научишься брать интервью у всех, от гардеробщика до директора музея. 

Вполне реальная большая профориентационная игра. Она начинается с декабря, потому что нам нужно, чтобы все наши участники как-то вошли в ритм и поняли, как устроен музей, чтобы им уже было что предложить нам в качестве участия. Тут все серьезно: ты должен защитить свою идею, получить разрешение ее воплотить. Все, что учитывает безопасность экспонатов и участников, приветствуется, если ты готов быть ответственным. Мероприятие проходит во всех зданиях музея, участников около двух сотен и сегодня мы видим его как семейное. Главное, что это не просто учебная игра, а день, когда все посетители музея с помощью ребят видят музей по-новому. В последний раз было около 10 000 посетителей. Это для музея очень много. А многие после этого становятся участниками наших программ или постоянными посетителями мероприятий. 

— И, пожалуйста, расскажите немного об образовательных программах для дошкольников и младших школьников, а то мы совсем запутались, пытаясь разобраться с ними на вашем сайте.

— Музей всегда гордился непрерывностью образования. Мы начинаем с пяти лет и для каждого возраста мы стараемся, чтобы у детей и родителей был выбор из двух направлений: одно теоретическое, второе прикладное. И в каждом возрасте такой выбор сохраняется. Внутри себя мы делим это на кружки и мастерские. Все начинается в пять лет, когда ребенок может начать ходить в семейные группы. Это ежемесячные прогулки в залах музея для детей и родителей в группе из 15 таких детско-родительских пар. Курс рассчитан на два года, и его цель — научить ребенка ходить в музей с удовольствием, а заодно и немножко показать родителям, как и в любой другой музей тоже можно ходить с удовольствием, как именно говорить с детьми об искусстве. В общем, такое первое знакомство. 

В мастерских ребенок того же возраста может пройти отбор в изостудию, туда берут на основе просмотра работ. Просмотр всегда в сентябре, как и запись во все наши кружки. Абонементы продаются только на официальном сайте музея, а на просмотр нужно прийти. Даты всегда публикуются весной, и в мае уже, как правило, можно узнать, когда старт продаж в конце лета. Можно подписаться на общую рассылку музея, и там эта информация тоже есть. Еще есть паблик «Мусейон» в фейсбуке, там тоже можно узнать подробнее о записи в наши кружки. И, конечно, на страничке «Мусейона» на официальном сайте музея. 

У нас долго ничего не было для первоклашек, потому что это сложный возраст, стресс, дети привыкают к школе, но публика требовала, и так появилась серия коротких встреч, которая называется «Встречи в музее». Это абонемент на три тематические встречи, и они в широком смысле рассчитаны на начальную школу, там довольно разнообразное расписание, и можно себе подобрать что-то по времени. Они продаются два раза в год, в конце лета — на первую половину учебного года, до декабря, и в ноябре — на вторую. Абонементы никак друг с другом не связаны, и можно начать ходить с любого из них. Сейчас есть много таких тематических встреч для разных классов начальной школы.

Для тех, кто учится во 2–3-м классе, у нас есть кружок «Беседы об искусстве». Это ежемесячные встречи в музее, но уже без родителей. И если цель семейных групп — показать и рассказать, что такое музей и искусство, то цель «Бесед» научить немножко об этом разговаривать, подбирать слова, выражать мнения. Это тоже двухгодичный курс. В этом возрасте в мастерских прибавляется мастерская керамики. Туда тоже берут на основе просмотра.

Есть отдельный курс «Беседы об искусстве», рассчитанный на четвероклассников. Это курс подходит как для новичков, тех детей, которые не ходили на аналогичный курс 2–3-го класса, так и для тех, кто занимается давно. Для нас важно, чтобы присоединиться можно было на каждом этапе. 

С 5-го класса у нас начинается курс истории искусств, который привязан к программе изучения истории в школе. Так что для тех, что учится в 5–7-м классе, есть два варианта. Можно продолжить «Беседы» — только они станут тематическими: в 5-м классе о Древнем мире, в 6-м классе о Средних веках, в 7-м классе о мастерах XVII века — точно так же, как в школе изучается история.

Но можно выбрать Клуб любителей искусств (КЛИ). В чем разница? В КЛИ занятия два раза в месяц: кроме занятий на экспозиции появляются еще лекции, которые позволяют рассказать немного больше. Но ключевое отличие в том, что «Беседы» — это цикл занятий, а КЛИ — это все-таки клуб: здесь есть клубные вечера, спектакли, деятельность вне занятий. Кстати, специально для вечеров у нас есть невероятных размеров костюмерная, где последние пятьдесят лет собираются костюмы и можно провести вечеринку в любом стиле: Средние века, Древний мир, пожалуйста. В мастерских появляется новая студия гравюры и эстампа. Все детские программы проходят в пространстве «Мусейон».

Ну и с 8-го класса и дальше мы ждем всех желающих в усадьбе Лопухиных, на программах проекта «Пушкинский.Youth».