uralbiennial.ru
Уральский оптико-механический завод на этот раз предоставил половину механообрабатывающего цеха (в 2019 году в нем уже размещался основной проект биеннале). В этом белоснежном пространстве с глянцевым полом слышно, как за ограждением работают машины — так инсталляции вступают в диалог с заводской жизнью. Рободинамическая диффузия команды немецких художников отражает звуки и вплетает их в саунд-инсталляцию. А работа Антона Степанова «Без названия» — три полотна из носков разной степени грязности — контрастирует с чистейшим полом завода, по которому ходить можно только в бахилах. Еще один важный объект — надпись Руно Лагомарсино «We» из тысячи гвоздей, разглядеть которые можно только вблизи. Она отсылает к роману Замятина «Мы» (вдохновителю основного проекта биеннале) — истории о том, как тоталитарный контроль общества преобладает над личностью.
uralbiennial.ru
Кинотеатр «Салют» был молодежным тусовочным пространством 25 лет — продвигал авторское кино и показывал мировые премьеры, — но сегодня устарел и закрылся. Пока городское правительство размышляет над новой функцией здания, биеннале по-новому осмысляет его пространство. Сейчас здесь располагаются инсталляции и видеоработы основного проекта. Например, видео израильской художницы Яэль Бартаны «Две минуты до полуночи» — последняя часть ее проекта «Что, если бы женщины правили миром». В нем в течение 47 минут женское правительство вымышленного государства обсуждает угрозу ядерной войны. Интересно, что помимо актрис (в роли министров) в заседании участвуют настоящие эксперты по оружию, они зачитывают свои доклады и предлагают реальные решения. Также на этой площадке проходят киносеансы, перформансы и детская программа.
uralbiennial.ru
Переосмысления требует и конструктивистское здание Главпочтамта, которому в XXI веке уже не нужно такое большое помещение. Сейчас здесь находится еще одна площадка основного проекта. Инсталляция турецкой художницы Эгемен Демерчи начинается надписью «Во все завтра зпт в которые мы предпочитаем не верить тчк» на фасаде и продолжается в клиентском зале №1. Там, прямо посреди работающего отделения, можно написать и отправить письма в 2121 год. По договору с «Почтой России» их будут хранить все это время, но, безусловно, никто не знает, уцелеет ли почта к этому году.
А в клиентском зале №2 проходит перформанс Мехтап Байду «Камни желаний». Он основан на ритуале курдских женщин: они боялись говорить о своих мыслях и чувствах в кругу семьи и отправлялись к истокам рек и обрывам скал, чтобы загадать там желание. Для этого нужно было забросить камешек на крутую каменную поверхность, чтобы он остался на ней лежать. Мехтап Байду, участвовавшая в этом ритуале в детстве, возрождает его идею. Она получает камни с загаданными желаниями из разных стран, вынимает их из бандеролей, запечатывает сургучем и помещает в витрины, а после биеннале собирается увезти на выставку в Германию. Этот проект (один из немногих) взаимодействует с местными жителями напрямую и у многих вызывает недоумение. Но любопытно, что некоторые сотрудницы почтамта все же прониклись идеей и тоже принесли художнице свои камни.
uralbiennial.ru
Еще одна необычная площадка — Екатеринбургский государственный цирк. Биеннале остановила его работу на 3 недели и до 24 октября превратила действующий манеж в главную перфоративную арену основного проекта. Правда, за это ее обвинили в негуманности по отношению к животным, над которыми издеваются в цирках. Однако миссия проекта как раз и заключается в том, чтобы обнажить проблемы общества, обратить на них внимание и предложить решения. Например, трехчастный медитативный спектакль «Exit from the Gallows» поднимает вопрос распространения насилия как нормы в коллективной памяти. А в перформансе «Реальность слишком реальна» участники исследуют возможности коммуникации с цирком как с пространством, очищенным от исторической зрелищно-увеселительной функции, а еще пытаются экспериментально определить, где и в какой момент возникают и заканчиваются границы дозволенного.
sinara-center.com
Выставка «Обнять и плакать» в галерее «Синара Арт» посвящена различным кризисам, которые переживают художники и кураторы. Это отказ, цензура, выгорание, провал, компромисс, дискоммуникация, тотальная нестабильность условия труда и многие другие проблемы, с которыми на самом деле сталкиваются не только люди искусства. Через обмен опытом куратор Лев Шушаревич стремится создать диалог о том, как можно справляться с этими коллективными проблемами на эмоциональном уровне. Вдохновила его история самой биеннале: в это раз на опен-кол российских художников пришло более 600 заявок, из которых в основной проект одобрили лишь 14 (больше было просто невозможно). Тогда Шушаревич решил создать дополнительную площадку, где остальные художники тоже могли бы высказаться. Он написал отказникам и попросил рассказать о своих переживаниях, а 84 ответивших художника пригласил поучаствовать в проекте. В инсталляции «Реакции» представлены их письма — истории о том, как кто-то расстроился, кто-то почувствовал облегчение, а кто-то устроил биеннале в собственном подъезде.
uralbiennial.ru
Пожалуй, самый пронзительный проект биеннале — арт-резиденция «Звенящий след» Павла Отдельнова. Она находится в поселке Сокол, в полутора часах езды от Екатеринбурга — в этих местах в режиме строгой секретности в советское время разрабатывали российскую атомную программу. Словом «звенеть» называли сигнал, которым счетчик Гейгера оповещал о повышении уровня радиации — иначе почувствовать ее было невозможно. Поэтому в конце 1940-х — начале 1950-х жители Южного Урала даже не подозревали, что рядом создавали ядерное вооружение и сбрасывали высокорадиоактивные отходы в реку Течу, поэтому готовили на этой воде пищу, поливали ею огороды. В 1957 году на станции «Маяк» произошла авария, и радиация разнеслась на десятки расположенных поблизости населенных пунктов. В 21-й комнате заброшенного общежития секретной «Лаборатории Б» (где изучали влияние радиации на живые организмы) Павел Отдельнов на основе опубликованных мемуаров, с помощью фотографий, документов, инсталляций и картин рассказал об этой малоизвестной катастрофе, которая по масштабу почти соразмерна Чернобылю.
uralbiennial.ru
В номинации самый масштабный ленд-арт-проект безоговорочно побеждает «Сад камней» Василия Кононова-Гредина. На стенах и уступах Березовского карьера в Сатке российский художник установил 250 зеркал. Идея использовать отражающие поверхности в современном искусстве, конечно, не нова, уникальной инсталляцию делает именно сложная структура карьера. Зеркала отражают солнечные лучи и освещают участки, которые обычно скрыты в тени, и тем самым создают новый искусственный ландшафт, напоминающий японский сад камней. Так называют площадки из камней, расположенных по правилам дзен-буддизма. Кроме того, в прошлом году, спустя 40 лет, в карьере прекратили добывать магнезит, и теперь он постепенно заполняется водой. Через полтора года она затопит ущелье вместе с инсталляцией. Этот факт несет важный посыл: как бы индустриальный человек ни стремился обуздать природу, она все равно победит.