Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
22 апреля 2022

Что нового о мумиях рассказывают на выставке в Пушкинском музее

Дарья Мартыненко
До 31 мая в Пушкинском музее работает выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Она подводит итоги совместного исследовательского проекта с Курчатовским институтом. Показывают мумии, саркофаги, погребальные маски, фаюмские портреты — всего более 400 предметов из коллекции музея, связанных с древнеегипетским культом загробной жизни. Большинство из экспонатов никогда не покидали запасников, но много открытий совершено и насчет известных предметов коллекции. Изюминка экспозиции — КТ-снимки мумий, на которых основаны исследования, и 3D-реконструкции по их мотивам. Рассказываем, что нового о мумиях и древнеегипетских ритуалах можно узнать во время посещения.

КТ-исследования Курчатовского института

Мумии стали восприниматься как источник знаний о древних египтянах и их погребальных практиках только в начале XIX века (до этого их либо выбрасывали, либо растирали на снадобья в европейских аптеках). Тогда в попытках узнать, что у мумий внутри, их стали изучать единственным доступным способом — разворачивать и тем самым разрушать. Современные рентгеновские технологии решили эту проблему. В 2015 году в национально-исследовательском центре «Курчатовский институт» появилась лаборатория естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях, а через два года совместно с Пушкинским музеем институт запустил проект по изучению древнеегипетских мумий — первое столь масштабное исследование в России.

Отправной точкой стала компьютерная томография — виртуальное «разворачивание» мумии, от ее привычного вида до скелета и внутреннего содержания. Снимки помогли изучить методы пеленания и определить датировку (процесс мумификации менялся в зависимости от эпохи и региона), а также больше узнать о технике извлечения органов и бальзамирования, определить возраст, пол, чем болели и от чего умерли древние египтяне. Наглядно результаты КТ-исследований демонстрируют в мультимедийном зале. В биловиоловском стиле здесь показаны реконструкции облика двух лежащих рядом мумий — женщины и мужчины. Также на тачскринах можно посмотреть на процесс сканирования, изучить объемные снимки еще пяти мумий и почитать об открытиях.

Путаницы и подделки

В Пушкинском музее хранится десять мумий взрослых людей, оказалось, что все они находятся в чужих саркофагах, которые раньше были единственным источником информации о датировке, имени и поле погребенного. Например, в саркофаге жреца Хор-Ха I тыс. до н.э. находилась мумия женщины в идеальном состоянии, скорее всего из знатной семьи — об этом свидетельствует качественная мумификация. А в саркофаге из постоянной экспозиции с именем Ташет, женщины из богатой фиванской семьи III–I в. до н.э., — напротив, мужчина хрупкого сложения, у которого был сыпной тиф и газовая гангрена. Предполагают, что мумий подменяли антиквары в XIX веке — их вкладывали в чужие пустые саркофаги, чтобы продать подороже. На выставке они представлены раздельно, с новыми данными о поле, возрасте и датировке. Зрелище жутковатое и наталкивающее на рассуждения, насколько этично экспонировать мумий и так подробно изучать тела, которые, по представлениям египтян, должны были вечно храниться в гробницах, — ​​этими вопросами задаются и сами кураторы выставки.

Еще в экспозицию вошли семь мумий животных, во время КТ-исследований среди них тоже обнаружили подделки XIX века. Мумия собаки оказалась цилиндрическим объектом с металлическими ушками, а мумия младенца — свертком ткани. Более того, обнаружили фальшивки, созданные еще в древности: мумию в форме ибиса — священной птицы бога Тота, — наполненную останками голубей. В Древнем Египте мумии животных приносились в дар божеству ради исцеления или исполнения желания. Фактически вид останков для жертвоприношения был не так важен, поэтому недобросовестные мастера штамповали фальшивки, продавая их по заоблачным ценам.

Подготовка к загробной жизни

Кроме того, масштабная экспозиция предметов из запасников позволяет подробнее узнать о вере древних египтян в загробную жизнь и тщательной подготовке к ней. Эта идея восходит к мифу о боге Осирисе: он был коварно убит и расчленен на множество частей. Его жена Исида собрала и скрепила тело с помощью длинных бинтов. Оно стало бессмертным, но только в потустороннем мире, владыкой которого Осирис и  стал. Считалось, что каждый египтянин тоже может обрести жизнь после смерти с помощью пеленания и бальзамирования. Однако для перехода нужно было соблюсти множество ритуалов.

Бинты расписывали текстами и иллюстрациями из «Книги мертвых», чтобы помочь умершему миновать все опасности загробного мира. Мумию помещали в гробницу, напоминавшую дом с имитациями необходимых для жизни предметов и фигурками слуг. Особое место занимала статуя покойного. После ритуала «отверзания уст и очей» она становилась его двойником (их называли ка) и словно обретала способность вкушать пищу — интересно, что статуе начинали совершать жертвоприношения еще до смерти человека, сразу после возведения гробницы. Впрочем, позволить себе их могли только представители элиты — царские родственники и приближенные, чиновники, жрецы, состоятельные ремесленники и военные.

На выставке представлены предметы, иллюстрирующие эти ритуалы, а также статуэтки священных животных, надгробные маски и заменившие их в Римскую эпоху фаюмские портреты. Все это в приглушенном свете и таинственной атмосфере, которая хорошо отражает во многом еще загадочную культуру Древнего Египта и подталкивает к философским рассуждениям о смерти и бессмертии.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все