Александр Колмановский: «Если учитель жалуется, что ребенок на уроке невнимателен, значит, ребенку там скучно, и это проблема учителя»
Предоставлено организаторами
— Стоит ли настраивать ребенка на абсолютное лидерство и хорошие оценки?
— Настрой на оценки очень плох для ребенка, так как подменяет внутренний мотив учебы (и любой другой деятельности) с содержательного на конкурентный. Ребенку становится уже не так интересно, что вода при замерзании расширяется (в то время, как остальные тела сужаются), как во что бы то ни стало добиться пятерки. Когда потом по жизни перед таким ребенком встает задача, требующая усилий, но не приносящая немедленной награды, у него не хватает энтузиазма для этих усилий.
Точно так же действует настрой на лидерство. С таким настроем ребенок старается посадить цветок не получше, а побыстрее, чтобы обогнать конкурентов. А ко взрослому возрасту он вообще отучается прислушиваться к себе: какое занятие больше по душе, в чем он органичнее себя чувствует. Лидер невольно нацелен на деятельность, приносящую скорее внешний успех, чем внутреннее удовлетворение.
— Наказывать ли ребенка за плохие оценки и можно ли выстроить границы без наказания?
— В нашей психике есть два «этажа»: животная психика (психологи называют ее натуральной) и высшая, человеческая. Страх наказания, как и любой другой страх, действует на эти этажи очень просто: он отключает высшую психику и запускает натуральную. Чем больше человек боится, тем меньше он соображает. Провинившийся ребенок, как и нашкодивший щенок, забивается под кровать не потому, что думает, что его оттуда не достанут, — он вообще перестает думать.
Вечный вопрос про границы требует более точной формулировки. Чего мы хотим, какого рода «границ»: чтобы ребенок не разговаривал развязно в общественных местах потому, что накажут? Или потому, что ему небезразличны чувства и комфорт окружающих?
— Что делать, если в школе возник конфликт и учителя жалуются на ребенка?
— Смотря на что жалуются. Если учитель жалуется, что ребенок на уроке невнимателен и «считает ворон», значит, ребенку там скучно, и это проблема учителя. Это его ответственность, а не вашего ребенка, это его учительский профессионализм: сделать так, чтобы ребенку было интересно, чтобы он был вовлечен в процесс. Другое дело, что сказать это учителю в лицо бывает очень непросто, тут надо извиваться ужом, извиняться, «… вы простите, что мы так нагружаем вас своим непростым ребенком, но, когда ему скучно, он неизбежно отключается»…
Если же учителя жалуются на плохие отметки или на драчливость вашего ребенка — значит, у него есть какие-то содержательные проблемы. Например, ему трудно дается эта математика. И значит, ему надо помочь, а не требовать, чтобы он «взялся за ум» — он все равно не сможет сам, в одиночку. А за повышенной агрессивностью всегда стоит высокая тревожность ребенка, низкое самопринятие, страх собственной «плохости». И здесь он нуждается в нашей родительской помощи, в повышенном принятии со стороны родителей.
На лекцию Александра Колмановского еще можно успеть записаться здесь.