Все развлечения Москвы
5 важных экспонатов Пушкинского: советуют самые юные экскурсоводы музея
Накануне серьезного марафона экскурсий от Клуба юных искусствоведов Пушкинского — «Я покажу тебе музей» — его молодые участники рассказали для «Афиши» о своих самых любимых произведениях, которые можно встретить в залах Пушкинского. 
Марина Анциперова
29 марта 2019

Антонис ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд, 1638

Это парный портрет, выполненный фламандским художником Антонисом ван Дейком и скрывающий необычную историю. У графини Портленд (слева) был брат Джордж Стюарт, который тайно обвенчался с Катериной Говард (справа). Этот тайный брак вызвал недовольство английского монарха и всей семьи Стюартов, но не графини Портленд. Жестом, которым графиня срывает цветок розы с куста, ван Дейк как раз и показывает, что она принимает жену брата в семью. Между тем из-под рук Катерины выглядывает намечающийся округлый живот — она беременна, но при этом носит корсет, который в те времена был одной из причин высокой смертности при беременности и родах: они искривляли осанку и деформировали внутренние органы, в том числе и репродуктивные. Больше всего корсет любили в XVI веке, когда считалось, что чем уже талия, тем красивее женщина, поэтому их не переставали носить даже во время беременности. Катерине Говард очень повезло — в XVII веке, когда она жила, мода диктовала пышность костюма и обилие драгоценностей, а не непропорционально узкие талии, поэтому корсеты служили в первую очередь основой для ювелирных украшений. Портрет был закончен в 1638 году, а в 1639 году у Катерины и Джорджа родится здоровый сын Чарльз.

Даша Ушакова, 17 лет

 

Микеланджело Буонарроти. Моисей, 1513–1516

Моисей упирается ногами в пол, и это свидетельствует о том, что ему неудобно, он вот-вот встанет перед нами. Локтем правой руки Моисей прижимает к телу скрижали завета — таблички, на которых написаны 10 заповедей. По библейскому сюжету он должен встать и в гневе разбить эти скрижали, но мы их почти не видим, они прикрыты роскошной бородой героя. Для Микеланджело важно показать не библейскую сторону сюжета, а тот образ, который создает Моисей, в котором важную роль играют внутренние движения тела. Художник изображает его не в момент гнева, когда он разбивает эти таблички, и не в тот момент, когда он спокойно сидит на своем месте, а как бы между этими событиями. Если верить Вазари, Микеланджело, закончив работу над своей скульптурой, обратился к ней и сказал: «Ну почему ты еще не говоришь?»

Ксюша Куропятникова, 16 лет

 

Ян Хавикс Стен. Больной старик, 1670-е

На картине Яна Стена «Больной старик» можно увидеть характерные явления для голландской живописи XVII века. Это простой бытовой сюжет, но, на самом деле, у всего этого есть подоплека. Старик в центре картины одет в довольно богатую одежду, он пьет из фарфоровой чашки, скорее всего, дорогой по тем временам чай. Об его богатстве можно также судить по интерьеру комнаты, а также по количеству людей вокруг, которые у сострадают, находятся рядом с ним и ухаживают за ним. Однако важно обратить внимание на то, что ему подносит девушка — это кости. На переднем плане — скорлупа от яиц, а на заднем плане — два человека, очевидно друзья, которые собрались готовить яичницу. О чем это может говорить? Собрав все детали, мы понимаем, что старика обманывают. Ему подносят кости, а люди на заднем плане собираются есть его еду. На самом деле, этот старик окружен людьми, которые живут за его счет и абсолютно глухи к его старости и болезни. Такие сюжеты очень типичны для Голландии и наделены смыслом, который чаще всего можно раскрыть, обратив внимание на детали.

Маша Кайгородова, 17 лет

 

Мартин Дроллинг. Девушка, переводящая рисунок, 1812

Для меня картина — это синтез искусства. Картина настолько медитативна, что напоминает полотна малых голландцев, на которых ты невольно подсматриваешь за чьей-то жизнью. Благодаря теплому охристому колориту жизнь как будто просачивается через полотно, и ты становишься ее невольным наблюдателем. Но еще это картина о женщине-художнице. В XVIII — начале XIX века у женщин появилось намного больше возможностей заниматься искусством, чем раньше, и художниц стало больше, некоторые женщины могли обеспечивать себя, занимаясь живописью. Правда, относились к ним все еще предвзято: в одной книге советов для женщин, написанной в XIX веке, говорится, что рисование и живопись лучше музыки — потому что это тихо и никого не раздражает! Художникам-мужчинам таких советов, конечно, не давали. Может, именно поэтому художник изображает на картине снегиря в клетке — художница как будто заперта в клетке, как и снегирь.

Юля Коржевина, 16 лет

 

Воины с восточного фронтона храма Афины Афайи на о. Эгине, 490–480-е годы до н.э.

Давайте представим, что идет война, вокруг нас ожесточенная схватка: летят стрелы, крики людей, кто-то пытается укрыться от копья, кто-то бьется до последнего. Казалось бы, лица воинов должны быть суровыми и напряженными, ведь они борются за свою жизнь и за свою землю. Но тут на лицах воинов появляется странная улыбка, которая называется «архаической». По мнению историка искусства Бориса Виппера, это все из-за того, что скульпторы в то время еще не умели моделировать щеки и губы, и для них было проще растянуть губы в тонкую улыбку.

Настя Мещерякова, 16 лет