5 спектаклей, ради которых стоит уехать из Москвы

10 ноября 2021
Прямо сейчас в Москве, Казани, Калуге и Нижнем Новгороде проходит проект «Поехали!». 8 резонансных театральных команд, ответственных за развитие партиципаторного и сайт-специфик-театра в России, ездят с гастролями друг к другу и показывают лучшие работы жителям разных городов. По просьбе «Афиши» театральный куратор, директор ЦИМа Елена Ковальская рассказывает, чем примечательны региональные театры и ради каких спектаклей стоит выехать за пределы Москвы.

— Елена Ковальская, директор ЦИМа:

Временное объединение «Хронотоп», Санкт-Петербург — Москва

 

Питер традиционно является центром негосударственного поп-ап-театра. Так называют театры, у которых нет своей площадки, а участники объединяются специально для работы над проектом. После перестройки именно здесь возникали самые небывалые и диковинные перформативные формы — например, театр АХЕ или «Дерево». Визитной карточкой Питера стал физический театр.

Одна из новых классных питерских компаний — Временное объединение «Хронотоп» продюсера Маши Слоевой и режиссера Ильи Мощицкого. Она родилась в 2019 году. Мы пригласили их работу «Ад это я» в Москву, и понеслось. Оказалось, что питерскому независимому театру ездить в Москву легче, чем найти площадку в Питере. А публике ЦИМа хоть какое-то разнообразие — мышление и язык питерских театральных мейкеров очень особенные. Круто, что в ходе проекта «Поехали!» мы сможем показать спектакли «Хронотопа» еще и в регионах.

 

Что смотреть из репертуара «Хронотопа»? Спектакль «Дуб Майкла Крейг Мартина»

Спектакль «Дуб Майкла Крейг Мартина» по пьесе британца Тима Крауча — это инструкция по манипуляции зрителями — и разоблачению манипуляции. Режиссер Илья Мощицкий выходит на сцену и приглашает к участию одного зрителя, а дальше манипулирует своим артистом. В обычном драмтеатре режиссер тоже манипулирует актером, но Мощицкий делает это открытым приемом. Для зрителей эта манипуляция становится явной.

 

Читать далее:

 

Против убаюкивающего, усыпляющего драматического театра когда-то выступал Бертольт Брехт, мол: «Сколько можно видеть в театре дивные сны? Давайте проснемся наконец!» Мне кажется, этот спектакль — наследник брехтовской традиции. Мощицкий показывает: вот я, режиссер. Посмотрите, как я манипулирую этим чуваком, манипулирую зрителями, — управляю, провоцирую, говорю вам дикие вещи и показываю невозможные картины. Посмотрите, как этот парень играет на воображаемом рояле. Ему кажется, что он играет, и вам кажется, что он играет. В этом магия театра, но это, черт подери, манипуляция!

 

С одной стороны, спектакль «Дуб…» — это аттракцион: мы видим, как создается иллюзия, втягиваемся в нее и видим, как на наших глазах ее разрушают и снова создают. Думаю, этот спектакль делает нас чувствительнее к манипуляциям, которые применяют к нам близкие, общество, власть.

Центр Театрального Мастерства, Нижний Новгород

 

ЦТМ — это площадка, на которой молодые режиссеры, «надежда русского театра», ставят отвязные современные пьесы. Когда-нибудь они возглавят дома с колоннами и остепенятся — а пока ищут темы и язык, чтобы выразить свое время и себя. 

Так было на протяжении всех пяти лет существования этой площадки. Она — площадка-побратим Центра имени Мейерхольда: наши магистранты, ученики Виктора Рыжакова, ездили в Нижний на лаборатории, и нижегородские зрители голосовали ногами и рублем за лучшие из их работ, потом они становились спектаклями этого театра. Словом, это классный малобюджетный и рисковый театр на основе отличных современных текстов.

 

Что смотреть из репертуара ЦТМ? Спектакль «Сосед»

«Сосед» — якобы простая и магнетическая пьеса Павла Пряжко, энигматичного гения из Минска. Два человека встречаются на даче и говорят через забор: молодой только приехал, пожилой уже занят своими делами. Слово за слово — и молодой стрижет старого машинкой. В этом разговоре двух людей — поэзия и сложность обыденной жизни. За простым разговором стоят сложные темы — отцы и дети, власть и подчинение, — разное. Модель человеческих коммуникаций — безо всякой дидактики и широких обобщений.

 

Читать далее:

Режиссер Евгений Маленчев учился в магистратуре ЦИМа и Школы-студии МХАТ у Виктора Рыжакова. Это один из самых требовательных и неспокойных молодых режиссеров — он делает театр, которому есть дело до зрителей, до людей, у него к миру много вопросов, и он приглашает зрителя в свое исследование.

 

Маленчев разыграл пьесу Пряжко как музыкальное произведение. Четыре артиста импровизируют на тему взаимоотношений двух мужчин. Спектакль тщательно выстроен, но в то же время есть ощущение, что это джаз. Музыка Кирилла Широкова как будто бы подсказывает, как воспринимать этот спектакль. Виолончель настраивает наше ухо так, чтобы слышать человеческую речь как композицию. Спектакль дает нам ключ и метод к познанию собственной обыденности.

Pro Art’s, Калуга

 

Pro Art’s приезжает в ЦИМ впервые. Инициатор заварушки, которая совершалась несколько лет назад в Калуге, — режиссер Константин Солдатов, наш боевой товарищ, он учился в «Школе театрального лидера» и показал там характер. Вместе с ним в Калуге начались интересные процессы — театральная программа на маленькой и крутой площадке Pro Art’s, фестиваль «Новые люди». Сейчас он поехал дальше, баламутить якутский город Мирный. А мы пожинаем плоды и показываем их в других городах.

 

Что смотреть из репертуара Pro Art’s? Спектакль «Калуга. Театральная»

Театральная — это улица в Калуге, которая ведет к Драме, театру с колоннами. А на самой этой старинной пешеходной улице стоит Pro Art’s — галерея современного искусства, маленькая театральная площадка, ресторан и кофейня, где делают лучшую в городе воронку.

 

Читать далее:

Место, где все это располагается, в старину было жилым домом. Его последняя жилица — одна из героинь рассказа стендап-комика Александра Забродина. Ее история как раз легла в основу спектакля-променада по Театральной улице, где на месте экскурсовода стендап-комик. Наша речь — натуральный документ, слепок ситуации, среды, атмосферы. Забродин отлил прогулку в тексте — и воспроизводит ее в прогулке по Калуге.

MOÑ, Казань

 

8 лет назад в Казани возник фонд «Живой город». Благодаря им я — и многие другие —  увидели Казань живым городом. Я много ездила туда как зритель, как куратор, как критик и всякий раз наблюдала, как город выражает себя в театральных акциях, а театр — в городской среде. Однажды фонд открыл площадку «Угол», мигом ставшую завсегдатаем номинации «Эксперимент» на «Золотой маске». Туда съезжались режиссеры-экспериментаторы со всей страны, и я спрашивала у Инны Ярковой, директора фонда: «Когда современный театр начнут делать казанцы?» И она говорила: «Сначала создадим среду». И вот соткалась среда, в ней проявились оригинальные художники, а год назад открылась новая площадка побольше — MOÑ в Национальной библиотеке.

 

Слово MOÑ обозначает все и ничто — голос татарской души, мелодия, грусть, тоска по несбывшемуся, стремление к недосягаемому. Площадка поставила перед собой задачу соединить поиски универсального языка современного театра, которые вел «Угол», и поиски современного татарского театра, который бурит вглубь культуры — в досоветские, доисламские ее пласты, — им занимается творческое объединение «Алиф».

 

Что смотреть из репертуара MOÑ? Спектакль «Мон»

Спектакль «Мон» возник из задачи соединить в одном спектакле два языка — русский и татарский — вне иерархий и вне перевода с одного на другой. Драматург Вячеслав Дурненков и режиссер Борис Павлович решали ее вместе с артистами. А это непривычная ситуация, так как русский по умолчанию имеет преимущества, когда в компанию татар входит русский — все переходят на русский.

 

Читать далее:

Спектакль преодолевает иерархии через ситуацию: нужно спеть рок-композицию на татарском. И в финале она звучит. Это то, чем в принципе должен заниматься современный театр: создавать опыт, невозможный в реальности.

 

Что еще посмотреть: «5 mm/h». Группа «Театр. Акт» — это Родион Сабиров и Ангелина Мигранова. На своей маленькой и очень приятной площадке в Адмиралтейской слободе ставят Вырыпаева. Не менее интересно, чем сам Вырыпаев. Также они часто участвуют в лабораториях. В одной из казанских лабораторий современной пьесы родился спектакль «5 mm/h» по пьесе Дины Сафиной. Он приезжал в Москву на «Золотую маску» и взял приз за лучшую пьесу. Это минималистичная работа, где два человека существуют на сцене в молчании, но мы слышим их диалог. Артисты отделены от своих голосов и нераздельны с ними. Их существование отделено от текста — и соединяется с ним в нашем сознании, поскольку сознание наше не терпит недомолвок. Тем временем в тексте постепенно, не спеша накрыть нас, раскрывается драма этих двоих. И в итоге накрывает. Такой простой сложный театр.

 

Посмотреть эти и другие спектакли независимых театров можно до 2 декабря на фестивале «Поехали», организованном при поддержке Фонда президентских грантов. Показы проходят в ЦИМе и еще на четырех площадках в Казани, Калуге и Нижнем Новгороде.

 

 

 

  • Спектакль
    Дуб Майкла Крейг Мартина
    Режиссер и один из зрителей создают спектакль с нуля
  • Спектакль
    Сосед
    Разговор без начала и конца по пьесе Павла Пряжко
  • Спектакль
    Калуга. Театральная
    Спектакль-сторителлинг про Калугу
  • Спектакль
    Мон
    Лирическая комедия про отношения внутри одной отдельно взятой музыкальной группы
  • Спектакль
    5mm/h
    Медитативная история о мимолетности бытия
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
7 хороших музейных квестов для детей
7
хороших музейных квестов для детей
7 хороших музейных квестов для детей
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов