В этом году художник из Иркутска громко прозвучал в Москве, сначала на персональной выставке «Я думаю, эта любовь продлится вечность», основанной на бурятской сказке «Ангарские бусы» и посвященной принятию своей теневой стороны.
Затем на выставке «Нити» фонда RuArts, на которой его работы висели на одной стене с вещами Тимура Новикова. А затем на ярмарке молодого искусства Blazar, где кружевные объекты автора представляла галерея Flor et Lavr. Как говорит сам автор, в Иркутске в 2024 году он пожил всего 4 месяца, остальное время участвуя в разных выставках и четырех резиденциях: от Нижнего Новгорода до Ленинградской области. Проект «Я думаю, эта любовь продлится вечность», с которым художник подавался на сибирскую премию, взял свое начало именно в Красноярске, на биеннале «Авенисеесинева». Таким образом, будучи впервые показанным в Москве, проект вернулся обратно, на выставку победителей премии Scan, на которой художник был отмечен премией «Открытие года».
Для красноярской художницы Элины Гусаровой 2024 год оказался стартовым и сразу же очень продуктивным. Девять лет фотосъемки удалось собрать в авторскую книгу «Эос», раскрывающую магическую сторону ландшафта знаменитого природного явления Красноярска — заповедника «Столбы». Эос — древнегреческая богиня зари, вестница прихода света и ухода тьмы. Через документацию жизни в «Столбах» художница дает зрителю возможность увидеть изнанку популярного туристического места. Книга стала «Произведением года» по версии Scan awards. Фотографии, вошедшие в сборник, можно было увидеть и купить на Первой сибирской ярмарке современного искусства Scan. Работы, как и сама книга, продавались также на московском маркете Win-Win. Сейчас Гусарова готовит следующую серию «Город Солнца», в которой исследует геокультурный ландшафт Колымы, где жили три поколения еe семьи. Специально для этого художница отправилась в экспедицию в город Магадан, посетила несколько заброшенных лагерей ГУЛАГа, живые поселки и невероятные природные локации.
Красноярский художник использует широкий спектр медиа (живопись, графика, инсталляции, фотография, видео, перформанс), фокусируясь на личных и социально-политических темах, проблемах функционирования культуры и художественного сообщества. Для выставки «Быть здесь» в подмосковном Мещерино Даня создал объекты из ткани и природных материалов в качестве символического представления субъектного проявления природы. Его графику, скульптуры и инсталляции можно было найти на коллективных выставках «Метаморфозы реальности» в галерее Arbuzz, «Меланхолия» в Тюмени, гаражной выставке «Гараж:Гараж» и масштабной — «Стрит-арт столицы» с секцией работ сибирских авторов. Кроме того, выпускник Института современного искусства им. Бакштейна заявил о себе на нескольких арт-ярмарках. Сначала с Сообществом современных сибирских художников под кураторством Полины Слепенковой участвовал в петербургской ярмарке PAF, затем в Первой сибирской Scan Fair, а после и в московской blazar. Сам художник говорит, что отдельный пункт в его практике занимают проблемы функционирования художественного сообщества, включая эйджизм в опен-коллах, отток людей из регионов и вопросы солидарности и коммуникаций.
В 2024-м у Татьяны Селиверстовой прошли две персональные выставки, проект «Раздевалка» в галерее «Артэтаж» и выставка «Тело» в галерее «Арка», обе во Владивостоке. Художницу интересует диалог города и человека, например, рассматривая пляж как «общее место» в серии «Раздевалка», художница размышляет об освобождении человека от социального груза. Работы про это неотъемлемое и универсальное для Владивостока место включают девять собранных в соцсетях реальных историй, которые произошли с людьми на пляже. Помимо графики художница работает и с паблик-артом, так для выставки в «Артэтаже» был создан объект-раздевалка в натуральную величину, который позже был установлен на одном из пляжей города. Художница приняла участие в Первой сибирской ярмарке Scan fair и получила премию «Произведение года», а сейчас готовится к новым проектам.
Проект «Долевая нить», отмеченный как произведение года на Scan Awards, стал одним из ключевых для новосибирской художницы в 2024 году. В нем она переосмысляет образы советского прошлого и историю своей семьи, которая была депортирована из Молдовы в Сибирь в советские годы. В проекте используются вещи и ткани, доставшиеся художнице от мамы и бабушки. На них она печатает фото из личного архива и создает из тканей коллажи, добавляя памятные предметы. Так Болдырева раскрывает тему замалчивания событий и дробления семей, что находит отражение в судьбах нескольких поколений. В ближайшее время художница планирует создать 25 работ — овалов и тканевых панно, а также сделать фотокнигу, в которой будут документальные фотографии из Молдовы и Сибири, архивы, рисунки, тексты и постановочные фото.