Все развлеченияМосквы

5 новых российских сериалов, которые стоит ждать

В Омске закончился 6-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение», на котором было показано несколько пилотов новых отечественных сериалов. По результатам зрительского голосования победили «Мертвое озеро» и «257 причин, чтобы жить». «Афиша» рассказывает об этих, а также о других главных сериальных премьерах.
2 октября 2018, Евгений Ткачёв

«Мертвое озеро»

Буднично попытавшись покончить с собой следователь Максим Покровский (Евгений Цыганов) после звонка по работе встает из ванны со вскрытыми венами и летит на север — в заполярный город Чангадан, где было совершено ритуальное убийство. На берегу с зашитым ртом, монетами на глазах и ягодой в яремной ямке была найдена дочка (Анна Александрова) олигарха и долларового миллиардера Кобрица (Андрей Смоляков), которому принадлежит градообразующее предприятие. Местные полицейские, как водится, в растерянности и не пылают энтузиазмом (помимо героя Павла Табакова), поэтому готовы свалить это жертвоприношение на какого-нибудь шамана из коренного и малочисленного (всего 546 человек) населения эскимосов. Однако, несмотря на то, что подозреваемый быстро находится (и также быстро оказывается застрелен), донимаемый галлюцинациями Покровский не спешит домой, так как чувствует в этом деле подвох.

Как наверняка отметят просвещенные кинокритики, по завязке «Мертвое озеро» похоже на старый «Твин Пикс», потому что на новый «Твин Пикс» не похоже ничего (кроме разве что «Мэнди»). Убитая девушка, убитый горем отец, улика-кулон — такие штуки в детективных историях мы видели миллион раз (в том числе в «Седьмой руне», пару лет назад тоже показанной на «Движении»). Однако сериал Романа Прыгунова («Духless»), во-первых, выглядит поприличнее «Руны», во-вторых, не пытается заново изобрести велосипед, а скорее стремится заворожить зрителей колоритным сеттингом — и не менее колоритными персонажами. За кадром надрывается варган, камера неспешно облетает северные пейзажи, в какой-то момент в роли библиотекарей (и сросшихся сиамских близняшек) появляются сестры Кутеповы. Это прекрасно — но иной раз от всей этой заполярной хтони у авторов начинают отказывать тормоза (впрочем, они почему-то отказывают у всех, когда дело доходит до заполярной тоски, — см., например, новый триллер Джереми Солнье «Придержи тьму»).

В итоге зачарованные места с придурью, как кислота, разъедают сюжет — а пилотная серия «Мертвого озера» запоминается не столько сюжетом, сколько атмосферой и разными характерными деталями: в частности, тем, что герой Цыганова, как Киану Ривз в «Профессионале», ходит по северу в одном пальтишке (хотя местные настоятельно рекомендуют ему утеплиться) и дружит с понимающей женщиной с ресепшена (Александра Ребенок). Таким же сюжетным разгильдяйством, к слову, запомнился и первый сезон «Настоящего детектива» — но там еще были классные персонажи и крутые диалоги. Какой Раст Коул получится из Цыганова — покажет время. А сам сериал покажут на телеканале ТВ-3.

 

«4:59»

Пару лет назад дочь Лидии (Оксана Фандера) покончила жизнь самоубийством — и теперь женщина пытается прийти в себя в Центре психологической помощи. На одном из поддерживающих сеансов она узнает, что группа смерти «3:59», в которой состояла ее дочь, превратилась в сайт «4:59» и там продолжают склонять детей к суициду (как сообщают начальные титры, «4:59» — это время, когда подросток должен проснуться и выполнить одно из заданий, цель которого — смерть).

С помощью IT-специалиста Глеба (Владимир Мишуков) Лидия регистрируется на сайте, в то время как параллельно развивается драма в семье героини Виктории Толстогановой: женщина думает, что помощь нужна ее сыну-бунтарю, а оказывается — дочери Ксюше (Ксения Щербакова). Та лишилась девственности со школьным красавчиком, получила венерическое заболевание, об этом узнали другие ученики — и теперь попавшая под психологический прессинг девушка готова с минуты на минуту расстаться с жизнью. Для этого она идет на крышу.

Дальше события развиваются совсем как в дебютной короткометражке Семена Трескунова «На краю». Только там героиню от прыжка отговорил один сердобольный парень, а тут какой-то мутный тип — не удивимся, если он в конченом счете окажется как-то причастен к группам смерти. В остальном — остросоциальный и злободневный пилот Ангелины Никоновой («Портрет в сумерках», «Велкам хом»), снятый для онлайн-сервиса Start по мотивам статьи о «Синих китах» и группах смерти, берет прежде всего актуальностью, но не изяществом исполнения.

«4:59» — довольно грубо и безыскусно написанная семейная драма вперемешку с детективом. Герои существуют будто бы в параллельной реальности (в интернете они пользуются поисковиком «Бинокль» и другими несуществующими соцсетями), а их надломленность передается через рисунки на стене и бумаге — впрочем, несложно догадаться, что с девочкой что-то не так, раз она рисует самоубийство. Группы смерти, безусловно, благодатная почва для серьезного разговора на животрепещущую тему, но пока в «4:59» он только намечен, а сам сериал — сыроват.

 

«257 причин, чтобы жить»

Один из самых обаятельных пилотов, показанных на «Движении». Это история про Женю Коврову (Полина Максимова), которая вылечилась от онкологии (уверенная ремиссия), но у нее не было времени этому порадоваться. Ее парень оказался редкостным мудаком, который изменял Жене с ее лечащим врачом, а сестра-инстаграмщица (Дарья Руденок) — не меньшей стервой: она наживалась на благотворительных сборах в пользу Жени. На работе женщине тоже не очень рады: ее глупые коллеги думают, что рак заразен, а босс-сексист (Роман Маякин) настаивает на том, чтобы Женя купила себе парик, так как лысая женщина пугает мужчин. То есть, выбравшись из одного ада, героиня сразу же попадает в другой, но решает не вешать нос и взять судьбу в свои руки: а именно исполнить 257 желаний, список из которых она составила на случай, если выздоровеет.

Правильный кастинг — половина успеха такого проекта. А Полина Максимова, у которой, кажется, наметился карьерный ренессанс (на закрытии фестиваля также показали еще один фильм с ее участием — приятную мелодраму «Без меня»), здесь абсолютно на своем месте. Ее героиня в идеальных пропорциях сочетает комизм и трагизм: спустя пару минут уже переживаешь за нее, как родную. Сам пилот тоже не дает перевести дух: «257 причин» — это драматургические качели, от которых перехватывает дыхание (хотя моменты, когда героиня Максимовой рушит «четвертую стену», выглядят немного лишними). Единственный вопрос, который возникает после просмотра, это то, как создатели сериала собираются его продолжать: пилотная серия выглядит законченной историей, да и вообще «257 причин» лучше бы смотрелись в форме полнометражного фильма, нежели сериала. Нет уверенности, что его драматургического запала хватит на большое количество серий.

 

«Обычная женщина»

Вслед за «Озабоченными, или Любовь зла» Борис Хлебников («Аритмия») снимает новый сериал — «Обычная женщина», но уже не для ТНТ, а для ТВ-3. В главной роли — Анна Михалкова, с которой Хлебников работал в «Сумасшедшей помощи» и «Пока ночь не разлучит». Тут она играет успешную женщину Марину Сергеевну, у которой есть цветочный бизнес, муж-хирург (Евгений Гришковец), старшая и младшая дочь, а также еще один ребенок на подходе. Однако, несмотря на видимое благополучие, счастье семьи Марины Сергеевны трещит по швам: муж изменяет ей с другой, одна дочь прогуливает институт и приторговывает наркотиками, другая — не хочет, чтобы в семье появилось пополнение. Да и сама Марина Сергеевна не так проста, как кажется на первый взгляд: на самом деле она жесткая и властная сутенерша. Но вскоре ее истинный бизнес оказывается под угрозой: сначала проверенная сотрудница Света (Аглая Тарасова) приведет ей новенькую (Александра Бортич), а потом Свету кто-то убьет — и Марине Сергеевне срочно придется избавляться от трупа.

Бизнес по продаже услуг проституток отсылает нас к «Двойке», главная героиня — к сериалу «Косяки», а адреналиновая драматургия — к «Во все тяжкие». Историю про то, как антигерой (или антигероиня) каждую секунду должен выпутываться из сложнейших обстоятельств, придумал не «Breaking Bad» (до него был «Декстер» и не только), но именно он довел эту формулу до совершенства: не зря ведь сериал Винса Гиллигана считается одним из величайших на планете. «Обычная женщина» наследует его подход — но в отличие от Уолтера Уайта Марина Сергеевна пока не выглядит женщиной, загнанной судьбой в угол и вынужденной из-за непреодолимых обстоятельств пуститься во все тяжкие, поэтому к ней испытываешь чуть меньше эмпатии. Это история не о том, как человек открывает в себе адские бездны, — а о том, какие демоны могут прятаться за фасадом благопристойности. «С виду обычная женщина, даже не скажешь, что она сутенерша», — замечает героиня Александры Бортич. Именно на этом разрыве шаблона преимущественно строится пилот сериала, но удастся ли ему по-настоящему перевернуть игру — пока неизвестно. Но то, что он мертвой хваткой держит в напряжении, — факт.

 

«Звоните ДиКаприо!»

Сериал Жоры Крыжовникова («Горько!», «Самый лучший день») — это водородная бомба, которая (вслед за «Бонусом» и «Домашним арестом») бабахнет на онлайн-сервисе ТНТ-Premiere 20 октября.

На «Движении» были показаны первые три серии, но уже сейчас можно сказать, что это что-то грандиозное. Это стопроцентно авторское кино — и, пожалуй, лучшее, что Крыжовников снял на сегодняшний день. Это история двух братьев: Егора (Александр Петров) и Льва (Андрей Бурковский). Один успешный сериальный и киноактер (звезда медицинских драм и карикатурного боевика «Сирийский песок»), другой — неудачник, вынужденный работать на канале «Муравей ТВ» в роли ведущего строительной передачи (как Тим Аллен в сериале «Большой ремонт»). У одного нет отбоя от женщин, у другого — глубоко беременная сварливая жена (Юлия Александрова) и две маленькие дочки. Однако вскоре все изменится: Егор узнает, что у него ВИЧ, — и его привычный мир посыплется, как карточный домик, а у Льва, наоборот, все будет налаживаться. То есть чем лучше дела становятся у одного брата, тем хуже — у другого.

«Звоните ДиКаприо!» снят в фирменной крыжовниковской документальной манере с резкими монтажными склейками, моду на которые ввел «нувельваг». У Годара порой они проглатывали целые куски сюжета. Крыжовников в этом смысле не столь радикален, зато радикален в другом: он впускает в сериал настоящую жизнь. В «Звоните ДиКаприо!» есть сцены, которые вроде бы не несут никакой сюжетной и драматургической нагрузки (как, например, сцена подметания пола в третьем сезоне «Твин Пикса»), зато за счет них сериал становится похож на мощный суррогат реальности, который выходит за пределы привычного кинематографа.

Петров хорош (это, быть может, одна из лучших его драматических ролей на сегодняшний день), но также прекрасен и Андрей Бурковский, у которого не менее сложная роль — и он с ней справляется крайне ловко. То же самое можно сказать про напарницу Петрова по «Закону каменных джунглей» Юлию Хлынину и жену режиссера — Юлию Александрову. Вообще, у сериала отличный актерский ансамбль — и такой же крутой сценарий (его, разумеется, не могли не наградить на «Движении»). Сила этого сценария в жанровой неопределенности: это комедия, переходящая в драму, затем в трагедию, а затем снова в комедию. Это эмоциональные американские горки, которые выводят из зоны комфорта — и от которых штормит. Это один из лучших, а возможно, самый лучший русский фильм этого года.