Все развлечения Москвы

10 лучших аниме-сериалов от главного редактора «КГ-Портала» Михаила Судакова

Здравствуйте, товарищи! Меня зовут Михаил Судаков, я главный редактор сайта «КГ-Портал» (он же — Kino-Govno.com), сооснователь «Критиканства», главред сайта про ретроигры «Идеальный пиксель» и бывший сотрудник культового журнала Game.EXE. Мне уже 40 лет, но я по-прежнему смотрю аниме и даже немного помогаю ему пробиться на большие экраны в России. Видимо, поэтому «Афиша» попросила меня рассказать про свои любимые аниме-сериалы — безотносительно их известности, культовости и значения для индустрии. Потому что «Евангелион», «Сейлор Мун», «Покемонов» и «Тетрадь смерти» знают все, а куда более замечательные «Настоящие слезы», «Ханаан», «Нану» и «Код Гиасс» — только анимешники со стажем. Эту ситуацию, конечно, надо исправлять, чем я сейчас и займусь.
10 октября 2018

«Настоящие слезы»/«True Tears» (2008)

Трогательная и сказочно красивая школьная романтика

«Настоящие слезы», как нетрудно догадаться по названию, — это в первую очередь драма. А еще точнее — школьная романтика про «любовный пятиугольник»: трех девушек, двух парней, первую любовь, первое разбитое сердце и первые настоящие слезы. Если вы где-нибудь слышали термин «гаремник», то не извольте беспокоиться — это не он. Во-первых, так красиво и филигранно их обычно не снимают. Во-вторых, претенденток на сердце главного героя здесь все-таки маловато — для полного соответствия жанру нужен хотя бы пяток воздыхательниц.

Именно с «Настоящих слез» началось восхождение к славе величайшей студии P.A. Works, которая недавно выпустила шикарную полнометражку «Укрась прощальное утро цветами обещания», попавшую в российский прокат. Раньше P.A. помогала более именитым компаниям со всякой там промежуточной анимацией, а потом и сама стала именитой — 20 самостоятельных сериальных работ, большинство из которых публика встречала с неизменным восторгом, говорят сами за себя.

 

«Нана»/«Nana» (2006–2007)

Сериал с тоннами качественной драмы и бесподобным саундтреком

Две девушки по имени Нана встречаются в поезде, следующем в Токио. Одна едет к своему парню, другая хочет стать известной певицей. Одна легкомысленная болтушка, другая суровая рокерша. Но обеих в японской столице ждет тысяча событий и миллион переживаний — как бытовых, так и сердечных.

«Нана» — сериал настолько жизненный, что если заменить место действия на какой-нибудь Лос-Анджелес, имена — на американские, а потом переснять все на пленку с живыми актерами, то черта с два вы догадаетесь, что в основе этой истории лежит безумно популярная и до сих пор, увы, не законченная манга японки Ай Ядзавы. В «Нане» добрых 47 эпизодов, под завязку забитых драмой, романтикой, юмором и... музыкой!

Да, местный саундтрек — это, простите за каламбур, отдельная песня. Что «опенинги» (они звучат в начале каждого эпизода), что «эндинги» (в конце), что инструментальные композиции, играющие на протяжении всего сериала, — все это можно смело добавлять в свой плейлист и переслушивать часами, днями и годами. И если вы попадете в компанию поклонников «Наны», то вряд ли отделаетесь от вечно актуального вопроса: «Ты за Blast или за Trapnest?»

 

«Белая коробка»/«Shirobako» (2014–2015)

Веселое и преимущественно реалистичное аниме про создание аниме

Удивительно, что до «Белой коробки» никто толком не пытался снять аниме про, собственно говоря, создание аниме. Какие-то потуги имели место, но только здесь процесс вымучивания одного сериала показан достаточно увлекательно, весело и при этом правдоподобно, чтобы породить десятки клонов — то про работу сэйю, то про геймдев, то еще про что-нибудь эдакое. Само собой, создателям пришлось пойти на некоторые допущения — так, в местной студии Musashino Animation работают преимущественно няшные девочки, аниматор и дизайнер персонажей ходит в костюме готической Лолиты, а главная героиня общается с двумя воображаемыми друзьями-игрушками.

Все остальное — суровая правда жизни: и бесконечные срывы дедлайнов, и лажа от подрядчиков, и сложные переговоры с борзыми агентами, и миллион других мелочей, из-за которых одни сериалы кормят зрителей рекапами вместо нормальных эпизодов, у других чудовищно падает качество, а третьи, возможно, вообще не выходят в свет. Этот, слава богу, вышел.

 

«Код Гиасс: Восставший Лелуш»/«Code Geass: Hangyaku no Lelouch» (2006-2008)

Битва умов и антропоморфных боевых машин на фоне геноцида японцев

Лелуш — обычный японский школьник, даром что гениален не по годам, родом из королевской семьи и вообще британец. А его папаша-император умудрился завоевать добрую половину мира, в том числе и Японию, которая нынче именуется Зоной 11. Теперь несчастных потомков самураев презрительно называют «одиннадцатыми», всячески унижают и геноцидят. Из-за этого в Зоне 11 крепнет сопротивление, которое в итоге и возглавляет Лелуш, у которого с отцом свои счеты.

«Код Гиасс» — это, если в двух словах, как «Тетрадь смерти», только лучше. Загибайте пальцы: гениальный главный герой, планирующий свои действия на несколько шагов вперед, но вынужденный сочетать учебу со спасением мира, постоянная битва умов, куча неожиданных сюжетных поворотов и извечный вопрос «Оправдывает ли цель средства?» во главе угла. Вот только в «Коде Гиассе» есть еще сражения на антропоморфных боевых машинах и напрочь отсутствует идиотский финальный цикл, сильно испортивший «Тетрадку». В общем, как принято говорить в анимешных кругах: «All hail Lelouch!»

 

«Канон»/«Kanon» (2006–2007)

Бронебойная смесь мистики, романтики и драмы

Японцы — люди настолько загадочные, что умудряются не только разводить пошлость и разврат на ровном месте, но и совершать прямо противоположные метаморфозы. К примеру, эротическая визуальная новелла «Канон», вышедшая на PC в 1999 году, рассказывала про ученика средней школы, который возвращается в город, где он был семь лет назад, но ничего толком о нем не помнит. Там бойкий юноша налаживает контакты со старыми и новыми подружками и по возможности доводит отношения с ними до того самого победного конца, о которым вы вряд ли сможете рассказать своей маме.

Вышедший спустя три года аниме-сериал сохранил интригующий сюжет первоисточника (амнезия, мистика, демоны, разумные лисицы — вот это все), но от эротики решительно отказался, что пошло ему лишь на пользу. А в 2006-м уже другая студия, Kyoto Animation, выпустила еще одну экранизацию — в два раза длиннее, в пять раз красивее и в десять раз трогательнее. Если вы хотите познакомиться с работами великого сценариста и слезовыжимателя Дзюна Маэды, то начать лучше всего именно с «Канона».

 

«Меланхолия Харухи Судзумии»/«Suzumiya Haruhi no yûutsu» (2006–2009)

Легендарный сериал, давно растащенный на мемы и вирусные видео

Харухи Судзумия — одна из самых известных героинь в мире аниме. Девушка со вздорным характером, плюющая на общественную мораль и не интересующаяся «обычными людьми» (если вы не пришелец, гость из будущего или еще какой-нибудь экстрасенс — проходите мимо), стала предметом бесконечного обожания фанатов и безмерного раздражения со стороны хейтеров. А также — объектом всевозможных мемов, шутеек, пародий, подражаний и далее по списку. В общем, если вы ни разу не слышали про Судзумию — скорее всего, из аниме вам знакомы только мультфильмы Хаяо Миядзаки. Да и то не факт.

«Меланхолия Харухи Судзумии» начинается с того, что главные герои отсматривают снятый ими любительский фильм про девочку-волшебницу. Эпизод изобилует типичными ошибками непрофессионалов — расфокусировкой камеры, черными полосами по краям, видеошумами, болтовней за кадром, запоротыми дублями и так далее, и тому подобное. Экспериментально начавшись, сериал и дальше продолжает издеваться над зрителем, тасуя эпизоды в произвольном порядке, многое не договаривая и заставляя постоянно строить предположения, что за чертовщина происходит вокруг Судзумии.

Второй сезон, после многочисленных переносов вышедший три года спустя практически без анонса (в рамках якобы повторного показа оригинального сериала), фанатов в целом разочаровал, но зато традицию издевательства над ними довел до абсолюта, выдав цикл «Бесконечная восьмерка», состоящий из восьми (!) практически одинаковых эпизодов. Удивительно, но после выхода на видеоносителях японцы даже эту радость раскупили с достойным лучшего применения энтузиазмом. В любом случае первый сезон и по сей день остается вполне себе образцом для подражания во всем том, что касается интриги, вирусности и культовости.

 

«Кланнад: Продолжение истории»/«Clannad After Story» (2008–2009)

Редкая для аниме история уже сложившейся пары с примесью мистики

Второй сезона «Кланнада» — это не только сериал, в котором Дзюн Маэда развернулся во всю свою молодецкую удаль, ближе к концу повествования заставляя рыдать едва ли не над каждым вторым эпизодом и при этом озадаченно чесать затылок, пытаясь понять, что тут, черт побери, вообще происходит. Это еще и редкий сиквел, который на голову превосходит и без того неплохой оригинал.

Оказывается, для такого подвига нужно было всего ничего: рассказывать не о первой влюбленности, а об отношениях уже сложившейся пары, использовать сверхъестественные элементы лишь как фон для раскрытия персонажей, ну и представить публике Усио — самого очаровательного ребенка за все время существования кинематографа. Серьезно, обязательный показ «Продолжения истории» по федеральным каналам улучшил бы демографию любой страны безо всяких там материнских капиталов, потому что при взгляде на эту девочку даже самая распоследняя чайлдфри-семья расплачется от умиления и побежит покупать детскую одежду.

Единственный псевдонедостаток «Продолжения истории» состоит в том, что для более глубокого погружения в сюжет хорошо бы все-таки посмотреть и первый «Кланнад». Не самое, скажем так, невыполнимое условие.

 

«Ханаан»/«Canaan» (2009)

Зубодробительный боевик со сложным сюжетом и синестетом в главной роли

Молодая девушка Мария Осава в качестве фотокорреспондента прибывает в славный город Шанхай, дабы осветить готовящуюся мировую антитеррористическую конференцию. Не проходит и нескольких часов, как Мария оказывается в самом центре череды безумных событий, завязанных на терроризме, биологическом оружии и синестезии.

Экранизация бонусной арки визуального романа «428: Shibuya Scramble» и по совместительству второй самостоятельной работы P.A. Works отметилась несколькими вещами: мозговыносящими экшен-сценами, которые в аниме нечасто встретишь даже сейчас, трогательными отношениями двух главных героинь (титульную, по имени Ханаан, озвучивает лучшая сэйю современности Миюки Савасиро) и закрученным сюжетом, который оказался не по зубам многим критикам и зрителям. Но если вам по нраву боевики, где над некоторыми событиями приходится рассуждать дольше трех секунд, то «Ханаан» — самое оно.

 

«Белый альбом»/«White Album» (2009)

Взрослая история про отношения, в том числе и в музыкальной индустрии

Еще одна визуальная новелла пикантного (местами) содержания, превратившаяся в аниме-сериал, который не стыдно смотреть при посторонних. Нет, «Белый альбом» — произведение вполне взрослое: действие происходит в мире музыки, две главные героини — японские «айдолы», а главный герой — мечущийся юноша, который спит практически со всеми встречными девушками подряд (редкое для аниме явление) и никак не может определиться, кого же на самом деле любит (а это уже как раз норма).

На самом деле, хоть протагонист и сказочный идиот, которого постоянно хочется огреть чем-нибудь увесистым, «Белый альбом» умудряется быть одновременно и романтичным, и драматичным, и трогательным. Одна из влюбленных в главного балбеса девушек, Рина Огата, — вообще едва ли не лучшая аниме-героиня современности. А саундтрек прекрасен и пронзителен, как и положено сериалу про музыкальную индустрию. В этом смысле он уступает лишь «Нане», что ни капельки не зазорно.

 

«Экзотическая семейка»/«Uchouten Kazoku» (2013–2017)

Тайная жизнь тануки, тэнгу и других обитателей японского Киото

Любой уважающий себя японист знает, что в современном Киото помимо людей живут еще как минимум крылато-носатые тэнгу и очаровательные енотообразные тануки. Просто последние умеют превращаться в людей, вот все и думают, что на роде человеческом клин светом сошелся.

«Экзотическая семейка» повествует о семье тануки Симогамо — папу когда-то натурально слопали представители Пятничного Клуба, а мать и четыре сына пытаются как-то смириться с утратой да самим не угодить на праздничный стол. Несмотря на сюжетную завязку, эта экранизация известного писателя Томихико Морими («Тайная жизнь пингвинов» — тоже его рук дело) по настрою скорее комедия с элементами драмы, чем наоборот. Впрочем, все сильно зависит от эпизода — иногда ржешь аки конь, а иногда еноты на душе скребут. В общем, это такой очень добрый и увлекательный «срез жизни» (между прочим, очень популярный в аниме жанр), только с волшебными существами вместо людей и проблемами типа «Как заставить второго сына превратиться из лягушки обратно в тануки» вместо «Как проявить себя на работе и понравиться соседке».

Сериал продавался не очень хорошо, но благодаря ему резко взлетели продажи оригинального романа, поэтому автор в срочном порядке написал сиквел, по которому сняли второй сезон. И он тоже прекрасен.