Режиссерка Джулия Дюкорно до этого была известна как постановщица каннибальского (и чрезвычайного обласканного критиками и «Афишей») фильма ужасов «Сырое», а теперь и вовсе получила «Золотую пальмовую ветвь» за свою новую картину. Просто почитайте, что в ней происходит. Алексис (Агата Руссель) едет со своим отцом в автомобиле и мешает ему вести машину. Случается авария, в результате которой Алексис делают операцию на мозг и зашивают в голову титановую пластинку. Девушка вырастает и начинает зарабатывать стриптизом на автошоу. Однажды ее начинает преследовать влюбленный фанат, которого она убивает, воткнув ему спицу для волос в (!) ухо. Избавившись от трупа, Алексис возвращается домой, где занимается сексом с (!!) автомобилем. Она беременеет и вновь начинает убивать — свою любовницу и ее соседей по квартире. Обнаружив, что ее преследует полиция, Алексис меняет внешность, ломая себе нос, а дальше убеждает героя Венсана Линдона, что она — его давно пропавший сын. Ломанье носов — вообще хит этого сезона. То же самое до этого, например, сделала героиня Скарлетт Йоханссон в «Черной Вдове». Но если Наташа Романофф с помощью такого шага хотела, подобно Пиноккио (деревянному мальчику, мечтающему стать настоящим человеком) обрести субъектность, то Алексис таким образом выходит за рамки гендерной бинарности и гетеронормативности. В общем, даже если после синопсиса с такими смачными деталями эта история не показалась вам достаточно безумной, то имейте в виду, что кровь в фильме льется рекой, а странные повороты сюжета происходят как ни в чем не бывало. Дюкорно отсылает к Дэвиду Кроненбергу, а конкретно к его «Автокатастрофе», переосмысляя сам жанр боди-хоррора. Тут и трансгрессия, и плавающий гендер, и другие ярко выраженные приметы нового хардкорного женского кино.
Мэдисон (Аннабель Уоллис) мучается от того, что ее бьет бойфренд (Джейк Абель), а еще у нее случилось несколько выкидышей, поэтому она очень надеется, что очередная беременность пройдет спокойнее. Эта надежда оказывается призрачной: в их дом вламывается какая-то волосатая тварь, переламывает напополам парня Мэдисон, а ее саму калечит, после чего она вновь теряет ребенка. За расследование инцидента берется детектив Шоу (Джордж Янг), в то время как девушку успокаивает ее младшая сестра Сидни (Мэдди Хассон). Очень кстати, ведь чем дальше, тем ситуация становится только хуже. Мэдисон каким-то образом оказывается ментально связана с волосатой тварью и теперь видит каждое убийство, которое совершает чудовище. Самый изобретательный, виртуозный, остроумный и злой хоррор 2021 года — пора уже привыкнуть, что Джеймс Ван («Пила», «Астрал», «Заклятие») просто не снимает проходных ужастиков! Те, кто читал «Темную половину» Стивена Кинга, с которой здорово перекликается «Злое», довольно быстро догадается, что к чему в этом фильме, который за два часа мутирует из хоррора в детектив и даже в боевик. Впрочем, сила этой картины не только в интриге и не в прозрачном социальном комментарии, посвященном домашнему абьюзу и тому, что «мое тело — это мое дело», а в том, как Ван мастерски владеет жанровым ремеслом. Это тот самый случай, когда ремесло превращается в настоящее искусство.
Бетт (Ребекка Холл), учительница литературы, и ее муж (Эван Джонигкейт) живут в загородном доме. Однажды он садится в лодку, плывет на середину озеро и кончает жизнь самоубийством. Теперь женщина прочно сидит на алкоголе и никак не может справиться с травмой. Однако вскоре от переживаний ее отвлекут ночные видения, чьи-то шаги этажом выше, дом на другой стороне озера и фото незнакомки (Стейси Мартин), обнаруженное в смартфоне супруга. Новый хоррор режиссера нашумевшего (в узких кругах) «Ритуала» Дэвида Брукнера практически с первых минут задается вопросом, что было бы, если бы «Привидение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур обернулось не мелодрамой, а фильмом ужасов. Но все оказывается гораздо-гораздо интереснее. Сюжет не раз (и даже не два) обманет ожидания зрителей, так что не удивляйтесь, если от финального твиста у вас отвиснет челюсть. Впрочем, «Дом на другой стороне» хорош не только интригой, но и вопросами, которые он задает (главный — есть ли жизнь после жизни?). Ответы явно понравятся не всем, но это часть сделки, которую вы заключаете с этой бескомпромиссной и тревожной картиной. Она гладит против шерстки и призывает задуматься о вечном — не так глубоко, как «Полуночная месса», но тоже очень и очень неплохо.
Это не ремейк и не ребут «Кэндимена», а сиквел, точнее (учитывая то, что у хоррора Бернарда Роуза, разностороннего постановщика и пионера цифрового кино, уже было два продолжения) квадриквел. Так что если вы не видели оригинал, имейте в виду, что когда всплывет история, связанная с Хелен Лайл (сыгранной Вирджинией Мэдсен), вы можете упустить (или не понять) массу интересных деталей. Это был, так сказать, дисклеймер. Что до сюжета, то в этот раз авторы фильма (среди которых продюсер и со-сценарист Джордан Пил) решили зайти в социальную тему афроамериканских трущоб через арт-рынок. Памятный по первой части черный гетто-квартал Чикаго Кабрини-Грин (у Клайва Баркера в рассказе «Запретное», по которому снят фильм, действие происходило в Ливерпуле), окончательно превратился в зону отчуждения. Туда за вдохновением для написания своих полотен отправляется молодой и перспективный художник Энтони МакКой (Яхья Абдул-Матин II), услышав от брата (Натан Стюарт-Джаретт) своей девушки, арт-дилерки Брианны Картрайт (Тейона Пэррис) городскую легенду о Кэндимене — серийном убийце с крюком вместо руки и окруженным роем пчел (неприкаянных душ), который приходит, стоит пять раз сказать своему отражению в зеркале «Кэндимен».
Символично, что фильм Нии ДаКосты, как и оригинал, начинается с длинного проезда камерой, в ходе которого мы видим высотные здания, которые, по всей видимости, пришли на смену трущобам. Но копни поглубже — и в сердцевине этого напускного благополучия окажется гнойник, который только и делал, что набухал последние десять лет. Однако дело не только в жилищной реформе белых властей (задача которых замаскировать проблему, проведя косметический ремонт), она гораздо шире. Тут и институализированный расизм, и полицейский беспредел (куда же без него?), и классовое расслоение уже среди самих афроамериканцев (про что, собственно, и были «Мы»). Энтони более привилегированный, чем его черные братья, художник, отправляется в гетто, чтобы показать несправедливое устройство жизни (или же нажиться на страданиях людей?). Как говорит пассия главного героя, увидев его свежие работы: «Слишком лобовой подход. Ты не оставляешь место для трактовок. Отходишь от символов насилия к его прямому описанию. Как это действует? Это больно». Хочется верить, что этот пассаж — саморазоблачительная сатира про художников, эксплуатирующих тему черных трущоб, к которым, разумеется, относятся и авторы этого фильма. При этом режиссерка на таком примере намерено вводит в повествование дихотомию между живописцем и его пассией, кураторкой и галеристкой, которая видит ситуацию лучше и объемнее возлюбленного, так что не остается сомнение, на чьей стороне симпатии постановщицы. Это если говорить про содержание картины. Если про ремесло: новый «Кэндимен» поставлен достаточно лихо. Убедительная режиссура, мастерски выстроенный саспенс, отлично придуманный прием с анимационным театром теней, который выполняет роль флэшбеков. Это точно один из самых жутких хорроров, что выходили в последнее время. После него еще долго не хочется подходить к зеркалам и держаться подальше от пчел и типов с леденцами.
У 18-летней Сары (Джулия Сара Стоун) — расстройство сна: она сбежала из дома, ночует на детской площадке и засыпает на уроках. Когда вечный недосып грозится перерасти в психоз, девушка обращается за помощью в институт по изучению сновидений — там как раз требуются добровольцы для одного эксперимента. И вот, несмотря на то что Сара впервые чувствует себя отдохнувшей, с ней и другими испытуемыми начинает твориться всякая чертовщина. Ученые темнят и уходят от вопросов, а руководитель группы (Лэндон Либуарон) начинает говорить правду только тогда, когда девушка хорошенько прижмет его к стенке. Из канадцев получаются отличные фантасты и хоррормейкеры (Джеймс Кэмерон, Дэвид Кроненберг, Винченцо Натали, Дени Вильнев), и начинающий режиссер, специалист по визуальным эффектам Энтони Скотт Бернс («Черные праздники», «Наш дом») неряшливо, но уверенно идет по их стопам. Неряшливо — потому что вместо конкретики предпочитает уходить в абстракцию и фантасмагорию. Бернс так старательно (в концовке уже в прямом смысле) напускает туману, что смысл фильма постоянно ускользает из пальцев, совсем как во сне, на зыбучие законы которого равняется драматургия картины. Это как бы «Коматозники», постепенно превращающиеся в «Воинов сна»: ученые отчаянно пытаются установить контакт то ли с Фредди Крюгером, то ли с восставшими из ада существами, наподобие сенобитов, но, как мы знаем, такие штуки обычно заканчиваются очень плохо. Есть шкатулки, которые не стоит открывать; не буди лихо, пока оно тихо. В фильме, кстати, неспроста фигурирует постер первого «Терминатора»: по легенде, фильм родился из ночного кошмара Кэмерона, в котором девушку преследовал человек с красным глазом. Кажется, что картина Бернса появилась на свет схожим образом. Чего не отнять у режиссера, так это умения создать неповторимую атмосферу. «Кошмары» — это морок, от которого невозможно очнуться, но грош цена была бы этому вайбу, если бы не звезда фильма — невероятная зумерка Джулия Сара Стоун («Под уличными фонарями»), от одного вида которой цепенеешь, вплоть до расщепляющего душу и сознание финала.
Концептуальный жанровый коктейль, взбитый «Нетфликсом» в Германии (режиссер прежде снимал комедии): вампирский хоррор пополам с авиационным боевиком. Пассажирский самолет, направляющийся в Нью-Йорк, захватывает группа террористов, которые не подозревают, что одна из пассажирок — упырь. Энергичный, кровавый и снятый с немецкой, хочется сказать, прямолинейностью би-муви. Особенно хороши первые минут сорок, пока еще непонятно, что к чему, и авторы, например, делают вид, что главная героиня летит в Америку лечиться от лейкемии (маркетологи, впрочем, все заспойлерили уже на афише, так что и мы не стесняемся). Колоритные артисты, ни с чем не сравнимая самолетная клаустрофобия, немного социальной сатиры. Трудно, правда, отделаться от мысли, что корейцы из такого материала слепили бы что‑нибудь еще более лихое.
Удивительная смесь «Ребенка Розмари» и «Изгоняющего дьявола»: пожилая семейная пара (Шейла МакКарти и Джулиан Ричингс) похищает беременную девушку (Константина Мантелос), чтобы с помощью дьявольских сил вернуть своего погибшего внука — Джексона (Дэкстон Уилльям Ланд). Собственно, в оригинале фильм так и называется — «Все ради Джексона», а «Реинкарнация» — это придумка российских прокатчиков. Впрочем, заметим, что хоррор Джастина Дж.Дика такой же жуткий, как и фильм Ари Астера, хоть и начинается как черная комедия, в духе, опять же, астеровского «Солнцестояния». Отчаявшиеся старики неловко пытаются провести сатанинский ритуал с помощью «Некрокомина», но поскольку им фатально не везет, а сами они похожи на коэновских чудиков, то просят помочь дружественного рыжего бородача из секты по интересам, который оказывается конченым отморозком и поклонником хеви-метала. Дальнейшее, как говорится, неописуемо. Злыми (и особенно добрыми) поступками вымощена дорога в ад: герои вызовут на свои головы такие силы, что их дом содрогнется от ада. Кстати, в финале «Джексон» становится похож на преступно недооцененную «Песнь дьявола» (тоже про вызов демонов), за тем, конечно, исключением, что закончится он несоизмеримо жестче.
В тэтчеровской Англии строгая, в солидных очках Энид (потрясающая Нив Алгар, «Воспитанные волками» и «Гнев человеческий») работает цензоркой. Работы у нее хоть отбавляй: в эпоху VHS Британию захлестнула волна малобюджетных и страшно кровавых фильмов ужасов, из которых Энид вырезает самые мясные моменты. Свое стремление стоять на вратах искусства, чтобы не допускать туда всякое «пыточное порно», девушка объясняет давней травмой, которая тяготит ее до сих пор: в детстве при невыясненных обстоятельствах пропала ее младшая сестра. Энид убеждена, что та все еще жива, — и вдруг ее вера находит подтверждение: в слэшере «Не иди в церковь» Фредерика Норта (как говорят, непризнанного гения) она вроде бы видит актрису, жутко на нее похожую. С этого момента реальность начинает сбоить. Режисерка Прано Бейли-Бонд явно что-то смотрела у Дэвида Линча, иначе откуда в картине белый шум из телевизора, двойники, как в «Малхолланд-драйв», и много леса, как в «Твин Пиксе». Это такой же сюрреалистический кошмар, как и «Синий бархат», точнее, плод его противоестественного союза с топорными восьмидесятническими слэшерами, но снятый с завидной дистанции и через фем-оптику. Бейли-Бонд стилизует эпоху VHS (отсюда глитчи на пленке), выводит на первый план нетипичную для того времени героиню — травмированную девушку, которая в фильмах ужасов видит только зло. Это могло бы стать началом интересной дискуссии: порождают ли хорроры зло или, наоборот, являются отличной разрядкой, сбросом зрительского напряжения? Однако видно, что эта дискуссия режиссерку не очень увлекает: она бросает ее на полпути, отдавая предпочтение созданию густой, вязкой атмосферы ночного кошмара. Ее право, только проблема в том, что и в ней она не очень преуспевает. Такое ощущение, что «Цензор» тоже прошел цензуру: от такой многообещающей работы хотелось бы увидеть что-то более дикое. Во многом поэтому картина остается любопытным стилистическим упражнением, не более того.
Несколько вторичный (видно, что режиссер видел шедевры Романа Полански и Ричарда Доннера), но мастеровито сделанный хоррор про мать-одиночку Лору (Энди Мэтичак из нового «Хеллоуина»), которая растит сына Дэвида (Люк Дэвид Блумм), но спустя годы сектантское прошлое настигает ее. Главная интрига строится на том, что до самого финала непонятно, сошла ли главная героиня с ума, или действительно дьявол и его прислужники следуют за ней и ее ребенком. Впрочем, эта загадка по счастью оказывается не единственным достоинством картины. Как и «Бабадук», «Сын» рассказывает про ужасы материнства, но в еще более хардкорном ключе: сын Лоры никак не может насытиться, и речь тут, разумеется, идет не об обычной еде. В итоге матери приходится идти на сделку с собственной совестью, и моральный релятивизм, которым пропитан фильм, пожалуй, лучшее, что есть в этом несовершенном, но жутко захватывающем кино.
Где-то в исландской глуши, среди бескрайних полей и живописных просторов, живет семья фермеров — Ингвар (Хильмир Снайр Гуднасон) и Мария (Нуми Рапас). Но это не обычные трудяги: за обеденным столом они мимоходом могут обсудить теорию путешествия во времени, а в сарае у них с незапамятных, кажется, времен стоит барабанная установка, намекающая на то, что когда-то они занимались музыкой. Сейчас же все их внимание посвящено домашнему хозяйству, сбору урожая и стаду овец. Еще у пары есть собака, есть кошка, не хватает только ребенка. Была дочь Ада — но она погибла. И вот однажды происходит настоящее рождественское чудо: одна из овец рожает гибрида — наполовину девочку, наполовину ягненка. Ингвар и Мария берут малышку на воспитание, нарекают ее Адой и впервые за долгое время выглядят счастливыми, пока к ним не приезжает бедовый брат Ингвара — Петур (Бьерн Хлюнюр Харальдссон), который от происходящего сначала впадает в ступор, а потом начинает приставать к Марии, нарушая тем самым покой семьи.
«Агнец» — режиссерский дебют Вальдимара Йоханнссона, за который он в этом году получил приз за оригинальность в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. И действительно, в плане исполнения его работа получилась крайне самобытной и оригинальной, а вот в плане тематики — не очень. Гибриды — самая горячая тема этого киносезона и удобная метафора для всего на свете. В случае «Агнца» — дикой языческой природы, которую человек пытается (безуспешно, разумеется) приручить, ведь природа всегда возьмет свое. Есть силы древнее христианской цивилизации, с ними и придется столкнуться семье травмированных и самоуверенных фермеров, наивно считающих себя хозяевами этой земли. Главное, пожалуй, достоинство картины заключается в том, что Йоханнссон умело манипулирует нашими ожиданиями. Мы долго не можем понять, от кого тут исходит главная угроза. От брата главного героя, который имеет виды на его жену? От ребенка-гибрида, по мордочке которого ничего невозможно прочесть? Или от чего-то большего? Чего-то такого, что и представить себе невозможно? Впрочем, Йоханнссон не только мастерски держит нас в напряжении, он еще виртуозно лавирует между самыми разными жанрами, ведь «Агнец» и фолк-хоррор, и семейная драма, и слоубернер — кино, которое очень неспешно разгоняется. Отчасти фильм даже можно назвать «медленным кино», что символично, ведь одним из его исполнительных продюсеров выступил венгерский классик Бела Тарр («Туринская лошадь») — яркий адепт этого направления. Вообще, вокруг фильма собралась очень сильная команда. Музыку написал Торарин Гуднасон — родной брат Хильдур Гуднадоттир, композиторки «Джокера» и «Чернобыля». А соавтором сценария стал исландский поэт и писатель Сьен, который до этого работал над песнями в «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера (и который помогал Роберту Эггерсу в написании предстоящего «Северянина»). Другая немаловажная фигура — это исполнительная продюсерка и исполнительница главной роли Нуми Рапас, которая своей блистательной игрой крадет фильм у коллег-мужчин. Она играет не просто мать, а Мать с большой буквы, которая тщетно пытается огородить ребенка-гибрида от всего на свете — в том числе и от его биологической матери. Но, как это порой бывает с одержимыми контролем родителями, она оказывается неспособна понять, что ребенок — это живое существо, которому нужна свобода (символично, что Адой также зовут главную героиню драмы Киры Коваленко «Разжимая кулаки», которая мучительно пыталась сепарироваться от родителей). В итоге Марии придется понять, что никто никому не принадлежит, и, как и ее известной тезке, смириться с тем, что раз бог дал, то он и взял.
Не одним Бабаком Анвари («В тени», «Раны») славен современный иранский жанровый кинематограф. Снятая на фарси «Ночь» Куроша Ахари стала первым фильмом американского производства, получившим разрешение на показ в Иране после исламской культурной революции 1979 года. Однако, помимо социальной значимости, картина также представляет безусловную художественную ценность — это мастерски поставленный хоррор-дебют, начинающийся в духе какой-нибудь «Вакансии на жертвы». Семейная пара, иранцы Бабак (Шахаб Хоссейни) и Неда Надери (Нюша Нур), с годовалой дочкой возвращаются с вечеринки, устроенной их респектабельными друзьями, однако усиливающаяся зубная боль Бабака и что-то, попавшее под колеса их автомобиля, заставляет чету остановиться в лос-анджелесском отеле «Нормандия». Несмотря на то что от гостиницы исходит осязаемое, зловещее сияние, пара заселяется в палиндромный номер 414 и становится жертвой то ли обитающих в отеле призраков, то ли собственных персональных демонов. Кошмары, преследующие жену и мужа (мальчик, зовущий маму, и таинственная женщина), будут повторяться на репите, а дух Стивена Кинга — нависать над фильмом все два часа, ведь отель, в котором они остановились, мог бы называться «Оверлук», а номер комнаты — носить число «1408». К слову, как и у Кубрика, в «Ночи» тоже будет отыграна тема двойничества — только вместо сестер-близняшек Бабак, прежде чем попасть в номер, увидит картину Рене Магритта «Репродуцирование запрещено» — ключ к пониманию фильма. Это полотно является частым элементом декора в кинематографе (см. также «Тайное окно» Дэвида Кеппа или «Двойник» Ричарда Айоади), как и другая картина Магритта («Сын человеческий» в «Котле» с Александром Кузнецовым). На обеих этих работах, как известно, не видно человеческого лица. В «Сыне» его заслоняет зеленое яблоко, а в «Репродуцировании» мужчина в зеркале видит не свое лицо, а спину как будто бы своего двойника. Точно так же Бабак отворачивается от собственных грехов, старается о них не вспоминать, даже оказавшись внутри сюрреалистического кошмара. Но как бы ты ни пытался спрятаться от своего прошлого, это невозможно, оно все равно настигнет тебя. Так что этой ночью будет не до сна.