«Фасад великого человека» у Николая I скрывал бог знает что; можно только предполагать, что императора увлекала идея видимого хаоса, подчиненного, тем не менее, тайному порядку, — это мы одинаково найдем и в деятельности Третьего отделения, и в устройстве Александрии, где садовник Петр Эрлер разбил парк согласно моде: классицистскими «першпективами» он пренебрег ради романтических и якобы случайных «видов» в английском стиле. Все неспроста: эти «виды» суть намеренные имитации приятнейших с любой точки пейзажей; такой общеприятностью 115 гектаров Александрии покоряют до сих пор.
Подарок императрице Александре Федоровне, сделанный Николаем немедленно после нечаянного восшествия на престол, — Александрия, как и прочие усадьбы Петергофской дороги, представляет собой две террасы. На гребне верхней, для большей панорамности, поставлен дворец Коттедж. Даже местные гранд-дамы теперь произносят это название с современным ударением — «котте'дж», хотя орфография императорского распоряжения не оставляет возможности сомневаться: «Строить… сельский домик, или так называемый котичь, со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». (То же и с парком — коли он английский, надо вроде бы «Алекса'ндрия», но произносится на греческий манер: «Александри'я».) Коттедж возвел англичанин Адам Менелас, а неклассической асимметрии добавил Андрей Штакеншнейдер, пристроив столовую и небольшой открытый дворик с мраморной «Мадонной» Витали и фонтаном. Интерьеры были чуть правлены в эпоху стиля модерн, но в целом неизменны: «готическая» мебель Гамбса по рисункам Менеласа, часы в виде готических соборов, готические канделябры и рамы картин, коих тут, кажется, сотни: Айвазовский, Кипренский, Максим Воробьев, Сильвестр Щедрин, «малые голландцы». Сервизы — все с гербом Александрии: голубой щит с мечом, пропущенным сквозь венок белых роз. Герб неоднократно повторен и на фасадах Коттеджа; его автор — Василий Жуковский, воспитатель наследника престола Александра Николаевича. И совсем уж готически стилизована белая капелла Александра Невского, восхитительная со всех сторон, издали и вблизи, в любую пору года (только в сырость, зимой и осенью, внутрь не пускают). Эту домашнюю царскую церковь исполнил главный немецкий архитектор начала XIX века — Карл Фридрих Шинкель; ее так и называют — Готическая капелла.
В приватной императорской резиденции было много небольших, неожиданно возникающих сооруженьиц, разного рода служебных корпусов, домиков и караулок — вот как ажурный Готический колодец, чугунная беседка по рисунку Адольфа Шарлеманя (ее можно обнаружить, если двигаться по Нижней дороге от Коттеджа к капелле). Из крупных зданий реконструируется будущий Музей Александра II, Фермерский дворец, некогда окруженный разными детскими забавами — фермочкой, огородиком, водяной мельничкой, крепостцой с земляным валом. На берегу залива планируют восстановить еще Нижнюю дачу Николая II, которая сейчас — почти вровень с землей: руины, усыпанные осколками метлахской плитки.