В МУАРе наконец-то открывается много раз перенесенная выставка о советском архитекторе Константине Мельникове. Чтобы рассказать о его жизни и творчестве максимально полно, провели масштабное исследование. Впервые представят более 200 экспонатов: архитектурную графику, портреты, живопись, личные вещи и фотоматериалы из архива дома Мельникова, сохраненного сыном архитектора. Например, покажут ученические работы в контексте творчества учителей — Алексея Щусева и Ивана Жолтовского, а также мемориальные предметы, связанные с первым путешествием Константина Мельникова в Париж для строительства знаменитого павильона СССР 1925 года: медаль за участие в международной выставке и фотоаппарат фирмы Kodak. Но, пожалуй, особенно интригуют архитектурные макеты нереализованных проектов, изготовленные специально к выставке, — обычно именно они лучше всего иллюстрирует новаторские идеи великих.
Выставка сезона в Новой Третьяковке — проект о Сергее Дягилеве, импресарио и создателе знаменитых «Русских балетов». Это своего рода генеральная репетиция будущего зала Дягилева, для которого несколько лет назад в Великобритании приобрели коллекцию оригинальных сценических костюмов, созданных по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. Помимо них, на выставке показывают фотографии балетных спектаклей и репетиций, а также более 200 графических работ: эскизы костюмов и декораций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой и Ирины Бароновой из коллекции Михаила Ларионова.
В парке Малевича при поддержке Третьяковки работает экспозиция современного искусства под открытым небом. В пешеходной зоне разместили семь объектов, созданных в разные годы классиками неофициального искусства 60–70-х годов Франциско Инфанте-Арана, Вячеславом Колейчуком, Леонидом Тишковым, Игорем Шелковским, а также постконцептуалистом Аристархом Чернышевым. Все они отсылают к идеями русского авангарда и «хозяина» парка — основателя супрематизма Казимира Малевича. Так, Инфанте соединяет геометрию и природу в новом объекте легендарного цикла «Жизнь квадрата», Колейчук в духе конструктивизма из стальных труб и тросов проектирует «Реконструкцию механической самонапряженной структуры Карла Иоганнеса», а «Античная голова» Чернышева символизирует академизм, поверженный авангардом.
Художница Аана Зверева живет в Республике Саха и работает с мехом и тканью, кожей и бисером, возрождая старинные якутские приемы шитья, резьбы по дереву и ювелирного дела. В Музее Востока показывают более 100 ее изделий — это исторические реконструкции национальной женской одежды, украшений, рукавиц, сумочек для хранения швейных принадлежностей и других предметов женского обихода XVIII–XIX веков, а также авторские ковры и настенные панно с фигуративными и абстрактными композициями.
В Музее русского импрессионизма пройдет ретроспектива Александра Савинова, которого за характерные масштабные картины-панно, напоминающие ажурное полотно, современники называли «умиротворенным Врубелем». В его уникальном стиле соединились призрачные силуэты-миражи Саратовской школы живописи, классическая итальянская монументальная роспись, элементы древнерусского искусства и французского импрессионизма. На выставке можно увидеть работы разных периодов: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея, а также редкие работы из частных и региональных собраний. Например, специально отреставрированные «Балкон, увитый цветами. Рим», «Портрет Надежды Неслуховской», «Окно» и другие картины о путешествиях художника по Франции, Италии и Англии.
В Еврейский музей и центр толерантности привезли экспозицию о новаторской школе авангарда Казимира Малевича, год назад представленную кураторами Андреем Сарабьяновым и Натальей Мюррей в «Ельцин-центре». Хорошие новости: пострадавшую там от акта вандализма картину «Три фигуры» Лепорской восстановили и покажут на выставке. Московский вариант дополнили графикой из Третьяковки, витебской живописью и супрематистским фарфором из Эрмитажа и Кусково. Всего в экспозиции 98 работ из главных российских собраний, среди авторов — Шагал, Малевич, Юдин, Рождественский, Суетин, Филонов, Матюшин, Фальк и другие. Они проиллюстрируют историю супрематизма: от формирования объединения УНОВИС в Витебском художественном училище, куда Малевича пригласили преподавать в 1919 году, до постсупрематизма в сложных 1930-х. А разобраться в формальных и неформальных связях художников круга Малевича помогут дневники его ученика Льва Юдина, опубликованные научным консультантом проекта Ириной Карасик в 2017 году.
В In Artibus работает уже третья выставка Владимира Вейсберга. Предыдущие, в 2014 и 2018 годах, проводились совместно с государственными музеями и в основном демонстрировали живопись. Однако на протяжении всей жизни в творчестве Вейсберга присутствовал и рисунок, причем как самостоятельный вид искусства. Так что на этот раз показывают 40 карандашных и тушевых рисунков 1960–1980-х годов, а также несколько классических акварелей из собрания Инны Баженовой. В основном это обнаженная натура и пейзажи, в которых можно проследить эксперименты с техникой: от классического линейного рисунка, усложненного тональными отношениями (схожего с рисунками Майоля, Деспио и Родена), до «рисунка живописца» — тушью с отмывками кистью, — близкого к акварельному.
На выставке представлена первая часть исследования фондов РОСИЗО. Это тотальная инсталляция «Ожидание», которая осмысляет около 900 произведений декоративно-прикладного искусства 1950–1990-х годов. Кураторы предлагают сменить «оптику» со зрительской на профессиональную и взглянуть на предметы глазами хранителя. В двух сымитированных «фондохранилищах» их показывают без привычных витрин и этикеток. Также в «кабинете хранителя» можно увидеть настоящую музейную картотеку, услышать задокументированный разговор хранителя с куратором выставки и задуматься о парадоксальности таких экспонатов. Попадая в музей, они теряют прикладную составляющую: становятся сосудом, из которого нельзя пить, или игрушкой, с которой нельзя поиграть.
В парадном вестибюле Оружейной палаты проходит выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому — одному из первых московских святых и основателю Троице-Сергиева монастыря, куда с XV века за благословением перед началом важных государственных и семейных дел приезжали московские правители. В экспозиции представлены предметы, связанные с житием и почитанием преподобного Сергия. Например, одно из древнейших его изображений — пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны. А также иконы XV века, драгоценные вклады московских царей и семейные реликвии Романовых.
На выставке в «Царицыно» современная бразильская художница Алини Шавиер Минейру Алварес осмысляет первую русскую экспедицию в Бразилию, которую в 1822–1829 годах организовал исследователь Григорий Лангсдорф. Проведя в джунглях Амазонки несколько лет, он вернулся с коллекцией артефактов, не имевшей тогда аналогов в мире. За три месяца арт-резиденции Минейру изучила находки Лангсдорфа: документы, карты, гербарий, чучела животных, а также рисунки художников, запечатлевших природу, быт и традиции коренных народов Бразилии. И теперь показывает фото-, видео-, аудиоинсталляции и работы в смешанной технике (текстиль, скульптура и другие), вдохновленные этими артефактами.