После показа коллекции Щукина в парижском фонде Louis Vuitton и московском ГМИИ Эрмитаж представляет петербургский вариант. В музее рассказывают, как и почему российский коллекционер стал приобретать французское актуальное искусство конца XIX века, и воссоздают основные разделы его собрания по сохранившимся фотографиям интерьеров особняка Щукина. Выставка получилась самой масштабной — показывают «невыездные» из-за плохой сохранности работы Пикассо и Матисса, а также «иконостас» Гогена, который Эрмитаж и Пушкинский совместными силами собрали впервые за 70 лет. Помимо знаменитых картин Моне, Ван Гога и Сезанна, представлена африканская скульптура из Пушкинского музея и другие предметы, которые Щукин тоже собирал.
После триумфа в Москве выставка Михаила Врубеля приехала в Петербург — 220 работ из Русского музея и Третьяковки, а также частных коллекций показывают в корпусе Бенуа. Экспозиция охватывает основные периоды творчества художника: учебу в Академии художеств, иллюстрации к «Демону» Лермонтова, присоединение к Мамонтовскому кружку, увлечение майоликой и театральной живописью, а также эксперименты с углем в рисунках больничного периода. Среди экспонатов — «Шестикрылый Серафим», «Царевна Лебедь», «Пан», «Жемчужина» и другие известные полотна. Однако из «Демонов» на этот раз представлены лишь двое — «Демон поверженный» остался в Москве из-за плохой сохранности.
К 350-летию со дня рождения Петра I на Марсовом поле реконструируют последнее грандиозное празднование его юбилея в России, которое прошло в 1872 году по инициативе Александра II. Тогда в павильонах под открытым небом представили тридцать масштабных полотен, хронологически изображающих основные деяния императора. Четырнадцать из них сохранились в фондах Русского музея, остальные специально к выставке восстановили студенты, выпускники и преподаватели Академии художеств имени Ильи Репина. Павильоны тоже максимально приближены к оригинальным — их воссоздали по сохранившимся эскизам и гравюрам. Под руководством директора «Петергофа» Елены Кальницкой провели большое исследование городского праздника XIX века. С помощью VR-аттракциона посетители увидят, как проходило торжество 150 лет назад, а из видеороликов узнают об изображенных исторических событиях и реформах Петра Великого.
На выставке в Эрмитаже покажут нидерландскую живопись XVI–XVII веков из крупнейшего частного собрания в этом сегменте в России — коллекции Валерии и Константина Мауергауз. Экспозиция вышла не такая масштабная, как в прошлом году на похожей выставке в подмосковном «Новом Иерусалиме», — всего 28 работ. В основном это полотна его сыновей, Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего, и внука, Яна Брейгеля Младшего. В лучших традициях династии эти картины полны притч, иносказаний и юмора. Их дополняют произведения современников: Себастьяна Вранкса, Яна ван Кесселя Старшего, Йооса де Момпера и Франса Франкена Младшего. Можно увидеть, как брейгелевская традиция повлияла на все искусство Фландрии XVII столетия, и попробовать раскрыть тайну популярности этой художественной династии сегодня.
В «Эрарте» показывают фотопроект российского стилиста Вадима Галаганова, который работал с Vogue, GQ, Glamour, Tatler, L’Officiel, Elle и мировыми звездами от Анджелины Джоли до Венсана Касселя. Устав от навязываемых ограничений, он ушел из глянца и занялся художественной фотографией. На выставке представлены сорок шесть работ, в которых Галаганов исследует, как в модном мире изменилось понятие красоты в цифровую эпоху. Их черно-белая контрастность, сценический свет и обнаженная натура отсылают к модной фотографии XX века. Так художник отходит от тиражируемого в глянце постчеловеческого идеала красоты и возвращает модную съемку в контекст свободы самовыражения и искусства.
В галерее Anna Nova проходит выставка московского художника Дмитрия Каварги, работающего с актуальной сегодня темой апокалипсиса и краха человеческого мира. В этом проекте он предлагает задуматься о своих корнях, обратившись к природному ландшафту, который, по мнению художника, хранит в себе следы памяти и истории. Экспозиция состоит из работ нового цикла «Оболочки внутреннего ландшафта»: вдохновившись путешествиями по северным лесам и полям, Каварга создал объемные пейзажи с зашифрованными культурными знаниями. Центральная работа выставки — семиметровая инсталляция «Глубинное вещество», которая одновременно изображает недры земли и демонстрирует тщетность человеческих устремлений, в которых созидание и разрушение постоянно сменяют друг друга.
Новый выставочный сезон в Павильоне Новой Голландии открывает выставка Егора Федоричева — молодого художник из Омска, который экспериментирует с живописью и работает на кафельной плитке. Этот материал отсылает к советским и постсоветским общественным оздоровительным пространствам — бассейнам, баням, больницам, пансионатам — и создает ощущение преобладания физиологического над духовным. Слово «пастион», сложенное художником из слов «пасть» и «бастион», означает постоянное противоборство разрушения и созидания. Например, в заглавной работе художник изображает разрезанную тушь не то с подтеками от животных соков, не то с нефтяными разводами на земле и размышляет об испытаниях физиологической «клеткой» и избавлении от насилия.
В Михайловском замке показывают подлинную скульптуру из Летнего сада — статуи из каррарского мрамора итальянских мастеров, которые по заказу Петра I привезли в начале XVIII века. Их убрали с открытого воздуха в целях сохранности в 2009 году и заменили точными копиями. Среди скульптур — аллегории, посвященные основанию Санкт-Петербурга и достижениям императора, мраморные портреты исторических героев и персонажей античных мифов, в том числе «Амур и Психея» неизвестного мастера школы Лоренцо Бернини. Скульптуры объединены в серии и пары, как в исторической расстановке, чтобы подчеркнуть смысловую взаимосвязь подобранных сюжетов.
В галерее MYTH показывают проект Кати Исаевой, выигравшей возможность реализовать свою идею в этом пространстве в конкурсе молодых художников Nova Art 2021. Она предлагает переосмыслить работу естественно-научных музеев, основанную на создании и экспонировании чучел, и послушать аудиогид с уникальными биографиями этих животных, чтобы они перестали быть для посетителей лишь объемной иллюстрацией определенного вида. В центре проекта — созданные на основе научных исследований истории человекообразных обезьян, которые показывают неоправданное высокомерие людей к приматам. Например, здесь представлено сформулированное на американском жестовом языке обращение гориллы Коко к человечеству, которое ничуть не уступает речи какого-нибудь политика. И фотографии известного советского приматолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс с героями ее книги сыном Рудольфом и шимпанзе Иони — их жесты и позы на снимках поразительно схожи. Во время осмотра художница предлагает посетителям упражнения, например мысленно поменяться местами с обезьянами в клетках. По мнению Исаевой, сократив межвидовую дистанцию, можно повысить и эмпатию между людьми.