Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
13 апреля 2023

«Три мушкетера» и темнокожий д’Артаньян: веселое кино из разряда «так плохо, что уже хорошо»

Евгений Ткачёв
В кильватере французской экранизации «Трех мушкетеров» прошла британская, а это меж тем хоть и жалкое, но по-своему смешное кино. Рассказываем, почему этот фильм может развеселить.

Вышедшие с разницей в две недели британские и французские «Мушкетеры» — слишком интересный кейс, чтобы оставить его без внимания. Французская версия — большое и престижное кино, настоящий блокбастер. Британская — низкобюджетная поделка, которая у себя на родине вышла сразу на стримингах, а в России — в очень ограниченный прокат. Очевидно, дистрибьюторы этой картины хотели немного нагреться на хайпе французского фильма, но, кажется, не сильно в этом преуспели. Сейчас «Три мушкетера» уже доступны на отечественных видеосервисах, а их оценки на киношных ресурсах (1,5 на IMDb, 2,3 на «Кинопоиске», на «Афише» висит один отзыв — разумеется, разгромный) говорят только об одном: перед нами по-настоящему «плохое кино». Но так ли оно плохо? Объективно говоря, да. Впрочем, это не означает, что от него нельзя получить удовольствие.

Как и всякая некомпетентно сделанная вещь, фильм веселит своей некомпетентной реализацией. Билл Томас — очень плохой режиссер. Не настолько плохой, как Томми Вайсо (поэтому «Мушкетерам» не светит культ «Комнаты»), но тоже довольно чудовищный. Он думает, что снимает серьезное кино, а у него в итоге получается непреднамеренная комедия (положений). Хотя заподозрить режиссера в иронии можно, когда промокшие и потому раздевшиеся до сорочек мушкетеры в середине фильма бегают по лесу в исподнем, но никому из персонажей это почему-то не кажется смешным. А это невероятно смешно. Собственно, ради таких выплесков нечаянного юмора и стоит смотреть картину. А еще ради сюжета, конечно же. Надо сказать, что у фильма было четыре сценариста (один из них — Томас). Эти достойные люди решили превратить роман Александра Дюма в то, чем он, по сути, и является, — в бэху, дешевый бадди-муви-боевик про то, как несколько телохранителей короля пытаются предотвратить на него покушение.

При этом само покушение придумано совершенно нелепо. Кардинал Ришелье (Джеймс Космо) решает избавиться от Людовика XIII (Том Тэплин) во время охоты. Для этого он нанимает лесных разбойников, а занести им деньги поручает своему личному гвардейцу, одноглазому Рошфору (Джеймс Оливер Уитли) и Миледи (Прия Калидас, британская актриса индийского происхождения). Зачем в этой схеме нужна Миледи — не очень понятно. Но она необходима, потому что иначе в фильме совсем не останется женских персонажей, ведь авторы избавились от супруги короля Анны Австрийской и ее помощницы Констанции Бонасье, равно как и от истории с подвесками и лордом Бекингемом. Не от хорошей жизни большая часть действия картины происходит в лесистой местности. Авторы явно хотели снять не «Робина Гуда», а «Мушкетеров». Просто лес — это все, на что у них, видимо, хватило денег. Ну еще на трактир, пару хибар и королевский двор (не в смысле монарший двор, а в смысле маленький дворик в загородном замке короля).

Скупые локации, натурные съемки, смехотворные поединки на шпагах — вот и все, чем могут похвастаться эти «Мушкетеры». Ах да, еще там есть революционное кастинговое решение. Если Атоса (Бен Фриман), Портоса (Дэвид О’Махони) и Арамиса (Джейк Дж.Мениани) играют белые актеры, то д’Артаньяна — афробританец Малакай Пуллар-Лачман. Как и в случае с темнокожей Анной Болейн, в этом кастинговом решении есть мысль. Авторы фильма объясняют невысокое социальное положение д’Артаньяна не через класс, а через расу: мол, современному зрителю так будет проще считать его тогдашний статус. В этом есть свой резон. Также не стоит забывать о том, что Гасконь, откуда родом д’Артаньян, получила свое название от басков. Так что, если вы топите за историческую достоверность (бессмысленная штука в кино, но все же), тогда знайте, д’Артаньян был баском, а не чистокровным французом. Уже не кажется кастинговое решение в лице Малакая Пуллар-Лачмана таким революционным?

В завершение скажем, что такое кино, как британские «Три мушкетера», легко мог бы поставить Александр Невский или его друзья, работающие по принципу «один за всех и все за одного» (и разразившиеся недавно недурственным «Нападением на Рио-Браво»). У них наверняка получилось бы еще веселее. Но и так, стоит признать, вышло комично. Если вы любите «Мушкетеров» и не имеете ничего против художественной самодеятельности, фильм Томаса не самый худший способ занять себя на полтора часа. А что касается «вечной классики», то имейте ввиду, что «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993) — третья часть мушкетерской тетралогии Георгия Юнгвальд-Хилькевича — тоже была снята по всем заветам кооперативного кино. И это мы еще не станем вспоминать про четвертый фильм — «Возвращение мушкетеров» (2009).

Смотреть на Okko, «Иви» и Kion

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все