Вокруг страны сжимается кольцо врагов (а должно при виде страны). Чтобы остаться на коне, царствовавший дольше всех в истории великий правитель развязывает маленькую победоносную войну (маленькую ли? Победоносную ли? Ведь она длилась несколько долгих лет и опустошила государственную казну). Однако и правитель понимает, что его время потихоньку уходит (свидетельством тому не только преклонный возраст, но и спланированное на него покушение: «Всего пара сантиметров, и пуля вошла бы в сердце»). Тогда владыка решает обрести подлинное бессмертие.
Это не пересказ сводки новостей, а зачин сказки «Русалка и дочь короля», которая была снята восемь лет назад, но только сейчас добралась до мирового проката (в том числе — какая удача! — российского, который нынче не может похвастаться голливудскими премьерами). В основе фильма — роман Вонды МакИнтайр «Дочь короля», известный также как «Луна и Солнце» (смысл второго названия раскроется в финале, когда произойдет затмение). Место действия — Франция XVII века. Главные герои — Людовик XIV (Пирс Броснан), известный (в основном по романам о мушкетерах) также как «король-солнце». Его приближенные — духовник Пер-Лашез (Уилльям Херт) и ученый муж Лабарт (Пабло Шрайбер). А также его восьминадцатилетняя дочь Мария-Жозефа (Кая Скоделарио), которая только что вернулась из монастыря и которая еще не знает, что ее отец — король, намеренный вырезать сердце у отловленной русалки, чтобы править вечно.
Экранизация книги была задумана еще в 1999-м — в лучший год в истории кино. Над ней должна была поработать студия Jim Henson Pictures, известная своими куклами. На главную роль была выбрана Натали Портман, русалку должна была сыграть Фань Бинбин, Пер-Лашеза — Билл Найи, а короля — Пирс Броснан. Однако затем картина погрузилась в пучину производственного ада, из которого смогла вынырнуть лишь в 2014 году. В итоге из заявленных артистов остались Броснан и Бинбин, но это не сильно помогло фильму: студия Paramount без объяснения причин положила ленту на полку на восемь лет. Не изменила расстановку сил и китайская компания Kylin Films, которая вкинула в «Русалку» 20 млн долларов, что сделало картину самым крупным финансовым вкладом Поднебесной в нестудийный фильм, снятый за пределами страны. Пока лента томилась на полке (что-то подобное сейчас ожидает и многострадальную «Бэтгерл» от HBO Max), Скоделарио успела повторить свою роль в пятых «Пиратах Карибского моря», Пирс Броснан — в новой «Золушке», а Уилльям Херт умер.
Однако за это время картина не растеряла свою актуальность. Впрочем, дело даже не в актуальности сказки, а в ее очень странном тоне. Несмотря на то что одно время «Русалкой» занимался «Дисней», это максимально недиснеевское кино. Есть в нем что-то нехарактерное для «мышиной студии», а именно, по меткому замечанию продюсера Майкла Лондона, «странное сопоставление полностью воображаемого существа реалиям исторического мира». «Русалка» похожа на мэшап произведений Александра Дюма-отца и Ганса Христиана Андерсена. С одной стороны, придворные интриги и геополитические игры, с другой — волшебное создание, которому в этой истории не дают слово (рыбы, как и рабы, немы). Благодаря таким контрастам лента производит интересное, двоякое впечатление: вроде снято для детей, но и взрослые не уйдут обиженными. Так что не раздумывайте и идите на фильм всей семьей. К тому же кое-что от вездесущего «Диснея» в ленте все же есть. Конкретно — любовный роман между Марией-Жозефой и мореплавателем Ивом де ла Круа (Бенджамин Уокер), поймавшим русалку, но затем (под влиянием дочери короля) решивший ее отпустить. Любопытно, кстати, что этот роман проник и в реальную жизнь. После фильма Скоделарио и Уокер поженились. Всем бы такие хеппи-энды!