Москва

Польское порно, заморский доктор Айболит и остров фантазий: встречайте худшие фильмы сезона 2020/2021!

Перед «Оскаром» свои призы традиционно раздала американская антипремия «Золотая малина», вручающаяся за самые сомнительные достижения в кинематографе. В номинации «Худший фильм» и «Худшая мужская роль» (Майк Линделл) победила документалка «Абсолютное доказательство», три антиграды у «Мьюзик» Сии, две у второго «Бората», по одной у «365 дней» и «Удивительного путешествия доктора Дулиттла». Предлагаем вспомнить всех номинантов, многие из них, к слову, не так уж плохи.
Евгений Ткачёв, Анастасия Омельченко, Роман Неловкин, Арсений Омельченко, Роман Дранников, Василий Говердовский
26 апреля 2021

мелодрама

Польские «Пятьдесят оттенков серого»

У знойного сицилийского мафиози Массимо (Микеле Морроне) убивают отца, а сам он еле оправляется от ранений. После выздоровления идеей фикс гангстера становится польская красавица Лаура (Анна Мария Секлюцкая), которую он видел перед выстрелами и которая не слишком счастлива в отношениях. У девушки слабое сердце, жених ей изменяет, понимают ее разве что только лучшая подруга Ольга (Магдалена Лампарская) да вибратор, к услугам которого Лаура прибегает от тоски. Прилетев на Сицилию, она почти тут же оказывается похищена Массимо, который дает ей 365 дней на то, чтобы девушка влюбилась в него. Если нет, то он обещает ее отпустить. Нетфликсовский хит середины прошлого года, который стал чрезвычайно популярен после того, как пользователи тиктока стали устраивать челленджи по мотивам его эротических сцен. И тут есть, над чем подумать: в частности, над тем, как перераспределяется зрительское внимание в отсутствии блокбастеров и как на самом деле мало изменилось в постсоветском сознании за последние 30 лет. «365 дней» (небеспочвенно) сравнивают с «Пятьюдесятью оттенками серого» (в основе обоих фильмов лежат романы, написанные писательницами-любительницами — женщиной-косметологом и авторкой фанфика к «Сумеркам»; в обоих фильмах женщина оказывается в подчинении у мужчины, где в ход идет плетка, бондаж и другие BDSM-штучки), но у «польской порнушки» гораздо больше общего не с экранизациями романов Э.Л.Джеймс, а с девяностнической российской мелодрамой «Принцесса на бобах» и другим перестроечным и постперестроечным кино, в котором отечественные женщины мечтали о безбедном существовании и муже-бизнесмене: как пела Лада Дэнс, «жить нужно в кайф». Вот и Лаура как раз хочет жить в кайф.

«365 дней» обвиняют в том, что фильм «романтизирует жестокую реальность секс-торговли, похищений и изнасилования», взяв за основу сказочный троп «Красавицы и чудовища». Все так и есть, но также необходимо заметить, что картина Барбары Бяловонс («Большая любовь») делает это фантастически смехотворно. Весь фильм — это какой-то влажный сон консьюмериста, осознанного потребителя/потребительницы. Вещам тут уделяется столько же внимания, сколько и сексу (кажется, еще немного, и главные герои будут заниматься сексом не друг с другом, а с купленной одеждой: недаром даже на символическом уровне шопинг в фильме приравнен к половому акту). При этом, несмотря на то что режиссер картины и автор романа — женщины, это ни в коем случае не феминистское произведение. Это архаичное, старорежимное и пустозвонящее, как садомазахистские цепи в спальне у Массимо, кино, в котором пределом мечтаний для женщины становится стать женой криминального принца и выйти замуж в красивом платье. Интересно, что в такой консервативной и националистической стране, как Польша, картина Бяловас стала национальным хитом, собрав девять с половиной миллионов долларов в прокате. Вообще, этот очередной наследник «9 1/2 недель» ближе, конечно, не к Западу (уже «Пятьдесят оттенков» выглядели пародией на фильм с Мики Рурком и Ким Бейсингер), а к российскому телевидению, где (правда, без секса) можно увидеть все то же самое. Еще смешно, что при встрече со своей подругой Ольгой Лаура ведет себя не как Анастейша Стил, а как челябинская хабалка: девушки с упоением называют друг дружку курвами, бесятся и выглядят так, будто сбежали из какого-то неснятого уральского фильма Василия Сигарева.

Номинации: «Худший фильм», «Худший актер» (Микеле Морроне), «Худшая актриса» (Анна Мария Секлюцкая), «Худший режиссер» (Барбара Бяловонс и Томаш Мандес), «Худший сценарий» и «Худший ремейк, сиквел или плагиат» (польский ремейк/плагиат «Пятьдесят оттенков серого»). 

«Золотая малина»: «Худший сценарий».

фэнтези, комедия, семейный

Свежий взгляд на произведения Хью Лофтинга

Режиссер последней версии «Доктора Дулиттла» Стивен Гейан («Сириана», «Золото») решил не искушать судьбу и снова весь сюжет закрутить вокруг удивительной способности главного героя разговаривать с животными (а заодно вернуть ему белый цвет кожи — напомним, что в предыдущий пенталогии его сначала сыграл Эдди Мерфи, а затем и вовсе черная красавица Кайла Пратт). Последователь царя Соломона, доктор Дулиттл действительно понимает язык всех представителей земной фауны: от палочника и осьминога до страуса и слона. Несмотря на это волшебное свойство, увлекательный, остроумный и эмоциональный разговор со зрителем отчего-то не сложился. Фильм не может вызвать интерес ни у детской, ни тем более у взрослой аудитории. Сюжет (Дулиттл отправляется на таинственный остров, чтобы раздобыть плод, способный спасти сильно захворавшую британскую королеву (Джесси Бакли) явно высосан из пальца, образы животных и людей какие-то искусственные и надуманные, а главное — почти ни одной хорошей шутки за полтора часа! Могли хотя бы нанять стендап-комика, может, он бы написал пару-тройку смешных реплик.

Номинации: «Худший фильм», «Худший актер» (Роберт Дауни-мл.), «Худший экранный дуэт» (Роберт Дауни-мл. и его чрезвычайно неправдоподобный уэльский акцент), «Худший режиссер» (Стивен Гейан), «Худший сценарий» и «Худший ремейк, сиквел или плагиат».

«Золотая малина»: «Худший сценарий» и «Худший ремейк, сиквел или плагиат»

приключение, ужасы

Киноремейк известного сериала про остров, где сбываются мечты

Пятерка молодых людей высаживается на тропическом острове кто зачем: кому-то нужна любовь, кто-то намерен поквитаться с прошлым, третьим просто хочется оторваться. Весь из себя загадочный хозяин острова мистер Рорк сулит исполнение всех желаний, хитро щурится, говорит эвфемизмами, но явно подразумевает и что-то еще. Фасонный Джейсон Блум: сделать кино на старых ассетах (на этот раз вместе со сценаристами «Правды или действия»), надраить лоском и потратить не больше пяти миллионов. На «Остров» ушли все семь, но и в прокате работа перекрыла бюджет во столько же раз. Исключительного бесстыдства кино, не краснеющее от своей глупости и всячески ее подчеркивающее, должно приглянуться людям, запойно пересматривающим сериал «Остаться в живых». «Остров» из тех фильмов, которые никак не могут угомониться: одна концовка накручивается на вторую, третья все обнуляет, а четвертая дает под дых новой разрушающей все концовкой. Как ни странно, у такого зрелища много фанатов.

Номинации: «Худший фильм», «Худшая актриса второго плана» (Люси Хейл, Мэгги Кью), «Худший сценарий» и «Худший ремейк, сиквел или плагиат».

мюзикл, драма

Спорный мюзикл певицы Сии, который раскритиковали за некорректную репрезентацию аутичных людей

У аутичной девушки по имени Мьюзик (Мэдди Зиглер) умирает бабушка, поэтому теперь ответственность за нее ложится на плечи старшей сводной сестры Зу (Кейт Хадсон) — алкоголички и наркоманки в завязке. Сначала Зу хочет сдать Мьюзик органам опеки, но постепенно привязывается к ней, как и к их соседу — внимательному к их бедам темнокожему тренеру по боксу Эбо (Лесли Одом-мл.). Отметим, что в мюзикл режиссерский дебют Сии превращают безумно красивые вокальные и хореографические номера, которые разыгрываются в воображении героини Мэдди Зиглер (игравшей, к слову, у Сии в нескольких клипах, в том числе в «Chandelier»), а Кейт Хадсон невероятно убедительна в роли завязавшей наркоманки (наверное, это одна из самых ее любопытных актерских работ за последнее время). В целом же это очень доброе, воодушевляющее кино, существующее на стыке сандэнсовской инди-драмы и мишель-гондриевских (или даже тарсем-сингховских) цветастых фантазий. Наверное, оно не вызвало бы столько критики в свой адрес, если бы не его этическая сторона. Сию сначала раскритиковали за то, что роль героини с аутизмом исполнила нейротипическая актриса, а затем за сцены, в которых девушку обездвиживают (это может привести к серьезным травмам или даже летальному исходу). Певица уже успела извиниться и пообещать, что снабдит картину дисклеймером и вырежет некоторые некорректные сцены из версии, предназначенной для общественной трансляции. Что же до художественной составляющей, то, как и любой дебют, «Мьюзик» — несовершенная работа, но снятая уверенной для дебютантки рукой. Все уже успели отметить, что фантазии Мьюзик выглядят как самодостаточные клипы, которые рвут визуальную ткань повествования, но, собственно, на то и был расчет режиссерки: то, как внутренний мир героини контрастирует с внешним. Контраст получился разительным и эффектным: этот прием не ослабляет внимания, которое в противном случае расползлось бы из-за скучной бытовой истории, виденной в кино миллион раз. А так у Сии получилась хрупкая, чувственная, запоминающаяся картина про трех очень разных людей, которые становятся семьей.   

Номинации: «Худший фильм», «Худшая актриса» (Кейт Хадсон), «Худшая актриса второго плана» (Мэдди Зиглер) и «Худший режиссер» (Сиа).

«Золотая малина»: «Худшая актриса» (Кейт Хадсон), «Худшая актриса второго плана» (Мэдди Зиглер) и «Худший режиссер» (Сиа).

ромком

Комедия идиотских положений на грани хорошего вкуса

История парня по имени Тим (Дэвид Спейд), который спустя пару месяцев после неудачного свидания вслепую с максимально отталкивающей Мисси (Лорен Лапкус), неожиданно встречает любовь всей своей жизни по имени Мелисса (Молли Симс). И когда он решает позвать красавицу на шикарный курорт, где его компания проводит тимбилдинг-семинар, то случайно путает номера девушек и зовет с собой ту самую безумную и взбалмошную особу. В главной роли снялся актер, когда-то блиставший в старом ситкоме «Журнал мод» (и иногда озвучивающий хорошие мультики). Бесить весь фильм, чтобы потом все-таки очаровать самым непостижимым образом, выпало актрисе из «Теории большого взрыва» и «Оранжевый — хит сезона» Лорен Лапкус. Снял все это режиссер с идеальной для комедиографа фамилией — Тайлер Шпиндель («Отец года» с все тем же Спейдом). Фильм представляет собой парад малоприятных личностей, попадающих (и чаще всего заслуженно) в глупейшие ситуации. Вывод по романтической части гласит: прежде чем отмахиваться от самых мерзких людей, получше присмотритесь к себе, ведь, возможно, вы — идеальная пара. Зато маховик всеобщего идиотизма, расходясь где-то к середине фильма, иногда выдает неожиданные юмористические всполохи, и нередко с легким стыдом ловишь себя на том, что ржешь в голос после очередного фееричного падения.

Номинации: «Худший актер» (Дэвид Спейд), «Худшая актриса» (Лорен Лапкус) и «Худший экранный дуэт» (Лорен Лапкус и Дэвид Спейд).

детектив, комедия

Адам Сэндлер достиг нового дна

Адам Сэндлер остался так доволен собственной актерской игрой в «Неограненных алмазах», что пообещал в случае, если Американская киноакадемия проигнорирует эту его работу, снять по-настоящему очень плохой фильм. Что ж, кажется, «Хеллоуин Хьюби» — тот самый обещанный фильм. В своем новом детище король плохого вкуса явно развернулся на полную. Актер опять играет провинциального эксцентрика со странным голосом, над которым потешаются и дети, и взрослые. Единственное его отличие от всех остальных чудиков, созданных Сэндлером за долгие годы карьеры, — этот просто одержим Хеллоуином, и у него есть чудо-термос. Добавьте к этому тот факт, что фильм снял человек, который ответственен за появление на свет такой сэндлеровской классики, как «Никки Дьявол-младший» и «Миллионер поневоле», и картина сложится вполне определенная. Все это, конечно же, не означает, что хеллоуинская комедия от Сэндлера не будет пользоваться зрительским успехом: как и предыдущая его совместная работа с Netflix — детективная комедия «Загадочное убийство», новая комедия в первые же дни установила рекорд по просмотрам.

Номинации: «Худший актер» (Адам Сэндлер), «Худший экранный дуэт» (Адам Сэндлер и его раздражающие попытки говорить как идиот) и «Худший ремейк, сиквел или плагиат» (плагиат фильма «Испуганный глупец Эрнест»).

драма

Режиссер «Игр разума» вновь замахивается на «Оскар» в экранизации мемуаров о «белой» Америке

Экранизация бестселлера венчурного капиталиста Джей Ди Вэнса: наполовину мемуары о его сложном детстве в бедной семье с мамой-наркоманкой, наполовину — социологическая зарисовка, почему «белая» Америка проголосовала за Трампа (книга вышла в 2016 году). Первоисточник страшно хвалили правые за возможность посмотреть на страну глазами реднеков и критиковали остальные за обобщение целого слоя общества на примере дисфункциональной семьи Вэнса; чаще всего в ее адрес произносились фразы «poverty porn» и «ошибка выжившего». Режиссер Рон Ховард и сценаристка Ванесса Тейлор (номинантка на «Оскар» за «Форму воды») попытались превратить текст в аполитичную историю «из грязи в князи», но кинокритики фильм растерзали еще сильнее хейтеров книги. Кто бы что ни говорил про Рона Ховарда, он — крепкий ремесленник, который может добиться впечатляющих результатов, когда работает с хорошим сценарием (см. «Гонка» и «Аполло-13»), однако «Элегия Хиллбилли», обрезанная от всей политики, выглядит пусть профессиональной, но бессмысленной слезовыжималкой. Даже с актерскими работами не все гладко: Гленн Клоуз в образе бабушки Джей Ди, с упорством тягача тянущей семью из болота, невероятно хороша, но Эми Адамс в экспрессивной роли нестабильной матери очень не хватает человека, который попросил бы ее не пережимать с эмоциями на экране.

Номинации: «Худшая актриса второго плана» (Гленн Клоуз), «Худший режиссер» (Рон Ховард) и «Худший сценарий».

боевик, приключение, фэнтези

Галь Гадот борется с дикой кошкой и бизнесменом в 80-х

«Чудо-женщина: 1984» начинается совершенно в духе «Олимпии» Лени Рифеншталь, только вместо атлетичных нацистов на экране мы видим амазонок с Темискиры — острова, спрятанного от людских глаз. Они устраивают между собой что-то типа Олимпийских игр. Как быстро становится понятно — это флешбэк, воспоминание Дианы Принс, Чудо-женщины (Галь Гадот) о проведенном на острове детстве, когда она училась играть по правилам и осознавала важность правды. По сюжету со времен первой части прошло около семидесяти лет, на дворе цветастые 80-е, Диана обжилась среди людей, но продолжает скучать по пилоту Стиву Тревору (Крис Пайн), который был ее первой и, кажется, единственной любовью. По крайней мере, Чудо-женщина чурается отношений и инкогнито наводит порядок в Вашингтоне, округ Колумбия, где в своей обыденной ипостаси работает старшим антропологом в Смитсоновском институте. Однажды в ее институт поступит древний артефакт — камень грез, который умеет исполнять желания. Диана неосознанно попросит у него, чтобы ее возлюбленный Стив вернулся к жизни, ее неуверенная в себе коллега Барбара Минерва (Кристен Уиг) захочет быть похожей на Диану, а честолюбивый бизнесмен Максвелл Лорд (Педро Паскаль) — стать воплощением камня, чтобы самолично исполнять желания.

Этот камень — триггер, спусковой механизм сюжета — по понятным причинам отсутствует в трейлере фильма, зато в трейлере уместился почти весь экшен. Скажем прямо, сиквел «Вандер-вумен» не самое зрелищное кино, так что если вы пришли за аттракционом, то ошиблись дверью. Весь первый час отдан под неспешную, как это бывает у режиссерки Патти Дженкинс, экспозицию: герои болтают без умолку, мосты наводятся, чеховские ружья заряжаются. Чтобы зрители не заскучали, в середине картины будет небольшая погоня, а в конце — финальная разборка (но не ждите от нее многого, все-таки это не «Хищные птицы»!). Однако, если вы пришли за качественной драматургией и авторским высказыванием, то не останетесь в накладе. Эстетически новая «Чудо-женщина» сделана в духе «Суперменов» с Кристофером Ривом и, прости господи, «Супергерл» (1984), то есть намеренно дурашливо (так, в фильме не раз будет обшучена аэробика). Содержательно же картина Дженкинс даст фору многим супергеройским блокбастерам, так как она высказывается по целому спектру злободневных тем. Из того, что лежит на поверхности: режиссерка выстраивает перекличку между рейгановской и трамповской эпохой, на примере Барбары Минервы показывает, как сексизм и мужской шовинизм могут превратить женщину в злодейку, а на примере Максвелла Лорда обличает властолюбие и стремление к славе (герой Педро Паскаля с его фразой «Мир принадлежит мне» и белым костюмом превращается практически в копию Тони Монтаны из «Лица со шрамом»). Однако достоинство фильма Дженкинс в том, что там нет стопроцентных злодеев: и Барбара, и Максвелл прежде всего трагические фигуры, заложники своего общественного статуса и происхождения, так что в ленте еще поднимается и тема привилегий. Например, Чудо-женщина, как и Питер Паркер во втором «Человеке-пауке», теряет свои силы. Все это вырастает в метафору утраты привилегий, которыми с детства была одарена Диана и которые ей, очевидно, еще предстоит пересмотреть. Но главная коллизия ленты все же строится на противостоянии двух стратегий — созидательной (Дианы и Стива) и разрушительной (Барбары и Максвелла), конфликте того, кем мы хотим быть и кем мы являемся на самом деле, а также на рассказе о том, какая сила спрятана в умении отказаться от своих желаний.

Номинации: «Худшая актриса второго плана» (Кристен Уиг) и «Худший ремейк, сиквел или плагиат» (сиквел).

приключение, комедия

Искрометное возвращение главной звезды Казахстана в современную политику

Казахстанский журналист Борат Сагдиев — один из многочисленных персонажей бестиария неугомонного комика Саши Барона Коэна, который вот уже 20 лет не изменяет своему творческому методу: выдумать максимально нелепого и уморительного персонажа, а затем столкнуть с ним ничего не подозревающих людей, добиваясь тем самым неизменного very nice-эффекта (а затем отбиваясь от бесчисленных судебных исков). К сожалению, после выхода первого фильма персонаж стал слишком узнаваем, и серый костюм пришлось повесить на гвоздь почти на 15 лет. Однако с приходом к власти (теперь уже бывшего) президента Трампа американским либералам пришлось расчехлить даже самые запрещенные орудия сатиры. После событий первого фильма журналист Борат Сагдиев угодил в концентрационный лагерь, но спустя 14 лет вновь понадобился своей стране. Его опять отправляют в Америку — на этот раз чтобы восстановить утерянный статус Казахстана. Для этого в качестве взятки вице-президенту Пенсу с ним едут обезьяна Джонни, местный министр культуры и порнозвезда. Но в дороге случается неприятность, и вместо дорогого гостя в Штаты прибывает 15-летняя дочь Бората по имени Тутар (Мария Бакалова). По части сатиры Коэн в этот раз, пожалуй, слишком однобок и выбирает чересчур легкие мишени: от Трампа и его адвоката Руди Джулиани до разномастных реднеков, противников абортов, ковид-отрицателей и т.д. Зато сама история главных героев (Бората с дочкой) стала драматичнее и живее. Да и своей главной цели — изгнать Трампа из Белого дома — кино добилось.

Номинации: «Худший актер» (Руди Джулиани), «Худший актерский ансамбль» («Руди Джулиани и его ширинка»).

«Золотая малина»: «Худший актер» (Руди Джулиани), «Худший актерский ансамбль» («Руди Джулиани и его ширинка»).