От галереи Петра I до кинетической скульптуры: новые выставки в Петербурге

- Личные вещи Петра I и другие раритеты к его 350-летию
В Зимнем дворце к 350-летию со дня рождения первого российского императора открыли три зала новой постоянной экспозиции — «Галереи Петра Великого». В них можно увидеть восковой бюст, который документально фиксируют облик Петра, а также его костюмы, инструменты, дорожную аптечку и другие личные вещи. В центральной витрине показывают паникадило — многоярусную церковную люстру, которую Петр I вырезал из слоновой кости. Также в экспозиции представлен шелковый плат с надписью «Виват Отец Отечества Петр Великий Император Всероссийский», который украшал зал сената в день провозглашения Российской империи. И это лишь начало — до конца года галерея разрастется до 11 залов. Все они будут посвящены искусству, культуре и истории России времен Петра I и Елизаветы Петровны, продолжившей его преобразования.
- Виллем ван Вигель. Кинетическая скульптураЭрарта, Санкт-Петербург, закончилась 13 мая 2022Гипнотизирующие мобильные конструкции о ходе времени
На выставке представлены работы нидерландского художника Виллема ван Вигеля, известного своим необычным кинетическим искусством. Сложные мобильные конструкции издалека напоминают геометрические абстракции на белом холсте. Художник скрывает от наблюдателя механизмы на оборотной стороне, чтобы ничего не отвлекало от визуализаций хода времени. Весьма иронично, что у работ оно пролетает совсем незаметно: металлические элементы непрерывно движутся, образуют различные узоры и словно гипнотизирует. Также специально для выставки Вигель создал масштабную иммерсивную скульптуру из напоминающих деревья мобильных конструкций: перемещаясь среди них можно ощутить себя частью этого непрерывного хода времени.
- Необычные портреты руки Зверева и других нонконформистов
Московский Музей AZ привез в Петербург один из своих самых успешных проектов — выставку художников-шестидесятников, посвященную непарадному портрету в отечественном искусстве ХХ–ХХI веков. В экспозицию вошли более 90 работ с «лицами». Это и традиционные портреты, и более необычные — эмоциональные, гротескные, а порой и вовсе нечеловеческие версии. В числе авторов, конечно, главный герой Музея AZ — Анатолий Зверев, а также Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Олег Целков, Михаил Шемякин, Марлен Шпиндлер, Наталья Турнова и другие представители московского неофициального искусства.
- Посвящение космонавтикеЗападный павильон Михайловского замка, Санкт-Петербург, закончилась 12 марта 2022Цифровая экспозиция о познании Вселенной и космическом будущем
Проект продолжает выставку «Космизм в русском искусстве», проходящую в Корпусе Бенуа. Как и живописцы конца XIX — начала XX века, современные медиахудожники размышляют о законах Вселенной, теориях ее возникновения и стремлении человека познать космос. Цифровая экспозиция в Центре мультимедиа Русского музея состоит из двух частей. На первом этаже показывают мультимедиапроект «Астронавт» о новейших астрономических теориях, созданный под руководством петербургской медиахудожницы Леры Нибиру по мотивам ее пьесы. А на втором этаже расположилась цифровая инсталляция «Место для будущего человечества». С помощью видеоарта, цифровой живописи и скульптуры, мультимедиа- и стереопроекции, виртуальной реальности и голограммы художники и композиторы фантазируют о том, как биокиборг летит в космос на поиски «нового дивного мира» и предлагают два сценария будущего: естественную эволюцию жизни во Вселенной или проектирование новых форм с помощью научных достижений.
- Жизнь советских школьников в знакомых предметах, картинах и фото
Выставка в Петропавловской крепости посвящена жизни ленинградских детей с 1920 по 1980-е годы. В экспозиции представлены картины, рисунки, скульптуры, фотографии, документы, книги, плакаты и предметы быта из собрания Музея истории Санкт-Петербурга. Здесь можно почитать дневники детей, оставшихся в осажденном Ленинграде во время войны, рассмотреть советские тетради, учебники, письменные принадлежности, школьную форму, парты и пионерскую атрибутику. А также увидеть на фотографиях, как в 1968 году впервые состоялся большой выпускной «Алые паруса». Также в экспозиции — игрушки, книги, настольные игры, граммофонные пластинки и другие товары, которые можно было купить в универмаге «Детский мир».
- Внутренняя книга братьев Г. А. В. ТрауготВосточный павильон Михайловского замка, Санкт-Петербург, закончилась 10 февраля 2022От иллюстраций, знакомых с детства, до картин и расписного фарфора
В прошлом году художнику Александру Трауготу исполнилось 90 лет. Больше всего он известен книжными иллюстрациями, которые создавал в тандеме с братом Валерием под псевдонимом «Г.А.В.» На выставке представлены их рисунки и акварели 1960–1990-х годов к сказкам Андерсена, текстам Пушкина, Чехова, Куприна и Толстого. А также серия неопубликованных иллюстраций к книгам, посвященным цирку. Чтобы показать творчество братьев во всем многообразии, здесь также собрали их пейзажи, портреты, натюрморты и роспись по фарфору. Есть и совсем свежие работы, поскольку Александр Траугот пишет до сих пор.
- 4 фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеевСтрогановский дворец, Санкт-Петербург, до 30 маяПовседневная жизнь 1870–1930-х годов в семейных фото
Русский музей продолжает показывать малоизвестные фотоколлекции российских музеев (первая выставка этого проекта прошла еще в 2011 году). На этот раз в Петербург привезли 144 фотографии из Воронежа, Ивангорода, Нижнего Новгорода, Рыбинска, Рязани, Симферополя, Омска, Пскова, Углича и Якутска. В основном это работы провинциальных фотомастеров из любительских и семейных архивов, которые долгое время не интересовали специалистов и хранились в закрытых фондах. Теперь же это ценные исторические источники, ведь на снимках можно увидеть повседневную жизнь в разных уголках России 1870–1930-х годов.
- Сергей Герасименко. Щедрый вечер, добрый вечерАрт-лига, Санкт-Петербург, закончилась 13 марта 2022Минималистичные натюрморты и картины на традиционные украинские мотивы
На ретроспективной выставке современного художника-монументалиста Сергея Герасименко представлены две абсолютно не похожие друг на друга живописные серии — «Украинские мотивы» и «Натюрморты». Работы, посвященные родине художника, выполнены в традиционных красно-черных цветах и по своей декоративности напоминают витражи со сказочными образами. Серия же «Натюрморты» крайне минималистична: предметы в ней выстроены в строгие композиции. Объединяет эти работы тема памяти: художник показывает, что сознание часто создает из детских воспоминаний сказочный миф и в то же время в точности сохраняет образы предметов из прошлого.
- Музей Сергея Курехина. Прототип #6Центр современного искусства им. Сергея Курехина, Санкт-Петербург, закончилась 30 апреля 2022Медиаинсталляции по мотивам архивных материалов об андеграундном музыканте
Вот уже восемь лет Центр современного искусства им. Сергея Курехина проводит концептуальные выставки из коллекции будущего Музея Курехина, который откроется в здании бывшего кинотеатра «Прибой» в 2023 году. Там оборудуют музейные площади для инсталляций и перформансов, студии звукозаписи и помещения для музыкальных репетиций. И, конечно, продолжат знакомить с творчеством музыканта и композитора XX века Сергея Курехина и ленинградским андеграундом в целом. Шестой «Прототип» во многом состоит из работ, представленных на декабрьском фестивале Skif-XXIV-Media. Например, можно увидеть аудиовизуальную инсталляцию Виктории Илюшкиной, созданную по мотивам видеозаписей с выступлениями «Поп-механики», и медиаисследование первого российского мема «Ленин-гриб», возникшего благодаря телевизионному сюжету Курехина.
- Вадим Леухин: Ностальгия. Среди шума и суетыAbramova Gallery, Санкт-Петербург, закончилась 30 апреля 2022Идеалистические картинки советского детства
Представленные на выставке новые работы Вадима Леухина — это яркие идеалистические картинки прошлого и ностальгия по советскому детству. На них дети беззаботно играют на улицах, состоящих из фрагментов советского городского пейзажа — домов, автобусов, фонтанов и зеленых насаждений. Так Леухин показывает, что чаще наши воспоминания не целостны и складываются из отдельных картинок. Его цветовые полосы напоминают стилистику Эрика Булатова, однако у Леухина творчество более поэтическое и личное. Исследуя знакомое не только ему прошлое, он словно пытается осмыслить настоящее этих уже повзрослевших детей.