Док Александра О.Филиппа, рассказывающий о природе вдохновения, пожалуй, самого загадочного режиссера на планете Земля — Дэвида Линча. Картина построена на разговорах шести кинокритиков и режиссеров (в том числе мэтра треш-кино Джона Уотерса) о притягательных и в то же время пугающих линчевских образах. Филипп и остальные практически покадрово разбирают фильмографию Линча, обращая внимание на детали, которые часто остаются незамеченными зрителями: толкование находят красные туфельки героини «Диких сердцем», название дайнера в «Твин Пиксе» и даже хитросплетение реальности и фантазий в «Малхолланд-драйве».
Североирландский синефил и документалист Марк Казинс («Глазами Орсона Уэллса») обнаружил любопытный угол зрения, под которым можно посмотреть на наследие режиссера «Головокружения» и «Птиц» Альфреда Хичкока. Хичкок собственной персоной (ну почти, его голосом говорит Алистер МакГоуэн) обращается к зрителям с экрана и рассуждает о том, почему его картины стали вечной классикой, зачем их смотреть сейчас, а также об универсальных инструментах влияния — страхе, тайне и желании.
Племянник Фрэнсиса Форда Копполы, Роберт Шварцман, взялся рассказать о легендарной британской рок-группе The Zombies, историю которой до этого момента незаслуженно обходили стороной. Шварцман в итоге не упустил ничего. В картине можно увидеть неуклюжих подростков с гитарами, обилие архивных кадров и комментарии самих участников. История The Zombies уникальна. В отличие от многих коллективов, они не разругались, не сошли с ума и сохранили оптимистичный настрой. В 1960-х хиты The Zombies конкурировали за место на вершине чартов с The Beatles и The Who, а их альбом «Odessey and Oracle» вошел в сотню лучших записей всех времен по версии журнала Rolling Stone.
Иммерсионное исследование Сэма Грина природы звука. Грин рассказывает, как человек на самом деле воспринимает звук, как слышит его и слушает. Кроме того, в картине есть размышления голливудских специалистов по шумовым эффектам, композиторов и ученых о том, как звук или мелодия могут перенести нас в другое пространство и время. «32 звука» стал лучшим документальным фильмом фестиваля «Сандэнс-2022».
Режиссер Рон Чапман бережно уложил в полуторачасовой док грандиозную историю о создании и проведении фестиваля Toronto Rock and Roll Revival. Все началось с того, что молодой канадский промоутер Джон Брауэр в 1969 году решил обойти великий «Вудсток», но уже в самом начале пути попал в сущий ад. Брауэр пережил нервотрепку с неподтвержденными участниками, плохие продажи билетов, конфликт с бандой байкеров и ощущение неизбежного провала. Но на стадионе в итоге собрались и играли 11 часов подряд Чак Берри, Литтл Ричард, The Doors, Элис Купер, Джон Леннон с Йоко Оно и Эриком Клэптоном — как группа Plastic Ono Band.
Взгляд на эволюцию музыкального жанра техно, который родился в афроамериканском комьюнити Детройта. О его культурном и социальном контексте говорят отцы жанра: чернокожие детройтские музыканты и продюсеры Деррик Мей, Хуан Аткинс, Блейк Бакстер и Кевин Сондерсон. Создатели одного из самых популярных направлений электронной музыки рассказывают, почему они начали экспериментировать с синтезаторами и драм-машинами, как техно перетекло из андеграунда в мейнстрим — и об успехе белых техно-гуру вроде Ричи Хоутина.
Режиссерка Аманда Ким обстоятельно и трепетно рассказывает историю основоположника видео-арта Нам Джун Пайка, скрестившего дзен с новыми технологиями и предвосхитившего современную цифровую культуру. Пайк вырос в Корее, но суперзвездой стал в Америке, а точнее, в тот момент, когда приобрел одну из первых моделей любительских видеокамер. Смелые эксперименты Пайка сформируют целый визуальный язык, его будут использовать в интернете, медиа и даже на MTV. В доке Ким собраны совместные перформансы Пайка с Джоном Кейджем, а также проводятся параллели между его работами, рекламой Coca-Cola и клипами Принса. Одним из комментаторов в фильме выступила Марина Абрамович.
Рассказанная от первого лица история звезды бразильского стрит-арта Эдуардо Кобры. Он один из самых известных уличных художников на Земле: по всей планете (от Токио и до Лос-Анджелеса) разбросаны его яркие гигантские муралы. Фильм преимущественно состоит из урбанистических зарисовок: камера то и дело сначала застывает на прохожих, а после стремительно облетает фасады с работами художника. Но где-то между всем этим Кобра размышляет о личных травмах, сложных отношениях с родителями, депрессии и правах животных.
Действие в картине разворачивается в Якутии и повествует о событиях лета 2021 года, когда регион охватили страшные лесные пожары. В фильме-катастрофе показано одно отдаленное село, жителям которого приходится объединиться в борьбе с огнем, поскольку местная администрация не посылает туда пожарных из-за «нецелесообразности». Оператором ленты выступил Поль Гийом, известный своим сотрудничеством с Жаком Одиаром и Канье Уэстом. Под прицелом его камеры лесной пожар оборачивается настоящим апокалипсисом. «Рай» был награжден призом за лучшую операторскую работу на фестивале документального кино IDFA.
Независимый тандем режиссеров Анастасии Шубиной и Тимофея Глинина задокументировал неспешную жизнь на Чукотке, точнее, в поселках чукчей и эскимосов Инчоун, Уэлен и Лорино на побережье Северного Ледовитого океана. Люди там занимаются охотой на моржей и китов, а также обороняются от злобных медведей, которые то и дело заглядывают в гости из тундры. Случайная смерть здесь — обычное дело.
Режиссер Михаил Воропаев рассказывает об ансамбле «Хуун-Хуур-Ту», работающем с тувинской традицией горлового пения и народными инструментами. Вместе с музыкантами нам предлагают отправиться в путешествие по дорогам и степям, где прошли детство и юность участников группы. «Хуун-Хуур-Ту» не дает забыть старинные песни с начала 1990-х.
Время действия — 1990-е, место — Москва. Тогда еще никто не понимал, какая судьба ждет индастриал: то ли он и дальше будет пребывать в андеграунде, то ли найдет свою нишу в мейнстриме. Режиссерка Алена Михайлова в своей картине «Грохот в сумерках Москвы» выделяет в качестве главных героев бесстрашных экспериментаторов с огромным набором инструментов: одни нашли на свалке, другие — чистейший самопал. Фильм включает в себя воспоминания музыкантов и очевидцев, которых впервые собрали вместе на экране.
Двенадцатиминутная документальная зарисовка Михаила Макарова «Я Жак-Ив Кусто» повествует о рабочем сцены «Гоголь-центра» Алексее Палькине — бывшем водителе и охраннике, воспитывавшемся «мамкой и улицей» и нашедшем себя впоследствии в театре. Но на одной из лучших театральных сцен Москвы Алексей получил не только возможность зарабатывать себе на хлеб, но и вдохновение, друзей и даже свои первые актерские роли.
История Юлии Романовой, широко известной на весь мир порнозвезды под псевдонимом Ева Эльфи. Сюжет строится по классическим законам документалистики. Нам последовательно рассказывают о паре студентов из Омска (Артеме и Еве), решившей подзаработать на продаже порно. В итоге за два года, пока снималась картина, Ева стала звездой международных порнохостингов, но вот перед занимающимся продюсированием Артемом встал вопрос о его роли в их отношениях — как личных, так и рабочих.
Режиссер Павел Мачихин разворачивает перед зрителями цикличную историю, раз за разом происходящую на улицах Санкт-Петербурга: уличные художники из команды «Осколки» рисуют на стенах, а после их работы стирают сотрудники муниципалитетов. Таким образом, документалист разглядывает во всем этом своеобразный диалог.
Экспериментальная картина, построенная чисто на визуале: спутниковые фотографии переплетаются с фото и видео в привычном масштабе, из чего появляются дополняющие друг друга сложные узоры. И совсем не важно, сняты ли они за 35 тысяч километров, или на расстоянии вытянутой руки.