Начо Дуато поставил свою версию знаменитого балета «Ромео и Джульетта». Хореограф следует за музыкой и наполняет танцем каждый эпизод.
Драматическая история двух влюбленных разворачивается на фоне жизни итальянского города: лирические сцены чередуются с картинами уличных праздников в духе комедии дель арте, в которые грубо вторгаются стычки враж дующих кланов.
Мариус Петипа, создатель классического русского балета, сочинил «Дочь фараона» в пору строительства Суэцкого канала. Египетскую царевну спасали от посягательств обезьяны, льва и соседнего царя, она в отчаянии бросалась в Нил, водяной дух отправлял ее обратно, и все это было сном англичанина, пережидавшего самум в пирамиде. Эту вампуку очень любили до революции и теперь попытались восстановить. Вышло курьезно, но в Мариинском давно не ставили больших классических балетов, где на сцену одновременно выходит сотня человек, а Египет и полтора века спустя остается популярным туристическим направлением.
Балеты про безумного рыцаря ставят с тех пор, как вышел первый том романа Сервантеса. В Мариинском театре он идет почти без перерывов с 1900 года. Тогда молодого петербуржца Александра Горского отправили в Москву переносить старого «Дон Кихота» с музыкой Минкуса. Горский огляделся в пестром городе, сходил в недавно открывшийся МХТ, а «досужие декаденты» Головин и Коровин отравили его рассказами о современной парижской живописи. Бутафорская Барселона стала похожа на современную Москву, в которой умели жить красиво и тучно. От спектакля давно отвалился пролог, который хоть немного объяснял название, но «Дон Кихота» любят не за это — за кастаньеты, веера, цветы, плащи, юбки, живого Росинанта и море танцев.
Спектакль этот уважаешь за честность: впервые никто не стал в очередной раз переставлять местами руки и ноги Мариусу Петипа, объявляя уродца «новой редакцией». Начо Дуато честно сочинил большой балет с классическими танцами — свой собственный, но не радикально, — отсюда и некоторое разочарование. Великий прототип то и дело просвечивает сквозь новую хореографию, как сквозь лист папиросной бумаги. Но если отвлечься от проблемы, кто кому и чем обязан, то балет вполне себе удался, одет на славу, а танцовщики блещут.
Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в культивируемой теме фатума и рока. В афише Мариинского театра представлено восстановленное полотно Сергеева – Петипа – Иванова, самое классическое. С недавних пор партию принцессы Одетты (трагическим образом превращающейся в лебедя) исполняет новая звезда Мариинки Екатерина Чебыкина.
Яркая, захватывающая, зрелищная балетная программа — это замечательный вариант проведения досуга для создания праздничного настроения и незабываемых впечатлений! Концерт будет интересен как любителям классического танца и завсегдатаям театров, так и тем, кто только открывает для себя красоту хореографического искусства.
Наивный пересказ «Овечьего источника» Лопе де Вег и в духе вульгарного социологизма (премьера прошла в 1939-м) не главное в этом спектакле. Просто балетный театр всегда любил надеть испанские одежды, чтобы вволю потанцевать — с оглушительным фейерверком народных плясок, с азартным состязанием солистов в классических вариациях. Кто любит балетного «Дон Кихота», сразу поймет, в чем дело. Иначе — нужно спешить в театр и срочно заболеть этой прекрасной болезнью. Толика советского героического пафоса, который сохранился в возобновленной «Лауренсии», делу не повредит.
История очаровательной Лизы, которая мечтает воссоединиться с возлюбленным, тогда как мать рассчитывает выдать ее за богатого простофилю-соседа, стала основой замечательного балетного спектакля. Веселая и искрометная «Тщетная предосторожность» покоряет своим обаянием. В нашем театре представлена хореографическая версия Фредерика Аштона, классика британского балета.
Редкий случай, когда спектакль «памяти великого Художника» не скатывается ни в карикатурное жизнеописание, ни в разглагольствования о гении и духовности. На сцене действует человек в белом парике (Композитор) и женщина в маске (Смерть), смычку волшебному послушны люди-ноты и девушка-скрипка — и во всем этом нет ни капли пошлости. Здесь счастливо совпало легкое дыхание танцевального текста, абсолютная музыкальность хореографа и его искреннее восхищение великими, будь то Бах или Килиан, учитель Дуато.
За основу взят спектакль 1949 года, памятный тем, что обходился почти без танцев, зато изображал историю Петербурга с размахом голливудского пеплума. Нынешние авторы поубавили ампирного пафоса и прибавили тонну новой хореографии. Но по-прежнему «Всадник» позволяет испытать патриотическую гордость (Петр Великий на глазах зрителей строит корабли и рубит боярам бороды), полюбоваться богатыми костюмами и всплакнуть над бедными Парашей и Евгением, пострадавшими от наводнения, — потоп являет собой главный аттракцион трехчасового сувенирного спектакля.