Куда поехать на новогодние каникулы: выставки в регионах

- Названо Вазари. ВозрождениеАрсенал, до 9 апреляДиалог между ренессансными мастерами и современным искусством
Итальянский художник Джорджо Вазари в XVI веке начал использовать определения «готика», «Ренессанс» и «маньеризм» для обозначения эпох. Трехчастный проект в нижегородском «Арсенале» переосмысляет эти три периода, объединяя экспонаты из коллекций Пушкинского музея и работы современных художников. Вторая выставка посвящена эпохе Ренессанса — времени, когда итальянские гуманисты, стремясь восстановить образ идеальной гармонии мира и человека, создали каноны классической мировой культуры на несколько последующих столетий. Среди экспонатов — гравюры Андреа Мантеньи, Агостино Венециано, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, реплики рисунков Рафаэля Санти, картины художников круга Сандро Боттичелли, медали Антонио Пизанелло и барельефы последователей Лоренцо Гиберти. А представленный рядом совриск Валерия Кошлякова, Тимура Новикова, Егора Плотникова, Айдан Салаховой, Марии Сафроновой и других показывает, что ренессансная культура продолжает влиять на понимание человеком мира и до сих пор.
- Искусство или жизнь? Мифологизация бытияСинара-центр, закончилась 12 марта 2023Мифологизированные арт-объекты Тишкова и Мамышева-Монро
Популярным направлением современного искусства в последние годы стало создание или использование мифологизации для выражениях своих идей. Вообще, мифы существовали на протяжении всей человеческой истории, проявляясь не только в философии и религии, но и искусстве, помогающем выразить сакральные смыслы. Арт-директор екатеринбургской галереи «Синара Арт» решила порассуждать на эту тему и собрала в экспозиции 65 объектов, посвященных мифологическому мировоззрению. В их числе — новые приобретения знаковых художников различных поколений и направлений: Леонида Тишкова, Владислава Мамышева-Монро, группы «Синие носы», Виталия Воловича, Вениамина Степанова и Красила Макара.
- Terminal BЦентр современной культуры «Смена», закончилась 12 февраля 2023Размышления 23 художников о катастрофе
В казанском Центре современной культуры «Смена» показывают новый проект, созданный под кураторством коллектива Plague. Его идея возникла еще в первые недели локдауна — на выставке посетители попадают в атмосферу, которая одновременно напоминает сразу много различных мест, связанных с ожиданием: аэропорты, вокзалы, торговые центры, лифты. Это один из возможных сценариев будущего будто после неизвестной, только что произошедшей катастрофы. Зрителю предлагают наблюдать за оставшимися артефактами — стульями, рекламными плакатами, бутылками, брелоками — и пытаться осмыслить произошедшее, понять его причины. В проекте участвуют 23 художника — как местных (Артур Голяков, Артем Сильвер, Зухра Салахова), так и из других городов России (Аврора Родина, Евгений Березин, Саша Нестеркина, Юрий Отинов, Ваня Венмер) и даже Японии (Така Коно) и США (Майкл Бассель, Ян Брунер и Майлз Хьюстон).
- От «оттепели» до «перестройки». Искусство СССР 1960–1980-х годовКазанский кремль, закончилась 26 февраля 2023Противостояние соцреалистов и андеграундного искусства
Казанский кремль совместно с московским центром «Росизо» показывают советскую живопись 1960–1980-х годов. Основная черта того времени — противостояние официального и неофициального искусства. На выставке можно увидеть работы соцреалистов Валентина Сидорова, Дмитрия Журавлева, братьев Ткачевых и проследить, чем от них отличались нонконформисты. Олег Целков, Борис Турецкий, Натта Конышева, Владимир Яковлев, Вячеслав Калинин — художники этого круга открыто противопоставляли себя мейнстриму, устраивали квартирные выставки и стремились разработать индивидуальный стиль. Особенно интересно, что на выставке рассказывают, как андеграунд развивался в регионах. Например, представлены работы Адии Ситдиковой из Уфы, Шалвы Бедоева из Владикавказа, Александра Пантелеева из Вологды и Владимира Юкина из Владимира.
- Охота к перемене мест. Выставка о европейских путешествиях XVIII — начала XX вековРадищевский музей, закончилась 5 февраля 2023О путешествиях в Европу два столетия назад
Небанальная выставка в Радищевском музее посвящена буму на путешествия, начавшемуся в XIX веке благодаря появившейся сети железных дорог. На основе путеводителей того времени кураторы составили маршрут. Начинается он с Греции и продолжается — на поезде, теплоходе, дилижансе — по всей Европе конца XVIII — начала XX веков. Причем посмотреть на нее предлагают глазами художников — в работах Боголюбова, Бронникова, Поленова, Ахенбаха, Фридриха, Гюдена из собраний Пушкинского музея и саратовских коллекций. Также на выставке — впечатления о заграничных путешествиях Карамзина, Гончарова, Бенуа, а атмосферу эпохи создают предметы обихода XIX века: мужские и женские дорожные наборы, сундуки и чемоданы, фотоаппараты, бинокли, сувениры. Здесь можно представить себя на венецианском карнавале или на испанском постоялом дворе, сравнить поездку в пульмановском вагоне и тряском дилижансе, а также узнать, с какими целями россияне путешествовали раньше.
- Иван ШишкинЯрославский художественный музей, до 26 мартаРетроспектива мастера по русском лесу
В Ярославский художественный музей привезли более 40 работ Ивана Шишкина из коллекции Русского музея. Экспозиция охватывает все основные этапы его творчества: ученические годы, пенсионерскую поездку в Германию и Швейцарию, где художник начал писать лес, и создание эпических пейзажей на родине. На своих полотнах Шишкин скрупулезно изображал природу, подчеркивая красоту и величие Русского Севера, а также часто запечатлевал крестьянский быт. Среди представленных на выставке работ — известные «Ручей в березовом лесу», «Перед грозой» и «Хвойный лес. Солнечный день».
- Загадки нидерландской живописи XVII векаМузей зарубежного искусства, закончилась 12 марта 2023Ликбез по аллегориям и символом старых мастеров
Еще одна любопытная выставка в Ярославском художественном музее посвящена нидерландской живописи XVII века. Первоклассные картины Фердинанда Бола, Николаса Маса, Яна Мейтенса, Герарда Терборха и Иеронима Янсенса привезли из Пушкинского музея — это первое сотрудничество ГМИИ с Ярославлем. Выставка знакомит с важной особенностью живописи старых мастеров — их сложной образной семантикой, которая сегодня не всегда ясна с первого взгляда, но была хорошо понятна в XVII столетии. Кураторы не только объясняют логику аллегорий и символов, но и показывают, как они использовались в сочинениях поэтов и философов того же времени.
- Купеческий портрет XVIII — начала XX векаИсторический музей, закончилась 13 февраля 2023Купеческий быт в портретах и предметах
В филиале Исторического музея в Туле предлагают проследить развитие купеческого портрета с конца XVIII до начала XX века. На выставке собрали 48 полотен, создававшихся на заказ для семейных портретных галерей. На них можно разглядеть различные атрибуты купеческого быта — узорчатые кокошники или подлинную детскую рубашку домашнего шитья. Некоторые принадлежавшие купцам вещи показывают прямо в зале: орденские знаки и медали, монеты, ювелирные украшения. А рядом с изображением семьи Косиных за чайным столом представлены предметы, связанные с традицией домашних чаепитий: гжельская посуда и тульский самовар парадного фасона фабрики Николая Маликова.
- Романовы. Три века русской культурыХудожественный музей им. Коваленко, закончилась 29 января 2023Увлечения российских императоров от Петра I до Николая II
Выставка в Краснодарском художественном музее имени Ф.А.Коваленко приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I. В экспозиции представлено более 100 картин (Джорджа Доу, Диего Веласкеса, Карела де Моора), рисунков (Томаса Райта, Антуана Морена) и предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции музея — изделий Императорского фарфорового завода, редких книг и оружия западноевропейских мастеров XVIII–XIX веков из частных коллекций. Все эти предметы иллюстрируют различные увлечения императорской семьи, одним из которых было коллекционирование произведений искусства.