Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
1 июня 2021

Круэлла против всех: какой получилась фем-версия «Джокера» от режиссера «Тони»

Евгений Ткачёв
Выходит «Круэлла» Крейга Гиллеспи — броская origin story диснеевской злодейки Круэллы Де Виль, знакомой всем по «101 далматинцу». Однако в фильме получилось не все. Разбираемся в том, что же пошло не так.
7.5
Круэлла
2021, Комедия

Противостояние Marvel и DC, Disney и Warner Bros. достигло апогея в 2019 году, когда мировой прокат короновал «Мстителей: Финал» в статусе самого кассового фильма всех времен и народов (затем это звание все же вернул себе «Аватар»), а «Джокер» взял не менее внушительный миллиард, «Золотого льва» Венеции и стал самым обсуждаемым фильмом года. Конечно, «Дисней» может сколь угодно делать вид, что его не волнуют награды, и измерять успех исключительно количеством нолей, но очевидно же, что его берут завидки, когда премьера дисишного кинокомикса проходит на серьезном кинофестивале, а марвеловского — на ММКФ.

Иначе просто невозможно объяснить появление «Круэллы» — фем-версии «Джокера» и, пожалуй, самого мрачного фильма в новейшей истории «мышиной студии». Начать хотя бы с того, что его режиссером стал Крейг Гиллеспи — автор сочащейся черным юмором «Тони против всех» с дисишной королевой Марго Робби. В «Круэлле» он тоже не скупился на дьявольскую иронию. Скажем, картина, как и «Тоня», начинается в совершенно издевательском ключе: мечтающая стать модельеркой малолетняя бунтарка Эстелла Миллер (Типпер Сайферт-Кливленд) проходит через все круги школьного ада, только, в отличие от начинающей фигуристки Тони Хардинг, ее воспитывает не токсичная мамаша, а понимающая мать (Эмили Бичем), которая действительно желает девочке только добра, поэтому решает перебраться с ней в Лондон, так как ребенку там будет лучше. Однако перед этим они оказываются вынуждены заехать на великосветский бал, проводимый баронессой фон Хельман в старинном замке, чтобы попросить у нее финансовой помощи.

Там во время одного инцидента Эстелла со своим псом раззадорит трех свирепых далматинов, которые набросятся на ее мать и сбросят ее со скалы. Испуганная и травмированная девочка сбежит в Лондон, где повстречает уличных мальчишек-воришек — братьев Джаспера (Зигги Гарднер) и Хораса Бадуна (Джозеф МакДональд), которые и во взрослом возрасте (Джоэл Фрай и Пол Уолтер Хаузер) станут ее компаньонами по жизни. Сама же девочка вырастет в Эмму Стоун и первоклассную карманницу, которая, однако, продолжит грезить о мире высокой моды — и вот ей представится шанс: сначала она устроится в универмаг Liberté, а затем станет протеже баронессы (Эмма Томпсон) — самовлюбленной руководительницы престижного лондонского дома моды, которая постоянно выделяет девушку. И все вроде бы на мази, но тут у ее токсичной начальницы-дизайнерки обнаружатся сразу три свирепых далматина, а в прошлом Эстеллы вскроется такая тайна, которая заставит девушку, страдающую, как и Артур Флек, биполярным расстройством, обратиться к темной стороне своей личности по имени Круэлла — и объявить баронессе войну.

Надо обладать невероятной наглостью и здоровой долей цинизма, чтобы объяснить ненависть Круэллы к далматинам детской психологической травмой. Оказывается, Гиллеспи не занимать ни того, ни другого, и вообще, фильм так лихо стартует, что поначалу ему можно простить многое: и типичную для «Диснея», несмотря на общий радикальный запал, компромиссность, и упрощение нарратива, и заигрывания с детской аудиторией, которые произрастают из возрастного рейтинга 12+. Однако затем выяснится, что как бы фильм не выделывался перед рядовым зрителем, «Дисней» хочет своего «Джокера» только на словах, а не на деле. Несмотря на панковский look, крутой семидесятнический саундтрек, чумовые костюмы, эстетскую постановку и упивающуюся своей психоневрологической ролью Эмму Стоун, у картины примитивный сюжет и достаточно топорно выстроенные отношения между персонажами. Они не развиваются, а только усугубляются, что работает не на драматургию, а против нее.

Гиллеспи пытается нивелировать эти недостатки лошадиной долей нигилизма: первый час получается, а второй — уже не очень. «Круэлла» — затянутое, утомительное, неоправданно длинное кино, пока еще не большое искусство, а просто мрачный детский утренник, потому что между людьми и их питомцами (собачья тема, по заветам писательницы Доди Смит, красной нитью проходит через весь фильм) тут происходит гораздо больше всего, чем между самими людьми. На примере баронессы Гиллеспи показывает, что для кого-то собаки важнее людей, а на примере Хораса Бадуна — что для кого-то собаки так же важны, как люди. Семья — это уже больше не только кровные узы, но и друзья, и даже домашние питомцы. Все так, жаль только, что, проговаривая эту современную (и очень популярную наравне с душевной травмой) максиму, «Круэлла» оказывается неспособна вдохнуть в эту историю жизнь, в отличие от, скажем, «Стражей Галактики», которые вокруг подобной концепции выстроили свою уютную вселенную, а не дьявольское поместье Де Виль. Ну что же, хоть «Круэлла» и проигрывает в радикализме и драматургически выверенности «Джокеру», но вот со «Стражами» «Марвел», а значит, и «Дисней» одержал маленькую победу. А это, несмотря на отсутствие наград, уже серьезный повод для гордости.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все