Концерты недели в Петербурге: Manizha, Les Reines Prochaines и «Психея»

28 сентября 2021
Редакция «Афиши»
28 сентября 2021
Ближайшая неделя в Петербурге — возможность наконец-то попасть на выступление нашумевшей участницы «Евровидения» Манижи, а также французского фем-панк-кабаре Les Reines Prochaines, киберкор-активистов из «Психеи» с новыми песнями, Курентзиса с очередными прогоном Малера, панков из Antreib и «Элизиума», а также послушать джазовые эскизы от музыкантов из обоймы фестиваля Rainy Days.
  • Звезда безбрежного неоклассического мелодраматизма

    Людовико Эйнауди — один из передовиков популярной чувственной неоклассики. Его конек — проникновенные фортепьянные мелодии, часто построенные на повторении одних и тех же фраз, но с мощным симфоническим усилением. Атмосферный нью-эйдж, классические гармонии и броский минимализм сливаются у Эйнауди в мелодраматическом апофеозе (не зря его музыка так часто оказывается востребована в кино). Эта выигрышная формула работает практически без осечек. С другой стороны, наверное, только фанаты смогут объяснить, чем одни композиции маэстро содержательно отличаются от других.

  • Редкая опера с итальянским дирижером

    Итальянский автор конца XIX — первой половины ХХ века Альберто Франкетти, в отличие от большинства своих современников, не только не подражал Верди, но и явно симпатизировал его художественному оппоненту Вагнеру. Это очень хорошо слышно и в его героической опере «Христофор Колумб», которую в Мариинке сыграет итальянский маэстро Альвизе Казеллати. По сегодняшним временам это произведение — удивительный исторический курьез: и по стилю, и с этической точки зрения (только в 2020-м в США снесли десятки памятников Колумбу). Тем любопытнее слушать эту музыку.

  • Героика Малера и новая духовность Ретинского

    Петербургский сезон Теодор Курентзис откроет чуть консервативно — конечно, по своим меркам. Сначала будет мировая премьера «Анафоры» Алексея Ретинского. В христианской традиции анафорой называют центральную часть литургии, так что новое сочинение вряд ли радикально отличается от другой симпатичной духовной музыки Ретинского. Потом MusicAeterna исполнит героическую Пятую симфонию Густава Малера, в которой австрийский композитор выразил экзистенциальный конфликт вселенских масштабов. Пятую Малера — Курентзиса взахлеб хвалят критики и слушатели: если вы еще не в культе, то хороший момент приобщиться.

  • Тихий авангард с музыкантами из Москвы и Петербурга

    В ротонде Библиотеки Маяковского видные петербургские экспериментаторы, среди которых неутомимый авант-диггер и любитель синтезаторов Илья Белоруков, объединятся с московским трио «Три сестры» — под таким именем играют Василиса Филатова, Алина Ануфриенко и Кирилл Широков. В ситуации концерта сочинения с нетрадиционной нотацией и свободные импровизации создадут акустический интертекст со скрипкой, виолончелью, фортепиано, арфой, гитарой, барабаном, электроникой и даже домрой. По меркам авангардных музыкальных событий — целый оркестр.

  • Беспощадный дэнс-поп эпохи тиктока

    Хабиб не пытается замаскировать свое желание всеми средствами попасть в топы хит-парадов. Его треки используют самые бесхитростные приемы, чтобы вы начали танцевать и подпевать: вычурные разноцветные дэнс-биты, звонкий гитарный бой, лирика в стиле «Любимки» Niletto. Названия треков под стать: «Грустинка», «Разрывная» и, наконец, «Ягода-малинка», совсем уж бесстыжий суперхит, кажется, специально разработанный для флешмобов в тиктоке. С другой стороны, поп-музыка не должна быть умной — она должна работать.

  • Мусор
    Mod, Санкт-Петербург, 30 сентября 2021 г. в 19:00
    Громкие записки о тревожной небинарной молодости

    Александра Алексеева впервые заявила о себе под именем Олег Мусор, исполняя лоуфайную акустику о подростковой жизни и лесбийской любви. Затем имя Олег как-то отвалилось, девушка выпустила свой дебютный альбом, перезаписав многие старые песни с излишне гладким позитивным альт-рок-звучанием. Кажется, только на недавних синглах Алексеева нащупала оптимальное звучание: ее искренние сюжеты усилились трэпом, рейвом, гнетущим гитарным звуком и другими передовыми трендами.

  • Тюменский оркестр с мелодрамой протокомпозитора Российской империи

    Единственный в Тюмени и всей Западной Сибири камерный оркестр «Камерата Сибири» славится своими сложносочиненными программами, в которых часто бывают исключительные раритеты. В Петербурге он не изменит себе: в программе сочинения Баха и Мендельсона соседствуют с выразительной мелодрамой «Орфей» Евстигнея Фомина. Последний был одним из первых профессиональных композиторов Российской империи — умер он за четыре года до рождения якобы основателя русской композиторской школы Михаила Глинки.

  • Недооцененный бритпоп-коллектив из нулевых

    В нулевые группу «МультFильмы» было принято относить к бритпопу, но на самом деле она создавала музыку куда более интересную. Лидеру формации Егору Тимофееву удавалось наделять свои рок-песни необычной декадентской и мечтательной атмосферой, которая и по сей день выделяет коллектив среди многих выдохшихся героев нулевых. Впрочем, и сами «МультFильмы» на долгое время уходили в летаргический сон, чтобы уже во второй половине десятых вернуться с новыми силами и песнями.

  • Постметал-шторм необычайной красоты

    Трио «Колчак» создает тяжелую, неистовую и живописную музыку. Формация примиряет суровые инструментальные красоты постметала с агрессивными ударами хардкора — на выходе получаются истории о призраках и жестоких стихиях, завораживающие и ранящие одновременно. Вторым номером выступит сайд-проект музыкантов Beauty of Sirin — это невероятной мощи блэкгейз, усиленный мистическим русским фольклором. Также в программе скримо-команда «Причал».

  • Посвящение великому контрабасисту и класс современного джаза

    Финальный концерт фестиваля Rainy Hot Culture Days Jazzfest будет состоять из двух частей. В первой септет A Tribute to Charles Mingus представит сет, верный духу великого контрабасиста Чарльза Мингуса — поклонника длительных непредсказуемых джем-сессий, который пытался сохранить классическую мелодичность джаза в вихре авангардных нововведений. Во второй части концерта, стартующей в 21:30, темпераментные и очень личные этюды исполнит трио пианиста Дмитрия Илугдина: группа представит альбом «My Story».

  • Manizha
    Морзе, Санкт-Петербург, 1 октября 2021 г. в 20:00
    Главная звезда феминистского авант-попа

    Из-за недавнего скандального успеха мало кто помнит, что русско-таджикская певица Manizha начинала со сложноустроенных инстаграм-клипов, штурма СМИ и концерта в Ледовом дворце (как потом оказалось, на малой сцене) — то есть с раскруткой и созданием инфоповодов у девушки все всегда было в порядке. В поисках своей рыночной ниши (или идентичности — тут уж как кому нравится) Manizha естественным образом добавила к своему сверкающему футуристическому попу постколониализм и феминизм, запев о своих корнях, восточной культуре и женской эмансипации. Ставка оказалась успешной — все-таки ее номеру на «Евровидении» не откажешь в груве и дерзкой авангардной витальности.

  • Позитивный мэшап джаза и ямайской музыки

    В начале нулевых на фестивале SKIF музыканты команд Spitfire и Markscheider Kunst решили попробовать совместить ямайский ска с более респектабельным джазом. Из этого джема появился долгоиграющий ансамбль SPB Ska Jazz Review. Группа и по сей день записывает легкие треки с акцентированной слабой болей, усиленной духовой секцией, танцевальным зарядом и прекрасным женским вокалом. Концерт приурочен к юбилею коллектива.

  • Объятья жутковатого и умиротворяющего нойз-эмбиента

    Формация «Скрижали сна» отказывается от любой нарративизации в пользу обволакивающего мерцания синтов и тревожных звуковых волн. Svetlo111 обнаруживает жуткую дигитальную изнанку ритуальной музыки, органических процессов и цифровых сигналов. Программу живописного эмбиента исполнит лидер местной сцены Илья Symphocat. Также в программе — глубинный эмбиент-даб от проекта Iiney и видео от Олега Потия.

  • Посвящение великому контрабасисту и класс современного джаза

    Финальный концерт фестиваля Rainy Hot Culture Days Jazzfest будет состоять из двух частей. В первой септет A Tribute to Charles Mingus представит сет, верный духу великого контрабасиста Чарльза Мингуса — поклонника длительных непредсказуемых джем-сессий, который пытался сохранить классическую мелодичность джаза в вихре авангардных нововведений. Во второй части концерта, стартующей в 21:30, темпераментные и очень личные этюды исполнит трио пианиста Дмитрия Илугдина: группа представит альбом «My Story».

  • Antreib
    Zoccolo 2.0, Санкт-Петербург, 2 октября 2021 г. в 18:00
    Панк-хамелеоны с гимнами хаосу и свободе

    Среди достоинств группы Antreib — преданность идеалам нонконформизма и стилистическая пластичность. Так, на альбоме «Назад дороги нет» команда играет каноничный ураганный хардкор-панк. Однако на последнем релизе «9199» привычная лихость окрашивается в мрачные тона за счет жесткого ди-бита и треш-метала; вместо гимнов непослушанию команда переключилась на ужасы кровавой антиутопии. Между этими релизами группа выпустила целых два сборников дуэтов, умело дополняя своих коллег — Лу, группу «Смех», «Тараканов!» и других.

  • Легендарные киберкор-радикалы

    Нулевые — эпоха клуба «Порт», еще дореформенного и не связанного с рэпом канала «A1», многолюдных сборных концертов и невиданного подъема альтернативной музыки в России. Группа «Психея» была одной из наиболее радикальных формаций той эпохи: как в плане музыки — замешанной на жестком индастриале, эмо-лиризме и ню-метале, так и в плане текстов (название одного из их главных хитов сейчас нельзя публично поминать без угрозы уголовного преследования). Подопечные Дмитрия «Фео» Порубова до сих пор сохраняют завидную витальность, время от времени выпускают альбомы, звучат все так же громко и бескомпромиссно.

  • Недооцененные трагики русской альтернативы

    В начале нулевых чеченская (!) рок-группа «Мертвые дельфины» прорвалась из локального андеграунда на «Наше радио» со своим хитом «На моей луне» — без преувеличений одной из наиболее пронзительных песен русского рока. Из-за череды трагических смертей и кризисов коллектив выпускал альбомы раз в 7–8 лет. Очень жаль: фронтмен Артур Ацаламов обладает удивительным вокалом и небанальной лирикой, а его музыканты выдают эзотерическую альтернативу в стиле The Cranberries.

  • Изобретатели аскетичного даб-метала

    С конца 1990-х годов группа Skafandr играет экспериментальный даб-метал. Без всяких наворотов и спецэффектов они накручивают на увесистый бит витиеватые гитарные прогрессии — аскетичные и, кажется, индифферентные ко всему, кроме своего внутреннего развития. Так бы мог звучать прог-рок, из которого удалили весь пафос, или построк, избавленный от требухи драматизма. Тем не менее коллектив уже вписан в летопись петербургского андеграунда и способен на оригинальные решения, что подтверждается гостевым альбомом Kill Voice (в длинном списке участников — музыканты из «Психеи», «ПТВП», 2HCompany, «Кирпичей»).

  • Вечер отчаянной постхардкор-безнадеги

    В субботу площадку «Ласточка» захватят вихри ожесточенного эмо-вайоленс — наиболее радикальной и отчаянной ветви постхардкора. На вооружении музыкантов — ломаные рваные ритмы, режущие гитары, каскады драматичных диссонансов и истеричный скриминг. Стремительные беспросветные боевики (длительность одной композиции обычно не превышает двух минут) представят три группы: Minaret, Lost Generation, Last Revolution и «Ясность».

  • Анархистский панк напополам с русским роком и ска

    Ветераны отечественной сцены «Элизиум» исполняют героический панк с анархисткой риторикой: землю — крестьянам, народ — в коммуны, да здравствует взаимоуважение и чуткость к общему делу. В проигрышах звучат боевые трубы, сами песни (и тексты) весьма длинные — чувствуется наследие мессианского русского рока, который мешает стать коллективу по-настоящему боевой единицей. Однако качество лирики внушает оптимизм, а продюсирование весьма на уровне.

  • Женское авант-кабаре из Швейцарии

    В швейцарском фем-ансамбле Les Reines Prochaines («Следующие королевы») собрались женщины из мира искусства (какое-то время с ними даже играла звездная постмодернистка Пипилотти Рист). Вероятно, это объясняет чувствительность группы к интертекстуальности и полистилистике: очевидно подражая веймарскому кабаре, из угловатого фолка они запросто перепрыгивают в наивный синтезаторный минимализм, из грустного джаза — в политический spoken word, а из игривого танго — в глумливые каверы на Криса Айзека и The Rolling Stones. Хотя на их счету уже 8 самобытных альбомов, на жутко колоритных Les Reines Prochaines хорошо бы еще и смотреть: особенно если вы не понимаете ни одного из 4 языков, на которых они поют.

  • Беспроигрышная формула из гранжа, брейкбита и тинейджерской драмы

    В 2019 году Мукка своей «Девочкой с каре» изобрел один из самых ходовых саундов текущего момента — брейк-бит и мощный гранж-рокот, превращающиеся в бунтарскую музыку с танцевальным пульсом и эйфорией в предвкушении неминуемых последствий. «Три дня дождя» развивает достижения старшего товарища — катастрофическая любовь под веществами приобретает у него новую меланхоличную тональность и расширяет изначальную формулу. Иногда оба артиста вместе ищут новый звук — в панке или поп-мелодиях, — как на недавнем совместном мини-альбоме «Малолетки».

  • Вечер неистового и темного хардкора

    Кировскую группу «Людоед» можно, пожалуй, записать в лидеры в разряде «хардкор/блэк-метал» на данный момент — их мош-боевики невероятно убедительны и эффективны, а также заряжены мощной темной энергетикой: однажды услышав их призыв «Добро пожаловать на шабаш!», навряд ли получится выкинуть его из головы. Также сеты исполнят лютейшие треш-хардкорщики Thrownness и адепты темного беспощадного звука Dampness.

  • Величайший грузинский композитор в кино и саундтреках

    Композитор Гия Канчели написал саундтрек к «Мимино» и еще десяткам советских фильмов, какое-то время занимался авангардой полистилистикой в духе Альфреда Шнитке, а в конце жизни сочинял прозрачную минималистичную музыку — сентиментальную и будто бы простую, но при этом предельно осмысленную и концентрированную. Если оставить за скобками традицию ашугов, поющих поэтов, то Канчели — величайший композитор Грузии. Близкий друг Качели кларнетист Юлиан Милкис и острохарактерная пианистка Полина Осетинская сыграют на вечере памяти композитора его миниатюры для театра и кино. Перед этим состоится показ документального фильма «Гия Канчели: Я не любил кларнет» — впервые в России.

  • Оркестрик с локализованной ямайской и латиноамериканской музыкой

    Группа Markscheider Kunst стала одним из первых успешных популяризаторов расслабленных ритмов Ямайки — ее дебютные записи вышли в 1992 году (тогда они еще играли рокабилли), однако главные хиты коллектива «Деньги» и «Kvasa Kvasa» были выпущены в начале нулевых. Синкопированный ритм и чувственные мелодии латины «маркшейдеры» совмещают с историями из российской действительности, которые, в свою очередь, приобретают благостную и беспечную интонацию.

  • Громкий панк-рейв об отчаянной молодости

    «Фрик Пати» — еще один герой декадансной панк-музыки с убойным танцевальным потенциалом. В своих треках артист использует наиболее оглушительные тренды последнего времени: ломаный бит, ухающий хардбас, мощный и примитивный гитарный рокот в стиле «Пошлой Молли». «Фрик Пати» рассказывает характерные для этой сцены истории о разрушительных вечеринках и отношениях — драматичный нарратив от лица современного тинейджера без надежды на завтра. На фитах — коллеги LIDA, СМН, ПАНЦУШОТ и другие.

«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
19 октября 2021
Концерты недели в Петербурге: Cream Soda, Face и Gos Fest
Концерты недели в Петербурге: Cream Soda, Face и Gos Fest
19 октября 2021
Концерты недели в Москве: Tale of Us, Solomun и «Всадники ЖКХ»
Концерты недели в Москве: Tale of Us, Solomun и «Всадники ЖКХ»
19 октября 2021
Что смотреть на Уральской биеннале: интересные площадки и арт-объекты
Что смотреть на Уральской биеннале: интересные площадки и арт-объекты
18 октября 2021