Каждое «Другое пространство» убедительно доказывает, что современная музыка — это прежде всего большое исторически обоснованное культурное дело, а не набор эксцентричных звуковых экспериментов для продвинутых меломанов. Позвать на открытие фестиваля Российский национальный молодежный оркестр во главе с отличным молодым маэстро Валентином Урюпиным — лучше аргумента в пользу преемственности поколений и не придумаешь. В программе тоже сплошные культурные связи: от музыкального театра в пику Штокхаузену до «Диснея» и Шенберга, переплавленных в американской камерной симфонии. Не случайно этому концерту потребовался собственный режиссер.
Молодая артистка Pokrapiva рвется к славе, опираясь на уже известный круг тем: подростковое бунтарство, вещества, любовь, свобода, драма, судьба очередного потерянного поколения. Ее качественно собранная музыка строится на гитарном реве напополам с ломаными битами в стиле Мукки (но без его радикальности) и передовом хаус-попе в стиле Zivert. В плане голоса, аранжировок и подачи здесь все в полном порядке, но клишированность подхода навевает некоторую усталость.
Музыканты Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) знают новый российский авангард лучше всех. Не случайно и на «Другом пространстве» у них акцент на лучших отечественных авторах. В программе и постмузыка Дмитрия Курляндского, и мировая премьера от интеллектуала Бориса Филановского (на прошлом фестивале играли его могучую оркестровую глыбу «Пропевень о проросли мировой»), и остроумный «Бранль ангелов» Владимира Раннева, — с помощью удилищ он озвучил взмахи крыльев танцующих ангелов. В компании с россиянами оказались совершенно не известные у нас кореец Чонгву Им и нидерландец Руд Рулофсен.
Уральская группа «Перемотка» использует скупой мелодизм постпанка для создания мечтательных, романтичных песен — наперекор депрессивной репутации жанра. В России нечто подобное уже делали Motorama и «Буерак», но отличительная особенность «Перемотки» — многословная сентиментальность в стиле оттепельного кинематографа, вплоть до проговаривания имен конкретных артхаусных режиссеров (иностранных, но близких эпохе).
В августе композиторы Владимир Горлинский и Алексей Сысоев выпустили взвинченный импров-релиз Etudes of Innocence про одновременное течение нескольких музыкальных времен, а на октябрьском альбоме «Piggy Box» в сложный диалог гитары, фортепиано и голосов вмешались еще и микротоновые узоры от Алексея Наджарова. Всю эту авангардную мощь авторы решили представить на сцене «Дома» в расширенном ансамблевом формате (плюс ударные, контрабас и поэтический голос), да еще и вместе с новым фильмом Сысоева, снятом на 8-миллиметровую пленку.
Стереотипы по отношению к балалайке перебороть довольно сложно, но здесь помогает творчество Алексея Архиповского. Вместо разухабистой клюквы балалаечник-виртуоз создает проникновенные и вдумчивые композиции, которые могут напоминать нью-эйдж, минимализм и пронзительные оттепельные саундтреки. Никаких стилизаций а-ля рюс здесь нет, и это замечательно.
«Молчат дома» — один из характерных наравне с группой RSAC примеров тикток-успеха. Белорусская формация залетела в популярную соцсеть с песней «Судно», гимном влечению к смерти на стихи Бориса Рыжего. Остальное их творчество также выполнено в регистре холодного и гулкого постпанка: такое мелодичное, пронзительно-отчужденное звучание ассоциируется в России с сибирской сценой. Виральный успех обернулся вниманием на Западе и новыми возможностями — свой последний альбом «Monument» группа записала на очевидно лучшем оборудовании, что ставит под угрозу всю их лоуфайную колкость. Мощный давящий бас, ранящие гитары и безразличный загробный вокал пока остались на своих местах.
Major Lazer — изобретение одного из наиболее плодовитых электронных продюсеров поколения Diplo. В конце нулевых он скрестил вечнозеленые ямайские танцевальные тренды (в первую очередь дансхолл) со стадионными амбициями американской поп-музыки. На выходе получился убойный в своей хитовости продукт, где качающие ритмы усилены брейкдаунами, мощными спецэффектами и гипнотизирующими минималистичными битами, а также участием передовых звезд мирового поп-истеблишмента (среди прочих отметились датчанка MØ и казах Скриптонит).
Великий Ensemble intercontemporain в 1976 году основал титан послевоенного авангарда Пьер Булез. По сути, это целый авангардный оркестр, но на «Другое пространство» по понятным причинам он едет в ансамблевом формате. Горевать особо не о чем: даже в атомарных составах дуэтов и трио звучит он потрясающе. Речь не столько про саунд, сколько про фантастическое понимание самой музыки: даже пресные высоколобые нотные формулы того же Булеза они играют как чувственный романтизм (просто сравните на концерте). Стоит ли говорить, что обсуждать смыслы программы можно будет весь вечер после концерта.
Молодой Opensoundorchestra, специализирующийся на новой музыке, в цикле концертов «Пульс» будет представлять сочинения ХХ века и младше. На дебютном вечере акцент сделан на комфортабельный минимализм: между трепетной струнной вязью «Palimpsest» Симеона тен Хольта и киношными сантиментами «Любимого ненавидимого города» Павла Карманова притаились колкие «Сферы» Габриэля Прокофьева. Будет и мировая премьера произведения для камерного оркестра и фортепиано Tempus от Игоря Яковенко — молодого неоклассического автора с академическими амбициями. Трансляцию концерта можно посмотреть прямо на «Афише».
Дуэт «Макулатура» стартовал со страдальческого и остроумного рэпа, получившего широкую известность благодаря изящному литературному ал ьбому 2009 года «Девять рассказов». Далее уровень надрыва и пафоса в их историях о душевной растерянности, бытовой неустроенности и проблемах с сексом только увеличивался. Несмотря на свое однообразие, мазохистки-исповедальный речитатив привлекает как слушателей, так и интересных коллабораторов, — среди них «ЛСП», Леха Никонов («П.Т.В.П.») и группа «Пасош», а в качестве продюсеров «Макулатуры» выступали Феликс Бондарев (RSAC) и экс-гитарист Дельфина Павел Додонов.
«Есть Есть Есть» — основанный на обломках легендарного коллектива 2H Company экспериментальный рэп-проект с психоделическими скороговорками Михаила Феничева и кислотной электронной магмой в качестве саундтрека. Последний альбом группы «Сказки для Кейто» вышел в 2016 году — каждая из его песен может быть представлена как самостоятельная компактная вселенная, вдохновленная причудливым миксом из бэд-трипов, парадоксальных фантазий и современного индустриального фольклора.
Дуэт HammAli & Navai выстрелил в 2018 году с треком «Пустите меня на танцпол»: мелоди чный поп-рэп о пьяных танцах набрал десятки миллионов просмотров на ютьюбе. Группа идеально попала в формат кальян-рэпа — чувственной и доступной поп-музыки с восточными мотивами. Заразительному потенциалу их треков практически невозможно противостоять: HammAli & Navai уже закрепились в первой лиге российской эстрады, неизменно попадают в чарты и начали выпускать безотказную поп-музыку в отрыве от всякого речитатива — послушайте хотя бы их главный радийный хит «Прятки».
«Штыкнож» — супергруппа под руководством известных радикалов Фео Порубова («Психея») и Алексея Никонова («П.Т.В.П.»). Проект собрал практически все их общие интересы: агрессивные и грубые метал-риффы, индастриал-дробилку, эпилептичные глитчи киберкора и анархистскую риторику. В весьма объемных (влияние поэта-панка Никонова) и жутковатых текстах ветераны альтернативы привычно атакуют полицейское государство, всеобщий упадок и нигилизм. Помогают им в этом известные музыканты — Игорь Старшинов (Ploho), Maxim AOB (Anticrizisss, «Психея»), Алексей Бамс («Порт 812», «1,5 кг отл.пюре»), диджей Sine More.
Оркестр Когана, ансамбль Questa Musica и его дирижер Филипп Чижевский будут расчерчивать границы между духом и разумом. Культовые Четыре пьесы для оркестра затворника Джачинто Шелси, в которых оркестр творит жуткую черную дыру звука на одной ноте, — это про метафизику. Бурлящая гипермодернистская заумь Концерта для фортепиано (солисту Андрею Гугнину придется ой как непросто) умника Дьердя Лигети — видимо, про разум. Российский автор Сергей Невский никому из них не наследует, но в его кинематографичных 18 эпизодах для оркестра (в Москве играют впервые) колючая мелкая моторика виртуозно перемежается с тихими вздохами струнных и духовых. Вопросы духа решайте сами.
Группа Алексея Румянцева черпает вдохновение из классического гранжа начала 90-х — депрессивной, громкой и грязной молодежной музыки. Румянцев, конечно, не Курт Кобейн — вместо создания поколенческих гимнов он обзывает людей олигофренами, копается в окружающей безысходности и ругает шугейзеров. Гранжевую депрессию Румянцев усв оил слишком буквально (или же это так довлеет над ним локальный контекст), оставив за бортом эмпатию, чувственную поэтику, эмансипацию и подростковый бунт. Поэтому треки этой безусловно интересной группы часто звучат несколько однообразнее, чем хотелось бы.
Возможно, кто-то помнит, что свой последний хит группа «Ногу Свело!» выпустила в 2005 году — это была занимательная военно-ориенталистская стилизация «Идем на Восток!». С тех пор подопечные Максима Покровского продолжает выступать в придуманном им жанре абсурдистского поп-рока: среди их последних достижений — песни про судака и ватрушки, которые вышли на альбоме 2017 года «Материки моей планеты», а также изданные в 2020-м лонгплей «Хочу бодаться!» и актуальный, если судить по заглавию, мини-альбом «4 стадии карантина». На портале Lookport пройдет прямая трансляция концерта группы, которую можно посмотреть в формате 360VR. Билеты — на сайте сервиса.
Образ смазливого весельчака, который вовсю эксплуатирует рэпер Кравц, отлично подходит его легковесному веселому рэпу. В качестве музыки здесь — несложная танцевальная электроника и поп-мелодии. Среди главных треков последнего мини-альбома артиста «Что еще объяснять» — нарочито дурацкая песня «Танго обниманго» и дуэт с Федуком «Скуби-Ду».
Награды молодым музыкантом NCA Awards — затея петербургская, но теперь из-за карантина ее третье издание можно наблюдать онлайн. Как повелось, ожидается награждение сразу по нескольким номинациям, а также выступления заметных деятелей новой сцены: здесь представлены как адепты драматичного нуар-шансона «Аффинаж» и цыганско-хулиганский табор The Hatters, так и проводники доступного широким массам поп-рэпа Feduk и Фогель.
К закрытию «Другого пространства» наконец доберется и главный идеолог последних изданий фестиваля — маэстро Владимир Юровский. Вместе со Светлановским оркестром они готовят программу с кучей параллельных сюжетов. Во-первых, к 250-летию Бетховена они исполнят виртуозное посвящение от отечественного композитора Александра Вустина, который умер в этом году от коронавируса. Во-вторых, они сыграют сразу двух любимых молодых авторов Теодора Курентзиса, серба Марко Никодиевича и украинца Алексея Ретинского, последний еще и написал новое сочинение специально для фестиваля. В третьих, будет мировая премьера Ольги Раевой. Однозначно самый любопытный оркестровый концерт ноября.
Если словосочетание «русская народная песня» вселяет в вас ужас, то этот концерт вполне может сеансом экзорцизма. Даже в соцреализме есть вполне сносные произведения, например, размашистые «Курские песни» Свиридова, а уж народные фантазии Стравинского — это авангардный космос. Его балет «Свадебка», в котором якобы народный хор ловко синкопирует под четыре фортепиано и ударные, не зря считают предтечей минимализма (а еще по каким-то причинам эту великую музыку у нас играют довольно редко).
«План Ломоносова» выпускает лихие панк-боевики с большим запасом сатиры. В музыкальном плане мощные залпы гитарного звука совмещаются у них с мелодизмом и драйвом хардкора (не зря в составе — опытные участники известных панк-команд). Отсюда же — атмосфера солидарности и борьбы за благое дело. Главное украшение формации — харизматичный бородач-фронтмен Александр Ильин, по совместительству известный кино- и телевизионный актер. В общем, «План Ломоносова» — определенно одна из тех панк-групп, за которыми стоит следить, даже если ирокезы и кожанки не вызывают у вас никакого энтузиазма.
Группа «Мельница» уже долгое время остается, наверное, самым популярным фолк-коллективом России. Среди их составляющих успеха — удобоваримые мелодии в кельтском стиле, эпизодическое участие арфы, тексты в духе героического фэнтези, которые пишет харизматичная вокалистка с филологическим образованием и подходящим для жанра сценическим именем Хелависа. За плечами группы уже порядка десятка разных записей, так что музыкантов вполне можно причислять к ветеранам сцены.
Dabro — хаус-рэп-дуэт с акустической гитарой от еще одних «четких пацанов»: проект, очевидно, метит в массовую аудиторию любителей Макса Коржа. В обороте команды — истории про район и любовь, ровная читка, дворовой сентиментализм и повернутые в сторону чартов аранжировки. В продюсерском плане все сделано здорово и несколько вторично, но слушателей это не остановит.