Питерская группа «Увула» — одно из главных открытий последних лет, группа, заслужившая, по мнению многих, звание русских The Smiths. Особенно удачным для коллектива выдался 2018-й — стеснительные парни с гитарами, синтезатором и саксофоном выступили на сценах ключевых столичных фестивалей, достучались до каждого отечественного поклонника романтичного инди и замерли в шаге от эфиров на радио и ТВ. Особенный шарм музыке «Увулы» придавал саксофон — редкий для инди-бендов инструмент.
На днях композитор и музыкальный руководитель «Электротеатра» Дмитрий Курляндский выпустил альбом «Non-Lieux»: в переводе на русский название-термин означает «не-места» — пространства кратковременного пребывания вроде метро, гостиниц и вокзалов. Так и эта аморфная, но прихотливая электроника, составленная из музыки к спектаклю «Пиноккио» Бориса Юхананова с помощью специальных алгоритмов, избегает структуры, попеременно и ненадолго задерживаясь то в текстурах эмбиента, то в глитчевых тресках, то в рваных битах IDM. Лайв-презентацию «Non-Lieux» Курляндский проведет вместе с Романом Головко — саунд-артистом и резидентом московского экспериментального лейбла Kotä Records.
Катя Кищук запомнилась многим еще во времена участия в группе Serebro. Сейчас гораздо больший интерес представляют сольные проекты участниц, но к фигуре Katerina приковано особое внимание (1,3 миллиона подписчиков не дадут соврать Instagram, даже боты). Певица выйдет на сцену с сольной программой — песнями с июньского дебютника «22k». Это современный поп, в котором наряду с танцевальными битами существует минорное настроение — между строчками считывается вечная рефлексия и ощущение несчастья, так что Katerina из сценического образа с успехом становится живым человеком, умеющим чувствовать и переживать. В одной из главных песен альбома Katerina поет: «Не попадай под волну, скоро я все тут взорву». Взорвет ли — узнаем в клубе Red.
Изначально Loqiemean состоялся в качестве битмейкера, после чего перешел к мрачному и ожесточенному речитативу, где внутренняя агрессия сочеталась с критикой безжалостной внутренней колонизации и декадентским насилием. На новом этапе своего творчества, связанного с выходом двойного релиза «Сожги этот альбом», к команде Loqiemean добавилась живая группа, музыка стала менее мрачной и более разнообразной, но внутренняя надломленность так никуда и не делась.
Совместные альбомы сооснователя Faust Ханса Йоахима Ирмлера и экс-участника Einstürzende Neubauten Fm Einheit доказывают простой тезис: для немцев индастриал был логичным продолжением краут-рока, а в чернуху его превратили англосаксы. Fm Einheit может скакать по металлическим щитам, пока Ирмлер возится с собственноручно спаянным транзисторным органом, однако на выходе у них получается очень тактичная и внимательная к звуку музыка. Это не столько индастриал старой школы, сколько акустическое мышление, которое сейчас подхватили многие джазовые экспериментаторы и академические музыканты. Да и на сцене они смотрятся потрясающе: где вы еще увидите, как шестидесятилетний немец долбит перфоратором по подвешенным автомобильным пружинам.
В последнем сезоне «Твин Пикса» Криста Белл сыграла обаятельного агента ФБР Тэмми Престон. Однако сотрудничать с Дэвидом Линчем она начала в конце 90-х в качестве музыканта и только потом попала к нему на съемочную площадку. Многие песни Белл записаны под ощутимым влиянием режиссера — это галлюциногенный и фрагментарный арт-рок где-то между явью и сном. Впрочем, в репертуаре артистки имеются и вполне форматные инди-фолк-номера.
Дуэт Сидоджи Дубощита и Грязного Рамиреса навел шороха пару лет назад: их зубодробительный и беспощадный ко всем окружающим (и даже к самим себе) рэп со скорострельной читкой на фоне прочего контекста выглядел эффектно. Сейчас Грязный Рамирес записывает треки и выступает уже самостоятельно. На днях у него вышел альбом «Traumatix Ultimate», где артист утяжелил звук — получился жесткий рэпкор, работающий по тем же правилам. На концерте Рэм выступит с живым составом — должно быть мощно.
Русскоговорящая норвежка Эрика Лундмоен записывает рэп с явным влиянием витч-хауса — окутанными туманом битами и увесистыми басами. Глубокий вокал Лундмоен также отличается хтоническим вайбом — на своем самом известном сингле «Яд» ее исполнение иногда заставляет вспомнить о холодной и необычной музыке певицы Линды. Впрочем, чувственные, качающие треки в каталоге этой восходящей рэп-звезды тоже присутствуют, как и совместная песня с «Мальбэком» и Сюзанной (лидер группы Роман Варнин также подписал девушку на свой лейбл MLBC).
«Нотэберд» заявили о себе семь месяцев назад снятым одним кадром клипом-концертом «Страхъ». До этого фронтмен группы Виктор Скорбенко занимался в Мурманске куда более громким и резким проектом Ptica. Переехав в Москву, Скорбенко начал играть музыку пронзительную, грустную и неустойчивую — меланхоличный и мелодичный арт-рок про надежные внутренние состояния, безупречное сопровождение для его протяжного и обволакивающего вокала. Теперь, после участия в нескольких летних фестивалях и выпуска поэтичного мини-альбома, «Нотэберд» готовы к сольным концертам.
33-летняя американская фолк-исполнительница выиграла счастливый билет, когда получила роль депрессивной певицы из полупустого бара, где герои Колина Фаррелла и Винса Вона из второго сезона «Настоящего детектива» регулярно встречаются, курят, пьют виски и по большей части выразительно молчат. От концерта следует ждать знакомых по саундтреку сериала песен и околдовывающего голоса, в котором — вся печаль этого мира.
На музыкальную-перформативную часть международного фестиваля брусникинцев едет Анна Хомлер — легенда американского перформанса, которая своим искусством доказывает, что доисторический миф все еще живет в современности. За музыку отвечают британский композитор и поэт Руперт Клерво — он делает что-то вроде электронного пост-рока с засемплованной речью о важном и прихотливо подобранными обрывками спокойной акустической музыки, а также сибирский музыкант и художник Егор Клочихин (Foresteppe) с акустическим размышлением о близости индивидуальной и коллективной памяти.
Американка Eartheater собирает шизовые электронные коллажи из своих голосов, невнятных обрывков покрывшихся плесенью поп-шлягеров, какой-то обскурной экспериментальной музыки, искореженных семплов из кино и ТВ — получается такое густое звуковое варево, что хоть ложкой черпай. На первой вечеринке Neoplasm ей составят компанию местные электродивы — Лиза Смирнова, ALEXA1312, Lovozero. Без мальчиков, впрочем, тоже не обойдется — петербургский фрешмен Marble Bust даст лайв с граймовым эмбиентом.
В начале нулевых диско-панк-коллектив Electric Six громко дебютировал с несколькими отвязными и шумными хитами, на которые впоследствии были сняты не менее дикие клипы, — скорее всего, многие из зрителей MTV того периода уже не вспомнят названия детройтской группы, но без проблем узнают видеоряд с мерцающими эрогенными зонами, лосем и кривляющимися аристократами. За годы существования Electric Six их взрывная страсть к веселью немного приелась, но от этого не стала менее интенсивной.
Музыку четырех уфимцев привыкли называть панк-роком: отчасти справедливо, но это панк-рок скорее не по форме, а по содержанию: строчки «Я так люблю свою страну, но ненавижу государство» такое определение и оправдывают. Что касается собственно музыки, то Lumen уже больше пятнадцати лет играют прямолобый, нехитрый и крепко сбитый рок. Такую музыку сколько угодно можно критиковать за кризис идей и слишком простые слова, которые неизменно произносят со слишком серьезным лицом, — но постоянные крупные площадки, кажется, должны снять все вопросы о текущей востребованности.
Музыку «Пиццы» как-то назвали «новым русским соулом»: в том смысле, что это не соул на русском языке, а соул как состояние души, естественно, широкой и русской. Основания есть: песни у группы по-дворовому обаятельные, по-нездешнему стильные и страшно притягательные. У лидера группы Сергея Приказчикова есть очевидный талант завораживающе описывать быт и повседневность, и поэтому в треках «Пиццы» нет заламывания рук, больших трагедий, драм и форм, а есть переход между «Баррикадной» и Пресней, лифт в подъездах, обычные вторники и пятницы.
Лейбл и арт-комьюнити Slowdance, кажется, выбрал себе идеальное название: пока многие другие носятся за актуальной повесткой, его участники уже одиннадцать лет в своем темпе исследуют миры минимала, тек-хауса, эмбиента и прочей разумной электроники. К вечеринке в «Мутаборе» они готовят не только увесистый шоукейс — грувы заполнят среднюю сцену, — но и перформанс: где-то в районе главной сцены основатель импринта Michael Dop будет создавать картину-обложку на трехстах картонных конвертах под прихотливые звуковые текстуры Toki Fuko, Finetune, Rabotnic и других резидентов лейбла.
Запускавшие карьеру YouTube-блогеров Денис, Кирилл и Саня собрали музыкальный коллектив еще в 2013-м — все началось со звездной тройки синглов: «Чай, сахар», «Камерун» и «Рэп, цепи». Их треки сделаны по всем заветам трендового хип-хопа и трэпа — здесь есть и стрекотание тарелок-трещоток, и гул драм-машин, и раскачивающие припевы. Но самое главное — это тексты, злободневные, ироничные и высмеивающие как происходящее в мире музыки и моды, так и самих участников группы. Позже в музыке стеб-трэп-банды появились новые трендовые жанры и «народная» хореография — например, поклонники на концертах уже несколько лет с радостью отплясывают танец Сани из «Эба». Сегодня «Хлеб» — одна из самых популярных хип-хоп-групп страны, которая может обеспечить половину продаж билетов в многотысячном Adrenaline Stadium за месяц до концерта. В этот раз группа исполнит как старые хиты, так и треки из нового альбома.
Ижевский лейбл ABCD за последние пару лет вытащил из глубокого подполья кучу интересной музыки, провел у себя на родине фестиваль «Регион», а в Питере— хаотичную и свойскую вечеринку. Теперь они захватывают «Мутабор»: пространства электрокомпрессорной станции обещают поделить по канонам финно-угорского космогонического мифа — от божественного мира до обиталища злых духов. Лайнап подобран с акцентом на локальных героев: тут и ижевская эмбиент-дива Atariame, и казанский проект Humanique Degré с шаманским IDM, и коллаборация отлетевших петербуржцев Wolfstream и «Семь ножей», и лайв екатеринбургской «Рябины». Почти что целый фестиваль и учебник по новой музыкальной карте России.
Очередной рэпер-фрешмен с яркой внешностью Rocket записывает минимал-трэп с неспешными мощными басами, фирменными трещотками и текстами о веществах, рэп-игре и собственной нестабильной жизни. Глючный флоу, вкрапления английского, грубая и самоуверенная подача — все это мы уже видели, но треки Rocket сделаны достаточно качественно, чтобы собирать умеренно вместительные залы. Из недавних достижений артиста — мечтательный мини-альбом «Tsukuyomi Dream», инспирированный мультсериалом «Наруто».
Agnostic Front — легендарная группа, сыгравшая определяющую роль в становлении нью-йоркской хардкор-сцены. В 1984 году коллектив выпустил альбом «Victim in Pain» — сборник стремительных и яростных панк-песен (большинство треков длится не более полутора минут) о жестокости на улицах родного города, солидарности и борьбе против насилия. В год юбилея релиза коллектив собирается исполнить свои старые композиции — впоследствии их стиль изменился в сторону утяжеленного кроссовер-треша, но убеждения остались неизменными.
На самом деле, творчество ветеранов электронной сцены Morcheeba скорее напоминает даунтемпо — более спокойную и мягкую версию трип-хопа. Кажется, что в их песнях совсем нет нервов и резких углов — только живописные мелодии, обволакивающие биты и убаюкивающий голос блестящей Скай Эдварс. Более чем за двадцать лет сладостно-расслабляющий стиль группы практически не изменился — но многие сочтут это скорее преимуществом.