Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
25 ноября 2021

«Черная Вдова» против «Обители зла»: Наташа Романофф сражается с зомби, Netflix тоже

Евгений Ткачёв
В прокате идет «Обитель зла: Раккун-Сити», на «Нетфликсе» вышел анимационный сериал «Обитель зла: Бесконечная тьма», на Disney+ долгожданный марвеловский супергеройский кинокомикс «Черная Вдова», который больше похож на «Обитель зла», чем новые экранизации Resident Evil.
6.8
Черная Вдова
2021, Боевик

Искусство не существует в вакууме. Это система сообщающихся сосудов. Все чем-то подпитывается — и здорово, когда за ориентир взят достойный образец для подражания. «Черной Вдове» в этом смысле повезло: фильм Кейт Шортленд отсылает нас не столько к «Мстителям» десятилетней давности (хотя тут, как и у Джосса Уидона, тоже будет захватывающая схватка на воздушной станции), сколько к шпионским боевикам нулевых годов наподобие «Борна» одном из них даже снялся напарник Наташи Романофф — Клинт Бартон). Героини «Вдовы» прыгают с крыши на крышу, удирают на автомобиле по оживленной улице, а их драки с противниками сняты подвижной камерой, так что иногда даже не разглядеть экшен. Когда-то такой прием выглядел прорывом, а сейчас уже превратился в пыльное ретро, такое же, как фильмы про Джеймса Бонда с Роджером Муром. Один из них, кстати, мелькнет на экране, но начинается «Вдова» все же не по заветам «Борна» или «Бонда», а «Американцев».

Проживающая под прикрытием в Огайо советская «семья» — Алексей Шостаков, он же Красный Страж (Дэвид Харбор), Мелина Востокофф (Рейчел Вайс) и две их «дочери»: старшая, Наташа (Эвер Андерсон), и младшая, Елена (Вайолет Макгроу), — вынуждена бежать домой, так как ее прикрытие раскрыто. По прибытию на Кубу их всех разлучат: Алексея отправят в GULAG, Мелину — выращивать свиней на какой-то богом забытой ферме, а из Наташи Романофф и Елены Беловой сделают «вдов». Что дальше станет с Романофф (Скарлетт Йоханссон), мы знаем: она вступит в ряды «Мстителей». А вот Белова (Флоренс Пью) так и продолжит служить Вдовой, пока однажды с помощью антидота не поймет, что ей, как и другим «сестрам», основательно промыли мозги. Белова встретится с Романофф в Будапеште, после чего они вместе отправятся на поиски «Красной комнаты» — штаб-квартиры беспринципного и считавшегося убитым бывшего партийного функционера Дрейкова (Рей Уинстон), который превращает девочек в зомби и оружие массового поражения.

Несмотря на то что «Вдова» открывает четвертую фазу MCU на больших экранах, это не продолжение «Мстители: Финал», а мидквел, действие которого происходит между «Первый мститель: Противостояние» и «Войной бесконечности». То есть это своего рода попытка отыграть назад, удостоить Наташу Романофф давно заслуженного сольного выхода. Решение, которое лишь подчеркивает консервативность студии «Дисней», ведь принадлежащему ему «Марвелу» понадобилось 11 лет и 20 фильмов, чтобы снять первый сольный фильм про супергероиню («Капитан Марвел») и еще пара лет и два фильма, чтобы другой сольник поставила женщина. Зато теперь есть ощущение, что всех мужчин в киновселенной MCU (Халка, Соколиного Глаза, Тора) заменят на женщин. Складывается впечатление, что «Дисней» бросает из крайности в крайность (так оно, впрочем, и есть), однако «Вдова», по счастью, лишена большей части родовых проблем, которые были свойственны глуповатой капитанке Марвел.

Как уже было сказано, Шортленд взяла себе достойные образцы для подражания. Помимо камуфляжа и шпионажа, это и «Терминатор» (девушек преследует Таскмастер — воин, похожий на киборга-убийцу из будущего и умеющий копировать движения противника), и «Очень странные дела» (Харбор выглядит так, будто его героя из «Stranger Things» наконец-то вытащили из ГУЛАГа), и «Обитель зла» — с последней у фильма Шортленд даже чересчур много общего. Это и крутая героиня, и зомби (у «Марвела» это, правда, не ожившие мертвецы, а послушные воле хозяина «вдовы»), и антидот (выполняющий роль эмансипаторного механизма, сбрасывающего пелену с глаз), и тайная лаборатория, и самоубийственная миссия в ее стенах — только, в отличие от «Обители зла», эта лаборатория находится не под землей, а в воздухе, вместо Красной Королевы фигурирует «Красная комната», а вместо Миллы Йовович — Скарлетт Йоханссон, которую (символично) в детстве играет дочь Йовович и Пола У.С.Андерсона Эвер.    

Еще одно серьезное отличие: если экранизация Resident Evil была вдохновлена кэрролловской «Алисой в Зазеркалье» (отсюда Элис, Красная Королева, вездесущий силуэт шахматной доски, испытание Т-вируса на белом кролике, проход в лабораторию через зеркальную комнату), то «Вдова» — в большей степени коллодиевским «Пиноккио». И дело не в том, что Наташа всюду сует свой длинный нос (а в финале в практических целях ломает его), а в том, что персонаж Рея Уинстона, Дрейков, как будто бы списан с Манджафуоко (по-русски — с Карабаса-Барабаса). Романофф даже называет его хозяином кукол. Однако любому современному Карабасу-Барабасу в финале суждено обернуться Харви Вайнштейном — токсичным абьюзером, которого женщина призывает к ответу, так что в конце «Вдова» из супергеройского блокбастера превращается еще и в социальное высказывание эпохи MeToo. Но грош цена была бы этому высказыванию, если бы не замечательный актерский квартет, который вдыхает в эту историю жизнь. Йоханссон, Пью, Вайс и Харбор играют сломленных, травмированных, искалеченных людей, которые вспоминают, что они семья. И их посиделки за столом с vodkoy не уступают чумовому воздушному экшену, который здесь стоит того, чтобы во время сеанса в IMAX-зале нацепить треклятые 3D-очки.

Пока «Черная Вдова» штурмовала кинопрокат, на «Нетфликсе» вышла настоящая «Обитель зла» — совместный анимационный релиз стриминга и видеоигровой студии Capcom, который выглядит поприличнее, чем три предыдущих полнометражных мультфильма по вселенной Resident Evil: «Вырождение», «Проклятие» и «Вендетта». При этом «Бесконечная тьма» — не полнометражка, а сериал, что, признаться, выглядит довольно странно: в шоу всего 4 серии по 25 минут, поэтому оно смотрится как полный метр, который (зачем-то) порезали на эпизоды. Ладно, оставим это на совести ее создателей, равно как и посредственную CGI-анимацию, похожую на плохонькие кат-сцены из видеоигр, и сосредоточимся на сюжете. Действие «Бесконечной тьмы» происходит между четвертой и пятой частью «Обители зла»: Леона Кеннеди вызывают в Белый дом, который подвергся зомби-атаке, в то время как Клэр Редфилд отправляется с гуманитарной миссией в вымышленную ближневосточную страну Пенамстан, пострадавшую от американской экспансии и бактериологического оружия. Собственно, это то же самое биооружие, что было применено в Раккун-Сити, а стоит за всем этим Министерство обороны США. Как быстро становится понятно, у «Бесконечной тьмы» чуть более сложносочиненный сюжет, чем в предыдущих мультфильмах, и нелинейный нарратив (действие все время разбавляется флешбэками). Есть несколько жутких сцен с участием мутировавших крыс на подлодке, запоминающаяся финальная схватка в подземной лаборатории, социальный комментарий по поводу внешней политики США на Ближнем Востоке и положительные китайские герои — что выглядит как уступка китайскому рынку, если бы не одно но: «Нетфликса» нет в Китае. В остальном это шоу (как и «DOTA») необязательное, факультативное развлечение, предназначенное главным образом для фанатов и всем им сочувствующим. Здесь нет ни тени оригинальности, которая была у Пола У.С.Андерсона (по крайней мере, в первых фильмах), а на киношную «Обитель зла» больше похожа «Черная Вдова», чем этот бесконечно темный и мутный мультсериал. 

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все