Москва
5 захватывающих триллеров для тех, кто устал сидеть в самоизоляции
Режим самоизоляции уже многим набил оскомину, поэтому «Афиша» решила собрать «карантинные байки из склепа» — фильмы, рассказывающие о том, как в жизнь уставших сидеть дома людей вторгаются настоящие приключения.
Арсений Омельченко
25 мая 2020

мистика, триллер, мелодрама, криминальный

Классика триллера про фотографа-домоседа со слишком длинным объективом (и еще более длинным носом)

Если вы заскучали на карантине, то нет лучшего способа разнообразить унылые будни, чем посмотреть канонический триллер от мастера саспенса Альфреда Хичкока. В центре сюжета, как всегда, не полицейский или частный детектив, а обычный парень, «не тот человек», хотя профессия у него тоже нервная и рисковая: Эл Би Джеффрис (Джеймс Стюарт) — профессиональный фотограф, который вечно лезет в самое пекло за эффектными снимками для топовых журналов. В разгар очередного приключения он ломает ногу, поэтому несколько недель ему предстоит провести в гипсе дома, где он давненько не задерживался дольше чем на денек перед очередной поездкой. Его самоизоляцию скрашивают регулярные визиты строгой и острой на язык сиделки Стеллы (Телма Риттер) и слишком идеальной для такого разгильдяя девушки Лизы Фремон (в исполнении секс-символа той эпохи Грейс Келли). Обе в голос утверждают, что герою самое время жениться и вообще взяться за ум (знакомые каждому разговоры).

Со скуки Джеффрис начинает чаще поглядывать в окно и с удивлением обнаруживает, что в его собственном дворе происходит масса всего увлекательного и удивительного. Постепенно внимание фотографа переключается с соблазнительно и регулярно разминающейся перед окном балерины на скромную семейную пару, в квартире которых однажды ночью происходит что-то странное. Герой уверен, что пропавшая после инцидента хозяйка убита собственным мужем, — и с азартом берется за расследование на удаленке, постепенно втягивая в это дело девушку, сиделку и приятеля полицейского. Специально построенная для фильма гигантская декорация нью-йоркского двора, под завязку набитая запоминающимися персонажами, живет такой яркой жизнью, что вам обязательно захочется повнимательнее присмотреться к своему собственному (идеально отрепетированным длинным планам позавидовал бы и Сэм Мендес), а разобраться в детективной коллизии фильма стоит хотя бы для того, чтобы понять, как часто ее цитировали. Но главное — картина рассказывает про саму природу вуайеризма и репрезентует неприкрытый male gaze, «мужской взгляд», в кино (Хич всегда был чемпионом по подглядыванию в замочную скважину).

мистика, триллер, драма

Полукомедийный триллер с тройным дном — от Брайана Де Пальмы, находившегося на пике творческой формы

А вот Брайан Де Пальма в середине 80-х (дикие времена, разнузданные нравы) решил рассказать совсем другую историю про подглядывание — разумеется, не обошлось без оммажа Хичкоку (среди источников вдохновения числятся не только «Окно во двор», но и «Головокружение»). Все началось с того, что во время работы над «Лицом со шрамом» Де Пальму так достали блюстители морали, что он решил отвесить настоящую «пощечину общественному вкусу» (в планах даже было показать реальный, а не имитированный секс, но студия была против). По сюжету у молодого актера Джейка Скалли (Крейг Уоссон) сильно не задается день: из-за клаустрофобии его снимают с единственной роли — вампира во второсортном сериале (он паникует, когда лежит в гробу), а дома он застает свою девушку в постели с другим и теперь вынужден искать жилье (ведь квартира была ее). Но нет худа без добра: случайный знакомый (Грегг Генри) на пробах предлагает ему пожить в шикарных апартаментах с видом на Голливуд, пока их хозяин мотается по Европе. В качестве бонуса фигурирует телескоп и сексапильная соседка, каждый вечер танцующая у окна голышом. Впрочем, для впечатлительного парня хобби быстро перерастает в одержимость, и, следя за девушкой уже не только в окно, он вскоре становится свидетелем ее ограбления, а позже и убийства. Но так как заняться на самоизоляции Джейку все равно больше нечем, он начинает собственное расследование, которое приводит его прямиком на порносъемки (знакомый путь). Там в объятиях звезды Холли Боди (Мелани Гриффит) ему предстоит раскрыть шокирующую тайну, а заодно побороть собственные комплексы и страхи. Впрочем, во все тяжкие Де Пальма пускается не только в плане сюжетных финтов: в фильме также есть убийство буром, музыкальный шоустоппер под знаменитую «Relax» от Frankie Goes to Hollywood и много, очень много шуток и пародий на Голливуд.

триллер, трагикомедия

Безумный трип в лабиринте ночного мегаполиса

Следующая байка от Мартина Скорсезе. В центре повествования парень, который застрял уже не в собственной квартире, а в целом квартале. Место действия — нью-йоркский район Сохо, располагающийся на Манхэттене (недалеко от дислокации «Окна во двор» — совпадение? не думаем!). Там в переделанных под квартиры цехах в 80-е тусовалась вся богема (художники, артисты, писатели и прочие арт-бездельники), в то время как первые этажи и подвалы домов занимали всевозможные забегаловки, бары и клубы. Оказаться запертым в этой цитадели разврата и экзистенциальной тоски предстоит обычному офисному яппи, программисту Полу (Гриффин Данн) — и, разумеется, из-за женщины. Вечером в кафешке он знакомится с томной и загадочной Марси (Розанна Аркетт). Когда он позже звонит ей около полуночи, та говорит: «Приезжай, мне без тебя никак». Пол тут же прыгает в такси, которое доносит его до места назначения с таким ветерком, что он остается в чужом районе абсолютно без денег. С экзальтированной барышней, как водится, ничего не выходит — и герой отправляется в шестичасовой трип по фантасмагоричному миру ночного Нью-Йорка. Причем чем дальше, тем все выше и выше растет градус абсурда. Ну и какой Скорсезе без криминала? Правда, преступность здесь представлена не суровыми мафиози, а парочкой домушников. Причем сами они, в общем-то, безобидны, а вот энтузиазм жителей района в их поимке вскоре приводит к тому, что за главным героем начинают охоту не только одинокие дамы (а их он повстречает немало — одна страннее другой), но и настоящая толпа с вилами, факелами и мороженым. В финале это кино заставит любого задуматься: так ли на самом деле плохо проводить вечера дома? Определенно фильм высказывается в пользу самоизоляции.

триллер, комедия, криминальный

Эмилио Эстевес и Ричард Дрейфусс следят за красоткой и стараются не влюбиться

В этом фильме от маститого жанрового ремесленника Джона Бэдэма («Лихорадка субботнего вечера», «Напролом», «Птичка на проводе») в самоизоляции оказывается парочка копов. Крис (Ричард Дрейфусс) и Билл (Эмилио Эстевес) — неразлучные усатые (дань времени) напарники, которые вместе делят все радости и тяготы полицейской работы и частенько попадают в различные неприятности. Но на этот раз все серьезно: задание поступает от самого ФБР. Из тюрьмы сбегает опасный преступник (Эйдан Куинн) — и пока настоящие герои рыщут по стране, местную полицию просят на всякий случай последить за домом бывшей подружки грабителя, с которой тот не виделся последние пять лет. Теперь Крису и Биллу предстоит проводить вечера и ночи на чердаке дома напротив. Днем их сменяет парочка коллег (одного из них играет еще кудрявый Форест Уитакер), с которыми у героев негласное соревнование, — кто кому подложит свинью пожирнее. Однако еще большей проблемой становится то, что Мария оказывается одинокой томной южной красоткой (Мадлен Стоу, «Двенадцать обезьян»). Разводящийся с женой Крис начинает проявлять к девушке уже не только профессиональный интерес, а вскоре у него с ней и вовсе закручивается роман, который грозит полицейскому большими служебными неприятностями. Поэтому герою Дрейфусса приходится использовать весь комедийный арсенал — от смены голоса по телефону до переодевания в женское платье. Вдобавок в самый неподходящий момент заявляется ожидаемый беглец — и под угрозой оказывается не только карьера, но и жизни героев.

Стоит предупредить, что «Слежка» не только уморительное бадди-муви, сделанное по лекалам «48 часов» и «Смертельного оружия», но и, конечно, продукт своего времени: здесь много сальных (и даже сексистских) шуточек, пацанских приколов и мачистской риторики, так что особо впечатлительным стоит предостеречься. Если же вас не смущает такой классический набор токсичной маскулинности, то знайте, что Бэдэм припрятал не только аллюзии на Хичкока, но и целый набор издевательских реприз, а также пару сцен модного в 80-е промышленного экшена — начинается фильм на рыбозаводе, а заканчивается на прибрежной лесопилке. Помимо этого, у «Слежки» есть сиквел под названием (внимание!) «Еще одна слежка», в котором компанию копов разбавляет полноватая помощница прокурора (комикующая Рози О’Доннелл) — и в котором фигурирует еще больше скабрезных шуток. Это тоже надо видеть.

триллер

Нервная подростковая переработка легендарного триллера Хичкока

После того, как в 1998 году на телеэкраны вышел ремейк «Окна во двор» с по-настоящему парализованным Кристофером Ривом, Стивен Спилберг решил, что пора прикоснуться к прекрасному, и на студии сдули пыль с лежавшего на полке уже десяток лет сценария. Тот же Спилберг, кстати, предложил на главную роль Шайю ЛаБафа, заметив того в «Кладе», а режиссерское кресло занял Ди Джей Карузо («Море Солтона», «На крючке»). Идея была в том, чтобы смешать хичкоковскую классику с подростковой мелодрамой, сменив место действия на идиллический американский пригород (оригинальное название «Disturbia» — это слияние слов «беспокойство» и «предместье»). По сюжету недавно потерявший отца молодой парень Кейл (Шайя ЛаБаф) на нервах подрался с учителем, из-за чего на три месяца угодил под домашний арест. За его воспитание берется мама (Кэрри-Энн Мосс), лишая его видеоигр и телевизора. Все, что остается парню, — строить башню из шоколадок и следить в бинокль за соседями. По счастью, в дом рядом как раз переехала сексапильная ровесница Эшли (Сара Ромер). Вскоре молодые люди становятся друзьями и в компании приятеля Кейла Ронни (Аарон Ю) начинают от скуки следить за подозрительным соседом Робом (Дэвид Морс). За дело они берутся с азартом и постоянно находят все новые детали, связывающие Роба с таинственной пропажей женщин, о которой рассказывают в новостях. Тем временем мужчина лишь подливает масла в огонь, начиная ухлестывать за мамой Кейла. Создатели фильма вовсю заигрывают с Хичкоком, но добавляют в историю тинейджерских гормонов и современных гаджетов (вместо телефона теперь видеостримы). А главная интрига здесь — хватит ли у них дерзости поменять концовку шедевра