Москва
27 августа 2019

12 шоукейсов Moscow Music Week, которые не рекомендуется пропускать

Митя Лебедев
Moscow Music Week — это вроде бы и фестиваль, а вроде бы и обширная музыкальная платформа, где в режиме добрососедства существуют небольшие лейблы, промогруппы, зины, паблики из «ВКонтакте» и просто хороший и талантливый народ из разномастных музыкальных комьюнити и сцен. Всего ждем несколько десятков шоукейсов, разбросанных по московским площадкам, с обязательными зарубежными гостями (пропускать HTRK и Kokoko! — преступление) и андеграундом из русских городов и селений. Что, где и когда — в гиде «Афиши» по самым знаковым концертам. За билетами — вот сюда.

Первая масштабная вечеринка серии MMW пройдет в Aglomerat. Хедлайнером станет конголезская группа Kokoko! К их названию добавляют приставку «арт», а самих участников называют экспериментаторами, но здесь точно далеко до высоколобой зауми — кажется, что они просто играют то, что привыкли, используя самодельные инструменты из городского мусора и делая легкую поправку на западные нормы. Именно поэтому Kokoko! успешно сохраняют аутентичность, не превращаясь при этом в карикатурных музыкантов, эксплуатирующих диковинные для европейца музыкальные черты. Поддержку окажет сборная солянка из отечественных групп: авангардный гитарный проект Евгения Горбунова «Интурист» выступит вместе с самым актуальным лаунж-бендом «Союз». Также в программе: добрый русский электропоп от «Созвездия отрезок», саксофонные эксперименты от Artemeida, сюрреалистичные саундскейпы от Zurkas Tepla и мультижанровый сет от Kira Lao.

Мельбурнская команда HTRK (можно расшифровать как Hate Rock Trio) на самом старте карьеры пережила то, от чего не каждый оправится, — после выхода замечательного дебютника «Marry Me Tonight» покончил собой один из участников группы Шон Стюарт. HTRK c самого старта играли музыку без особых светлых пятен — это была медитативная, цикличная электроника по заветам Suicide и ноу-вейва, с отстраненным вокалом Джоннин Стэндиш и какой-то неповторимой болезненностью, как если б группа Portishead жила и записывалась на сыром и темном чердаке. Со временем дуэт нисколько не утратил искусства смешивать красоту с меланхолией, при этом чуть сгладив углы. На московском концерте австралийцев поддержат создатели методичного постджаза Fogh Depot и близкие по духу энтузиасты резкого тевтонского индастриал-попа Marzahn.

Организаторы Moscow Music Week встают на защиту жанра «поп». Шоукейс в очередной раз докажет, что поп — это не форматная жвачка, а настоящее творчество, которое просто не обременяет себя лишними смыслами и музыкальной заумью. С хедлайнерской ролью будет справляться «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» — группа-оркестр, справедливо употребляющая в отношении себя теги «барокко-поп» и «эскапистский поп». Также на сцену IZI с серией акустических треков выйдет представительница лейбла «Холодные звуки» Маша Непорожняя, более известная как Нонконформистка. Современный поп нельзя представить без несовременного попа: за ретро и тоску по синтезаторам отвечает Poko Cox, в последнее время активный в составе группы Poexxali. Вишенка на торте — сет эклектиков из лейбла Ивана Дорна Super Collection Orchestra, совмещающих в музыке черты соула, фанка и ретровейва.

Шоукейс на «Бумажной фабрике» соберет группы, рядом с которыми неизбежно появляется описание «русский». В первую очередь это «Хадн дадн» — более рефлексивная и темная сторона «Созвездия отрезок», исполняющая бытовой фольклор-поп с налетом восточной эстетики. Также в шоукейсе участвуют: проект «Сад имени Федора» с меланхоличным и экспериментальным синти-попом, исполнитель драматичных аккордеоновых композиций Егор Забелов, совмещающие фолк и джаз музыкальные вестники с русского севера «Нотэберд», а также исследователи русских музыкальных традиций через призму электроники Juncti. 

Ored Recordings — лейбл из Кабардино-Балкарии, представители которого путешествуют по аулам в поисках исполнителей традиционной музыки. Они фиксируют то, что слышат, в полевых записях, сохраняя все тонкие нюансы и огрехи исполнения. Скорее всего, вы не знаете никого из заявленных в шоукейсе исполнителей, но это тот случай, когда лучше довериться лейблу. Любые догадки относительно того, что ждет зрителей в КЦ «Дом», вряд ли окажутся верными, но перед мероприятием стоит изучить страницу лейбла в Bandcamp. Например, в прошлом году там появилась запись концерта одного из участников, Заура Нагоева, на Red Bull Music Festival. Судя по ней, он превращает выступления в музыкальные лекции: исполняет небольшие зарисовки, рассказывая между ними о традиционных инструментах и темах.

Шоукейс «Афиши» в рамках Года музыки Великобритании в России соберет исполнителей, которые вряд ли когда-либо еще пересекутся на одной сцене: даже отечественные хип-хоп-фрешмены в лайнапе представляют диаметрально противоположное по характеру творчество. На позиции хедлайнера Big Heath — харизматичный рэпер из Великобритании, энергии в котором почти столько же, сколько и самоиронии. Он выглядит далеко не как типичный хип-хоп-исполнитель, но при этом умело превращает свои изъяны в музыкально-риторическую фишку. Также на сцену выйдет еще один неожиданный хедлайнер — словенский дуэт девушки и молодого человека Zala Kralj & Gašper Šantl, исполняющий кроткий и меланхоличный поп. Кто-то может вспомнить их по выступлению на «Евровидении» этой весной — дуэт занял 15 место. Более известны отечественному слушателю герои музыкальной повестки 2019-го: Мак Сима Мгла с темной и нагнетающей музыкой и будто полярный ему МС Сенечка, сочиняющий беззаботный олдскул-рэп про безделье.

В одном из ключевых мест московской панк-тусовки в рамках Moscow Music Week соберется довольно шумная солянка людей с гитарами. Во главе списка — один из самых заметных панк-бендов столицы Jars, недавно выпустивший клип на мощный сингл «Мент». Кроме того, заявлено выступление не менее интересных и сильно отличающихся групп: бойкий и экспрессивный сет сыграют недавно воскресшие «В**би ему, Донателло!» (организаторы стыдливо прячут истинное название группы за словом «Жахни», а мы — за звездочками), а «Автоспорт» и «Быханов сад» преподадут уроки мидвеста и русской эмо-школы. Также на сцену выйдет один из самых энергичных дуэтов столицы и местные послы утопленного в шуме панк-блюза — «Рыцарные рыцари». Это не все: еще на шоукейсе ожидается эмо и нойз в разных пропорциях от групп Nice Guy, «ЖД», Weezdum и Subway Porno. 

Один из шоукейсов Music Music Week будет посвящен шумной музыке сибирского происхождения. В клубе «Вермель» выступят четыре группы. Это, в первую очередь, «Позоры» — уже московское трио с Леной Кузнецовой из «ВХОРЕ» на вокале, которое исполняет агрессивные треки с электроникой, живой ритм-секцией и едкими текстами, зачастую связанными с феминистической повесткой. Также в лайнапе заявлена группа с ярким названием «Шумные и угрожающие выходки» — ближайшие друзья «Позоров», выпустившие с ними сплит-релиз «Сине-серого альбома» и играющие лоу-файный 8-бит с рэпкор-читкой. Дополняют список чуть менее известные «Корабельные сосны», переосмысляющие эмо-волны 90-х и 2000-х, а также команда «Сверхнож» с медитативной музыкой, существующей где-то между эмбиентом и постметалом.

Кажется, в Россию приходит культура лейблов со своим лицом, и «Холодные звуки» — один из первых ее вестников. Его участникам свойственно писать искренние песни, которые хорошо звучат с аккомпанементом в одну гитару, а также добавлять в них напевные мотивы, которые наделяют треки потенциалом мини-гимнов эпохи «ВКонтакте». Авангард лейбла уже вышел за рамки музыки для своих: счетчик участников в паблике Алены Швец показывает шестизначное число, а песни «Мусора» поклонники расхватывают на цитаты и подпевают на фестивалях вроде «Боли». Услышать главные проекты лейбла можно будет на этом шоукейсе в «Бумажной фабрике».

New New World Radio на Moscow Music Week, как и всегда, будет обретаться где-то в постжанрах. В лайнапе трешовый и по-хорошему изнурительный фри-джаз от голландского ансамбля Dead Neanderthals, нашинкованный в мелкий винегрет пострейв в исполнении Drojji, бредовые фантазии на тему отмороженного синтипопа в сете Discours Synthétique, цветастая подкислоченная электроника Tropical Interface — короче, странностей тут хватит на месяц вперед.

За острыми акустическими впечатлениями — на шоукейс фри-джаза Moscow Music Week. Только представьте: вот Kubikmaggi играет тактичную, очень хрупкую мелодичную музыку на границе с мягким шумом и полной тишиной, а потом вжух — Speedball Trio рубит озверевший джазовый грайнд. А где-то рядом еще будут лайв проекта Dukkha с неустойчивым составом и такими же неустойчивыми шумовыми полотнами и разъезжающийся во все стороны свободный джаз в исполнении Petyaev-Petyaev Quartet.

Отдельный шоукейс на Moscow Music Week получила «Боль» — такое название носит один из самых крупных российских фестивалей, представляющих отечественную андеграундную сцену, а заодно и актуальных западных хедлайнеров. Небольшой филиал «Боли» будет открыт на сценах IZI и «Авиатора» и в рамках Moscow Music Week. Главный и во многом долгожданный гость — дерзкая гитарная команда из Швеции Viagra Boys, известная по хиту «Sports» и презентовавшая один из главных рок-альбомов 2018-го «Street Worms». Помимо них в лайнапе заявлен десяток солидных отечественных имен: эклектичный арт-проект «Поехали», девичья дрим-поп-группа «Луни Ана», а также «Влажность», «Ритуальные услуги», Lucidvox, «Деревянные киты», Zea, «Штадт», Rosemary Loves a Blackberry и «Аминь». Если вам лень тратить несколько дней на просмотр шоукейсов и вы ищете один самый яркий ивент для посещения — скорее всего, «Мини-Боль» справится с этой ролью.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все