Роб Вудкокс попал в музейное пространство из мира моды, сделав себе имя сотрудничеством с изданиями калибра Vogue, GQ и Vice. На выставке в Галерее им. братьев Люмьер будут продемонстрированы его сюрреалистические работы, доминирующей фигурой в которых является человеческое тело. Полуобнаженные тела создают абстрактные геометрические узоры, занимающие и оживляющие пустые природные или архитектурные пространства. Так они создают динамику движения там, где в ином случае мы бы видели застывший и холодный пейзаж.
Вторая часть основного проекта биеннале молодого искусства станет итогом открытого конкурса для кураторов, в рамках которого из без малого 370 заявок из 64 стран было выбрано три проекта: «Я не знаю, Земля кружится или нет…» Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры (Россия и США), «Собственные места//Архивные пространства» Джулии Морале и Штерре Барентсен (Италия и Германия/Нидерланды), а также «Forbidden Body Language» москвички Эльзы Абдулхаковой. Кроме того, специально для этого события представлявшая российский павильон на 57-й Венецианской биеннале художница Саша Пирогова впервые за два года создала новую видеоработу «Вне времени» (соавтор — Марина Фридман).
2020-й — год столетнего юбилея Высших художественно-технических мастерских, главного института дизайна ранней советской эпохи, определившего как визуальные тренды эпохи, так и образовательные тенденции в своей сфере. По случаю круглой даты в Музее Москвы была подготовлена выставка об истории ВХУТЕМАСа, включающая в себя огромное количество артефактов, созданных в его стенах: от живописи и скульптуры до графического дизайна и мебели. Отдельные залы посвящены существовавшим в институте факультетам, от производственных вроде текстильного и полиграфического до художественных: архитектурного, скульптурного и живописного. Не обошлось и без внимания к отдельным фигурам, связанным с институтом, включая Александра Родченко и Любовь Попову.
ММОМА на Гоголевском представляет большую ретроспективу работ классиков российского концептуализма — Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Бывшие участники группы «Коллективные действия», которые начали работать совместно уже перед самым развалом СССР, Макаревич и Елагина создают своего рода тотальные инсталляции, части которых сплетены воедино тонкими концептуальными рамками, интеллектуальными отсылками и часто грамотно скрытыми мистификациями, так что продуманность их проектов всегда включает момент иронического. На выставке будут показаны как реализованные инсталляции, так и проекты, по той или иной причине не увидевшие свет до настоящего времени.
Якисимэ — традиционный японский вид керамического искусства, который возник примерно 15 веков назад и с тех пор претерпел немало трансформаций и модернизаций, оставаясь, впрочем, вполне популярным и ходовым ремеслом. В этой керамике не используется глазурь: глиняные объекты отправляются в специальную печь, а за рисунок отвечает попадающая на их поверхность зола. На приехавшей из Петербурга выставке будет представлено порядка 90 изделий: от чайной утвари и посуды для японского обеда кайсэки-рери до полноценных художественных работ, так или иначе связанных с техникой якисимэ.
На выставке в РОСИЗО будет защищаться тезис о том, что русский стиль в дизайне сегодня — это отнюдь не однотипные сувениры к чемпионату мира по футболу. Всего здесь собраны работы 26 авторов из разных городов России, а также Беларуси и США, которые переосмысляют использование традиционных эстетических элементов в рамках постоянно меняющихся дизайнерских трендов. Также на выставке будет продемонстрирована графика таких иллюстраторов, как Станислав Никиреев и Май Митурич-Хлебников.
В рамках «Фотобиеннале-2020» МАММ подготовил выставку работ французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра. Мэтр начал свою карьеру в Африке в конце 70-х и с тех пор стал одним из главных специалистов по континенту среду фотографов: его снимки украшали обложки и страницы таких журналов, как National Geographic, Le Figaro, GEO и других ключевых изданий. Все кадры Мэтра не являются постановочными, так что отражают подлинную динамику и колорит жизни того, что раньше привычно было называть третьим миром.
Проживающий в США Александр Косолапов является, наряду с Комаром и Меламидом, живым классиком (если это слово вообще здесь уместно) соц-арта — ироничного переосмысления тоталитарной эстетики, где в одном пространстве могут уживаться дадаистские провокации и Владимир Ильич Ленин. На своей новой выставке «DTM» Косолапов продолжает деконструировать авангардистское наследие: сама аббревиатура в названии это «Дюшан, Малевич, Татлин». Так, знаменитая татлинская башня III Интернационала превращается в снаряд на типичном советском параде физкультурниц, а «Мона Лиза» Дюшана вместо усов обретает черты лица Владимира Путина. В конечном счете соц-арт как тот мир, в котором привычные символы оказываются внутренне пусты и способны к самым неожиданным метаморфозам, оказывается вполне адекватным языком для идеологического конфуза сегодняшнего дня.
В двух залах ММОМА на Петровке расположится сольная выставка экспериментальной художницы Ирины Петраковой, исследующей вопросы тела и идентичности внутри меняющихся сред и пространств, которые сегодня серьезно резонируют в связи с постоянным онлайн-опытом в ходе пандемии. Однако если в первом зале будут собраны вполне предметные работы, от созданных за последние пять лет графики и вышивки до видео и скульптуры, то стены второго зала будут покрываться рисунками Петраковой уже в ходе работы выставки (с видеотрансляцией процесса, естественно).
Главная, хотя в целом далеко не самая масштабная премьера января в Третьяковке — выставка русской графики рубежа XIX–XX веков. Эти произведения обычно хранятся в запасниках музея, которые он периодически демонстрирует в рамках своего проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники». В первую очередь акцент сделан на знаменитом объединении «Мир искусства» Александра Бенуа, которое легитимизовало и популяризировало этот жанр на российской арт-сцене. Среди авторов, чьи работы можно будет увидеть в Третьяковке: сам Бенуа, Бакст, Кустодиев, Врубель, Лансере и многие другие.