10 выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК

- Трактаты и работы Зверева в диалоге с да Винчи
В Музее АЗ открывается уже одиннадцатый проект, посвященный московскому нонконформисту Анатолию Звереву. Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи» — эта фраза и стала смысловым центром выставки. На ней впервые представлены трактаты Зверева, в которых он не раз вступал в диалог с «титаном эпохи Возрождения». Их объединяло созвучие мыслей об искусстве и месте художника в нем — творить без академических норм и правил, доверяя исключительно собственному опыту и чутью. Раскрывая эту идею, на трех этажах музея кураторы показывают более 170 работ Зверева: не только знаменитые портреты и автопортреты, пейзажи и циклы графики, но и недавно приобретенные полотна «Сосна в Щукино» и «Дворик в Сокольниках», а также портреты поэта Арсения Седугина.
- Русские художники XIX–XX веков и их путешествия в Европу
В Музее русского импрессионизма подготовили выставку о европейских путешествиях лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В фокусе внимания — рубеж XIX–XX веков, когда многие молодые художники отказались от простого подражания зарубежным мастодонтам и, переосмысляя полученный за границей опыт, стали создавать свои направления в искусстве. Этот переломный период на выставке можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до импрессионистических экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей. А для контекста в спецпроекте на третьем этаже музея показывают работы вдохновлявших их европейских мастеров (Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера и других) из собрания ГМИИ.
- Масштабный межмузейный проект о советском искусстве
К 100-летию со дня образования СССР в московском Манеже подготовили большой межмузейный проект об абсолютном символе того времени — Домах культуры. Концептуально они задумывались как лаборатории, где каждый человек мог заниматься самообразованием, но стали и местами, где объединялись разные виды искусств: от архитектуры и живописи до театра и фотографии. Каждый из них в экспозиции иллюстрируют тринадцать самодостаточных разделов, подготовленных разными приглашенными кураторами. Например, посетители увидят картины Петрова-Водкина, Дейнеки и Булатова; оригинальные костюмы для фильмов Эйзенштейна, эскизы нереализованного Дворца Советов и более 50 фотопортретов советских людей Евгения Халдея. А также узнают историю ВХУТЕМАС и познакомятся с индивидуальными чертами кинематографа каждой из союзных республик.
- Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство ХХ и ХХI вековММОМА на Петровке, до 21 маяРаботы современных уральских художников, привезенные из «Синары»
Московский музей современного искусства продолжит знакомить столичную публику с региональными собраниями: на этот раз в здании на Петровке покажут коллекцию екатеринбургского фонда «Синара». А это возможность и увидеть хранящиеся в ней работы уже именитых современных художников — Дмитрия Пригова, Эрнста Неизвестного, Георгия Острецова, Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Recycle, — и познакомиться с уральским актуальным искусством. Например, в экспозиции будет представлено творчество Валерия Дьяченко, Олега Елового, Николая Федореева и Екатерины Поединщиковой.
- Кирилл Дoешвили. Сок из камня и землиA-s-t-r-a, закончилась 6 марта 2023Акварели на старой архитектурной бумаге, переносящие в детство
В A-s-t-r-a Gallery проходит первая персональная выставка Кирилла Доешвили в Москве. На ней представлена серия акварелей, созданных на старой архитектурной бумаге. Каждая работа — это новая ситуация, но все они одновременно связаны общей логикой и вымышленными персонажами. Дружелюбный Пират-рохля, Бродячий Аполлон, Лунатик Пьеро — по словам художника, среди героев нет плохих или хороших, они все объяты пламенем любви, но не умеют ее правильно выражать — как и мы. Так Доешвили создает целый мир, который одновременно и поднимает философские вопросы, и возвращает в наивное детство.
- Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимогоММОМА на Гоголевском, закончилась 5 марта 2023Исследование страха и наслаждения с помощью античных образов
В рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА в здании на Гоголевском открывается персоналка выпускника «Свободных мастерских» Шамиля Шааева. В экспозиции представлены живопись на холстах и иконных досках, графика, объекты с элементами из керамики и текстиля. Через призму истории и мифологии Античности Шааев исследует чувственность, доведенную до максимума двумя эмоциями: страхом и наслаждением. Например, в серии о разрушенных Помпеях он показывает андрогинных героев, скованных то ли экстазом, то ли сном, то ли смертью, а в серии «У тебя слишком липкие руки» соединяет фиговые листья, которыми обычно прикрывают наготу библейские и античные герои, с руками церковных скульптур — символами закрытости от чужих взглядов.
- Полотна с культовыми кинообразами и видеопроекции в соавторстве с реальностью
Выставка-инсталляция в Новой Третьяковке познакомит с работами Нели и Романа Коржовых. Супруги уже много лет работают вместе, их творчество напоминает открытую систему: свое авторство они программно разделяют с Другим. Так, Неля Коржова переносит на холст кинообразы из фильмов Микеланджело Антониони, Джима Джармуша, Бернардо Бертолуччи и трансформирует их в живопись. А видеоработы Романа Коржова строятся на длительном статичном документировании фрагмента реальности. Включая камеру, художник не может в полной мере предусмотреть, что перед ней будет происходить: реальность становится его соавтором. Интересно, что экспозиция напоминает жилые интерьеры, в стены которых, подобно окнам, и встроены станковые полотна Нели и видеопроекции Романа. Также в пространстве встречаются зеркальные панели — посетителям тоже предлагают стать соавтором выставки с помощью своего отражения.
- Этой ночьюНаковальня, до 31 мартаСовременное искусство о чувствах и тайнах ночи
Новая выставка в галерее «Наковальня» — это собрание отрывков из разных историй, в которых реальность смешивается с грезами. Это истории о снах, мистическом опыте, тусовках, переживаниях. Ночью чувства обостряются, в сознании появляются самые яркие образы, люди начинают позволять себе больше, но уже после рассвета все мысли, события, принятые решения и сказанные слова кажутся зыбкими, почти нереальными, остаются в памяти обрывочно. В выставке участвуют Настя Антипова, Людмила Баронина, Кирилл Бурыгин, Михаил Добровольский, Дарья Емельянова, Маресий Иващенко, Саша Кокачева, Олеся Лавриненко, Полина Майер и Саша Нестеркина. Каждый художник рассказывает свои истории о жизни ночного города, сновидениях или особом чувстве одиночества и уязвимости, которое обволакивает нас после полуночи.
- Годовой проект-трансформер о взгляде на реальность через призму собрания
В музее «Арт 4» открылась экспозиция нового формата: на год три его зала заняли работы хедлайнеров собрания — Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других. Сейчас на выставке предлагают познакомиться с личной историей приобретения каждой вещи и узнать, что движет коллекцией сейчас. Затем, в течение года, она будет пересобираться, реагируя на события и новости внешнего мира сквозь коллекционерский взгляд основателя музея Игоря Маркина. Это и станет своеобразной «щелью», которая исторически в России воспринимается как инструмент наблюдения за пугающей реальностью с безопасного расстояния.
- Работы современных художниц о возможностях пустоты
Название выставки — это игра слов, соединяющая наименование фильма-бестселлера Паоло Соррентино «Великая красота» о жажде жизни и определение гигантской области в космосе «Великая пустота Волопаса», которая, с одной стороны, наполнена галактиками, а с другой — абсолют Ничто, Сверхпустота. С помощью такой двойной перспективы фонд Ruarts предлагает посмотреть на пустоту, экзистенциально и физически переживаемую многими сегодня, не только как на отсутствие, но и неисчерпаемую возможность. Интересно, что в выставке участвуют исключительно работы современных российских художниц — Айдан Салаховой, Лизы Бобковой, Виты Буйвид, Алисы Горшениной, Ани Жёлудь, Кати Исаевой и других, отобранные из коллекции фонда и прочих собраний приглашенным куратором Анной Журбой.