«Дикие мечи» (в Китае фильм вышел под более скромным и подходящим названием «Безымянный») — первая большая работа кинокритика Ли Юньбо, снятая под продюсерским присмотром многоопытного Фэн Сяогана. История крутится вокруг беглого бандита, который, по слухам, знает, где скрывается мечник Чжан Вэйчжан (того давно разыскивают сразу две воюющие секты), поэтому конвоирующим беглеца головорезам придется быть начеку. Вдобавок к этому отряду по пути прибивается таинственный воин в маске, который то представляется тем самым Вэйчжаном, то признается, что сам охотится на него. Сюжет с порога отсылает к классике спагетти-вестернов шестидесятых с их смурными героями-одиночками на фоне безлюдных прерий, а вот стилистически и визуально картина черпает вдохновение не из гонконгских уся или даже скорее из японского самурайского кино тямбара — длинные созерцательные планы природы лишь изредка прерываются вкрадчивыми диалогами ни о чем и редкими вспышками коротких и энергичных поединков. Для пущего эффекта запутанный экшен разбавляют флешбэки героев с тремя взаимодополняющими точками зрения на давнюю трагедию. Разряженный темп Ли Юньбо придется по вкусу далеко не всем, но если поймать его специфический ритм и отдаться фаталистскому вайбу, можно получить настоящее наслаждение и под редкий перезвон мечей поговорить с собой о чем-то важном.
По легенде, первый китайский император Цинь Шихуанди изготовил два меча — один оставил у себя во дворце Епан, другой для защиты страныотдал полководцу Мэн Тяню, который вместе с семью верными учениками добился мира и ушел на покой. Однако после смерти императора власть в Поднебесной захватил коварный евнух Чжао Гао, который приказал казнить Мэн Тяня и всю его семью — спастись удалось только дочери, которой отец наказал отнести священный меч к мавзолею императора. Теперь его ученикам предстоит решить, на чью сторону встать в кровопролитном конфликте. Еще одна прошлогодняя интернет-премьера от режиссерского тандема Чжан Инли и Чэнь Хаонаня. Несмотря на отсутствие серьезного опыта (первый — дебютант, за вторым числится малоизвестная «Загадочная школа») и довольно скромный бюджет в два миллиона долларов, визуально кино смотрится очень бодро. Проворная и динамичная камера (на титрах здесь можно увидеть, как лихо съемочная команда управляется со стедикамом и системой motion control) и обилие слоу-мо в стиле «300 спартанцев» помогают во всех деталях оценить кропотливую работу каскадеров и постановщиков фехтования (особенно красиво размахивает своей алебардой цзи главный герой). Да и сама история, несмотря на немного скомканный финал, оставляет ощущение цельного пацифистского высказывания без лишнего налета военно-исторической романтики, которой сегодня нередко грешат китайские постановщики.
Западные и восточные кинодельцы, конечно, стоят друг друга — пока Disney пытался нажиться на китайском зрителе, пересняв свой самый азиатский анимационный хит, те шустро отсняли аж три фильма про знаменитую воительницу (мультфильм и два игровых фильма), чтобы, в свою очередь, урвать кусочек от масштабной рекламной кампании. Вышло даже лучше, чем планировалось: ведь пока голливудскую «Мулан» без конца переносили, бюджетные цифровые премьеры вышли точно в срок и получили своего зрителя, подогретого долгим ожиданием. При этом создатели «Мулан: Возвращение», которую доверили поставить телережиссеру Линь И, решили в очередной раз не пересказывать всем известную сказку, а снять сиквел, в центре которого будет рассказ про новый подвиг отважной воительницы. Так, спустя несколько лет после победы над Шань-Ю, орды жужаней вновь стучатся в ворота Поднебесной. Прославленной героине Мулан (в исполнении Лю Юнси, которая также сыграла главную роль в «Диких мечах») вновь приходится надевать потертые доспехи, чтобы спасти от захватчиков крепость Юньчжун. Вскоре она вместе с отрядом попадает в засаду и оказывается в плену, где знакомится с дочерью хана (Лю Цзюйлинь). Вместе девушкам предстоит выступить против коварного полководца, убившего правителя, и покончить с многолетней войной. По сюжету фильм сильно напоминает «Мулан» с Чжао Вэй, сыном Джеки Чана и певцом Витасом, а в счастливом финале героини признаются, что, будь они разных полов, точно бы поженились, тем самым отсылая к знаменитой сцене из гонконгской экранизации шестидесятых.
Актер Фань Сювон aka Луис Фань на исходе пятого десятка наконец вырвался из круговерти второплановых ролей и продолжил примерять на себя образы культовых для Китая персонажей — на этот раз ему достался полумифический даос Чжан Саньфэн, который, по легенде, отказался от мирских благ, чтобы странствовать по свету и бороться со злом. Получив тревожное письмо от старого друга — правителя небольшой китайской провинции, — отважный герой немедленно отправляется в глушь, где сталкивается с таинственной сектой колдунов. Те под покровом ночи похищают людей, обращая их в безвольных приспешников с помощью хитрого яда гу, и планируют со дня на день призвать в мир очередного царя демонов. Теперь многоопытному даосу в компании недотепы-ученика (Ли Лубин) и прекрасной, но диковатой охотницы (Чжан Дун) предстоит разрушить планы чародеев, а также побороть собственные страхи и местные дремучие поверья. Режиссер У Инсян в последние годы поставил на поток изготовление для стримингов среднебюджетных уся по разным сказочным сюжетам («Сказание о беловласой ведьме», «Легенда о Белой Змее»). В этот раз ему повезло заполучить на главную роль Фаня, который здорово вжился в роль мастера-даоса — одновременно умудренного опытом и по-детски наивного. Его блестящая физподготовка позволяла команде постановщиков без лишних трудностей выдать уверенный экшен. На выходе имеем не выдающуюся, но крепкую уся-сказку про доброго мастера, злых колдунов и народ, который вечно мотает то туда, то сюда.