История из разряда курьезов: в годы Второй мировой войны Госдеп США заказал у студии «Дисней» серию мультфильмов для улучшения добрососедских отношений с южноамериканскими странами, попавшими под влияние гитлеровской Германии (а поскольку убыточной на тот момент компании «Дисней» надо было платить зарплату сотрудникам, она не отказалась от такого предложения). Итогом работы стали две картины — «Салют, друзья!» и «Три кабальеро», первые из шести так называемых пакетных мультфильмов (пакетных — потому что они состояли из нескольких анимационных сегментов). Результат производит ошеломительное впечатление: в «Трех кабальеро» Дональд Дак не только открывает подарки от своих латиноамериканских друзей (бразильского попугая Жозе Кариоко и мексиканского петушка Панчито), но и погружается в настоящее карнавальное безумие, в ходе которого сюрреалистическая мультипликация смешивается с игрой живых актеров. Странное, ни на что не похожее зрелище — совершенно не конвенциональный «Дисней», тем и прекрасный.
Мультфильм, на котором закончилась короткая история диснеевских киноальманахов: картин, состоящих из двух и более сюжетов. Тут студия экранизировала сразу два произведения классической литературы — «Ветер в ивах» Кеннета Грэма и «Легенду Сонной лощины» Вашингтона Ирвинга. Впрочем, если постановка по Грэму получилась хоть и запоминающейся, но достаточно куцей (в мультфильм вошел только кусочек про лягушонка Тода), то новелла про школьного учителя Икабода Крейна вышла по-настоящему блистательной. Главное, что про нее нужно знать: в отличие от вольной экранизации Тима Бертона она конгениальна произведению Ирвинга, а сцена погони всадника без головы за Икабодом остается одной из самых будоражащих в истории анимационного кинематографа.
Анимационная адаптация первой части тетралогии «Король былого и грядущего» Теренса Хэнбери Уайта, вдохновленной «Смертью Артура» сэра Томаса Мэлори. Однако там, где у Уайта был философский трактат по основам мудрого королевского менеджмента, у «Диснея», конечно, все не так сурово. «Меч в камне» — это развлекательный мультфильм, тем не менее сохранивший умную установку оригинала: экстравагантный волшебник Мерлин учит будущего короля Артура (а пока просто Варта) быть достойным человеком, постоянно превращаясь с ним в различных животных: рыбок, птичек и белок. К слову, с превращением в белок связан самый душераздирающий момент этой, быть может, не самой складной, но чрезвычайно обаятельной, а местами чертовски остроумной картины — последней из классической линейки, снятой при жизни Уолта Диснея.
Между «Книгой джунглей» и «Робин Гудом» притаились «Коты-аристократы» — самый, пожалуй, французский мультфильм студии «Дисней» и настоящая услада для всех котоманов. Как и в анимационной картине «Веселый Париж», тут тоже рассказывается про кошек, но совсем иной породы: аристократичной Герцогине и трех ее котятах (Мари, Берлиозе и Тулузе), которым хозяйка (в прошлом — оперная дива) завещала все свое состояние, что возмутило ее дворецкого Эдгара, решившего избавиться от усатых и хвостатых. Однако семье на выручку приходит бродячий кот Абрахам де Лейси Джузеппе Кейси Томас О’Мэлли. Несмотря на то что сюжет не блещет оригинальностью (все это мы уже видели в «Леди и бродяге» и «101 далматинце»), мультфильм изобилует незабываемыми комедийными и музыкальными номерами — например, кошачий бенд исполняет композицию «Каждый хочет быть котом». Так оно и есть.
Один из шедевров студии «Дисней», который несколько теряется в тени других прославленных мультфильмов. Снятый по очень мрачному роману Дэниела Мэнникса «Лис и пес» хоть и получился несравненно более позитивным, однако не лишен трагичных ноток оригинала: поклявшиеся всегда быть друзьями лисенок Тод и щенок Коппер, вырастая, оказываются по разные стороны баррикад — и дело тут не в самих друзьях, а в том, что обстоятельства и время многое меняют. Пугающая мысль, которая тянется через весь фильм, вплоть до светло-печального финала.
Не просто мультфильм, а настоящий детектив: пожалуй, даже чересчур мрачный для диснеевской вселенной, но от этого не менее выдающийся. Главная роль в нем отв едена великому мышиному сыщику Бэзилу с Бейкер-стрит, которого зовут так же, как актера Бэзила Рэтбоуна, игравшего Шерлока Холмса в серии одноименных фильмов (его голос звучит и в мультфильме, так как невротичный мышонок живет за плинтусом в квартире Холмса). Также тут есть аналог Ватсона (доктор Доусон), Мориарти (злой гений Рэтиген) и захватывающая сцена схватки на самой вершине Биг-Бена — такого нигде (в том числе и в новом «Шерлоке») не увидишь.
«Геркулесу» не повезло: он затерялся на фоне «Короля Льва» — вершине диснеевской анимации 90-х годов, возрождение которой началось в 1989 году с «Русалочки». Что, конечно, крайне несправедливо: этот искрометный мультфильм, вольно (зато умело) обращающийся с древнегреческой мифологией, заслуживает того, чтобы занять достойное место на диснеевском Олимпе. Мужественный Геркулес, его подружка Мэг, учитель Геркулеса — сатир Филоктет, владыка подземного царства Аид, а также его подручные Боль и Паника — тот самый ансамбль мечты, за гастролями которого можно наблюдать бесконечно.
К началу нулевых диснеевский ренессанс уже подошел к концу — первый компьютерный мультфильм студии под названием «Динозавр» не оправдал возложенных на него ожиданий. Тем более неожиданной удачей смотрятся «Похождения императора» — абсурдистский мультик про императора инков Куско, который в результате дворцового переворота превратился в ламу. По жанру фильм тяготеет к бадди-муви, «приятельскому кино», так как из передряг Куско удается выбираться благодаря крестьянину Пачу. Что не случайно: изначально картина называлась «Королевство Солнца» и должна была быть парафразом «Принца и нищего», но в итоге продюсеры все переиграли — и так получилось даже лучше и, что еще важнее, смешнее.
На протяжении почти всех нулевых «Дисней» медленно агонизировал, хороших мультфильмов за этот период можно пересчитать по пальцам. «Атлантида» в этом смысле приятное исключение. Сделанный в стилистике «Хеллбоя» (что неудивительно, одним из художников-постановщиков был Майк Миньола) анимационный стимпанк про группу исследователей, отправившихся на поиски мифического государства, впечатляет не только рисовкой, но и напряженным сюжетом (что тоже неудивительно, одним из авторов сценария был Джосс Уидон). Затерянное сокровище, не иначе.
«Принцесса и лягушка» совместили в себе старые традиции (двухмерную анимацию) и новый подход (впервые диснеевской пр инцессой стала чернокожая девушка). Но мультфильм, собравший вполне приличную кассу, так, кажется, и не был оценен по достоинству. Что довольно странно, потому что снять плохое кино про Новый Орлеан практически невозможно. А в «Принцессе и лягушки» есть все, чем славится этот город: джаз, болота и — главное — злодей-вудуист. Ну и разумеется, аллигатор Луи — трубач, в русском дубляже озвученный Билли Новиком.