Москва
10 мультфильмов, которые номинируются на «Оскар-2020»
Возвращение «Истории игрушек», сразу два мультфильма от Netflix и русский след: «Афиша Дети» рассказывает об оскаровских номинантах в категории «Лучший анимационный фильм».
Евгений Ткачёв, Алексей Филиппов, Наталья Серебрякова
20 января 2020

мультфильм, приключение, фэнтези, комедия, детский, семейный

Один из главных претендентов «Оскара-2020»: квадриквел самой прославленной анимационной франшизы студии Pixar

Главным сюрпризом «Оскара-2020» стало отсутствие среди номинантов самого кассового (на данный момент) мультфильма «Холодное сердце-2», поэтому отдуваться за весь «Дисней» придется четвертой части пиксаровской «Истории игрушек». Что, с одной стороны, грустно, а с другой — наверное, справедливо. Мягкая критика колониализма в «Холодном сердце» выглядела беззубо (Эренделл должен был быть разрушен, но у создателей картины не хватило на это пороху), в отличие от фем-поворота действительно своевременной «Истории игрушек», которая снова перепридумала саму себя — и одной из главных героинь сделала пастушку Бо Пип. В этом, конечно, можно увидеть дань уважения эпохи MeToo, но это ни в коем случае не конъюнктура: искусство не существует в вакууме, поэтому настало пора дать слово персонажам, которые до этого долго задвигались на второй план. Так, по сюжету потерявшейся ковбой Вуди встречает свою давнюю подружку Бо Пип, но это уже не та кисейная барышня — пастушка поменяла платье на удобный наряд, потому что несколько лет подряд была вынуждена заниматься выживанием, и обзавелась собственной философией. Теперь Вуди предстоит решить, с кем он хочет остаться: с хозяйкой и друзьями или возлюбленной. Если говорить объективно, четвертой части не удалось переплюнуть третью (лучшую во франшизе, да и просто один из лучших мультфильмов на свете), тем не менее, это живое, остроумное, актуальное и бесконечно обаятельное кино — словом, все та же «История игрушек», которая двадцать с лишним лет умудряется держать невероятную планку.  

мультфильм, приключение, комедия

Рождественский мультфильм Netflix

Нерадивого почтальона Джеспера отец, владелец почтовой империи, ссылает к черту на кулички — северный поселок городского типа Смиренсбург, в котором два клана ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитие. Письма в такой накалившейся обстановки посылать, разумеется, никто не намерен — и Джеспер уже думает, что обречен на вечное прозябание в этой глуши, как вдруг на выручку приходят дети и живущий на отшибе лесоруб Клаус, у которого в сарае накопилась масса игрушек. Дети пишут Клаусу письма, Клаус мастерит для них игрушки, Джеспер развозит их по ночам, а еще влюбляется в местную школьную учительницу и понимает, что Смиренсбург не так уж ужасен для проживания. У мультфильма лихое начало: «Клаус» стартует как «Холоп» (мажора отправляют на перевоспитание в деревню), а затем превращается в историю про то, как два неудачника совершили рождественское чудо. Жаль только, что авторам мультфильма не хватило смелости до конца проследовать выбранному принципу more dark, more realistic. Вместо того чтобы показать, как рождаются легенды, создатели картины решили причислить бородатого лесоруба к лику святых и превратить остроумную деконструкцию в сказку. Ощущение рождественского чуда осталось, а вот чуда кино рассеялось.

мультфильм, фэнтези, драма

Французский мультфильм про руку, живущую своей жизнью

Рука Науфеля путешествует по задворкам Парижа, а сам юноша вспоминает детство и те недавние события, которые привели его к расставанию с важной конечностью. Первый полный метр Жереми Клапена — призер Канн, хит Анси, премьера Netflix — одна из лучших анимационных лент этого года, затыкающая за пояс Pixar и прочих голливудских исполинов. Простая история, придуманная Клапеном в паре с Гийомом Лораном, соавтором «Амели», оказывается пронзительным и многослойным размышлением об идентичности. У Науфеля марокканские корни, его родители погибли в автокатастрофе, в детстве он мечтал играть на пианино и полететь в космос, а теперь не слишком удачно развозит пиццу в Париже. Сепарация с рукой — жестокий синоним взросления, ощущения тела как границ собственных возможностей, сопровождающего повсюду чувства вины и совсем мимолетный намек на отчуждение от родной культуры (названия стран Науфель учит по глобусу с марокканской вязью). С чем из этого нужно учиться жить дальше, а что лучше оставить в прошлом, Клапен не объясняет: рука потеряна, но все еще впереди.

мультфильм, приключение, детский, семейный

Новый виток в отношениях викингов и драконов

Режиссер Дин ДеБлуа продолжает экранизировать цикл книг Крессиды Коуэлл, в которых смешались история взросления Иккинга, преодоление стереотипной вражды (между его соплеменниками и драконами), а также эффектные сражения на скандинавский манер. В третьей части саги, когда мир между викингами и драконами уже достигнут, угроза придет, как обычно, извне: сначала появится Белая Фурия (Беззубик-альбинос), а затем и целая ватага охотников на драконов. И жители деревни, разумеется, встанут на защиту давних врагов/новых друзей.

мультфильм, приключение, комедия

Семейное анимационное фэнтези про диковинное животное

Сэр Лайонел Фрост считает себя ведущим исследователем древних мифов и поверий, но его коллеги из высшего общества только посмеиваются над ним. Чтобы доказать свою правоту, Лайонел отправляется в леса северо-запада Америки на поиски недостающего звена — легендарного полузверя Линка, который связывает нас с предками и находится на грани вымирания. Неожиданный лауреат премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший анимационный фильм» и темная лошадка грядущего «Оскара».

короткометражный, мультфильм, драма

Чешская анимация про отца и дочь

Дважды номинанта «Оскара» Константина Бронзита в этом году не номинировали на статуэтку, зато в число номинантов попала россиянка Дарья Кащеева. Она родилась в Душанбе, училась в Москве, работала театральным звукоинженером, а затем занялась анимацией. «Дочь» — ее дипломная работа, поставленная в Чехии. Короткометражка рассказывает про сложные взаимоотношения между девушкой и ее умирающим отцом. Среди отличительных черт: кукольная анимация, подвижная камера, доступные метафоры (одна из них строится вокруг птицы, посланницы смерти). Это настолько необычно снято (за счет ручной камеры кажется, что границы между зрителями и героями-куклами не существует), что приводит в искреннее изумление, а затем и в восхищение.  

короткометражный, мультфильм, драма

Мелодраматический хит про художника, теряющего память

Визионерская работа кукольника Бруно Колле, визуально похожая на мультфильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» и тоже рассказывающая про художника — стареющего Луи, который теряет память и перестает узнавать окружающие вещи, однако любовь к жене Мишель и творчество не дают ему окончательно забыть то, что действительно важно.

короткометражный, мультфильм, драма

История дружбы котенка и питбуля

Как же на «Оскаре» без «Пиксара» и котиков? По сюжету пугливый котенок живет в коробке рядом с подпольным клубом, в котором проходят собачьи бои, и завязывает дружбу со славным питбулем. Такие истории мы видели миллионы раз, но поскольку все разыграно как по нотам, сложно не смахнуть слезу умиления в финале этой воодушевляющей истории.    

короткометражный, мультфильм, комедия

Отец не может справиться с прической дочери

Темнокожая девочка с прической афро воодушевленно вскакивает с постели, ведь сегодня настал день икс, но ситуация омрачается тем, что отец никак не может справиться с ее волосами, придать им хоть какой-нибудь вид. Волосы тут выступают аллегорией трудностей, с которыми приходится сталкиваться мужчине, когда он остается наедине с ребенком. Аллегория быстро перерастает в драму (как это часто бывает у мужчин — спортивную: отец вызывает волосы на боксерский поединок), однако все закончится хорошо, ведь его приболевшая жена по счастливой случайности парикмахер.

короткометражный, мультфильм, драма

Мужчина вспоминает свою надоедливую младшую сестру

Еще одна кукольная анимация — на этот раз американо-китайского производства. Уже взрослый мужчина-миллениал вспоминает, как он в 90-е рос вместе с младшей сестрой в Китае, и размышляет о том, что было бы, если бы его жизнь развилась по совершенно иному сценарию.