Москва
10 московских выставок после карантина (хотя лучше сидеть дома)
В Москве продолжают снимать ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса, хотя цифры заражений продолжают стабильно расти. Оставим в стороне причины этого поспешного снятия, о которых многие уже сами составили свое мнение, и обратимся к музеям и галереям, открывающимся на этой неделе. Так, в «Гараже» можно впервые или еще раз изучить богатую на информационные материалы выставку о советском андеграунде «Секретики», в ММОМА — посмотреть на юбилейную экспозицию, а в ММАМ — ознакомиться с работами российских фотографов в рамках очередной «Фотобиеннале». С другой стороны, вирус никуда не исчез, так что расслабляться не стоит и лучше продолжать соблюдать самоизоляцию, а если и выходить в свет, то только в масках, чтоб уберечь не только себя, но и окружающих.
Редакция «Афиши»
16 июня 2020

«Гараж»,
до 2 августа

Неочевидные шедевры нон-конформизма

Название выставки отсылает к известной советской игре в секретики — закапыванию ценных мелочей в тайнике под куском стекла. В случае выставки в «Гараже» речь идет о работах художников московского андеграунда 1960–80-х годов, включая такие неожиданные экспонаты, как «трупик» стихов Пригова или специально сделанная для выставки «комната гениев» Яна Гинзбурга с портретами мыслителей и политиков, особенно уважавшихся в СССР. Среди других секретиков — самиздат с эзотерической литературой, подробные инструкции и фотодокументация знаменитых акций арт-групп «Гнездо», «Коллективные действия» и «Мухомор» и отрывки из фильмов.

ММОМА на Петровке,
до 13 сентября

Greatest Hits музея от непрофессиональных кураторов

Выставка к двадцатилетию ММОМА не просто показывает часть шедевров из обширной коллекции музея, а интерпретирует их с помощью двадцати профессионалов из самых разных сфер. У каждого из этих сокураторов свой зал и своя подборка работ — с конца XIX и до XXI века. Среди кураторов — люди, не нуждающиеся в представлении: Алена Долецкая, Андрей Малахов, Илья Лагутенко, Кирилл Серебренников, Владимир Сорокин, а также директор Центра имени Ж.Помпиду Бернар Блистен и основатель ММОМА Зураб Церетели. Онлайн-экскурсию по выставке можно совершить на сайте музея.

Ретроспектива большого художника

«Будущее в прошлом» — ретроспектива Татьяны Назаренко, одной из наиболее значительных фигур в позднесоветском и современном российском искусстве, чьи работы хранятся в крупнейших коллекциях страны. Выставка построена по тематическому принципу: здесь есть и картины советского периода, и широкомасштабный смотр персонажей из девяностых (с инсталляциями и макетами памятников), и очень личная серия, посвященная истории семьи Назаренко, пострадавшей от сталинского террора.

Мультимедиа-арт-музей,
закончилась 28 июня 2020

Классик постсоветской уличной фотографии

Игорь Мухин — не хроникер в буквальном смысле слова: из его фотографий нельзя собрать иллюстративный ряд к летописи политических, социальных событий. Главным его героем является город и его повседневная жизнь. Политики и прочие первополосные лица попадают в его объектив лишь постольку, поскольку в 1990-е годы политика выплескивается на улицы, где Мухин и ведет свою фотоохоту. Он не работает в режиме горячих новостей. Он фиксирует гораздо более тонкие вещи — новые выражения лиц, новую пластику, новые элементы будничного ландшафта.

Мультимедиа-арт-музей,
закончилась 28 июня 2020

Соцреализм в работах известного советского фотографа

Эммануил Евзерихин являлся ярким выразителем эпохи социалистического реализма 1930-1950-х годов. Каноны жанры в те годы распространялись на все виды искусства, в том числе на фотографию, определяя сюжет, ракурс и призму видения. Во время Второй мировой Еврезихин был военным фотографом, снимая в том числе Сталинградскую битву, а после работал фотокорреспондентом ТАСС. Его работы – важная часть истории советской фотографии и уникальная документация жизни стройки социализма.

Мультимедиа-арт-музей,
закончилась 28 июня 2020

Бытописания позднесоветской и российской реальности

Юрий Рыбчинский пришел в фотографию из литературной среды в 1970-е: он уже получил «прививку хрущевской оттепели», открывшей для советских художников мировое современное искусство и возможность говорить со зрителем на принципиально другом языке. В своем творческом поиске Рыбчинский интуитивно шел тем же путем, что и художники андеграунда, понимавшие, что реальная жизнь не похожа на те каноны, которые преподавались в советских художественных ВУЗах. Таким образом в его объектив попадали те пласты реальности, которые игнорировала официальная визуальная культура.

Еврейский музей,
до 6 сентября

Редкие кадры разрушенного Берлина от двух еврейских операторов

Илья Аронс и Валерий Гинзбург учились во ВГИКе, участвовали как ополченцы в битве за Москву, а в мае 45-го вошли вместе с советскими войсками в разрушенный Берлин, где сделали десятки ценных исторических кадров. На выставке в Еврейском музее, приуроченной к 75-летию Победы, показывают свыше 80 не экспонировавшихся ранее снимков Аронса и Гинзбурга, на которых можно увидеть военный быт высших армейских начальников, руины берлинских церквей и зданий и первые дни мира.

Искусство советских неформальных домашних выставок

Выставка произведения из коллекции Музея расскажет о «квартирном искусстве», название происходит от английских слов «apartment» (квартира) и «art» (искусство). Апт-арт — термин, изобретённый художником Никитой Алексеевым для домашней выставки, которая оформляется в начале 80-х годов в качестве особого экспозиционного жанра, ставшего ярким художественным явлением и оригинальным вкладом в развитие современного искусства.

Мультимедиа-арт-музей,
закончилась 28 июня 2020

Абсурдистский проект о новом фольклоре

Ключевой частью выставки является видеоопера «Рай’ок». Ее название отсылает к народному ярмарочному театру, райку, который может считаться прообразом телевидения и интернета. Через специальное окошко в деревянном ящике зрителям демонстрировали литографии и рисунки с видами крупных городов и иностранных государств, а также последние новости. Эстетика костюмов и сцены в видео коррелируют с ярмарочными мистериями. Ошибка в написании названия не случайна, так как намекает на интернет-сленг, ориентирующийся на англицизмы. Каждый из героев видеооперы по очереди выступает с определенной «арией», которую исполняет художница. Абсурдные, на первый взгляд, тексты и музыка являются результатом исследования этнографической и музыковедческой литературы из библиотек Санкт-Петербурга, Архангельской и Вологодской областей, а также современного русского постфольклора. Таким образом, проект Подкорытовой объединяет русский народный галлюциноз, внутреннюю мифологию и интернет-фолк.

Арт 4,
до 25 июля

Что осталось от индивида в эпоху больших данных

Новый проект одного из пионеров российского медиа-искусства и преподавателя Школы Родченко Аристарха Чернышева посвящен критическому осмыслению современности и проектированию элементов настоящего с экстраполяцией сегодняшнего технологического состояния общества на ближайшее будущее. Отдельно взятый член социума все чаще ощущает свою изоляцию и полную подконтрольность в этой глобальной сети и подсознательно стремится обратно в те доинформационные времена, когда можно было быть наивным, как ребенок, и не ведать вкуса плодов прогресса. Он требует немедленно все вернуть назад, в то время как пространство вокруг нас давно закатали скоростным шоссе, по которому с бешеной скоростью и в неизвестном направлении несутся колонны товаров, услуг и данных.