Москва

Все отзывы о спектакле «Записки сумасшедшего»

Постановка - Театр им. Гоголя
9
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 650
20 февраля 2010

Посмотрели спектакль на одном дыхании. Актер великолепный - столько перевоплощений и все разные.
Я думаю если бы Гоголь был жив он бы сказал, что постановка лучше текста :)

Очень всем рекомендую.

П.С. Стулья в зале деревянные - несите с собой подушку :)

1
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 491
13 ноября 2010

Человек съёжился на узкой койке, – доске, положенной на два стула, единственных декорациях, – кутаясь в белую простыню. Затем встал и заговорил, но его первые слова утонули в музыке Шнитке. А когда её звуки стихли, он оделся и ушёл в департамент – не выходя за пределы своего обиталища, пол которого усыпан бумажными листами. Так начинаются «Записки сумасшедшего» - моноспектакль Александра Лучинина: как представление, разыгранное тронувшимся умом графоманом и при этом неплохим актёром Поприщиным. Он поднимает листы, каждый из которых содержит новый день, и рвёт или комкает – он давно знает свой эпистолярный театр одного актёра наизусть. Все реплики – в зал, и в зал же – доверительные вопросы, беспомощно протянутая рука словно бы за помощью, поддержкой, подсказкой. Поприщин самозабвенно комикует, изображая свою пассию, её древнего отца и других персонажей в лучших традициях пародий и карикатур, открывая в тексте Гоголя столько смешного, сколько зритель и не предполагал. Чтобы обозначить собачек, он использует варежки на шнурках, фантом возлюбленной девушки – накрытый простынёй стул, начальство – высоко подвешенный пиджак. Но за его спиной постоянно стоит Лучинин, с не меньшей иронией рисующий своего героя, подчёркивающий его недалёкость, наивность, нелепое поведение. Впрочем, есть в этом безобидном, почти трогательном посмешище, гоняющемся за перепиской собачонок, одна пугающе человеческая черта – одержимость. И отнюдь не любовью, а властью – с первых минут он даёт понять своё самомнение и амбиции: он – благородный человек, дворянин, того и гляди выбьется в генералы. Однако желаемое не становится действительным – Поприщин, ненавидящий лакеев, сам остаётся вечным слугой начальника департамента и терпит насмешки, выдавливая только хрестоматийную фразу Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». В нём копится беззубая мстительная озлобленность, вынашиваются мелочные планы занять положение выше своих обидчиков, плюнуть на них свысока, ведь в бюрократическом мире не существует личности и гордости, а только иерархия чинов, возносящая одних ничтожеств над другими. Мечты завоевать генеральскую дочь – лишь часть его несбыточных фантазий о вожделенном высоком статусе, и их крушение приводит к усугублению болезненного расхождения воображаемого достоинства Поприщина с реальным отсутствием оного. Окончательно сойдя с ума, мелкий чиновник производит самого себя в короли Испании, не задумываясь о последствиях – а бумажная корона оказалась тяжелее настоящей. Пытки, обрушившиеся на несчастного монарха со стороны «Великого инквизитора», заставляют публику сменить смех на острое сочувствие зарвавшемуся «маленькому человеку», никому не сделавшему ничего дурного, никем не защищённого. Невозможно заметить, в какой момент обаятельный молодой человек, с улыбкой пытающийся представить себя в лучшем виде, превращается в измученного мужчину без возраста с застывшей на лице гримасой страдания и безумия, тяжёлую в психологическом и эмоциональном плане роль. Знаменитая финальная реприза про шишку под носом загадочного «халдейского дея» - отчаянный рывок в спасительное забытьё юродства, когда мании величия уже нет, а не прекращающееся «лечение» неизбежно ведёт к новым, гораздо более страшным, оставшимся за кадром расстройствам рассудка. Это глубже, точнее, страшнее, нежели моноспектакль театра Фоменко по тому же произведению, где тихое помешательство окрашивалось одновременно в лирические и мистические тона. Единственный минус данной постановки – свет, игра которого сводилась к приглушению, сменяющемуся яркой вспышкой, ударяющей по глазам. Но он незначителен, и чуть менее двух часов непрерывного присутствия на сцене актёра, играющего с полной самоотдачей, пролетают незаметно, сразу захватывая и до конца не отпуская внимание. Это действительно стоит посмотреть.

03.11.2010
Комментировать рецензию

0
0
7
Marylyn
108 отзывов, 166 оценок, рейтинг 107
17 февраля 2009

Захватывающее зрелище. Задействован всего один актер - талантливый юноша А. Лучинин.

Показано, как постепенно прогрессирует психическая болезнь. Изначально просто нервный и мнительный молодой человек Аксентий Поприщин, с болезненным самолюбием и невзаимной любовью, кончает манией величия и психиатрической больницей 19-го века со всеми ее ужасами и зверствами...

Смотрится на одном дыхании. Местами до восторга смешно, временами до слёз грустно...

1
0
9
Aleksenskaya
80 отзывов, 206 оценок, рейтинг 74
11 октября 2010

Александр Лучинин - молодой талантливый актер.

Зал очень маленький и поверьте, неважно с каким настроем Вы пришли, вы обязательно провалитесь в эту атмосферу...

Такое перевоплощение, эмоции, ощущение этой роли...

"Мучения" сумасшедшего сыграны блестяще, если учесть как вообще, тяжело играть моноспектакль...ведь ты один наедине со зрителем и ты должен поведать одну "странную" историю титулярного советника!

0
0
9
Alexander Rogov
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 21
10 ноября 2009

Всем доброго дня!

Сразу хочется отметить, что постановка максимально приближена к оригинальному тексту Николая Васильевича Гоголя.

Главным героем "Записок сумасшедшего" является Аксентий Иванович Поприщин, мелкий чиновник. Повествование ведется в виде дневника главного героя, в котором в начале он рассказывает о невзрачной жизни титулярного советника и своей бесполезной роли в ней. Затем совершенно случайно он мельком видит дочь директора департамента, в котором он протирает штаны, и влюбляется в нее. Любовь к прекрасной девушке становится для него навязчивой идеей, а добиться расположения красавицы - несбыточной мечтой, которая впоследствии перерастает в самоцель. Он буквально доводит себя до сумасшествия, признаками которого становится разговор с собачкой Меджи, хозяйкой которой является его возлюбленная, и якобы перехватывает письма Меджи знакомому псу, из которых узнает об истинном отношении хозяйки собачонки к нему. Узнает, что кроме жалости и усмешек не вызывает у дочери директора никаких других чувств. Он вырывается из реальности существующего бытия и начинает считать себя "самопровозглашенным" королем Испании. С этого момента даты записей в его дневнике становятся безумными - 43 апреля 2000 г. - это дата понимания, что он Король Испании. В конце главный герой попадает в психиатрическую больницу, считая именно это место Испанией, а санитаров - инквизиторами и делегатами, прибывшими за ним. Последние записи в его дневнике - это просто наборы слов не имеющих никакого смысла.

Ходил на эту постановку с огромным скептицизмом по двум причинам. Первая - это то, что я не очень люблю излишне театральную игру на сцене - а, именно, "переигранность" - громкий топот, размашистую игру руками, неестественную артикуляцию и пр. Вторая - это то, что, в принципе, не люблю лицедейства, а так как это моноспектакль, то подозревал, что увижу много элементов этого вида искусства.

Сразу хочу отметить, что главную и единственную роль исполнял Александр Лучинин. С первых минут представления все мои опасения улетучились, а я буквально погрузился в атмосферу того действа, что происходило на сцене, не замечая присутствия других зрителей в зале. Александр блестяще исполнил роль, не смотря на психологическую сложность гоголевского персонажа. Выражение и мимика его лица менялось согласно степени безумства Аксентия Поприщева. В начале заурядное туповатое мнительное и серое лицо чиновника, а в конце демонический, бешенный и, в то же самое время, рассеянный взгляд безумца и лицо, покрытое капельками пота, будто в предсмертной агонии. В течение всего спектакля Александр волшебным образом, располагая двумя стульями, доской и белой простыней, в мгновение комбинировал из этих, казалось бы незамысловатых вещей, и больничную палату психиатрической больницы, и трон испанского короля, и кабинет директора, и приемную в доме директора, и чиновничью конуру. Причем в реальности создавалось впечатление значительной смены декораций на сцене. Казалось, что Александр лично управлял моими эмоциями, вызывая то улыбку, то сожаление, то грусть, то радость. Без лишних красок могу сказать, что испытал очень широкую гамму чувств на этом спектакле. Музыкальное сопровождение также на высшем уровне: музыка подобрана очень четко к каждому эпизоду, а работа звукооператора вызывает восхищение.

Господа, идите и посмотрите этот шедевр, тем более билеты стоят не дороже чем в кинотеатр, а впечатлений получите намного больше. Ведь произведения Николая Васильевича Гоголя до сих пор остаются актуальными, а в таком прекрасном воплощении уверен каждый увидит, что-то из своей повседневной жизни и может быть что-то изменит в ней после просмотра спектакля, и надуше станет тепло и светло.

Из минусов могу отметить два момента: спектакль проходит в малом зале, а в нем немножко душновато и жарковато, и, второй, когда после спектакля вышел на улицу один молодой человек задал своей девушке вопрос: "А кто написал эту муру?"

Окститесь, люди, оторвитесь от ноутбуков с интернетом и ТВ, с их жалкими и низкокультурными и дешевыми сериалами и шоу. Обратитесь к классике нашей литературы, налейте чашку горячего чая, откройте субботним вечером томик Н.В.Гоголя и прочтите что-нибудь, вместо просмотра очередных кривляний непрофессионалов в "Танцах на льду", а воскресение идите в театр.

Спасибо.

4
0
9
KARRAMBA GOMEROVNA
30 отзывов, 32 оценки, рейтинг 15
5 апреля 2009

ПРОСТО БЛЕСК!!!!!!!!!!!!!!
ДОЛГО РАЗДУМЫВАЛА:ИДТИ-НЕ ИДТИ.
МЕСЯЦА 2 СОПРОТИВЛЯЛАСЬ....
ВСЁ-ТАКИ ОДИН АКТЁР....СОВСЕМ НЕИЗВЕСТНЫЙ НИКОМУ....
НО ДЕШИВИЗНА БИЛЕТА(100 РУБЛИКОВ) И ВАЖНЫЕ ДЕЛА В КЛУБЕ ПО СОСЕДСТВУ(ИКРА) ВЗЯЛИ СВОЁ.
СЛОВАМИ ЭТО ОПИСАТЬ НЕВОЗМОЖНО...ДА И НУЖНО ЛИ????
ПРОСТО ВОЛШЕБНО!!!
ЭТОТ НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫЙ АКТЁР(А ЛУЧИНИН)ПОТРЯС ДО ГЛУБИНЫ,МОЖНО СКАЗАТЬ,ДУШИ.
ПОТРЯСАЮЩЕ!!!
ОБЯЗАТЕЛЬНО СХОДИТЬ!!!!!!
НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ.
ОСОБЕННО ЛЮБИТЕЛЯМ ВСЕГО СУМАСШЕДШЕГО А ТАКЖЕ ТЕМ,КТО ЛЮБИТ УДИВЛЯТЬСЯ.
НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ СТОЛЬНИЧЕК!!!!

1
0
9
Roky
7 отзывов, 8 оценок, рейтинг 9
22 октября 2009

Это потрясающе!
Александр Лучинин вызывает восторг, радость, удивление, изумление и гордость! Да, гордость!Как же это прекрасно, что есть еще актеры в нашей стране, которые могут прочувствовать свою роль на столько, что тебе кажется будто ты смотришь и ведешь внутренний диалог с самим Поприщиным!
Простые декорации, ничего лишнего, ничто не отводит взгляд.Все внимание на него!Чувствуешь каждый вздох, каждую ноту безумия и отчаяния!
Я сидела на первом ряду, и, знаете, я не пожалела, что пошла!Это прекрасный спектакль!Это чудесный актер!Это самая удачная постановка!

1
0
7
LadyLight
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
5 февраля 2010

Первый раз была на моноспектакле. Да еще в таком маленьком зале, потрясло!!! После окончания слова не могла произнести, что-то сумасшедшее, безумное, происходило с человеком. На глазах зрителей он постепенно перешел ту тонкую грань, которая отличает нормальных и не нормальных. 45 мартааперля 3000 года)))
Стоит пойти! Это интересно!

0
0
9
The Real Blond
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 0
19 сентября 2009

Собиралась на спектакль почти год. Сегодня решили с подругой пойти и, благодаря доброй даме, работающей в кассе Театра, удалось купить два последних билета. От спектакля в восторге и моя подруга, и я. Отхлопали ладошки и искренне сожалели, что пришли без цветов.

Моноспектакль поставлен на удивление хорошо, особенно если принять во внимание ту психологическую сложность, с которой написано данное произведение Гоголя. Перевоплощения Александра Лучинина, точность характеров, подмеченная у Гоголя, искрометность игры - все это заслуживает аплодисментов и уважения. Спектакль идет 1,5 часа, и все это время Лучинин держит аудиторию в предвкушении следующего действа.

Гоголя, как и Достоевского, читать непросто. На "Записки сумашедшего" лучше сходить в театр Гоголя, именно там удается понять истинный смысл этого неоднозначного произведения. И, пусть это покажется странным, после спектакля хочется открыть книгу, чтобы снова погрузиться в сложный и, по-своему, прекрасный мир, описанный Гоголем.

Большое спасибо за великолепную игру Актеру и потрясающее прочтение Гоголя Мастерам постановки!

0
0
9
p-uma.livejournal.com
1 отзыв, 5 оценок, рейтинг 0
21 сентября 2008

от спектакля в восторге. Какой же мальчик талантливый этот Лучинин! То смешит публику до слез, то заставляет по-настоящему рыдать от грусти и сожаления. Думаю, что никто потраченного времени, а уж тем более денег (билеты стоят сущие копейки) на это зрелище не пожалеет.

0
0
9
Zvezda_NN
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
7 ноября 2007

Отличный Спектакль!!! И театр очень хороший! Мальчик в главной роли БОЛЬШОЙ талант! Смеялась в некотрых моментах до слез! Вот тебе и Гоголь.
Люди, это стоит посмотреть!!!!! ПРЕЛЕСТЬ!!!!!!
СПАСИБО!!! обязательно еще пойду.

0
0
9
elesja
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
14 октября 2007

Очень понравился спектакль, интересное режиссерское решение, талантливая игра молодого актера Александра Лучинина.
Приятно было услышать прекрасную русскую речь . Одно слово - великий Гоголь. Сейчас так не изъясняются, а жаль.

0
0