Драматический |
16+ |
Павел Архипов |
В МТЦ «Вишневый сад» я попала впервые, и для просмотра выбрала спектакль, поставленный по пьесе, которая является практически моей «ровесницей». И нисколько об этом не пожалела. Более того: успела всей душой полюбить этот милый театр с отличными артистами; вежливыми, улыбчивыми сотрудниками и очень удобным малым залом.
Итак, «Утиная охота» Александра Вампилова…
Для меня всегда было очень важно, чтобы главный герой в спектакле был ярким, запоминающимся, неординарным. На сей раз произошло маленькое чудо: главных героев лично для меня оказалось двое: это сам Виктор Зилов (Алексей Щукин) и жена его Галина (Елена Щукина). Эти замечательные артисты настолько вжились в свои роли, что я так и не смогла выбрать, кто из них нравится мне больше…
Красивый, подвижный, юморной Зилов воистину царит на сцене: у него куча друзей и влюблённых в него женщин; стабильная работа в ЦБТИ и даже новая квартира, которую «выбил» для него начальник Вадим Андреевич Кушак (режиссер и артист Павел Архипов).
И все бы хорошо, но однажды Виктор вдруг понимает, что вроде бы и не друзья его окружают, а люди, готовые в любой момент предать, подставить, обмануть… За копейку его продадут, а потом с ним же на копейку эту и выпьют!
— Да ладно, — скажет проницательный зритель, — сам-то он, Зилов, тоже далеко не идеален! Отца больного четыре года не навещал? — не навещал! Жене изменял? — изменял!
Далее: милейшего начальника Кушака обманул? Обманул! Познакомил его с развеселой любовницей своей, Верой (актриса Ксения Роменкова, браво!), а та его в лучших чувствах «продинамила»!
Скажете, хулиган он, выпендрежник? Отвечу: нет, скорее индикатор. «Лакмусовая бумажка», помогающая выявить, кто есть кто на самом деле.
Так чего же, скажите на милость, самому ему в жизни не хватает? Почему не продолжать, как раньше, работать вполсилы, пить «сутками и литрами», хохмить и весело отплясывать с друзьями под хит Чака Берри “Johnny B. Goode”?
А вот нет покоя в душе Вити Зилова, и весь год ждет он, когда настанет он, этот долгожданный покой. И дадут ему отпуск, и вместе с официантом Димой отправятся они, наконец, на утиную охоту… И отдохнёт душа его на лоне прекрасной русской природы…
Вторая бесспорная (и тоже главная, по моему мнению) героиня спектакля — это жена Зилова. Актриса Елена Щукина перевоплощается в этот образ полностью: ее Галина столь реальна, что при одном взгляде на неё начинает учащенно биться сердце. Не так уж и давно, шесть лет назад, Виктор признался Галине в любви и наверняка, со своей обычной непосредственностью, обещал любить ее всю жизнь. И — что же? Она проводит одинокие вечера и ночи в новенькой квартире, а муж, вернувшись под утро, морочит ей голову несуществующими командировками…
Галину по-человечески жаль. И хочется от души пожелать этой вконец издерганной женщине счастья в другом городе и с другим мужчиной. Не потому, что Зилов так уж плох: просто он, в отличие от всех его окружающих, не может успокоиться, принять как данность серость жизни. Ему нужна новизна; постоянное ожидание чего-то светлого и радостного впереди. Будь это очередное свидание с юной Ирочкой, или такая далёкая, но очень желанная утиная охота…
Если хорошенько задуматься, то станет ясно: все, окружающие Зилова, действительно «успокоились». Совсем как пресловутые утки для отменного стрелка Димы: они неживые и летят как будто на картинке. Анатолия Саяпина (артист Вячеслав Косарев) волнует, дадут ли ему с женой Валерией квартиру, и при первой же попытке «шефа» объявить ему выговор, он спрячется за спину товарища.
Николай Кузаков (артист Алексей Коваль) всегда находился в тени Зилова, и он не преминет «взять реванш», сделав предложение его любовнице Вере (которая, к слову сказать, давно Виктору надоела).
Валерия, жена Саяпина (актриса Аксинья Олейник), хотя и лишена чисто мужской резкости, «подаренной» ей драматургом, но муженька своего держит на коротком поводке. Предел ее мечтаний — жилплощадь как у Зилова. Или получше.
Артисту Павлу Еремееву удалось создать на сцене незабываемый образ официанта Димы. Он достиг полного совершенства в своей профессии, и даже выпить рюмку с клиентом в рабочее время отказывается.
И да, он спокоен, уравновешен и уверен в себе в любых обстоятельствах. Это его фраза «Ты можешь взять себя в руки?» сыграла для Зилова в самой острой сцене терпевтическую роль.
Официант в этом спектакле явно достоин восхищения всех деловых людей. И я уверена, что всего намеченного он в жизни добьётся. Ибо оценивать обстановку, просчитывать ходы и управлять людьми он уже умеет, и весьма успешно.
«Сам подумай, какая разница: сегодня я гляжу на эти рожи, а завтра я на охоте», — вот как объясняет Зилов Диме приглашение на банкет тех, кого он больше не считает друзьями. Причём под «метлу» попадает и бедная наивная Ирочка, коей, по мнению изрядно выпившего Виктора, суждено со временем стать такой же дрянью, как и все остальные.
Сценография спектакля проста, и в то же время оригинальна и подвижна. Единственный стол на сцене усилиями самих артистов превращается то в столик кафе «Незабудка»: то в рабочий стол конторы; а то и заполняется бутылками водки, шашлыками и варёной картошкой, готовый для празднования новоселья семьи Зиловых. Мягкое кресло; стулья; лавка; громадный плюшевый кот; лампа, коей придётся сыграть почётную роль букетика подснежников… И конечно, огромная картина, изображающая сказочный остров, где и будет проходить вожделенная утиная охота.
Кольцевая композиция пьесы (повторение первой и последней сцен) раньше совсем меня не радовала. Посмотришь спектакль по такой пьесе — и ходи потом, мучайся, раздумывая: и что там дальше будет? Как-то жизнь главного героя сложится?
Но со временем я оценила по достоинству такие спектакли, как дающие пищу для размышлений и споров с друзьями-театралами.
«Из любой ситуации есть только один выход: жить дальше!» — прямо в тему попалась мне сегодня эта фраза в Интернете. И очень хотелось бы, чтобы Виктор Зилов обрёл, наконец, желанный душевный покой на утиной охоте. Пускай хоть на время…
Итак, первое мое знакомство с творчеством МТЦ «Вишневый сад» состоялось, и было оно ярким и впечатляющим. Очень подкупило меня внимательное и бережное обращение к тексту пьесы автора: Александру Вампилову такая постановка наверняка бы понравилась. Просмотрев репертуар театра, я поняла, что хочу увидеть по меньшей мере половину поставленных здесь спектаклей. А значит, до новых встреч, «Вишневый сад»!
Познакомилась с новым для себя театром - МТЦ «Вишневый сад» п/р А.Вилькина, в котором состоялась премьера спектакля "Утиная охота" по пьесе Александра Вампилова. Произведения этого драматурга не теряют своей актуальности с шестидесятых годов прошлого века и многократно экранизированы и поставлены на сценах многих театров, в том числе и заграницей. Проблемы вампиловских героев общечеловеческие, пьесы аполитичны. События его пьес могут происходить в любое время в любой стране.
Судьба Вампилова трагична- отец был расстрелян, его пьесы запрещали да и прожил он всего 35 лет, погибнув в водах Байкала. Но его пьесы уже много лет с огромным успехом идут в театрах и многократно экранизированы.
Чем же можно объяснить успех автора? Мне кажется, что как у многих шестидесятников, взгляд Вампилова направлен на внутренний мир героя. В 30х, а уж особенно 40х и 50х годах двадцатого века искусству нужен был Герой - работник завода или колхоза, победитель, строитель. При всем уважении к авторам тех лет, мало кого интересовал внутренний мир простого музыканта в похоронном оркестре. Или человека, вроде бы имеющего все - хорошую работу, новую квартиру, любящую жену, друзей, но все время недовольного, разрушающего отношения, по сути отравляющего других и себя самого.
Над образом Виктора Зилова работали в разное время очень известные актёры- многие считают что у этого героя есть что-то от персонажей Достоевского - внутренний конфликт, неуспокоенность. Другие же считают его поверхностным, эгоцентричным, ненадежным.
Актёр Алексей Щукин представляет своего героя довольно ранимым, даже романтичным, но в тоже самое время циничным, но хочется верить, что за фасадом его эгоизма кроется искренность. Пьеса даёт простор для фантазии зрителю, в отличие от прозы, где мы знаем о героях все, здесь мы знаем о прошлом героев лишь отрывки. Каким было детство Зилова, что он не хочет навестить больного отца? Почему, имея любящую жену Галину и любящую любовницу Веру, он соблазняет юную Ирину? Почему пренебрежительно относится к друзьям? Халатно к работе?
И кажется, что таких Зиловых в действительности очень много и что ими движет трудно сказать.
Спектакль сложный, оставляет много вопросов, уже несколько дней не идёт у меня из головы. Но в этом и есть задача искусства.
Благодарю прекрасный театр МТЦ «Вишневый сад» п/р А.Вилькина за бережное отношение к зрителям, прекрасную атмосферу и интересные постановки!
Давно я не видела на сцене ничего более психологического, чем "Утиная охота" режиссера Павла Архипова в театральном центре "Вишневый сад"! Обычно постановки начинаются с какой-либо музыки. Здесь же все началось с темноты и странных звуков. Взрыв? Нет, раскат грома. Бой часов - или пульс? Звонок телефона. На полу - недопитая бутылка водки. Рядом с ней - фигура изрядно принявшего на душу главного героя Виктора Зилова (Алексей Щукин). В начале действия можно подумать, что он умер. Затем выясняется, что персонаж жив, а похоронный венок – неудачная шутка друзей. Действительно, физически Зилов не умер, это его душа корчится в предсмертной агонии. Герой все время «заглядывает» в бутылку, ибо в его буднях не осталось ничего, дающего вкус к жизни. Зилов тотально одинок, причем по собственной вине. Не хочет общаться с отцом, и даже в самый важный момент он не торопится в родительский дом. Ему плевать на чувства жены Галины, даже сообщение о беременности жены не воодушевляет его. До сих пор вспоминаю этот душераздирающий диалог героев. Получение квартиры стало не новой счастливой главой в истории семьи Зилова, а началом конца.
Он избегает любовницы Веры, морочит голову юной Ирине. Работает без азарта, спустя рукава. И лишь с нетерпением ждет дня открытия сезона охоты. Утиная охота - это символ чего-то несбыточного, того, что дает силы. Но Зилов…трус. «Как дойдет до дела, ты не стрелок», - говорит о нем официант Дима. Поэтому станет ли охота панацеей в жизни персонажа – вопрос.
Зилов никогда не сможет оценить то, что ему дала судьба - любящую жену, собственную квартиру, стабильную работу. Рядом с ним всегда будут лишь циничные Димы, трусливые Саяпины, наивные Ирины, расчетливые Веры. Каждый герой - это и антипод, и некая ипостась главного героя. А кто же он сам, этот Виктор Зилов? Он и трус, и подлец, и алик (как называет его Вера), и циник. На этот вопрос вы можете ответить сами, посмотрев спектакль.
Каждый актер абсолютно точно попал в нерв героя. Трудно выделить кого-то одного, весь каст прекрасно исполнил роли. И все же отмечу Павла Еремеева в роли официанта Димы. Абсолютно точное погружение в сущность героя. Интересно посмотреть другие работы этого молодого актера.
Спектакль стилизован под время написания пьесы. Одежда, предметы быта, музыка – все напоминало о конце 1960 – начале 1970-х годах. Редкие веселые песни были как бы напоминанием о светлых моментах жизни героя. В большинстве же своем постановку сопровождала психоделическая, почти инфернальная музыка.
Постановка идет на малой сцене театра. Удобные кресла, хороший подъем по рядам, умеренная система кондиционирования. Рекомендую к просмотру зрителям, любящим рефлексировать. Ибо поразмыслить после увиденного действительно есть о чем.