Своей любовью и жалостью родители превратили слепоглухонемого ребенка в маленького тирана. Перевоспитать девочку Элен (Татьяна Матюхова) берется гувернантка Анни (Елена Галибина), сама искренняя и непосредственная - как ребенок. Еще на пороге она говорит, что задержалась в пути, следующими словами: "Хотела поймать машиниста и привязать его к рельсам". Она напоминает одновременно и Олега Табакова в роли мисс Эндрюс из "Мэри Поппинс" и тетушку из Бразилии Александра Калягина. Но именно ее методы обучения - сплошная импровизация и террор - оказываются чудотворными: в финале Элен произносит первые звуки.
Развитие этого сюжета очевидно и предсказуемо: понятно, что чудная, полуслепая, воспитанная в приюте нянька и убогая девочка найдут общий язык. Не менее предсказуема режиссура Юрия Еремина - такой Станиславский историко-бытового периода. Есть соответствие эпохе - излучающая благополучие соломенно-голубая декорация Валерия Фомина насыщена предметами утвари, будто бы найденными в Северной Америке начала XX века. Режиссер было попытался вывести сюжет на уровень притчи: под звуки церковного хорала по заднику плывут магриттовские облака, Анни учит Эллен особому языку прикосновений, вызывая в памяти слова о нищих духом, которым обещано царствие небесное. Но символика тонет в мелодраматизме, текст диктует пафос - и только пафос, и единственные, кому удалось от него уберечься, - великолепные актрисы, ради которых единственно и стоит предпочесть этот спектакль сидению у телевизора.
"Сотворившая чудо" удивительным образом балансирует на грани "Не сотворившей чудо":) В семью, одержимую зловещей судьбой слепоглухонемого ребёнка, приезжает специализированная няня-гувернантка, сама бывшая слепая, чтобы хоть как-то дисциплинизировать девочку (иначе ей светит приют). С волевым педагогом у капризного и избалованного маленького тирана складываются отношения "не очень". В ход идут куклы и мячи вместо пряника и ложка с вилкой вместо кнута. Девочка вот-вот научится спецалфавиту, но такое ощущение, что её семье нужна не осмысленная личность, а "дрессированная леди", которая умеет держать за зубами не только ложку, но и язык...
Глубокий, артистичный, но довольно тяжёлый спектакль. Почему-то считается детским. Будьте готовы!