"Швейк. Возвращение" – полная и абсолютная дегероизация войны. Валерий Фокин безжалостно срывает все героические маски с лика войны, не оставляя никаких иллюзий. На человеческом уровне военные события оказываются пошловатой трагикомедией, на цивилизационном – чудовищной трагедией. Героический пафос Первой мировой закончился гибелью миллионов людей, революциями, гражданскими войнами, крушением четырех империй. Можно было бы сказать, что империи получили по заслугам, если бы в жуткой мясорубке не перемалывались целые нации. Визуальный ряд живых молодых тел новобранцев, выстроенных в ряд, совмещается в сознании с тем, что от них осталось, муляжами-обрубками в заключительных сценах.
Отдельные эпизоды возвращают из прошлого в настоящее, где человек расплачивается за собственную и чужую глупость, убегает от своих нерешенных проблем на войну, где сцены насилия продается по акциям, и сограждане привыкают к насилию настолько, что оно становится опасной нормой, не удивляя и не поражая.
При этом идеология не подавляет художественную и игровую сторону спектакля, разве что слишком много персонажей для премьеры, они пока еще трудно идентифицируются, не хватает четкости в игре для более глубокого восприятия. Все тот же стиль Валерия Фокина, который мне нравится, лаконичный, но при этом достаточно художественный, чтобы не опуститься на уровень минимализма. Как обычно в Александринском театре сценография, световое оформление, музыкальное сопровождение на высшем уровне. И конечно, игра любимых артистов вносит в спектакль особенные ноты обаяния. Узнав, что Петр Семак будет играть генерала, ожидала увидеть какой-нибудь персонаж в духе Сталина, но неожиданно увидела совершенно другой образ, обаятельно-комичный, легкомысленный. Браво!
Во всех интервью, предшествующих премьере спектакля "Швейк. Возвращение"в Александринском театре, Валерий Фокин, объясняя выбор произведения для новой постановки, подчеркивал необходимость в любое время (даже мирное) говорить о войне, чтобы не забывать и не привыкать к этому страшному явлению. И "Швейк" по мнению Фокина наиболее удачно для этого подходит: спустя 100 лет тема маленького наивного человека, пытающегося выжить в страшной войне, актуальности не теряет.
На мой взгляд, громоздкий роман чешского писателя - сатирика Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка" про Австро-Венгрию накануне и во время Первой мировой, пусть даже и в современной переработке драматурга Татьяны Рахмановой, - это не слишком удачный выбор. Чешские школьники о Швейке знают, безусловно, и слышали, но само произведение - по недавним статистическим данным - не читали (несмотря на то, что "Швейк" входит в список литературы для обязательного прочтения ), современная публика в России, полагаю, и подавно. А показывать сатиру на тему войны в городе, который пережил блокаду и все сопутствующие ей лишения, как минимум, рискованно.
Новый Швейк, как по мне, гораздо менее понятный чем его предшественник. Фокин настаивает на подчеркнутом трагизме бравого героя 21 века, но на сцене он в исполнении Степана Балакшина (который специально для роли поправился на 17 кг, чтобы больше походить на прототип) скорее жалок. И матерщина из уст гранаты за 49 руб. 99 коп, трон для врача лечебницы,который в конце превратится в бога, или сам Швейк, раздевшийся до гола на медосмотре (видимо, акцент шел на важность ударения: "Раздевайтесь, трУсы..ТрусЫ тоже снимаем"), человек в золотой маске выглядят и не комично, и не трагично, а откровенно нелепо. Трагифарс не получился
В самой режиссуре Фокина тоже ничего нового не усматривается: все те же выходы актеров из зала, что и в других его спектаклях, и видеопроекции, заставляющие мертвые предметы (в данном случае голова государя) оживать. Добавляет сумятицы в 2-х часовой спектакль плохой звук: диалоги и монологи актеров с трудом различимы, особенно если они находятся в глубине сцены (а там они существуют большую часть времени). "Швейк. Возвращение" однозначно не самая лучшая работа Фокина.
Нам не понравилось. Может режиссер и поднимает важную тему, но если бы я хотела увидеть голые тела или услышать мат, то выбрала бы другое заведение. Поэтому, пока отпало желание ходить по театрам.
Редкая отвратительная дрянь. Автору стоит почитать Ильфа и Петрова. Слабо, глупо, с попыткой привнести современность. Абсолютно не стоит своих времени и денег.
Единственное, что чувствуешь после просмотра - мерзость. Невозможно выделить что-то одно плохое. Плохо было всё. От оригинального Швейка не осталось ничего. Спектакль будто слеплен десятком разных людей. Посыла нет, один мотив противоположен следующему. Солянка из отвратительных сюжетиков, непонятно зачем сделанным вставкок убийства реальных людей. Одна лишь мерзость. Сцена с голыми актерами на фоне вышеперечисленного кажется даже безобидной.
В Александринский театр я больше не пойду никогда, как бы не было от этого грустно. Хуже спектакля на моей памяти еще не было.