Вот мы и вошли в гоголевскую "Шинель"... Ну или пальто, какая разница! :)
Я не поняла, когда была премьера-премьера - в ноябре или вчера. Видимо, все-таки в ноябре. Но спектакль еще, в любом случае, новорожденный, а это всегда особенно волнующе - присутствовать на первых показах, видеть, как постановка расправляет полы пальто крылья.
Так вот, вчера... То, что мы видели вчера, сложно описывать, не впадая в пересказывание... а раскрывать все приемы, сюрпризы и интересные решения очень не хочется. Единственное, я могу сказать, что жанр указан абсолютно точно: "Диалоги, опера, балет, танцы на льду для драматических артистов". Все было: и диалоги, и много музыки, и танцы на льду... и много-многое другое, что и представить, пожалуй, невозможно. Были совершенно неожиданные повороты, были недоразумения, разрешать которые помогал сам Иосиф Райхельгауз, были... Ой, всё! :) Молчу, молчу...
Я лучше попробую о впечатлениях. Во-первых, несмотря на вполне себе печальную историю Акакия Акакиевича, спектакль поразительно смешной. Ну, вот так. Во-вторых, на протяжении всего спектакля нет шанса отвлечься или заскучать - настолько поразительно, выразительно и удивительно то, что происходит на сцене. В-третьих, все же спектакль оставляет место для легкого волнения и грусти, которая окончательно вступает в свои права в конце. Дело в том, что это спектакль без главного героя. "Шинель" без Акакия Акакиевича. Да, Башмачкин незримо присутствует все действие: на сцене его "альтер-эго", его тень, его шинель... то есть пальто... да какая разница! - но исполнителя главной роли нет. Действительно нет. Нет Альберта Филозова и именно ему посвящается спектакль.
У этой постановки, оказывается, очень сложная судьба - театр начал работу над ней еще пять лет назад, и снова и снова мироздание не давало довести дело до конца. И вот спектакль вышел на большую сцену, изменившийся, настрадавшийся, но не побежденный. То, что мы видели вчера - это, на мой скромный взгляд, однозначно Победа. Думаю, "Шинель/Пальто" надолго займет свое место в репертуаре театра и станет одной из его "визитных карточек".
Еще собираясь в театр, я изучила информацию на сайте и порадовалась присутствию в составе Владимира Качана. Однако вчера я его не заметила. Очень удивилась а сегодня, кажется, разобралась: судя по всему, Владимир Качан играл в ноябрьском спектакле роль "альтер-эго" Башмачкина, которую у нас исполнял Дмитрий Хоронько.
Дмитрий Хоронько и автор музыкальной концепции спектакля. Насколько я понимаю, это "приглашенный артист". Дмитрий Хоронько лидер группы Хоронько-Оркестр из Санкт-Петербурга, играющей музыку в стиле джазового кабаре.
Здесь, в "Шинели", он, несомненно, хорош... Но я бы лично, если бы могла выбирать, посмотрела на Качана :)
Да, в спектакле играет настоящий оркестр, и это прекрасно!
Единственный минус - кажется, немного неверно выставлен звук ну или я глухая тетеря, оркестр звучит громче актеров и в итоге тексты песен разобрать сложно, а порой и невозможно.
Потрясающе выписаны женские роли - очень-очень здорово.
Да все, на самом деле, замечательные! Очень рада была увидеть Максима Евсеева, Александра Цоя, Ивана Мамонова.
Иосиф Райхельгауз присутствовал в зале и участвовал в действии.
На поклонах на сцену вышли Вадим Жук и Максим Дунаевский.
Это один из самых интересных спектаклей, виденных мною за последнее время. Очень советую его, правда. Но я вообще люблю Школу Современной Пьесы :)
Тут ведь что главное? Тут главное правильно расставить приоритеты. Если вы, как один ваш общий знакомый (не будем показывать пальцем) пришли на Гоголя, то обломитесь спектакль может вам, как говорится, не зайти. Это "Пальто" - да, но уж точно никак не "Шинель". Здесь временами есть над чем посмеяться, может быть даже и поржать, но это уж точно никак не гоголевская сатира, - едкая и тонкая. А в сухом остатке у нас Жук, этакий Гоголь-моголь и джаз-водевиль. Представляете себе водевиль из Гоголя? А, каково-с?!
Тут есть все: опера, балет и танцы на льду, призрак Башмачкина, музыка Дунаевского, голый чувак на саксофоне, отличная игра света и теней (мне очень понравилась неожиданная "рассинхронизация" артиста и его тени), остроумные "зарисовки"... Кажется, что не хватает только клоунов и Евгения Плющенко... В конце зрители хором весело подпевают прекрасному Дмитрию Хоронько и его джаз-бэнду... Брр, подпевают?! В конце?! Это ж вроде трагедия у Гоголя была, нет? И ведь главное, что все по отдельности-то совершенно прекрасно, но вот вместе... Вот представляете себе новогоднюю елку с игрушками, гирляндами, хлопушками, мишурой... Но вот без елки!
А, может, и ну ее, эту елку?! Тут ведь главное правильно расставить приоритеты. Жена нового русского, оттюнингованная кобылка, приходит в театр (почему-то одна), чуть-чуть опаздывает, ее место занято и она начинает спорить с актерами, которые уже на сцене, скандалить и задавать дурацкие вопросы, типа, кого хороним...
- Башмачникова, - отвечает кто-то из актеров, и я не пойму, то ли это оговорка, то ли так и задумано... Легко поверю в любую версию.
Так получилось, что я знаю актрису Татьяну Циренину, и поэтому этот хук-завязка спектакля в моем случае не очень-то срабатывает. Однако, ход-то неплохой. Я вот тут давеча жаловался, что в театре-де высокие цены на билеты. Признаю, я был неправ. Должны быть еще выше. Тогда весь зал будет наполнен такими вот "рублевскими женами", и все встанет на свои места, и от их имени персонаж Татьяны Цирениной и будет по ходу действия задавать все свои вопросы, типа, сколько в долларах жалование Башмачкина и почему он не попросит кредит... Тут же надо продавать диск с песнями Хоронько-оркестра из спектакля (ведь музыка действительно хорошая) и позволить зрителям делать селфи с актерами прямо во время спектакля. А чего? И тогда зрителям, я уверен, будет наплевать уже и на елку, и на Гоголя. Главное, чтобы было смешно и красиво. Ведь камеди-клаб у нас лучше продается, чем Гоголь.
Вот вы смеетесь, когда я позволяю себе иногда брюзжать, мол, типа, какой Максим Аверин, я Евгения Лебедева на сцене видел... Так вот, я видел легендарную "Смерть Тарелкина" в БДТ (три раза, кстати, видел). Тоже мюзикл, между прочим. По Сухово-Кобылину. Скажете, по Гоголю сложнее сделать мюзикл? А вот и дудки! "Каникулы Петрова и Васечкина" помните? Вот вам и "современная пьеса", и мюзикл, и "Ревизор" Гоголя вообще без каких-либо потерь. Знаете, когда наш театр в один прекрасный момент стал вдруг сугубо "буржуазным", этаким развлечением ради развлечения, я перестал туда ходить. Я ничего против не имею, вот только мне кажется, что основная цель театра все-таки в том, чтобы актеры и зрители достигали катарсиса (и лучше одновременно). Да, понимаю, что достичь его удается далеко не всегда. Но даже не попробовать... Не понимаю.
А вообще ничего так. Прикольно.
P.S.
Тоже самое, но с фото и видео см. здесь.
Посмотрели Шинель в театре Школа Современной пьесы
Послушали Хоронько-оркестр
Это была суббота и это было весело.
Николай Васильевич бы удивился, конечно. Он столько трагизма вложил в эту историю, а комизма и иронии - совсем немного.
И она так знакома всем, эта печальнейшая история, рыдали над ней много поколений эмоционально нестабильных читателей, с высоким качеством эмпатии, и театральных зрителей.
И вот - нате! - Башмачкина осмеяли. Но не зло осмеяли, а нежно.
Шинель эта- беззаботна, как люди на катке в хорошую погоду
Гроб - из картона, снежинки - из мишуры, а музыка - советского композитора, бодрая и счастливая.
Шинель эта - большой эстрадный номер на тему сюжета Гоголя, дуркование, перепляс и шутки в сторону.
У Дмитрия Хоронько - лицо Маши Рожновой, очень литературного редактора, которую я давно не видела,и вот, пожалуйста, она, только ростом выше, поет и танцует, будто встретились с ней и поговорили. Привет.
Татьяна Циренина - очень красива, приятно видеть, но, мне показалось, не очень подходит сюда настолько прекрасное, роль - развлекательная, а лицо- драматическое, эта актриса - из мира Достоевского и Шекспира.
Кто хоть немного знаком с творчеством Дмитрия Хоронько без труда представит это «современное кабаре на грани фола». «Шинель/пальто» в постановке И.Райхельгауза - это такая история Гоголя на новый лад, рассказываемая героиней Джульетты Геринг для молодой современной зрительницы (Даниэлла Селицка) и разыгрываемая тут же в стиле хулиганской буффонады. Авторы спектакля определили жанр как «диалоги, опера, балет, танцы на льду для драматических артистов».
Опаздывать на спектакль нельзя совсем - зрители заходят в зал, пересекая сцену, поэтому вас просто не пустят. На полу – пазлы искусственного льда. Задник – это фон для видео, театра теней, рисования мелом. На балконе оркестр, исполняющий Максима Дунаевского в аранжировке Хоронько, от чего сами ноги подпрыгивают в такт. Сбоку большая железная лестница, как будто переносящая нас в гоголевский Петербург. На ней и под ней, на балконе, на сцене, на стене и даже в зале происходит это неутомимое действие, о котором можно говорить бесконечно.
Ах, какой спектакль! Восторг! Поставить "Шинель" без Башмачкина - это что-то! Правда, этот режиссерский ход появился из-за трагических обстоятельств - Альберт Филозов, репетировавший эту роль, скоропостижно скончался. И в память о нем, отдавая дань уважения актеру, спектакль выстроили так, что эффект присутствия Башмачкина на сцене создают другие персонажи. И это потрясающе! Очень человечный, тонкий, глубокий спектакль, в котором, тем не менее, много юмора и смеха сквозь слезы, как это и свойственно Гоголю. Создатели спектакля - Вадим Жук (стихи и диалоги), Максим Дунаевский (музыка), Дмитрий Хоронько (аранжировки и музыкальное оформление) и, конечно же, режиссер Иосиф Райхельгауз превратили хрестоматийный текст Гоголя в музыкальную фантазию, где есть всё - опера, балет и даже ... танцы на льду. Актерский ансамбль - безупречен!
ВСЕ МЫ ВОЙДЕМ В ГОГОЛЕВСКУЮ «ШИНЕЛЬ»
Обещали в анонсе спектакля. И не обманули. Потому что "шинель" большая. Гораздо больше, чем каждый из нас представлял себе, читая гоголевский первоисточник.
Ведь не зря это "Школа современной пьесы". Вот и "Шинель/Пальто" - это не классическая знакомая нам со школьных лет "Шинель", а нечто гораздо большее.
Бережно сохранив все основные каноны первоисточника, Вадим Жук и Иосиф Райхельгауз сотворили спектакль, жанр которого я затрудняюсь однозначно определить, разве что "мюзикл" подходит больше всего. Тем более, что именно музыки и пения здесь больше всего. Музыкальные темы, кстати, Максима Дунаевского.
В общем, советую изначально настроиться на неклассический спектакль :)
Тогда случится чудо, и вы сможете почувствовать, как Акакий, придя домой, переписывает что-то ради собственного удовольствия, пройтись с ним по заснеженному Петербургу, порадоваться обновке и остро ощутить величину трагедии этого маленького человека.
А знаете, что самое удивительное?
Акакий Акакиевич, о котором рассказали мне в этом спектакле, как-то гораздо понятнее, ближе и реальнее, нежели тот из школьного детства.
Сходите в театр!
Еле дождались антракта, сбежали в панике. Неловко за взрослых, местами пожилых, мужчин (с лишним весом и животами), кривляющихся в этом балагане. Гоголем тут и "не пахнет". Вообще, никем и ни чем... Плюс в микрофоны орут в таком небольшом помещении. И причем тут каток? Лестница? Какие-то тряпки вместо костюмов, про декорации вообще молчу - их нет. Редко ставлю "единицу", очень редко. Здесь - именно тот случай. Соболезную актерам и зрителям
Знаете, я люблю театр Современной пьесы. Во-первых, у них не скучно. Во-вторых, всегда присутствует атмосфера игры. В-третьих, у них есть Васильева и Гусилетова. И Альберт Филозов... был. Именно он должен был играть в "Шинели" главного героя. Но не сложилось. Вообще, у театра с этой пьесой много чего не сложилось, не потому ли и название аккуратненько переделали в "Шинель/пальто". Ну так, во избежание?
Спектакль вышел, вообще-говоря, необычный. Но классный! В анонсе скромно написано, что "классический сюжет разыгран артистами "Школы современной пьесы" в сопровождении живого джазового оркестра в жанре музыкальной фантасмагории с использованием самых неожиданных приемов вплоть до танцев на льду". И, поверьте, этих неожиданных приемов там полная сцена, и даже, когда вы уже вроде ничего не ждете, появляется человек с саксофоном. Человек и саксофон. И ничего кроме. И как-то это вот так нормально вдруг оказывается. Естественно. Ну потому что Питер, и зима, и смерть, и шинель эта, будь она неладна...
Сначала я хотела написать, что современная "Шинель" получилась изложением классического текста для младших офисных работников (тех, про которых Слава Сэ пишет: "У нас новая секретарь. Совсем молодая, даже юбка ещё не отросла"). Эдакий мюзикл с небольшими комментариями и пояснениями. Кстати, комментарии прекрасны (нет, не расскажу).
Но помимо этого есть свет, музыка, снег и графичный Петербург. И еще метель. Метель завораживающая совершенно и сразу же переносящая тебя на набережную какого-нибудь канала, вдали качается фонарь, ветер завывает, грязный снег под ногами, и хорошо бы нос уткнуть в воротник, и вообще домой скорее. И это такой невозможно настоящий Петербург! И как только ты оказываешься внутри этого города, этого невозможного и почему-то одновременно такого реального пространства, остальное воспринимаешь уже на уровне движения теней, намеков, жестов и музыки. Текст где-то там в подсознании сам себя тихонько декламирует (и не важно, что вы не перечитывали "Шинель" со школы).
Музыки действительно много (и хорошей), пропеваемые под нее тексты, наверное, тоже были хорошие (вот где бы их взять?), но большей частью они совершенно неразборчивые, увы. Сначала я пыталась вслушиваться, потом махнула рукой и просто смотрела.
Что здесь интересно - это отсутствие героя. Нет в спектакле Акакия Акакиевича. Он настолько мелкий, ничтожный и невзрачный человечек, что его просто не замечают. Совсем. Есть его история. Его шинель. Его хозяйка. Его сослуживцы. И даже его тень. И его призрак, наверное, есть (интересно, это он играет на саксофоне пронзительное нечто?). А вот самого Акакия Башмачкина словно и нет. Что не лишено смысла и ... юмора.
Признаюсь, я вернулась домой и перечла оригинальный текст. И сделала два вывода. Первый - Гоголь все же порядочная зануда, но при этом очаровательно язвителен и саркастичен. Второй - спектакль оказался куда ближе к первоисточнику, чем я полагала. Более того, я теперь думаю, что именно такую слегка сумасшедшую атмосферу и пытался создать Николай Васильевич. Буднично, жалостливо, смешно, страшно. А значит, все получилось! И если спектакль состоялся, значит Н.В. тоже остался доволен.
Жанр спектакля "Шинель" в театре "Школа современной пьесы" определён как "диалоги, опера, балет, танцы на льду для драматических артистов". И сразу становится понятно, что гоголевская классика в интерпретации руководителя театра Иосифа Райхельгауза и драматурга Вадима Жука будет играться свежо и не скучно. Довольно печальная история Акакия Акакиевича Башмачкина, унылого труженика, откладывавшего копеечку на новую шинель и лишившегося в итоге вожделенной обновки, превращена на сцене театра в эксцентричный водевиль. Морозный мрачный гоголевский Петербург убивает бедолагу, но постановку не назовёшь танцами на костях, бедного чиновника жалеют, хоть и посмеиваются над его пустоватой жизнью, посвящённой лишь одной страсти и радости — переписыванию бумаг.
В главных ролях — Ирина Алфёрова и Дмитрий Хоронько. Дмитрий возглавляет группу "Хоронько-Оркестр" (Санкт-Петербург), которая исполняет музыку в стиле "джазовое кабаре". В спектакле он играет несколько ролей, и ему принадлежит музыкальная концепция постановки. В его аранжировке звучат музыкальные темы Максима Дунаевского.
Ирине Алфёровой досталась роль Марфы (хозяйка, у которой квартировал Башмачкин), рассказывающей историю Акакия Акакиевича в уютной библиотеке, где она читает с молодой девушкой (Татьяна Циренина) Гоголя. Девушка же якобы оказывается на сцене прямо из зрительского зала и, не будучи начитанной, внимает рассказу, задавая вопросы нашего современника, не знакомого с реалиями прошлого, что тоже оживляет представление. Кроме того, Алфёрова блестяще танцует и вообще украшает собой спектакль!
В постановке должен был сыграть ещё один известный актёр старой школы — Альберт Филозов, и сыграть Башмачкина. Теперь же спектакль посвящен памяти актёра, а Башмачкин воплощается не одним человеком, а рядом образов.
Хороша и сценография спектакля, в основном чёрно-белого, но привлекающего внимание резкими цветными вставками. Интересное силуэтное решение с проекциями архитектуры Петербурга. Оригинально смотрятся огромнейшая шинель, гроб из картона и бумажные снежинки.
Свежее, но бережное прочтение классики, оригинальный и нескучный спектакль!
21 декабря была на спектакле "Шинель\Пальто" в московском театре "Школа современной пьесы". Шла с настроем погрузиться в печальную историю "маленького" человека. Но с первых минут спектакля, нет, даже раньше, мы попали в гоголевский мир тонкого юмора,розыгрыша.
Спектакль поставлен необычно, нет грани между сценой и зрительским залом. Живая музыка Максима Дунаевского! А какие прекрасные, графические зарисовки Петербурга, в сочетании снега, теней. Все это создает определенную атмосферу, переносит нас в заснеженный город с его ветрами. В спектакле есть все, живая музыка, танцы, песни. На удивление печальная гоголевская история смотрится легко, на подъеме.
Интересный постановочный ход- в спектакле нет главного героя. Есть история Акакия Акакиевича, есть хозяйка, рассказывающая его историю, его шинель и даже тень. А его самого нет. Но тем не менее, мы чувствуем присутствие этого "маленького" человека. В спектакле очень много интересных, неожиданных находок и даже сам режиссер, Иосиф Райхельгауз, участвует в спектакле, но не на сцене. Не хочется раскрывать всех секретов, чтобы не уменьшить ваше удовольствие от просмотра спектакля.
Мое мнение- надо идти и смотреть!
Спектакль посвящался Альберту Филозову и его несыгранной роли.
Огромное спасибо, за прекрасный вечер!
Вы слышали, вы слышали, что сотворили с великим «нашим всё» Гоголем в Театре Школа современной пьесы? На кого руку-то подняли, на бронзового нашего классика!
Что же это творится, дорогие уважаемые товарищи, чтобы вот так, без стыда и зазрения совести, устроить неприличный балаган из страшно сказать какой серьёзной и печальной повести!
«Шинель» - неужели не читали? Да как же – не читали! В школе, в школе вспомните, проходили. Акакий Семёнович Башмачкин, служил себе в одном департаменте… Что, не Семёнович, а Акакиевич? Да какая разница! Так вот, значит, бумаги он там переписывал усердно, начальством был любим, вот только пальтишко у него было худенькое, изношенное до дыр… Да что ж вы меня всё время поправляете! Не пальто, а шинель – да какая разница! Продолжаю некультурно прерванное изложение. Такой усердный работник был, Акакий Акакиевич Башмачкин, что однажды начальник его не выдержал и говорит, а пойдемте-ка по дамам, разлюбезнейший Акакий Михайлович! Да неужто опять ошибаюсь? Да-с, оговорился я - по домам, конечно, впрочем, какая разница!
И нам зрителям, какая разница, в классической или неклассической форме поставлен спектакль?
На суть форма не влияет. По сути – всё точно по «Шинели». А вот по форме – совершеннейшее «Пальто!»
Форма же у спектакля такая, что трудно и правильное определение найти. Буффонада, хулиганский сюр, развесёлый мюзикл одновременно с трагедией, опера, балет, современный боевик и цирк с конь…кобежцами.
Эх, хорошо гуляем!
Запрягай, милый, запевай, красавица!
Холодно, холодно, метёт-вьюжит в стылом городе Санкт-Петербурге.
Как пройти в библиотеку?
Почем сукно на пальто? Дорого, дорого берёшь!
А если деньги за шинель перевести в доллары, это сколько будет?
Пылинку, пылинку сдуй с шинели, одна пылинка-то, а весь авантаж портит!
Громче, громче, ребята играйте, что-то вас не слышно совсем!
Объясните девушке разницу между «булочником» и «будочником»!
Ой, смотрите, а Башмачкин-то – го-олый!
Кто выходит из зала? Оскорбили святое, надругались над нетленным? Ай-яй-яй, как не хорошо!
Да хорошо же! Расслабьтесь! Расслабьтесь!! Ну, забудьте вы про это вечное напряжение, это вечное соответствие канонам и стандартам, забудьте про «так нельзя» - так можно!
Хорошо сидим!
Очень интересный поставили спектакль в Школе современной пьесы. Скажу вам – удался спектакль! Признаюсь, поначалу немного сбивает с толку, вводит в ступор, в замешательство – но, долой шаблонное мышление, да здравствует квадратные мозги и круглые глаза – и будем вам Гоголь! Такой Гоголь вам будет, мало не покажется! Вернее, наоборот, покажется мало, это точно!
Зрители бисировали, кричали браво, и принесли, наверное, с полтонны цветочных букетов.
Финал непредсказуемый у этой непредсказуемой интерпретации бессмертного и не всеми любимого произведения, за что надо сказать отдельное спасибо школе. Нет, подождите, запутались. Школе современной пьесы – объявить благодарность, а школьной программе – выговор. Иосифу Райхельгаузу – пожать руку и развести руками, выражая глубокую признательность за доставленное удовольствие. Всем актёрам – Анжелике Волчковой (ах, какой голос у неё, какой чудесный гортанный голос), Татьяне Цирениной, Владимиру Качану, Александру Овчинникову, Алексею Гнилицкому, Николаю Голубеву, Павлу Дроздову, Максиму Евсееву, Евгению Козлову, Ивану Мамонову, Кириллу Снегиреву, Марку Тюрикову, Александру Цою – цветы. Оркестру под рук. Дмитрия Хоронько (фортепиано, труба, тромбон, кларнет, саксофон бас-гитара, ударные) – тоже цветы.
Всем - долгие, переходящие в овации, аплодисменты!
Спасибо за этот праздник жизни!
Спектакль посвящается Альберту Филозову и его несыгранной роли.
Авторы: Н.В.Гоголь, Вадим Жук
Режиссёр: Иосиф Райхельгауз
Читая "Шинель", самое сильное чувство, которое испытывала, было сочувствие и бесконечная печаль. В театре Школа Современной пьесы сумели перелицевать повесть, сохранив сюжет, но значительно снизив ноты трагизма. Текстовую перелицовку осуществлял Вадим Жук. Кроме того режиссер Иосиф Райхельгауз не побоялся обогатить постановку музыкой и различными театральными эффектами. Тут и театр теней, и ледовое шоу, и показ мод. Если вспомнить, что документальные подтверждения говорят о том, что вначале Гоголем задумывался комический рассказ без особой морали и глубокого смысла, понимаешь, что создатели спектакля значительно приблизились к первоначальным замыслам автора. Повествование вызывает улыбки, порой легкую грусть, которая растворяется в положительных эмоциях от увиденного. Музыкальные темы Максима Дунаевского в аранжировке Дмитрия Хоронько (руководителя оркестра и одного из исполнителей роли Башмачкина) отлично связывают сюжет. Живые голоса артистов, живая музыка джазового оркестра, расположившегося на балконе, дарят хорошее настроение. Единственным недостатком показалась несбалансированность звукоусилительной системы: порой за оркестром трудно было понять, что поется исполнителем. Не знаю, возможно это издержки трансформации зрительного зала. Ведь по сравнению с предыдущими спектаклями, которые видела в ШСП, все было перевернуто. Перелицевали даже это: зал и сцена поменялись местами. В целом спектакль оставил крайне приятные положительные впечатления. Спасибо вам, господа артисты.
Вот любит Иосиф Райхельгауз взять какое-нибудь классическое произведение и вывернуть его наизнанку! Вернее, даже не он, а постоянный автор этого театра Вадим Жук. А Райхельгаузу только этого и надо! Дальше на вирши Жука пишется музыка (самим Максимом Дунаевским), неуемная фантазия режиссера заставляет артистов не только петь (на минуточку, театр-то драматический), но и танцевать, да еще и на роликовых коньках дефилировать по сцене и общаться не только между собой, но и с тенью…
По дороге в театр освежила в памяти первоисточник – прочитала краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Шинель». Жалко так стало Акакия Акакиевича Башмачкина, бедного чиновника, который, отказывая себе во всем, накопил денег на дорогую новую шинель, но в первый же вечер, когда он вышел в обновке, на него напали и ограбили. И от полученного потрясения Акакий заболел и умер…
А Иосиф Райхельгауз умудрился так рассказать эту грустную историю, что улыбка все два часа не сходит с лиц зрителей, а временами в зале и вовсе раздается звонкий смех! При этом канва гоголевского произведения осталась незыблемой.
Сколько же в этом спектакле оригинальных решений – все перипетии жизни Башмачкина публика узнает из рассказа сварливой (по Гоголю) хозяйки Акакия, превращенной режиссером в добрейшую и милейшую женщину (прекрасная Ирина Алферова), которая по ходу действия терпеливо разъясняет происходящее на сцене неискушенной зрительнице (не менее прекрасная Татьяна Циренина), чье место в зале оказалось занятым, и ей пришлось вместе с персонажем Ирины Алферовой ютиться в углу сцены под лестницей, в то время как мужской ансамбль артистов театра визуализирует для зрителей с песнями и плясками события из жизни Башмачкина, весело пародируя существовавшую всегда бюрократическую машину (Башмачкин же был чиновником), при этом сам Акакий Акакиевич появляется только в «театре теней»…
А чего стоит превращенный здесь в гламурного модельера портной, взявшийся шить новую шинель (Александр Овчинников)!
В общем, лихо закручено!!!
Сюрпризы будут ждать зрителей, пришедших на этот музыкальный спектакль, буквально на каждом шагу, вплоть до того, что в финале вы даже сможете ВОЙТИ В ГОГОЛЕВСКУЮ «ШИНЕЛЬ» - и здесь Иосиф Райхельгауз остался верен себе – вывернул наизнанку не только само произведение, но и известный всем афоризм «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Раньше спектакль шел под живую музыку, которую исполнял «Хоронько- оркестр»! Круто! Нам достался от него только сам Дмитрий Хоронько, исполняющий чудным тенором свои удивительные авторские композиции.
Посвящен же этот спектакль памяти талантливого артиста, со дня основания и до конца своей жизни служившего в ШСП (был занят в 22 спектаклях!!!) – Альберта Филозова, на которого предполагалось поставить повесть Н.В. Гоголя и чей дух незримо присутствует в этих стенах, а сам он смотрит со сцены с фотографий в зал …
Как в повести Гоголя могли уместиться и живая музыка и катание на коньках? В Школе современной пьесы легко и непренужденно. Из произведения классика получился мюзикл, в чем-то гротескный, в чем-то близкий к оригиналу - и шинель присутствовала, и грустный (трагический даже) финал.
Прекрасная музыка в исполнении орекстра под руководством Дмитрия Хоронько, и он же в роли призрака Башмачкина. Замечательные танцы, и на роликах и просто)
Очень интересна героиня Джульетты Геринг, казалось, что она одна сопереживала драме Башмачкина. Её рассказ современной девушке - это был отдельный спектакль в спектакле, почему Акакий Акаиевич не мог взять кредит, сколько составляло его жалование в долларах.
Понравился персонаж портного, интересно, насколько специально был взят за основу известный персонаж, но актеру образ удался.
И даже стриптиз, хоть я и не люблю обнажение на сцене, был к месту, и игра на саксофоне.
Очень понравилось решение с декорациями, современный офис, тени и даже лестница - казалось что в спектакле участвует каждая деталь.
Но был и минус - не все тексты можно было разобрать, иногда приходилось очень прислушиваться.
Финал у этого спектакля запоминающийся, если в одной "шинели" этого спектакля помещалось кажется шесть человек, то в другой поместился весь зал. Это было эффектно.
А еще было очень любопытно наблюдать за Иосифом Райхельгаузом, которые присутствовал в зале, как он сопереживал актером и заинтересовано наблюдал за происходящим на сцене.
"Посвящается несыгранной роли Альберта Филозова".
Возможно, на его роль больше никто в этом театре не посягал или же он постоянно в этом спектакле присутствует, невидимый, но факт остаётся фактом - в этом спектакле НЕТ главного персонажа. О нём рассказывают другие, прорывается альтер-эго, но самого Башмачкина на сцене мы не видим. Максимум - силуэт на заднем плане.
Конечно, это необычно. Плюс введен "глас из народа", не шибко знакомый с классической литературой и не очень интеллигентный. Этот трюк мне не так чтобы очень понравился, но именно этому "гласу" всё разжёвывает и объясняет героиня Джульетты Геринг. Татьяна Циренина на самом деле прекрасно в роли не очень начитанной, но "палец в рот не клади" барышни. Да, если нет главного персонажа, то о нём надо рассказывать, но рассказывать-то надо кому-то. Наверное, этот персонаж нужен, но я не в восторге. Повторюсь, к самой Татьяне претензий нет вовсе. И пела ко всему прочему очень хорошо! Гораздо больше понравился персонаж Джульетты Геринг - ей единственной, Акакий Акакиевич явно был небезразличен. Её пение также было восхитительно, плюс ещё и танцевальный номер!
Среди актёров заявлен Владимир Качан, но в итоге его на сцене не было. При этом не было и у него "второго состава". Я так понимаю, его роль по совместительству взял на себя Дмитрий Хоронько, не оставляя своего поста дирижёра и солиста. Но именно ради последнего я и шла на этот спектакль. Живой оркестр на сцене, прекрасное исполнение, интересная музыка! А финальная песня вообще абсолютно прекрасна!
Вообще спектакль интересен и использованием всевозможных способов передачи идей создателей спектакля. На сцене танцевали, пели, катались на роликах, устраивали стриптиз, показывали кино, теневой спектакль. В общем шли на всё, чтобы зритель и тот "глас из народа" поняли замысел авторов.
Не знаю, как бы я восприняла этот спектакль, если бы не музыкальное оформление, но в данном случае оркестр Хоронько и этот спектакль понятия неразделимые, поэтому мне определённо понравилось это действо. Хотя идея рассказать эту историю без главного героя всё же мне не очень понравилась. Посопереживать толком некому. Разве что героине Джульетты Геринг..
Начало спектакля провокационно - но, откровенно говоря, провокация эта настолько прозрачна, что количество зрителей, готовых вовлечься в скандал и продолжать скандалить, даже когда большей части зала уже понятно, что происходит, несколько удивило. Всё-таки в страшном нервном напряжении мы живём, если так радуемся возможности даже такой вот нехитрой разрядки.
Итак, мы смотрим на историю Акакия Акакиевича глазами совсем неискушенной зрительницы...
А на неё - собственными глазами, с высоты собственного только что поглаженного ЧСВ (ну кто, кто хоть на секунду не порадовался, что он-то не такой?)...
А на нас всех смотрит автор...
Или Акакий Акакиевич...
Да был ли он, этот Акакий Акакиевич? В Департамент он ходит в облике Дмитрия Хоронько, новую шинель заказывает устами Джульетты Геринг, а снимают её на тёмной улице уже с Николая Голубева, а зачастую герой и вовсе распадается на множество голосов, мужских и женских...
И действительно - его жалеть или бояться? И что это за пальто такое, стоимостью в четверть годового дохода, задает вполне резонный вопрос бесцеремонная зрительница (Татьяна Циренина) - и тут же перед нами возникает модный кутюрье Петрович (Александр Овчинников), готовый создать для героя шинель, достойную любого из всемирно известных брендов.
А как поют! Как танцуют! И Петербург возникает на сцене - самый настоящий; самое удачное использование видеопроекций на моей памяти (там ещё потрясающая игра с "тенями" героев). И метель - самая настоящая, хотя, казалось бы, так бесхитростно сделана...
И тут возникают всяческие "но".
Спектакль-то мне удалось оценить максимум на треть.
Потому что из-за отсутствия подъема - не видно. Когда действие происходит не на сцене, а на уровне пола, отсутствие подъема - критично, первые два ряда что-то видят, остальным видно лишь головы... Как жаль, что нет возможности увидеть "Шинель" в родном зале! Будем надеяться - пока.
А еще - не слышно. И не в громкости дело. Знакомая с первых показов "Вия" в театре на Таганке проблема - музыка заглушает текст, слова сливаются в гул... А тексты-то, насколько их удалось расслышать, не факультативны, а несут смысловую нагрузку! И "отваливаются" музыкальные номера от действия... очень, очень нужен хороший звуковик...
И всё-таки - мне понравилось. Трудно было не оценить атмосферу игры и эксперимента, и, конечно, замечательных и уже полюбившихся актёров - особенно в этот раз восхитила Джульетта Геринг, восторженная рассказчица (то ли пожилая учительница, то ли библиотекарша), которая терпеливо просвещает невежественную зрительницу и искренне восхищается Гоголем. И опять же - а голос какой! Как поёт замечательно!
Невероятно тёплая атмосфера в "Школе современной пьесы". И очень хочется пожелать им возвращения домой. И тогда я непременно вернусь туда на "Шинель/Пальто".
Когда я позвала на этот спектакль сестру, она отказалась, мотивировав этот тем, что в праздники совсем не хочется на Гоголя с его мрачной "Шинелью". Как же она ошибалась. В театре "Школа современной пьесы" спектакль "Шинель/Пальто" поставлен в духе капустника, легко и весело.
Смотрится он непринужденно и с удовольствием, но вот потом, выйдя из зала, понимаешь, что от Гоголя там не осталось ровным счетом ничего, кроме краткого содержания. То есть если привести на этот спектакль старшеклассника, например, то цель познакомить с содержанием повести будет достигнута, хотя и с вариациями, а вот с Гоголем он не познакомится даже отдаленно. Ну не осталось там места надрывным страданиям маленького человека, они все нивелировались веселыми песнями и танцами. То есть идти, ИМХО, на этот спектакль надо тем, кто уже, как я, успел запомнить и полюбить актеров этого замечательного театра, чтобы насладиться их неожиданными (или ожидаемыми) талантами. Такое впечатление, что для этого спектакль и поставлен. Показать, что актеры театра умеют красиво петь, танцевать, кататься на роликах, играть на саксофоне... Причем на саксофоне играть актер был вынужден в довольно экстремальной для себя ситуации, не буду спойлерить и рассказывать.
Правда, зная актеров в лицо, вы потеряете остроту провокации, которую устраивают вам в начале спектакля, но может, это и неплохо, нервы целее будут ))). Ибо сцена очень знакомая, берет за живое, но вот опять же, в капустник очень здорово вписывается, в Гоголя - совсем нет, хоть и попытались потом это обыграть на протяжении всего спектакля.
Повторюсь, нам - понравилось, но понравилось именно зрелище, его театральность, его находки и придумки. Например, сцены, где использованы тени, или дорожка, которая расстилается под ногами актеров, или кварталы Петербурга.
Вот только боюсь, что это видели зрители исключительно двух рядов - первого и второго, в который нам посчастливилось в последний момент пересесть. И даже со второго видно это было плоховато. С пятого, в который у нас были билеты, не видно вообще ничего, только балкон, на котором играет живой ансамбль и куда иногда поднимались актеры. Что-то, конечно, с этим надо театру делать, раз у них сейчас такой зал неудобный, спектакли должны идти на каком-то возвышении все-таки, а не на полу. Просто на сцене, например ))).
Мы же провели хороший вечер в замечательном театре.
Продолжаю открывать для себя театры, в которых еще не была, благодаря сообществу Москультура. В этом жж блогеров приглашают на спектакли в обмен на отзыв )
В этот раз отзываюсь на премьерный спектакль в театре современной пьесы "ШИНЕЛЬ/ПАЛЬТО". Всем известное произведение Гоголя переосмыслил Вадим Жук.
О, в этом театре зритель должен быть действительно открыт для нового, здесь можно попасть в какую-нибудь историю самому )
Начну с того, что в фойе в клетке сидит петух и кукарекает тем, кто ему понравится. И уже это, конечно, выбивает из привычной колеи.
Перед входом в зрительный зал висят портреты артистов с эффектом, как у газет в "Гарри Поттере" ) Гришковец вдруг начинает улыбаться, кто-то засыпает, кто-то вообще отвернулся, как манул. Мне очень понравилось ) Обычно в театрах портреты актеров а ля фото на паспорт - самое слабое место, артистизмом не пахнут. Да и не так часто увидишь, как Гришковец улыбается, чаще он переживает за нас всех, неразумных.
Тоже буду неожиданной и забегу в конец - после завершения спектакля режиссер Иосиф Райхельгауз сообщил, что у нескольких зрителей пропали пальто. Не особо поверив, но невольно чувствуя себя на месте Акакия Акакиевича, все побежали в гардероб, моей дубленки на месте не было. Гардеробщик причитал очень натурально, начались разговоры о полиции. В итоге нас, 20 везунчиков, отвели в отдельный зал, где режиссер вручил нам наши дубленки и книги с пьесами - финалистами конкурса "Действующие лица".
В самом спектакле поют, танцуют, даже катаются на коньках. И, хотя действие сразу начинается с похорон, никто особо не переживает. Одна и та же группа актеров играет и похоронную процессию, и коллег, и грабителей, исторических костюмов нет. Так с чего вдруг наши современники решили вспомнить и спеть про служащего-неудачника, жившего в Петербурге в середине 19-ого века?
Такая у спектакля атмосфера, что среди всего этого балагурства как-то четко понимаешь, что никто Акакия Акакиевича после смерти добрым словом не вспоминал, не хоронили друзья и т.д. И лично у меня в голове вдруг возник ответ на вопрос: "Зачем вы меня обижаете?" Акакий был нелюдим. В общем-то настолько, что, когда оказался голым на морозе, не закричал на весь Питер: "Помогите!"
В какой-то момент артисты надевают общее пальто, в которое вмещаются несколько здоровых мужиков. А я сидела и думала о том, что у меня в шкафу висят несколько пальто с сообщества безвозмездного дарения "Дару Дара". Что в 2016-ом я дважды ездила в Питер и неделю провела в "Эрмитаже", воспользовавшись помощью незнакомых людей, которые подарили мне свое гостеприимство.
Сейчас, когда мир трясет, как в лихорадке, люди особенно стараются, чтобы их счастье не зависело целиком от того, есть деньги или нет. Товарищество, взаимовыручка - это самое большое богатство. Полагаю, в середине 19-ого века было не сильно по-другому. Если людей любить, просто интересоваться ими, вряд ли после смерти возникнет потребность превращаться в призрака и срывать с прохожих шубы.
Достаточно неожиданные мысли на самом деле, но, как я уже сказала, такой внезапный театр ) Спектакль смотрится легко, нет послевкусия, что все тлен, и только цари и воры могут ходить нарядные.
Если вы любите театр "Школа современной пьесы", то этот спектакль смотреть обязательно! Если вы не были в этом театре, то начать знакомство именно с этого спектакля - идеально! Только гений Иосиф Райхельгауз смог настолько тонко совместить трагедию, комичность, современность, классику, ностальгию, танцы и джаз. И воспоминания об Альберте Филозове...
В основе спектакля лежит сюжет классической гоголевской "Шинели". Не хочется раскрывать все секреты спектакля, но вот это взаимодействие зрительного зала и сцены и полное погружение в действие завоевывает доверие с первых минут. Музыка, тени, метель, танцы на коньках и песни. Будьте уверены, Гоголя не потеряли среди всего этого многообразия, а наоборот, показали как нельзя лучше.
Для меня каждый поход в Школу современной пьесы - не просто праздник, а такая детская радость и восторг.
Спасибо за эти эмоции и невероятную светлую энергетику!
Спасибо за такой чудесный спектакль, за воспоминания, за джаз.
Спектакль шел на сцене «Эрмитаж». Какая же она красивая, чудесная. Все-таки восхищает меня и лепнина в виде ангелочков, мраморные белые лестницы и в золотая вязь на дверях. Волшебный фон для фотосессии. Очень уютное кафе с хорошим шампанским и вкусной выпечкой и недорогое. Немного сфотографировала оформление. Обслуживание очень вежливое и доброе. Это очень приятно.
Пьеса идет два часа с антрактом. Я долго думала что же можно показывать на эту тему так долго. Все, кто читала «Шинель» Н.В. Гоголя помнят, что сюжет там очень незатейливый. О том как у мелкого чиновника износилась шинель и он пошил себе новую.
Но театр обыграл это очень весело и хорошо. В программке написано, что это «диалоги, опера, балет, танцы на льду для драматических артистов». Я бы назвала это «капустником» из музыкальных номеров и танцев. Было очень весело и хорошо.
Особенно меня впечатлила звезда театра и кино Ирина Алферова. Дорогие девочки, девушки, дай бог нам всем так танцевать и двигаться в ее годы. Это что-то неземное, обаятельное, женственное. Номер с её танцем – это самый изюм спектакля, огненное зрелище, потрясающе. Это было маленькое открытие. Я видела много раз эту актрису, но и не предполагала, что она настолько пластична и грациозна. Браво!
Татьяна Циренина тоже танцевала тоже очень красиво и зажигательно.
Спасибо так же всей группе артистов: Дмитрию Хоронько, Александру Овчинникову, Алексею Гнилицкому, Ивану Мамонову, Николаю Голубеву, Александру Цою, Евгению Козлову, Максиму Евсееву, Александру Сеппиусу. Это было весело, как они пели, танцевали, катались на роликах. Спасибо, что подарили нам с подругой веселый, беззаботный вечер.
Я бы рекомендовала данный спектакль тем, кто хочет, как и мы в первый раз познакомиться с театром. После спектакля появляется желание прийти сюда еще. Потому, что в театре непринуждённая, легкая атмосфера веселья и легкости, похожая на пузырьки искрящегося шампанского.
Продолжая знакомство с новым для себя театром, «Школа современной пьесы», я не могла пройти мимо музыкального спектакля «Шинель/Пальто», который идет уже более 5 лет. Он был заявлен как оригинальная постановка: музыка Максима Дунаевского, музыкальная концепция Дмитрия Хоронько, сценография с сюрпризами, небанальное прочтения текста Гоголя и прекрасная Ирина Алферова в роли Марфы – и ничуть не обманул возложенных ожиданий!
Во-первых, это действительно зимний Петербург, холодный, со снегом, метелью и замерзшими каналами. Город словно затерян во времени, в действии визуально смешиваются как 19 век, так и современность. Воспоминания Марфы о Башмачкине, которыми она делится с молодой современной слушательницей (Татьяна Циренина) перемежаются непосредственно самим действием.
Во-вторых, все сцены очень яркие: похороны Башмачкина с картонным гробом, его ревностная работа в департаменте, подшучивания беззаботных молодых коллег, ателье портного Петровича и вечер у начальника департамента. Восхитило реальное катание на коньках по маленькой сцене: это ведь реально был искусственный лед, ответьте мне? :) А шикарные начало и финал, когда ты не понимаешь, начался ли уже спектакль или когда зрителей «заворачивают» в гигантскую ткань для шинели!
Хочется отметить и прекрасную игру всех артистов: Николая Голубева в роли забитого Башмачкина, который в конце голым играет на саксофоне, яркие гениальные образы Ирины Алферовой, многогранность Татьяны Цирениной и комичность Александра Овчинникова – портного Петровича.
Удивительно, что, несмотря на уклон трагичной изначально повести Гоголя в явную комедийную буффонаду, в ней вовсе нет злого высмеивания: сюжет обыгрывается с нежностью к главному герою и внимательностью к мелочам. Очень рекомендую посетить самим и проникнуться, но помнить об оригинальности постановки!
Театр Школа современной пьесы продолжает удивлять. Удивлять не только постановками на современную тему, но и бережным отношением к классике. Спектакль по пьесе В.Жука "Шинель/Пальто" перелагает всем известную повесть Н.В.Гоголя. Перелагает бережно и оригинально, с отличным чувством юмора и со светлой грустью.
Артисты театра поют, танцуют, рассказывают историю коллежского ассесора Акакая Башмачкина в очень интересной манере, используя совсем небольшой реквизит, но совершенно замечательные слова Гоголя, пластику и песни.
Тема маленького человека, никому ненужному, кроме матушки, чья песня стала лейтмотивом этого спектакля, актуальна всегда в России.
Спектакль вышел очень душевный и ироничный. Начался и закончился с розыгрыша, так уж часто бывает в этом театре)) Никогда не знаешь, что придумает режиссер на этот раз! Иосиф Райхельгауз в очередной раз поразил своим обаянием и чувством юмора. Интригу задала, но больше не скажу- приходите и смотрите сами))
Ещё хочется отметить, что этот спекткаль посвящен замечательному Альберту Филозову, который служил в Театре Школа современной пьесы, сыграл множество интресных ролей, а вот Акакаия Акакиевича не успел... Но он незримо ( и даже зримо- его силуэт был "за кадром") присутствовал с нами на сцене.
Хочется отметить игру любимых Владимира Качана и Анжелики Волчковой. Они прекрасны! А музыка..музыка Максима Дунаевского. Окрестр и Дмитрий Хоронько-восхитительны!
Всё началось с приглашения в мой любимый театр Школа Современной пьесы, где в конце марта давали "Шинель", она-то и привела меня в библиотеку за томиком Гоголя. И я начала читать... Сначала поспешно, стараясь "проглотить" произведение целиком и полностью, поскорее узнать "развязку", читала в ритме большого города. Но постепенно ритм замедлялся, замедлялся шаг, и я стала читать просто получая удовольствие от каждого слова, каждого образа, читать не ради "развязки", а ради самого процесса.
Так и впоследствии в зрительном зале, где ребята играли гоголевские образы без лишних диалогов, то только своими действиями, музыкой и, совсем уж неожиданно, песнями. И ровно так же, как Николаю Васильевичу удаётся красиво изьясняться предложениями длинною в целую страницу (219 слов! в одном предложении! подумать только), так же ребята играют, ёмко, многослойно. Образы порхают по сцене, тут нет ролей и героев, лишь образы, когда несколько актёров составляют одно неразделимое целое - это так удивительно. И ты понимаешь, что ты пришёл в театр именно на Гоголя, не смотреть, как актёры играют на сцене какое-то действие, но видеть и чувствовать все эти гоголевские картинки, не ждать конца/развязки/апофеоза, а наслаждаться происходящим на сцене.
А впрочем, у меня никогда не получится, как у Гоголя, поэтому лучше почитайте его, почитайте, а потом посмотрите этих фантастических ребят. От души!
А ещё у этого спектакля удивительно мистическая история постановки длинною в пять лет
А ещё он начинается с... нет, пожалуй не буду об этом
А ещё там на сцене натурально Петербург у них, с его зимним калейдоскопом и вьюгами
А ещё в нём незримо присутствует Альберт Филозов и так тепло становится от мысли о нём, воистину, только светлая память
А ещё я бы с удовольствием снова накинула на себя эту "Шинель"
«Шинель» – это мюзикл на музыку Дунаевского в обработке Дмитрия Хоронько, которая звучит в исполнении его джазового оркестра. Мюзикл хулиганский и стебный. Да почему бы и нет?! Я даже не буду рассматривать, какое количество Гоголя там осталось! Кто-то из зрителей пишет, что совсем нету, кто-то радуется, что сохранена фабула произведения и основные мысли. Так или иначе, все, что и осталось, преломилось через фантазию авторов и музыкантов до… пародии, сарказма и абсурда порой. Но виртуозного и талантливого. А все, что талантливо, имеет право на существование! Мне лично было ужасно любопытно. Джазовая музыка гармонично вписывалась в стиль постановки. Тексты, которые удавалось разобрать, радовали. К сожалению, песни все неразборчивые, на что указывают и другие зрители, жаль. Прикольная старушка-рассказчица, которая как бы «ведет» пьесу, в своей коморке, сделанной из книг, рассказывает «сказку» современной девушке, совершенно не понимающей реалий того времени. Задорная поющая массовка, которая здорово отыгрывает весь эмоциональный фон. Прикольный портной-кутюрье, отдаленно напоминающий одного современного персонажа :) И, конечно, шинель, которая, как известно, в литературе стала символом образа маленького человека, в спектакле принимает гротескные очертания! Это только сначала в нее смогут упаковаться 5-6 актеров, а в конце в нее обернут и зрительный зал! А для чего нас «нарядили» в гоголевскую шинель – гадайте сами, если хотите! Я люблю такую игру. Игру с образами, идеями, метафорами. Я за то, чтобы игры было больше в этой жизни :) Во всех ее проявлениях.