Драматический |
16+ |
Анна Горушкина |
4 марта 2020 |
1 час 50 минут, без антракта |
Я смотрела спектакль и думала, так всегда ли есть за что умереть, или всегда есть ради чего жить?..
13 апреля я посмотрела спектакль "Сердце матери" в Московском Губернском театре. Он поставлен по пьесе чешского драматурга Карела Чапека, написанной в 1938 году, но сейчас так же актуален, как и 85 лет назад. Честно говоря, совершенно не знакома с чешской литературой, и все мои познания заканчиваются на романе Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка". Но после спектакля захотелось почитать что-то еще. А еще захотелось скорее обнять маму!
Сколько может выдержать сердце матери? Как вообще возможно пережить смерть мужа, а потом смерти нескольких сыновей? Как не лишиться разума, жить дальше, как спасти последнего, оставшегося в живых сына? И напротив, можно ли вот так неразумно распоряжаться свой жизнью, не думая ни о себе, ни о своем будущем, ни о жене, ни о бедной матери ради своих убеждений или, тем более, из глупого принципа что-то кому-то доказать? Что погубит скорее - отвага или равнодушие?
На черно-белом пространстве сцены, разделенном завесой ружей на "живых" и "мертвых", не играют спектакль, а проживают жизнь во время и "после жизни". И между этими жизнями ходит та самая, только не с косой, а прекрасная и зловещая, но всегда оказывающаяся там, где ее не ждут, чтобы забрать с собой очередного человека, оставив о нем только воспоминания и несколько вещей. И чем ближе спектакль подходит к концу, тем больше на сцене появляется полок для памятных вещей. И все страшнее смотреть на горе матери, тем более что Доронина Елена играла потрясающе, и не почувствовать боль, которой наполнен спектакль, поверьте, невозможно.
Об этом спектакле сложно писать, его нужно увидеть, его нужно почувствовать. А особенно сейчас, когда столько материнских сердец болят от страха за своих сыновей. И особенно детям, которые забывают о том, что вместе с их жизнью, жизнью детей, всегда угасают и жизни их родителей. Ведь цель далеко не всегда оправдывает средства. А все же, всегда ли есть за что умереть, или всегда есть ради чего жить?
Сердце матери" А. Говорушкиной - притча, здесь нет упоминаний страны и зритель лишь примерно может понять в каком десятилетии происходи действие. Я поначалу пыталась, потом бросила. Ибо имена указывают на Чехословакию (Иржи, Ондра), а события (стычки с арабами, гражданская война) - явно на какую-то другую страну. Как выяснилось, Чапек (да, это он автор пьесы) имел в виду Испанию, но точно ее не назвал. Потому что эта пьеса общечеловечна.
В большом доме живет мать и четверо сыновей. Как многие мальчишки и юноши, они мечтают о победах, дальних странах, о небе. А матери хочется одного: чтобы ее любимые мальчики были живы. Ведь уже ушел ее муж, храбрец-майор, героически погибший в стычке с туземцами. И нет на свете старшего сына, Ондры, который умер от желтой лихорадке где-то в джунглях, спасая больных. Вот такой парадокс. Мать говорит, обращаясь к старшему сыну: "Отец твой погиб, потому что надо было убивать туземцев. А ты, Ондра, ты умер потому, что поехал спасать им жизнь." Постойте, как она может с ним говорить? А вот так. Это же притча. И мать видит тех, кого она любила, но кто умер: мужа, Ондру...
А потом к ним присоединяется Иржи в летном комбинезоне, разбившийся, пытаясь поставить рекорд высоты. И вот уже трое смотрят на своих родных. На вечно спорящих Петра и Корнеля, выбравших противоположные стороны баррикад, на младшенького, Тони, самого слабого, самого впечатлительного. И на мать.
А она все пытается понять, ради чего они погибли. Постепенно и их самих начинает занимать этот вопрос.
Отец. Да!.. Люди всегда умирали за что-нибудь — кто их знает, за что… Должно быть, так надо. Но иногда мне приходит в голову… был бы я теперь полковником, а то и генералом, получал бы пенсию, жил бы здесь с вами, писал бы мемуары и копал грядки в огороде… Это было бы неплохо, ребятки. Что ни говорите, а жизнь есть жизнь: по крайней мере, можно что-то делать… Я знаю — вы все отдали жизнь за что-нибудь великое: Ондра — за науку, Иржи — за технический прогресс...
Ну, а я — за короля, отечество и честь знамени. А может быть, просто из-за того, что наш полковник отдал идиотский приказ. Впрочем, теперь уже — все равно. Конечно, все это очень хорошо и благородно, но только… знаете, я ведь дольше вас всех покойник, и скажу вам… неплохо было бы пожить еще немножко. Я очень любил жизнь, дети. Очень. А когда посмотрю на вас, то почему-то думаю: черт возьми, пожалуй, кто-нибудь из этих мальчишек мог бы и в самом деле прославиться чем-нибудь замечательным… или даже великим. А то что — герои! Да, жаль. Могли бы еще пожить ребята…
Они могли бы еще пожить, но ушли, потому что их вел долг. В этом спектакле очень четко видно, как мир делится на мужскую и женскую часть. Мужчины мечтают о подвиге, женщины хотят видеть их живыми.
Сыграно потрясающе. Не могу похвалить кого-то одного, надо писать о всех. О Елене Дорониной, такой уютной и домашней в роли любящей матери. Об Алексее Веретине, который как нельзя лучше подошел на роль отца, военного с суровым строгим лицом. О приглашенном актере Иване Панфилове, ставшим юным Тони, порывистым и искреннем. О Михаиле Шилове, сыгравшем обстоятельного и ответственного Ондру. Об Андрее Щеткине, воплотившем самый противоречивый образ, Корнеля, гордого, страстного, но...
Обратили внимание на костюмы? Они решены в черно-серо-белой палитре. Каждому персонажу соответствует свой наряд: отцу - мундир, Иржи - летный комбинезон, Петру - пиджак (на мой взгляд, это, скорее, кардиган, ну да ладно), Ондре - халат, матери - фартук. Но все эти вещи как будто пришли из нецветного кино. Декорации тоже многоцветием не отличаются. Но этот трихром только подчеркивает главное: лица персонажей.
Изумительный спектакль! Поставлено очень близко к тексту (чуть сокращено, пару реплик добавлено). Интересно, что изменен конец. Я долго думала, но решила, что это не испортило пьесу. Чапек писал в героические 30-е годы, сейчас у нас пассионарность, как любят говорить, меньше. Поступок матери в пьесе был хорошо понятен тогда. Финал спектакля больше подходит, возможно, нашему времени. Введен персонаж, которого нет у Чапека. Это прекрасная незнакомка, она же смерть (Елена Хабарова), идущая рядом с братьями всю их жизнь.