Москва

Все отзывы о спектакле «Селестина»

Рецензия Афиши

?
Биргит Боймерс
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
10 мая 2002

"Селестина" - второй спектакль драматурга Николая Коляды в "Современнике". И вторая постановка Коляды-режиссера, взявшегося за чужую пьесу (первым был замечательный екатеринбургский спектакль "Ромео и Джульетта", показанный на последней "Золотой маске"). Впрочем, обратясь к пьесе испанского драматурга XV века Фернандо де Рохаса, Коляда-режиссер воспользовался услугами Коляды-драматурга и переписал пьесу до основания. Историю старой сводни Селестины Коляда украшает своими традиционными режиссерскими приемами. Псевдорусские наигрыши француза Жан-Марка Зельвера и хореография немецкой постановщицы Верены Вайс ритмически организуют спектакль. В свою очередь, сценография Владимира Кравцева иллюстрирует главную метафору спектакля. Большой деревянный диск в центре сцены кренится то в одну, то в другую сторону, поднимается и опускается, и время от времени в нем открываются люки, выпускающие на сцену персонажей. А вязаные цветастые тряпки, юбки и сарафаны на актерах скрывают средневековые костюмы. Поверхность действительности одна: как будто говорит Коляда, но сама действительность иная. И на поверхности - игра.

Главный игрок спектакля, Селестина, когда-то не смогла родить ребенка и теперь предпринимает массу усилий к тому, чтобы человечество все-таки плодилось и размножалось. По этой причине эту старую сводню, которую превосходно играет Лия Ахеджакова, любят молодые влюбленные и презирают те, кто любви лишен. Ни Коляда, ни актриса не углубляются в детальное исследование психологии Селестины, но в финале оказывается, что со смертью придурковатой сводни умирает и сама возможность для любви: гибнет молодой Калисто, его возлюбленная Мелибея совершает самоубийство. До самого финала Лия Ахеджакова словно не живет, а подыгрывает жизни, улаживая вопросы ее продолжения. С ее смертью заканчивается игра, и наступает время трагедии, которую преодолеть возможно только в другом мире - там, где соединятся Калисто и Мелибея, где они присоединятся к Селестине. Благодаря в первую очередь игре Ахеджаковой в "Селестине" прозвучала та же, замечательно разыгранная еще в "Ромео и Джульетте" тема Коляды: есть мир земной и мир подлинный. Первый мир - мимолетный маскарад, но неизменна, вечна - только смерть.

0
0
1
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 489
21 августа 2009

В XV, кажется, веке, на заре Ренессанса, некто – предположительно Фернандо де Рохас – написал пьесу «Трагикомедия о Калисто и Мелибее», примечательную тем, что стала первым драматургическим произведением трагикомического жанра и предтечей испанской драматургии вплоть до Лопе де Вега, более того – даже у Шекспира звучат отголоски находок де Рохаса. Ввиду всей этой энциклопедической справки решительно непонятно, зачем режиссёру Николаю Коляде понадобилось перекроить этот хрестоматийный материал, урезав все сюжетные линии до одной-единственной, да и её в порыве вдохновения оскопив – лишив романтики и мистики и оставив только недостатки: мелодраматический пафос, грубый средневековый юмор, чрезмерно кровавый финал в лучших традициях вендетты и непозволительную затянутость. Сам собой напрашивается вывод, что кроил не ножницами, а вручную – таким же макаром актёры на сцене, видимо не зная, куда девать руки, постоянно с ожесточением невротика разрывают куски ткани, и летят клочки по закоулочкам – то бишь по круглому, как центрифуга, и вогнутому, как воронка, помосту. Расточительность в данном случае оправданна – спектакль оформлен с размахом: тут вам и кран, поднимающий и опускающий ящик, в котором можно ездить, и бутафорские бык, лошадь и ослик, и расшвыривание металлических ложек, и букеты блестящих вертушек. Только на костюмы поскупились: в историческом контексте одеты только слуги сцены, а актёров и массовку обрядили в пёстрые циновки и шнурки, напоминающие не Испанию, а перуанских хиппи с элементами русского и восточного. В подтверждение ассоциаций массовка эта время от времени периодически прерывает действие какими-то ритуальными плясками и выгулом алого полотнища (напомнило «Ахиллесову пяту» в театре Креативных творческих проектов, где полотнище было белое) – всё это утомляет до невозможности, и кабы не этот капустник, бывший бы более уместным в детском спектакле, «Селестина» длилась бы не три часа с гаком, а максимум два. Но желаемое действительным так и не стало, и пришлось лицезреть до антракта ретроспективу физиологических шуток (дважды упоминалась некая девушка, которой семь раз возвращали девственность при помощи пластыря), над которыми истерически ржали, не давая публике заснуть, сами актёры, и которые могут понравиться разве что закоренелым поклонникам Камеди Клаба, но у прочих вызывают лишь недоумение, а после антракта – мрачный триллер, вмиг организовавший пять свежих трупов. Не спасает этот скучный, бессмысленный балаган под одни и те же мотивы («Бесаме мучо мучача»… - распевает одна из героинь) даже главная плюшка – замечательная актриса Лия Ахеджакова, которая сколь прекрасна в своих былых киноролях, столь же нелепа в роли старой сводницы, которая ещё «вкус не потеряла» к плотским утехам и поэтому проповедует перед захлёбывающейся гормонами молодёжью идеологию свободной любви, едва ли не силком толкает слуг и шлюх в постель друг к другу, устраивает пьяную оргию – и всё это на фоне Ромео-джульеттовской любви тех самых Калисто и Мелибеи, которым (а вовсе не ей) должно было быть теоретически отведено заглавное место. Если господин Коляда хотел поставить нечто смешное, то его хватило лишь на неудачный анекдот, если хотел отвесить «пощёчину общественному вкусу» - то не на того напал: общество уже ничем не удивишь. Хотя нет, удивляет одно: за лето я посмотрела в Современнике уже пять спектаклей, и ни один из них не был поставлен худруком театра – Галиной Волчек, при том что в остальных театрах в точности да наоборот – за редкость почитаешь увидеть спектакль, поставленный не худруком… может, она, конечно, и не почивает на лаврах, но зачем позволять ставить на своей сцене что попало?)

20.07.2009
Комментировать рецензию

0
0
5
piligrim69
46 отзывов, 127 оценок, рейтинг 40
29 мая 2008

Сюжет спектакля незамысловат: старая сводня и колдунья Селестина помогает влюбленному юноше добиться благосклонности объекта своего желания и становится косвенной причиной их гибели, умирая при этом сама. Но сюжет здесь не главное. И размышлять особо не о чем. На спектаклях Коляды нужно впадать в глубокое детство и искренне радоваться всему этому мусорному великолепию, а главное – игре Лии Ахеджаковой.Несмотря на то, что в спектакле дюжина персонажей, играют которых молодые артисты театра, все внимание зрителей сосредоточено на маленькой уморительно смешной Селестине. Похоже, она гордится именем шлюхи и с годами не утратила вкуса к любовным утехам. Выйдя из возраста, когда положено целоваться, любить и рожать самой, она подталкивает к этому других. И идет на очередную сделку, как на подвиг.Весь смысл этого балагана заключен в словах Лии Ахеджаковой, которыми она начинает и заканчивает свою роль: "Этот путь никогда мне не надоедал. Бог сказал: 'Живите и размножайтесь'. Пусть будет по-Богову. Рожайте! А если кто боится, я подтолкну".

0
0
7
Irina Se
43 отзыва, 57 оценок, рейтинг 31
22 октября 2009

Мне кажется это тот спектакль, который до меня еще "не дошел", к которому буду мысленно возвращаться не один раз и заново обдумывать и переосмысливать увиденное. Таковы пьесы Н.Коляды, видать.
Средневековье, лоскутики да тряпочки, непонятные танцы. Первые полчаса сидела и думала: "Что за хрень? Неужели я промахнулась со спектаклем?" Смиренно разглядывала костюмы и декорации. А посмотреть было на что. Костюмы все крючком вязаные из цветных тряпочек, как половички. Выглядит потрясающе! Ну и плюс моя слабость к рукодельным половичкам.

Плодитесь и размножайтесь! На земле ребенку всегда найдется кусок хлеба и кровать! Дословно не могу найти, очень интересный монолог.
Бог не дал Селестине ни сына ни дочери, и она занимается сводничеством не только ради денег, но и ради удовольствия. Главная движущая сила - сексуальное желание и любовь. Где-то на заднем плане - понятие о целомудрии и чести, ужасы инквизиции. За сводничество позорят на площади, вываливают в перьях. Но Селестине всё нипочем, она находит подход к любой скромнице. А приличные женщины сопротивляются своим желаниям чуть дольше, чем неприличные)
Много режиссерских приемов, которые вызывают смех в зале. Нет четко-канонического изображения окружающей среды и действий, все построено на ассоциациях и настроениях.
Очень интересно инсценировано убийство. Даже жалко стало актеров, которых красным скотчем как ножом по животу, голове, волосам. Вообще смерть представлена как переход в иной мир, куда ты ничего не берешь - ни накопленных денег, ни ярких одежд...

Много народу ушло после первого акта, но билеты надо было брать на балкон. Потому что на сцене-чаше танцы - это объемное действо, особенно с участием огромных полотнищ.
Я не могу не думать о возрасте актрис) Ахеджаковой 71 и выглядит она замечательно. Играла старуху-сводню и бодренько бегала, танцевала на сцене, покряхтывания и всяческие старческие немощи были положены по сценарию. Не перестаю удивляться бешеной энергии актрис в возрасте - та же самая Фрейндлих, например. Такое ощущение, что сцена для них - источник заряда бодрости и молодости. Я не могу себе представить знакомых бабушек в такой ситуации. Мое искреннее восхищение!
Актеров почти никого не знаю. Аниканову видела в "Вишневом саде", остальных - только во второстепенных ролях или эпизодах.
Декорации неимоверно впечатлили. Огромный резной стул, где обычный человек смотрится как лилипут в стране великанов, вращающаяся сцена, летающий балкон... Не перестаю удивляться придумкам декораторов)
Весь второй акт, когда начала активно развиваться история Мелибены и Калисто, меня не покидала уверенность, что я видела этот сюжет в кино. И погром в доме Селестины только добавил уверенности. Нагуглила фильм с Пенелопой Крус)

Не получается у меня связного рассказа про спектакль))

Если после спектакля неспешно пройтись по Чистопрудному бульвару, можно услышать как зрители обсуждают увиденное) Позади меня шли две женщины под 50 и мнение их было безапелляционным: "Дребедень! Смотреть совсем нечего в театрах стало."

0
0
3
Яна Ясная
17 отзывов, 17 оценок, рейтинг 13
11 мая 2011

Сходили с мужем на "Селестину".... Жаль, что не прочла комментарии раньше. Люди в половичках из лоскутков и двигающаяся строительная люлька, мягко говоря, удивили. Мы пришли за 1 минуту до начала, наши места на 1-м ряду были заняты, и мы, решив не затевать пересаживание людей с первыми аккордами 1-го акта, решили посидеть подальше в 1-м акте, оказались на 9-м ряду.
Зал был совсем неполон, но в начале это не вызвало подозрений (потом, прочитав комментарии, стало понятно почему). Прыжки и танцы с кусками ткани, которая все время рвется, актеры постоянно делают какие-то языческие движения и танцы шаманов (хотя, возможно, именно так все и было в 15 веке, но хочется верить, что нет). По ходу 1-го акта, по сюжету, актеры перемещались на большие расстояния. Все эти перемещения изображались подпрыгивающими шагами по кругу с абсолютно неизменной декорацией в виде круглого блина.
Очень пожалели, что не уселись-таки на свои места, тогда наш уход перед окончанием 1-го акты был бы более эффектен (хотя бы собственное самолюбие потешили бы), а так тихонечко выкатились со своего 9-го ряда, причем мы были далеко не первой парой, покинувшей этот спектакль, по моим наблюдениям ушло 7-8 пар, и это только те, кто проходил перед нами.
Возможно, данный спектакль и его постановка являются шедевром высокого искусства, но мне, к сожалению, оно не открылось, хотя Ахеджакова даже в языческих плясках выликолепна и неожиданно энергична. Также, очень забавно смотрелся главный герой, который, видимо, зная о свем внешнем сходстве с Джимом Керри, всячески его эксплуатирует, постоянная улыбка и прическа, которые, видимо, специально призваны напомнить зрителям, кого он им напоминает.
Не совсем понятно почему Лилия Ахеджакова соглашается уже не 1-й год (как видно из истории комментариев) участвовать в этом спектакле?. Тем более, когда многочисленные зрители откровенно покидают зал во время действия, что несомненно является проявлением неуважения к актреам, но свое время я ценю дороже.

Моя рекомендация - на этот спектакль в Современник - ни ногой. Мои 2 звесды только Лилии Ахеджаковой и ее честной работе даже на таких шедеврах.

0
0
1
Настя
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 8
4 мая 2011

Очень жаль, что не прочла рецензий на спектакль перед покупкой билетов. Слов нет, чтобы описать разочарование. Билеты были в первый ряд, но мы, к сожалению, опоздали (3 мин) и пришлось сидеть где-то на последних рядах. Через 40 минут безуспешных попыток понять происходящее действо было принято, хоть и не сразу, но твердое решение уйти. Признаюсь, так было всего один раз за 3 года. Непонятно, неинтересно, несмешно, странные костюмы. Восхищения заслуживает только Ахеджакова! Но даже ее не хватает, чтобы вытащить этот сПЕКТАКЛЬ...

0
0
?
Alex
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
16 января 2006

спекталь не продуман. наряды ужасны, игра Лилии не вытягивает эту ОТСЕБЯТИНУ, переделку классики второсортной... В главной роли еще там молодой ДЖИМ Кери а ля рюсс.

Долго и свехзатянуто. вставки нелепых якобы этнических танцев - это надо видеть!

Но пипл "хавает", даже приставные стульчики были.
Жаль.
Жаль времени.

Продажа билетов тоже в "Современнике" неприятно удивила - очередь берущих сразу на месяцы вперед. Бардак.

2
0
5
Enot Shostak
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
4 января 2012

Вчера ходили на спектакль. Первые полчаса сидела в недоумении и даже расстроилась..но потом втянулась и все увиденное показалось не таким уже плохим. Хотя понимаю,что если бы не игра Ахеджаковой,то мы ушли бы после первого акта) Собственно ради нее я и купила билеты.
В целом спектакль не очень..танцы бесконечные не по теме..

0
0
1
Write
3 отзыва, 5 оценок, рейтинг 1
18 марта 2009

ОЧЕНЬ СКУЧНО! Сюжет довольно предсказуем, а вообще просто неинтересен. Ахеджакова, конечно, как всегда на высоте, но этого недостаточно, чтобы вытащить НИКАКУЮ пьесу. Большинство аллегорий, думаю, кроме самого режиссера не понял никто. Больше смахивает на какую-то низкопробную буффонаду.
И что еще поразило... После спектакля, когда зал был практически пуст, один молодой человек запрыгнул на сцену, чтобы просто сфотографироваться. Ему сделали замечание, он извинился. Но сотрудницу театра это видимо не удовлетворило, она еще минуту орала на весь зал буквально следующее: "Совсем мозгов нет???? Была одна извилина и та рассосалась????"
В общем, шок от спектакля усилился еще и шоком от уровня общения сотрудников театра.

0
0
1
Екатерина Р
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
5 марта 2009

я пошла на спектакль со своим отцом - мне было перед ним стыдно...
но, как кто-то тут уже отметил, "пипл хавает" - в зале был бурный хохот над примитивными пошлыми шутками постановки..
когда в антракте уходили, в гардеробе стояла очередь тех, кто тоже не собирался смотреть второй акт.
не советую!!

0
0