Москва
9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 880
2 октября 2009
Они любили её, просто не знали


Если вы кого не любите, то не торопитесь. Вполне возможно, что вы влюблены по уши. Просто об этом не знаете. А когда узнаете – может быть уже поздно. Чтобы не стало поздно, в Мастерской Петра Фоменко поставили «Самое важное».
«Этюды и импровизации» – в подзаголовке спектакля. Словно подзаголовок дипломной постановки студентов. А на деле – цельное обаятельное произведение искусства, которое кажется таким добрым и нужным именно благодаря этой этюдности, легкости: словно всё это придумано на ходу, все эти ремарки, ужимки, пробежки по сцене. Уже в середине первого акта в зале, кажется, нет равнодушных к происходящему зрителей и сиплую Мадлен Джабраилову слышно. Они говорит тихо-тихо, но её слышно. Потому что здесь самое важное – не пропустить очередную мысль, не упустить подсказки, совета. А «Самое важное» невольно советует любить. В глобальном и добром смысле этого слова.

Чуть затянуто, порой чуть запутано, но «Самое важное» для меня из разряда тех спектаклей, которые хочется пересмотреть. Чтобы распутать и окончательно понять, насладиться вновь монологом Царевны-лягушки в исполнении Полины Кутеповой.
«Золотая маска» за ансамбль сестрам Кутеповым, Кашковской, Джабраиловой. Здесь нет сомнения: как образы, так и актрисы претендуют на самые долгие аплодисменты в финале. Остается только мечтать, что так идеально были бы выписаны и мужские образы и работы, но, кажется, это не так важно.

Стремительное действие и переплетение сюжета оказываются настолько цельными, что держат композицию постановки идеально. Не успеваю опомниться после монолога Царевны-лягушки или танцев в Париже, как уже снова на сцене Джабраилова. Счастье какое, что такой актрисе предстоит еще много ролей.

Остроумная литературная основа («Венерин волос» Шишкина)… Прочитать обязательно. Хотя, не сомневаюсь, что в Мастерской автора переплюнули. Эдак озорно и правильно переплюнули.

Смотрел я на все эти эпохи, на гимназистку, которая из мечтательной девочки выросла в томную певицу, и невольно вспоминали детали своей жизни. Благодаря этому спектаклю мы можем вспомнить самое важное из детства, юности etc, все эти папины лимоны, первые поцелуи, вторые поцелуи…

Ювелирная постановка. Не могу себе представить, сколько можно такое репетировать. Явно, что подобные мизансцены – это нам не читка, не прохаживание по сцене, это те самые импровизации из подзаголовка спектакля, это придумывание на ходу.
- А, может, я на этих словах отвернусь от него? – мне кажется, что так много находок режиссера, художника и актёров и сделали этот спектакль таким нужным и важным.

Он нужен и важен. Не только как качественная постановка, но и как произведение искусства, которое, как минимум заставляет любого приличного зрителя после спектакля позвонить маме и поговорить с ней не о здоровье, а максимум – перестать быть одиноким. Мне повезло, «Самое важное» мы смотрели вместе с самым важным для меня человеком и Мастерская Фоменко только убедила нас: мы всё делаем правильно. Мы правильно любим. Мы ходим на правильные спектакли.

1
0
5
ПАВЕЛ ЛЯГИН
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 283
14 января 2011

Начну с самого главного и важного, в отличие от создателей спектакля - по-моему это бред и ахинея)
Был показан конкретный винегрет, в котором свелось всё – все жанры, от абсурда, до трЭша, я уж не говорю про саму пьесу - намешано просто ВСЁ что можно – Чечня, школа, 2 войны, детдома, нелегалы, проституция, педофилия, русалки, старина и современность… или это как охотник за жемчугами – долгие-долгие поиски, и только одна маленькая жемчужина?
Что касается именно ради чего (точнее кого) стоило туда сходить – это Кутеповы и Джабраилова. Это конечно просто великолепные чаровницы, на которых засматриваешься и забываешься! Если с Кутеповыми я так или иначе был знаком ранее, то Джабраилова для меня открытие и шедевр! Обязательно пойду ещё на неё, естественно, в других работах.
Нет, объективности ради стоит заметить интересность постановки Каменьковича, подход вообще. Но материал мне не близок ну никак! Я вообще там увидел обычный женский роман, написанный красивым правильным русским языком.
В общем и целом – длинно, местами так скучно, местами интересно… но часов с 10 вечера уже хотелось домой))

1
0
7
Татьяна Мироненко
54 отзыва, 222 оценки, рейтинг 166
7 марта 2012

Вот и закончился мой шишкинский круг. Год назад посмотрела потрясающий "Аттракцион" ("Взятие Измаила") в МОСТе, под Новый год невразумительный "Письмовник" в МХТ, и вот наконец "Самое важное". Несмотря на то, что автор сложный, три постановки на одну Москву очень серьезный показатель.

Основное достоинство спектакля "Самое важное" - актерский ансамбль! Особенно женское трио Джабраилова и сестры Кутеповы. Какое счастье, что я не актриса. Думаю, будь я актрисой, застрелилась бы от зависти!!! Тройка лучших на сегодняшний день. Ни один российский театр не имеет актрис такого уровня. Да еще и в таком количестве :)))) Преклоняюсь перед их талантом. Каждый эпизод, каждую сцену сыграли так, что описать нельзя. Такое ощущение, что продали душу театральному дьяволу. Простой человек Так не может существовать на сцене!

Но, при всем общем восторге от спектакля, остались вопросы, вопросы, вопросы...
Непонятная фигура главного героя, который бродил по сцене, бурчал что-то невнятное в разных углах сцены и всячески сбивал общий тон. Сам спектакль состоит из отдельных кусков и, что расстроило, в конце так и не собрался в один большой пазл. Совершенно не ясно, что хотел сказать режиссер. Зачем мне несколько сотен потрясений за три часа, если в конце так ничего и не Сказали?.. Ушла местами восторженная, места грустная.
Сходите на актеров. Они лучшие в этом городе!

0
0
7
KoshkO
52 отзыва, 99 оценок, рейтинг 120
28 октября 2011

Если бы этот спектакль играли другие артисты и в другом театре - смотреть бы было откровенно нечего. Я провела 4 часа на неудобном стуле лишь потому, что меня впечатлили невероятно Мадлен Джабраилова, и сестры Кутеповы, последних я вообще за актрис не считала, хотя практически все спектакли с их участием видела. Но этот спектакль изменил мое мнение. Они актрисы и очень сильные. Мало того, с очень сильной и хорошей энергетикой. У спектакля вообще энергетика довольно славная, этим он и берет. За смысл браться не решусь, может быть, какой-то зритель и найдет что-то свое, мне все темы, поднятые автором и режиссером довольно чужды...
Но спектакль хороший. Неделя прошла, а я иногда вспоминаю некоторые фразы. Да и постановка неплохая, декорации, но чего-то в нем не хватает. То ли он излишне затянут, что скорее всего, то ли нету целостности. Но актерскому составу, безусловно, Браво!!!

0
0
4
Yulia
54 отзыва, 278 оценок, рейтинг 111
11 июля 2018
У спектаклей тоже есть срок жизни

В последнем журнале "Театрал" наткнулась на интервью Константина Райкина, где он говорит, что оптимальный срок жизни спектакля - три года. Пожалуй, соглашусь. Когда спектакль долго не снимают, он ветшает, актёры устают его играть, новые вводы обычно не так удачны... Из "спектаклей-пенсионеров" у Фоменко мне нравится, пожалуй, только "Театральный роман", всё остальное, включая хвалёных "Рыжего", "Волков и овец"... устарело безнадёжно. Спектакль "Самое важное" было поставлен в 2006. Да вспомните хотя бы себя 12 лет назад, неужто вы до сих пор любите всё то же самое?.. Ну и кроме того литературная основа, роман "Венерин волос" нашего соотечественника, живущего в Швейцарии, на мой вкус не такой уж хороший выбор. Принято верить, что отличный режиссёр может поставить и телефонный справочник, но я советую всё-таки попробовать перед походом прочитать хотя бы несколько страниц из книги, чтобы понять насколько это "ваше" произведение. Я же, как Станиславский, могу только сказать "не верю". А ещё это скучно.

1
0
9
1911
38 отзывов, 83 оценки, рейтинг 33
9 октября 2007

Cпектакль ПОТРЯСАЮЩИЙ !!! Может быть даже сильнее, чем "Отравленная туника", хотя они, конечно, разные по жанру и сравнивать ни в коем случае не стоит, но почему-то проскальзнуло... Весь спектакль внимаешь актерам затаив дыхание и весь зал так, чувства вызывает очень сильные, но как обычно словами это трудно выразить. Даже рекомендации не нужны, всем стоит посмотреть.

1
0
7
Настасья
36 отзывов, 224 оценки, рейтинг 27
6 ноября 2010

Для моего юношеского ума спектакль показался очень сложным. Отрывки сами по себе интересные, глубокие, но где главное, где общее? Для меня это осталось непознанным. Ну это уже мое недопонимание текста. А постановка хорошая. Мне понравились декорации, маленькая сцена, уют. Сценки в риме, экскурсоводы и учительница с шаржем на спине - все это только усиливает глубину спектакля.
Теперь стоит только докопаться до истины, до самого важного!
Что же самое важное? Любовь? Да, наверное любовь, это единственное, что вышло как итог в моей голове.
Загадкой осталось то, как связаны между собой 2 главных героя. То ли это автор и героиня, то ли 2 отдельных персонажа.

Оставляю неоцененным. Требует осмысления и повторного просмотра.

Оценка "Хорошо", не могу поставить "так себе", это было бы слишком

1
0
7
Palma
11 отзывов, 12 оценок, рейтинг 24
18 мая 2015

Спектакль со всеобъемлющим названием "Самое важное" может быть важен и понятен далеко не каждому. Я, например, не читала романа Шишкина, по которому поставлено сие произведение. Посему спектакль показался нагромождением несвязанных между собой эпох, воспоминаний и аллюзий, далеко мне не близких. Пардон за каламбур. Признаюсь, я с удовольствием оживлялась и выходила из вязкой дремотной тоски, только когда на сцене появлялась Джабраилова или Кутеповы. Все остальные сцены я высидела с трудом. Несмотря на всю свою любовь к театру Фоменко и его труппе, я все же ушла после первого действия. Два действия, кстати, идут без малого 4 часа! Так что подумайте, готовы ли вы просидеть в не самом удобном зале на спектакле с сильным налетом постмодернизма столько времени. Театр успел избаловать меня как зрителя таким огромным эмоциональным зарядом после каждого спектакля, что "Самое важное" мне показалось унылым ...затянутым бредом. Но это только мне, "балованному" зрителю. Вполне допускаю, что новичку театра Фоменко этот спектакль покажется верхом глубины и откровенности. Возможно это и так. Но все же мне ближе и важнее красота и смысл, таящиеся в "простоте" Пушкина, Толстого, Чехова, Островского, чем допустим, Набокова, Бунина, и тем более Шишкина. В общем резюме такое - для молодого зрителя, который еще не устал от постмодернистов типа Беккете или Олби..

1
0
9
sidug
8 отзывов, 13 оценок, рейтинг 16
11 января 2008

"Венерин волос" прочитал в сентябре будучи в отпуске. Не скажу, что эта проза далась легко. Видно интеллектуальным уровнем не дорос. Жена и сын до меня пытались осилить чтиво, но как и у Манилова дальше какой-то страницы не пошло. Но дело было в Греции, делать было нечего... Рубеж роковой страницы был с трудом преодолен, а дальше,как говорится - понесло... И пусть многое все-таки осталось непонятно, но осталось безумное эмоциональное впечатление, наслаждение образностью и яркостью языка в сочетании с историей, жизнью и кошмарами нынешнего бытия. Но больше всего меня стал доставать ворос: Как же ЭТО можно поставить на сцене?
А вот так, как это сделали у Фоменко! На одном дыхании, живо, ярко, остроумно, красиво... И суть и язык романа благополучно перекочевали на театральные подмостки и заиграли яркими гранями, подсвечиваемые актерскими талантами "фоменок".
Даже жена, несмотря на некстати разыгравшуюся мигрень, вкушала это действо до конца, поскольку оторваться, прервать, а тем более не досмотреть ЭТО - еще большая боль, чем головная.
А приятное послевкусие увиденного радовало меня еще неделю или больше, периодически возвращая на греческий берег, где у ног "колыхалось море, подвешенное на веревке горизонта белыми прищепками парусов"...
Прочитайте и посмотрите. Или наоборот. Но обязательно посмотрите, это - САМОЕ ВАЖНОЕ!

5
0
7
Alexandra 87
13 отзывов, 13 оценок, рейтинг 13
17 марта 2010

Самое важное и «самое важное»

Замечательный спектакль получился у фоменок: легкий и о вечном. И трудный для постановки «Венерин волос» вышел удачным.
Джабраилова…очень рада, что наконец довелось ее увидеть на сцене…
Крылов такой настоящий, живой, забавный на поклонах.
Даже обе Кутеповы впечатлили, хотя я к ним никогда не испытывала особой симпатии

Что самое важное? Что можно будет вспомнить, когда спросят…и как боязно от мысли, что времени для этих воспоминаний дадут не много… только САМОЕ важное…а начинают вспоминаться мелочи, мелочи, мелочи…за ними все время боишься упустить главное…а потом оказывается, что главное, САМОЕ ВАЖНОЕ – как раз эти мелочи, яркие вспышки воспоминаний за разные годы, в них вся жизнь, вся «горошина», вся душа, весящая около 5 грамм…
И если вся жизнь это «движение от понимания к непониманию»…в детстве есть много вопросов и мало ответов, с годами всё на бОльшее количество из них получаешь ответы…а потом начинается обратный процесс…ты перестаешь видеть логику в этом мире, в действиях людей…появляются «взрослые» игры, которые начинают подменять чистое и настоящее, они становятся САМЫМ ВАЖНЫМ…
И все чаще и чаще только в случае когда «призывают к ответу», начинается осознавание, что важное в тех самых мелочах, которых пытаешься вспомнить все больше, продлить некоторые из них дольше (ведь в тот момент было счастье, тепло, радостно…и это ощущение навсегда осталось, так как ты можешь вызвать его в памяти и в нем остаться)…детство, игры, бабушкины пироги, первая любовь, вторая, третья, непонимание, предательство, мечты, их осуществление, дети (странное ощущение того, что «твое сердце стучит не в тебе, а рядом», в этой маленькой горошинке твое сердце)…и много-много чего еще, у каждого свое…а часы в виде стола, помещенные режиссером на середину сцены все продолжают отматывать время вперед, иногда быстрее, иногда время замирает…

И Петр (Пьетро) встречают беженцев (туристов) в земном раю Швейцарии (флаг которой, он же крест и дверь в самое вечное…в «убежище» от этого мира...), и в вечном городе – Риме, и допрашивают о самом важном, и обещают показать это самое ВАЖНОЕ…

1
0
3
Владимир Остриков
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
12 января 2022

Актёры играют замечательно - все понравились, мастера своего дела)
А вот пьеса - (((
Понятно, что всё гениальное - просто. Но сидеть 4 часа ради того, что в конце вам скажут, что "травке - муравке" до нас дела нет, и она нас всех переживёт?)))
Спектакль ,с претензией на глубокий, философский - "сакральными фразами" не блещет.
Досидел до конца с трудом, из вежливости.


0
0