Москва

Все отзывы о спектакле «Русское варенье»

Постановка - Театр на Трубной

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1166
27 апреля 2007

Чеховскую уходящую натуру оплакивают и хоронят уже сто лет, а она — гляди ж ты, все живет себе. Судя по пьесе Людмилы Улицкой — живет в подмосковных писательских и академических поселках, на покосившихся дачах, которым на рынке недвижимости грош цена, тогда как земля под ними — золотая.

Это вообще любимая тема писателей, пописывающих для театра: чеховские типы в новой реальности, гибнущие родовые очаги, идущие на сруб вишневые сады и неудавшиеся Шопенгауэры, ишачащие на советской службе. Разница между прочими писателями и Улицкой в том, что она не склонна переоценивать историческую роль интеллигента и хоронить его с оркестром. Интеллигент, по Улицкой, — всегда был и пребудет в веках. Он всегда будет держаться за свои развалюхи по той причине, что в них жили деды, бестолково тратить деньги, которых у него кот наплакал, учить лишние языки, любить не тех, кого стоило бы, производить на свет себе подобных и полную себе противоположность. Могильщик вишневого сада, в интерпретации Улицкой, не поднявшаяся из грязи в князи деревенщина, а родной сын Раневской. А варенье из вишни в ее доме варят, как варили еще при молодом Фирсе. И тоже, заметьте, на продажу. Одним словом, интеллигент достоин того, чтобы над ним с любовью посмеяться.

Улицкой удалась чеховская комедия, причем действительно смешная — а это очень редкая птица. У нее чеховские типы выглядят прямо-таки персонажами комедии масок — устойчивыми, легко узнаваемыми. Как в комедии масок, в «Русском варенье» действуют комичные старики, молодежь и слуги. Старики — это влюбленный в балерину пенсионер (Альберт Филозов) и его работящая сестра-переводчица (Татьяна Васильева). Молодежь — наследник-сын Ростислав Лопахин (простите, Лепехин) и дочери, то есть три сестры. Есть и «простые люди». Здесь проматывают последние гроши в Париже, молочнице платят в долларах, работает на всю семью один человек, а дом чуть не уплывает «простому человеку», оставаясь, впрочем, в своем кругу. «Простой человек» между тем, захаживая сюда, у хозяев разных слов нахватался: «Многоуважаемая дверь, — оглаживает он новую дверь в сортир, — приветствую твое существование».

Итальянские комики когда-то несли по ходу спектакля отсебятину, сводя наиболее удачные и старые репризы, как диджей сводит пластинки. Любой русский артист, подкинь ему только сюжет, способен сыграть его исключительно чеховскими цитатами. Даже студенты (у Дмитрия Крымова есть такой спектакль — «Торги»). Артисты Иосифа Райхельгауза не исключение, здесь одну только «Чайку» играют в трех видах — саму пьесу, акунинский сиквел и оперетту по ее мотивам. Татьяна Васильева — та когда-то была Раневской в спектакле Театра Антона Чехова. Так что Улицкая могла только наметить сюжетные ходы — диалоги они бы сыграли сами. Но она написала им действительно смешные тексты. Одно только она не рассчитала — хронометраж. У Улицкой на титульном листе написано «без антракта». А театру понадобились целых два перерыва: для перемен декораций Юрия Харикова и еще — чтобы все сыграть и не умереть. Но разве кинешь в Улицкую камень: писатель, сцены не знает.

5
0
9
Елена ККК
421 отзыв, 805 оценок, рейтинг 288
16 января 2016

Спектакль идет почти 10 лет, и понятно, почему. Замечательная постановка! Тут и вечная проблема русской интеллигенции, и "чеховщина", и шикарнейший актерский состав, и бережно переданная атмосфера - да-да, та самая, дачная: густое, будто застывшее время, в котором буквально тонут члены семьи, закрытый маленький мирок, который, даже сталкиваясь с проявлениями внешнего мира, умудряется их игнорировать, сохранять сам себя, не замечая собственного умирания... Абсолютная бессмысленность всего, "тупиковая ветвь эволюции". И их ведь даже не жалко! Вот что удивительно. Никого. Ну, разве что на Лизу есть некоторая надежда - вдруг ей удастся вынырнуть из этого болота. Смотреть на все это бесконечно больно и смешно одновременно. Ну как так можно?! А ведь можно. Ведь так и живут... вот в чем фокус.
Ну и состав, конечно - отдельное удовольствие.
Дюдя - Альберт Филозов, Наталья Ивановна - Татьяна Васильева, Ростислав - Вадим Колганов, Вава - Анжелина Волчкова. Лёля - Екатерина Директоренко, Лиза - Ольга Гусилетова, Алла - Джульетта Геринг, Константин - Александр Цой, Маканя - Елена Санаева, Семен - Владимир Шульга.
Восхищена Татьяной Васильевой, искренне. Во многом на ней и на Ольге Гусилетовой все держится, как мне кажется. Но если Татьяне Васильевой достаточно появиться на сцене, и зал уже затаивает дыхание, то Ольга вытягивает всё буквально волоком :)) Ее персонаж, Лиза - самая юная из всех, самая живая, еще, кажется, не окончательно смирилась со своим существованием в этом бедламе. Она шутит, дурачится, валяет дурака, доводит какие-то моменты до абсурда, а что-то, напротив, сглаживает... Первое время кажется, что актриса безбожно переигрывает, ну нельзя же так-то! А потом постепенно понимаешь, что там, наверное, по-другому нельзя, в этой семейке. Нельзя жить и не просто выжить, но и рассудок сохранить. Только чувство юмора и может помочь. Конечно, и остальные все прекрасны! Маканя Елены Санаевой замечательная. Мне кажется, все когда-то встречали подобных хозяюшек :)
Немного непонятен мне герой Александра Цоя, Константин. Нет, торс, конечно, шикарный, как и волосы. Но это что - все?... Образ трутня передан замечательно, только непонятно, что Константину самому-то надо в этой семье, за что Лёля умудрилась в него влюбиться (?). Как-то начал бодро, Костя даже отшучивался, вроде бы... А потом совсем прекратился во что-то невнятное. Не поняла я, в общем, задумку.
Спектакль шел даже дольше, чем обещано в программке: из зала мы вышли в 22:00. Три часа удовольствия - прекрасное завершение первой в этом году рабочей недели, я считаю!

2
0
1
ПАВЕЛ ЛЯГИН
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 283
29 ноября 2009

отвратительно и очень не аппетитно!
в осадке - мерзость, пошлость и НЕпрофессионализм.
зачем там талантливая и потрясающая васильева? что она делает там, где от неё не ждут игры, точнее в этой пьесе (не самой умной и театральной) нет для неё моментов, где бы она могла раскрыться.
Актёра, играющего роль Константина, играет корейский юноша, скажите, его нашли на улице где-то на цветном бульваре? теперь в театр приглашают по флайеру на сцену? Нет, слово ПИЗ_Ц юноша произносит чётко и громко, это пожалуй единственное достижение и главный успех.
Кстати о лексике, скажите, а для чего это слово звучит так часто?
Лично у меня в остатке и осталось что только горечь за театр, некоторых актёров и балаган на сцене, вышел из театра, а никаких эмоций... вобщем пизд_ц

1
0
8
Анна Л
242 отзыва, 434 оценки, рейтинг 203
27 марта 2021

Очень понравился спектакль! С тонким юмором, отлично сыгранный.

0
0
5
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 150
18 октября 2017

Спектакль по пьесе Людмилы Улицкой, дамы достойной, детективов не писала,
В глупостях не замечена, темы романов - достойные, может насторожить только толщина томов, но ведь это не недостаток.
В спектакле, увы, его длина стала недостатком.
Много слов, много сцен – и все они - бесполезные.
Выстрелы – холостые, шутки не добивают до конца даже второго ряда зрителей
В результате, полагаю, что Чехов Улицкой точно не товарищ, хотя портрет классика по сцене таскали, и на вишневый сад весьма толсто намекали, и вроде все складывалось:
Вот она дача
Вот они тунеядцы
Вот они умные и интеллигентные люди
Вот он, злодей – русский простой человек, на все руки мастер, на самом деле ничего не умеющий
Вот еще и дачу купил, к чему, не ясно
Впрочем, тут вообще все ни к чему, целиком и полностью.


Так что варенье – не особо русское получилось (да и не варенье вовсе, хотя прямо ж сказали со сцены – положи мышь или крысу в тазик с вареньем, и вот оно тебе будет, русское варенье, они, эти русские, не умеют по-другому: ни жить, ни варенье варить)
И вот, вязкая будто глина пьеса, в которой недоуменно застряли некоторые весьма и весьма приятные актеры театра, превращаясь временами в статуи, наконец, закончилась. Ура.
Горшочек, не вари больше, умоляю

О чем это я? Скорей всего, о том, что пьеса оказалась намного скучнее и бездарнее актеров, что ее разыгрывали.
Разыгрывали-разыгрывали, но не разыграли.

Например,
Если о действующих лицах и исполнителях немного побеседовать.
Чего спешить-то , пьеса тоже была – длинная, в течение действия
свитер можно связать, без рукавов, правда, скорее всего, и не модный,ну русский, в общем, свитер такой, для электрички. И мышь туда положить, согреется хоть.

Итак, Татьяна Васильева в роли Натальи Ивановны, переводчицы
Единственной героини, что работает, зарабатывает что-то, и право голоса имеет соответственно.
Мое утешение она была, на протяжении всего спектакля
Выходит, и одним видом своим утешает скорбного зрителя.
Мне кажется, это от того, что она – актриса прям-таки великая.
«Не спала ни секунды», произносит ее героиня, или просто сидит за столом, болтая.
Ликую просто, сразу все интересно и значительно становится. На минуты считанные.
Правда, до конца спектакля волшебное зелье таланта Т. Васильевой не доработало.
Ближе к финалу стояла Наталья Ивановна, буквально предметом мебели, виньеткой ложной сути, и это преступный расход, на мой вкус, такой актерской фактуры (выражаясь старомодно).

Наталья Санаева в роли Макани, домоправительницы и приживалки
Утешение № 2 «Русского варенья».
Такая естественная, будто сама жизнь. Световое пятно в темном кругу неразличимого,
четкое слово в ряду неразборчивого, яркая и настоящая.

Но им двоим не справиться все же. Со всем остальным.
Не выбраться из болота никчемного материала пьесы.
Там - глубоко, и без русалок.
Остальные участники – просто куклы, ходульные персонажи для зомби-ящика (не в смысле телевизора, а ящика для не-живых)

Вот Татьяна Циренина, старшая дочь. Образ православия достался, негативный.
Странно себя ведет персонаж, воплощая представление о православном человеке как о бесконечно лживом и лицемерном существе, и это ко всему не зло, зло-то – оно многогранно, любопытно, пугающе. Тут – плоское, ничего не содержится. Просто неприятное.
С косой, в платке, в длинном платье, ходит на службы, говорит глупости, работать не хочет. Злобная, мнение других- до лампочки.

Следующая восковая кукла – куколка Екатерина Директоренко, ей средняя досталась дочь.
Играет придаток к жениху, бой-френду.
И это могло быть забавно, но уж нет. Пусть будет всем наоборот скучно.
Смешные как бы сцены с другом-композитором, которого укусила кошка, - не смешат. Бородатая щутка не забавляет, анекдот не вставляет.
про друга.
Александр Цой - хороший, но на композитора не похож. Надо было в танцовщики хоть записать или в актеры. Не верю.

Третья дочь – Ольга Гусилетова, - тоже провал.
По ходу пьесы она должна, похоже, остро-ироничные реплики подавать, быть довольно интересной особой.
Но текст реплик такой, что до иронии как до Мадагаскара, не доплыть.
Не интересно.

Пара – старший сын и его жена-писательница (полагаю, в этом образе хищной бизнес-дамы Улицкая кого-то пнула, но до меня не доходит, кого, да и плевать)
Лишние люди.
Итак, на сцене уже топчется несусветное количество народу, не знают, что им делать дальше, тут еще пришли. Добавить тоски.

Семен, золотые руки
У него роль DEUS ex machine
Пошутить про починку света и унитаза, и каким-то манером подрулить к финалу.
Семен (Алексей Гнилицкий) выполняет это все, но получается без огонька.
И осудить такое невозможно. Откуда тут огня взять.

Сценография.
Есть.
Все – белое, модное, люстры закрыты белыми тряпками, продемонстрировать, что хозяйство – в разрухе, нужно.
Но..выбор белого цвета – это очередная неудача. Белый цвет недостатки выпячивает.
На этом фоне точно надо что-то делать, страсти какие-то внушать, мысли, чувства бередить, а не просто по сцене болтаться с фразами, подцепленными от знакомых и приятелей (да, тоже узнала некоторых своих, но зевать от этого не перестала)

Музыкальное оформление. Не подходит.
Занавес, наверно.
Да, пожалуй, все.

2
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 115
20 ноября 2015

Не стану скрывать, что шла я посмотреть на Татьяну Васильеву и Елену Санаеву, у которых в этом спектакле основные роли.
И они были великолепны! Сцена, где они вдвоём утром на кухне, гениальна!
Но поразили меня своей игрой не только они!
Ещё и Ольга Гусилетова, которую мне довелось увидеть впервые.
Какое перевоплощение! Какое погружение и полное попадание в роль! Блестяще!

Сам же спектакль заставил и посмеяться, и погрустить, и возмутиться, и посочувствовать.
А главное, в нём всё правда!
Как узнаваемы герои! Вот уж действительно Людмила Улицкая точно знает, о чём пишет!
Случалось мне в жизни бывать в подобных семействах, в подобных домах и на похожих дачах.
Всё так, всё так. Неспособность заработать, нежелание работать, неприспособленность к жизни, витание в облаках, бесконечные рассуждения о судьбах народа, подсчёт долей той или иной крови и, конечно же, мемуары. :)
И поверх всего этого дивная ирония и утончённое чувство юмора!

Я наслаждалась каждой секундой этого спектакля! Каждой ложкой этого странноватого варенья. :)
Чего и вам всем искренне желаю!
Сходите в театр!

0
0
9
Marylyn
108 отзывов, 166 оценок, рейтинг 107
20 марта 2018

Давно хотели сходить на спектакль "Русское варенье" по Улицкой, и вот наконец сделали это! Спасибо театру Школа современной пьесы и сообществу <lj comm="moskva_lublu">.

Впечатления неоднозначные.
С одной стороны, тем, кто, как и я, не любит Чехова, ходить, пожалуй, не стоит - спектакль идет неторопливо, ничего, по сути, не происходит до самого последнего действия, много разговоров - переливание из пустого в порожнее и, собственно, всё.

А с другой - такие прекрасные актеры, что хочется на них просто смотреть и наслаждаться. "Звёздная" Татьяна Васильева, очаровательнейший Владимир Шульга, забавная Ольга Гусилетова - в основном, она спасала зрителей от накрывающего ощущения унылости и безнадёги.
Вообще все персонажи получились очень характерные, выпуклые, узнаваемые. Великолепно сыграла Джульетта Геринг - така противная у нее получилась православная бездельница, нервная и любящая рассказать, как всё плохо в этой стране. И писательница пустых романов, и бизнесмен, и родственница, добровольно взявшая на себя роль обслуги, и зять-"непризнанный гений". Все, все были прекрасны!

Одно не понятно - почему так все это и длилось из года в год и никто не взял и не "построил" эту кучу нахлебников и бездельников, не заставил их вносить свою лепту в жизнь семьи. В конце концов с ними и обошлись как с не имеющий права голоса массой - сгребли и убрали, чтоб не мешали.
Но это уже претензия не к спектаклю, и даже, может быть, не к пьесе - к жизни...

0
0
7
МАРИЯ СЕРДЮКОВА
160 отзывов, 161 оценка, рейтинг 74
18 сентября 2017

Первым спектаклем нового осеннего сезона стало "Русское варенье" по пьесе Людмилы Улицкой в театре "Школа современной пьесы".
Постановка является неким переносом "Вишневого сада" в наши дня. Рефлексирующая интеллигенция, которая не желает работать, а лишь размышляет о глобальном и судьбе России, не замечая дырок в полу и отсутствия двери в уборную.
Не спектакль, а сага о потерянном времени и поколении.
С первых минут удивляют декорации: свисающие грязные тряпки, какие-то простыни на люстрах... упадок в каждое детали..но постепенно приходит понимание, что никакой другой интерьер и не подошел бы.
Я читала много отзывов о о блестящей игре Татьяны Васильевой, но мне больше понравилась Ольга Гусилетова в роли младшей дочери. Она вызывала больше эмоций, хотя ее шутки не всегда были искрометны, а иногда просто притянуты
Удивил персонаж Александра Цоя (муж Елены) - его присутствие на сцене не выражало ничего.. вот прям что есть, что нет))
Оживление в спектакле связано с появлением Ивана Мамонова и Джульетты Геринг. Какие же они яркие, активные.
Состав актеров как всегда звездный: Татьяна Васильева, Иван Мамонов, мои любимые Джульетта Геринг и Елена Санаева и другие.
Если вы поклонник "Вишневого сада", то уверена, что и "Русское варенье" придется по вкусу.
Для меня этот спектакль относится скорее к категории качественных, но при этом не зацепивших.

0
0
9
Валерия Хатковская
26 отзывов, 114 оценки, рейтинг 70
30 января 2014

Именно противоречивые отзывы побудили меня посмотреть "Русское варенье": мне не верилось, что пьеса Людмилы Улицкой, поставленная Райхельгаузом и исполняемая Филозовым и Васильевой может быть "отвратительной и не очень аппетитной", как выразились ниже. Посмотрев спектакль и составив собственное мнение на его счет, я хочу поблагодарить автора этой характеристики, потому что я получила огромное удовольствие от просмотра.

Вам понравится эта пьеса, если: Вы когда-нибудь жили или живете в большой разношерстной семье и Вы знаете, что такое быть частью клана или представителем рода (как угодно); если Вам не чуждо понятие "родового гнезда", в которое Вы возвращаетесь в значимые для семьи даты, чтобы еще раз ощутить, что время не властно над этим местом; Вам понравится спектакль, если сидя в кругу своих родных, Вам хоть раз приходила в голову мысль, что Вы живете в сумасшедшем доме, и как так получилось, что с ЭТИМИ людьми Вас угораздило оказаться в родстве? Вам понравится, если Вам довелось быть знакомыми с представителями старой интеллигенции, так называемыми "лишними людьми"; и, конечно же, Вам понравится спектакль, если Вы цените творчество Людмилы Улицкой, если Вы не против здоровой доли самокритики и, даже, сарказма, а также не падаете в обморок, услышав "п****ц" с театральных подмосток (нецензурная лексика, к слову, в спектакле этим и ограничивается).

Мне было уютно и комфортно в созданной актерами и режиссером атмосфере. Даже мощная доза криотерапии, которая, помимо воли зрителей, очевидно, идет бесплатным бонусом ко всем постановкам Школы современной пьесы, не испортила впечатления от просмотра. Просто не сдавайте в гардероб шубу :)

1
0
9
Olga Grushenka
64 отзыва, 69 оценок, рейтинг 55
14 января 2017

"Вишневый сад " и "Три сестры". Антон Павлович Чехов. Людмила Улицкая. Классическая и современная литература, талантливая режиссура и гениальные актеры. Все это о спектакле театра "Школа современной пьесы" "Русское варенье".

Я не читаю отзывы самопризванных театральных критиков, идя на спектакль. Это мой жизненный принцип. Мне нужно увидеть самой и самой понять, что же это было. Чужое мнение меня не очень интересует ни по какому поводу. Но тут я от правил своих отступила и уже сегодня утром прочла несколько рецензий. Какие же мы все разные! Спектакль назван скучным, затянутым, с предсказуемыми диалогами и невыразительной игрой актеров. Да, вчера на сцене не прыгали, не танцевали и не было того драйва, который держит в напряжении от начала спектакля и до конца. Вчера на сцене театра герои, пришедшие к нам из произведений Чехова просто жили, варили варенье и пытались рассуждать о судьбе России. Да, именно пытались, так как рассуждения были пронизаны тонким и интеллигентным юмором. Никто их всерьез не воспринимал. Гротеск, сарказм, тонкая насмешка - вот основные цвета палитры спектакля "Русское варенье". Это Чехов, господа! Нужно внимательно слушать диалоги и уметь читать между строк. И тогда вы поймете, что спектакль - гениальный!
О чем спектакль? Я не буду рассказывать. Великие произведения мы все читали и даже писали по ним сочинения. Интересно увидеть, как это преломилось под пером Людмилы Улицкой, на мой взгляд, довольно спорного автора, но мной весьма уважаемого. Нужно увидеть великолепный дуэт двух талантливейших актрис Санаевой-Васильевой. Вадим Колганов для меня открытие вчерашнее. Я явно недооценивала этого актера. Он прекрасен!
Если вы поклонник классики и, между тем, не против ее современного прочтения, если вы можете отличить хорошую актерскую игру от плохой и если вы хотите провести вечер в компании талантливых людей и где-то узнать себя или своих знакомых, чтобы посмеяться и погрустить, то вам нужно обязательно увидеть спектакль "Русское варенье" в театре "Школа Современной пьесы".

0
0
9
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 50
21 декабря 2015

На мой взгляд, "Русское варенье" - это один из лучших спектаклей, поставленных в Школе современной пьесы.
Признаюсь честно, я смотрела его дважды. Первый раз, лет 10 назад, когда он только появился. Тогда меня привлекло имя Людмилы Улицкой. Ведь это ее пьеса.
Второй - примерно неделю назад, благодаря ketosha и mosblog. Просто потому, что хотелось снова увидеть хороший спектакль, а также Татьяну Васильеву и Ольгу Гусилетову, которые мне в нем очень понравились еще тогда.

И знаете что? Спектакль все так же хорош. А может стал даже и лучше, как выдержанное вино. А вот акценты, пожалуй, чуть поменялись. Например, мужа Елены играет теперь актер с азиатским типом внешности. Ну так и мир не стоит на месте.

Действие происходит в 2002 году, в дачном академическом поселке. Теперь здесь живут Андрей Иванович (дядя Дюдя), Наталья Ивановна и ее три дочери, а также муж средней дочери Константин. Дача получена в наследство от академика Ивана Лепехина, отца Натальи Ивановны и Андрея Ивановича. Ведет хозяйство Мария Яковлевна, сестра покойного мужа Натальи Ивановны. Наталья Ивановна исполняет большой заказ – перевод на английский язык многотомника современной русской писательницы Евдокии Калугиной, жены Ростислава.

У спектакля разнообразная и сложная звуковая партитура, которая в идеале доходит до симфонизма. Составляющие партитуры – треск пишущей машинки, на которой печатает Наталья Ивановна, компьютерная музыка, производимая Константином, а впоследствии, когда компьютер окончательно ломается, грохот ударной установки, подозрительный скрип раскладушки, временами доходящий до неприличия, мяуканье кошки, которая жаждет любви, вибрация отбойного молотка, дребезг разбиваемой посуды и прочие шумы домашнего обихода – спускаемой воды в туалете, падения предметов, колокольный звон из близлежащего монастыря, звонки телефонов – главным образом, Лизиного мобильного и, наконец, визг тормозов и рев бульдозеров. Естественно, все эти шумы не заглушают речи.

Старая дача. Мебель в чехлах, полумрак. На стене - освещенный портрет Чехова. Семья интеллигентов, которые сдают квартиру в центре, чтобы было на что жить, т.к. источник денег у них всего один - переводы, которые делает мать семейства. Состоит из: трех сестер - все совершенно разные, каждая со свои характером, профессора математики (Лепехина) - любителя припрятать бутылочку в буфере, Маканю - почти домработницу, и в то же время - члена семьи. Также присутствует некий объект мужского пола - существо бессмысленное, ибо якобы музыкант. Где-то в районе туманного горизонта обретается старший брат - бизнесмен, и вообще человек уже другого мира. Плюс его жена, пишущая романы - ядовитая шпилька со стороны Улицкой в сторону бесконечных детективных барышень.
И разговоры. Много-много разговоров, забавных, будничных, ироничных, ехидных, саркастических. Ни разу не скучных. Местами смешных. О жизни, конечно:

- Господи, как я устала! Уже три часа ночи. Я не могу заснуть. Ночь пропала… Все пропало. Молодость пропала!
- Если ты так будешь ныть, то и старость пропадет…

Плюс книжка Молоховец и варенье. :)
Куча аллюзий в сторону Чехова. Не буду перечислять, это такое приятное узнавание. С его портрета начинается спектакль, его герои - в каждой сцене. И они - одновременно мы. Впрочем, Улицкая не любит людей меньше, чем Антон Павлович. Она к ним нежнее. Хотя набор диагнозов - налицо :)
Afterchehov, как иначе.


На мой взгляд, отличный спектакль, очень рекомендую. Да еще и состав актеров замечательный: Васильева, Филозов, Санаева, Гусилетова.

1
0
9
Elena Shmyreva
253 отзыва, 257 оценок, рейтинг 33
20 января 2018

В канун Старого Нового года в театре Школа Современной Пьесы смотрела пьесу Людмилы Улицкой в постановке Иосифа Райхельгауза "Русское варенье".
С первых же минут понимаешь, что без Чехова тут не обошлось. Это и прямые указания в виде портрета Антона Павловича, и более тонкие аллюзии в виде выбора места действия: родового гнезда - старой, разваливающейся, пережившей не одно поколение дачи в академическом поселке; главных героев — интеллигентной семьи, члены которой могут красиво рассуждать, но совершенно не способны к простому ремеслу да и к финансовой деловитости.
Но если у Чехова задаешься вопросом, почему "Вишневый сад" КОМЕДИЯ, в диалогах и сюжете "Варенья" такого вопроса не возникает. Идейно очень похоже на Чехова, но доведено до абсурда. Все разваливается в прямом и переносном смысле: разваливается дом, отказывают электричество и канализация, соседи продают свои участки, нет денег на ремонт и нормальное существование; но вместо чеховского "надо работать", слышишь от молодого поколения: "работать? ..неееет!"
От главы же семьи, а ей является мать семейства Наталья Ивановна (Татьяна Васильева), в первые минуты действия следует реплика: "Всю жизнь я работаю, как ломовая лошадь.." Оно конечно, каждый труд почетен. И лишь несколько позже мы узнаем, что Наталья Ивановна занимается переводом многотомного издания женских романов своей снохи (кажется на момент пьесы ей закончен 15й том).
А что же варенье? Это проект семьи выйти из финансового кризиса. Варить его собирается Мария Яковлевна (Елена Санаева). Она сестра покойного мужа Натальи Ивановны, домоправительница и приживалка. Единственная, кто что-то может в доме делать руками. Ну, и что, что в варенье попала мышь? Надо еще раз продукт прокипятить и освятить... Отличный рецепт.
Собственных вишен нет, как и яблонь, которые то ли засохли, то ли замерзли. Но это диалектический материализм, который когда-то преподавал брат Марии Яковлевны. "А диалектика в том и заключается, что все в развитии… что вчера было хорошо, то сегодня плохо…. Что сегодня хорошо, завтра опять плохо… Все в развитии… Все хуже и хуже… "
Гротескные ситуации, интересные узнаваемые герои. Мы живем в этом мире рядом с ними. И нам не грустно, несмотря на все тридцать три несчастья. Сказочный эпилог добавляет позитива. Пьеса из тех, про которые говорят: вы сделали мой день! Да, да, сделали все: и драматург, и режиссер, и, конечно, артисты. Огромное спасибо за приглашение Сообществу Люблю Москву.

0
0
7
beaujolais
45 отзывов, 112 оценки, рейтинг 33
24 ноября 2009

Спактакль удался: чуть грустный, чуть смешной, очень жизненный. Очень здорово сыгранный. Особенно хороша Васильева (хоть я и не ее фанат). Гусилетова и Санаева ей под стать. Особое спасибо режиссеру - за бережное отношение к Улицкой. Из минусов - пожалуй, чей-то слух может резануть слова, типа "п...ц", пару раз произносимые молодым поколением со сцены (мой-таки не резануло - по-моему, очень органично получилось). Единственно, не понравилось, что во втором акте новые действующие лица подтягиваются на сцену через зал: зал маленький, по краям, как всегда, куча контрамарочников - соответственно, вся возятся, встают, садятся. Но на серьезный недостаток это, согласитесь, не тянет.
Почему оценка "хорошо"? Ну, просто потому что доводилось видеть и лучше. Так что твердая "четверка"

0
0
7
катя к
18 отзывов, 125 оценок, рейтинг 30
1 апреля 2009

Ожидала большего. Почему-то было грустно и не очень смешно, было жалко эту семью. Очень много разговоров, но не было эмоций и энергии. Могу сказать огромное спасибо Т.Васильевой - она профессионал, А.Филозов понравился. Из молодых актёров только актриса, игравшая Лизу.

5
0
9
Мария Н.
28 отзывов, 33 оценки, рейтинг 28
3 декабря 2017

"Русское варенье" Школы современной пьесы - чудесный спектакль, в котором порой трудно понять, где грань между постмодернистской игрой в Чехова и суровым реализмом, типажами чеховскими и современными. Зато очевидно одно - за сто лет для определенного типа людей решительно ничего не поменялось. Разве что вишневого сада все-таки жаль, а вот старую лепехинскую дачу и впрямь давно пора было пустить под бульдозер.
Спектакль практически полностью состоит из отсылок к творчеству Чехова - как очевидных ("Вишнёвый сад", "Три сестры"), так и мимоходом проскакивающих ("Крыжовник", "Свадьба"). Он определённо предназначен для многоразового просмотра - все цитаты с одного раза не считаешь. Зато ситуация в нём узнаваема с полуслова - дача, на которой уже всё разваливается и не работает, толпа бездельников, каждый из которых убеждён в своей уникальности, и пара работяг, на чьи деньги все эти люди и живут, тайно или явно тех, кто их обеспечивает, презирая - конечно, куда новому русскому и писательнице, строчащей дамские романы, проникнуться высокой духовностью.
Чеховские персонажи за век с хвостиком поизмельчали и вызывают мало сочувствия - зато много здорового смеха.
Великолепна игра актеров - решительно каждого из персонажей узнаешь, они одновременно совсем чеховские и совершенно конкретные, современные, тебе знакомые. Чудесный Владимир Шульга - одновременно и Гаев, и профессор-алкоголик Дюдя. В харизматичной Татьяне Васильевой есть многое и от Раневской, и от Аркадиной, и от других чеховских героинь. А какие замечательные сёстры: Татьяна Циренина - подчёркнуто "верующая" Вава (судя по фанатизму - неофитка), Екатерина Директоренко - самовлюблённая лентяйка Лёля, Ольга Гусилетова - язвительная студентка Лиза... Прекрасен и очень органичен Вадим Колганов в роли бизнесмена Ростислава - в котором безошибочно узнаёшь Лопахина.
Вот только не так тонка и не так трагична ситуация "Русского варенья", как в "Вишнёвом саде". Современный Гаев продаст родовое гнездо за бесценок, чтобы купить себе с любовницей квартиру в Барселоне. Обитатели лепёхинской дачи, конечно, будут за неё цепляться - но не потому, что она для них свята, а потому, что иначе придётся работать. И звук лопнувшей струны сменится вибрацией и гудением явно механического происхождения, а вместо стука топора мы услышим бульдозеры.
И, конечно, никакого сада. Сады давно выродились, вишня, из которой Лепёхины пытаются варить варенье, куплена Лизой на рынке, да и варенье то есть нельзя - в нём невесть как оказалась дохлая мышь.
Всё выродилось, всё измельчало.
"Русское варенье" - это очень смешно. И совершенно безжалостно.

0
0
7
ЕЛЕНА МАСЛОВА
105 отзывов, 108 оценок, рейтинг 27
16 декабря 2015

Скажу сразу,я шла на этот спектакль в театр "Школа Современной Пьесы" на Татьяну Васильеву,что уж тут скрывать,люблю я эту актрису.Спектакль "Русское Варенье"поставлен по пьесе Людмилы Улицкой.В основе лежит жизнь Натальи Ивановны,ее брата Андрея Ивановича(Дюди) и детей Натальи Ивановны.В семье так уж получилось,что работает только мать,которую великолепно играет Татьяна Васильевна,а ее дети пользутеся этим и ничего не хотят менять в своей жизни,их все устраивает.Живут они все на старой даче,в родовом гнезде,где каждая дощечка напоминает им о былых временах.Но все вдруг меняется и мы понимаем,что ничего нет святого на земле.Миром правят деньги и нажива...Весь спектакль мне казалось,что я смотрю комедию,но в конце я поняла,что это драма,драма всей семьи...

1
0
9
Anna Lisitsina
31 отзыв, 60 оценок, рейтинг 25
12 января 2019

Очень понравилось! Для фанатов Чехова - идеально!

0
0
7
Галина К
141 отзыв, 144 оценки, рейтинг 25
29 декабря 2017

И снова, в третий раз за этот месяц, я побывала в театре "Школа современной пьесы". На этот раз мой выбор пал на спектакль Иосифа Райхельгауза "Русское варенье". И снова те же два обстоятельства, что и при выборе "Дома", сыграли решающую роль: автор произведения (Людмила Улицкая) и исполнитель (точнее, исполнительница) главной роли - Татьяна Васильева. Улицкую люблю за то, что ее произведения лишены пафосного морализаторства, они рассказывают о вещах, которые бывают в реальной жизни, они трогают струны души читателя какими-то своими для каждого событиями и ситуациями. Ну а Татьяну Васильеву люблю за ее роли на экране, на сцене до сих пор ни разу не видела. Если честно, на экране она лучше. Здесь, в спектакле, мне гораздо больше понравились Владимир Шульга (Гаев Дидюля, он же Андрей Иванович Лепехин), Алексей Глиницкий (Епиходов Семен-золотые руки) и Ольга Гусилетова (Лиза).
Я недаром упомянула персонажей "Вишневого сада", ибо в спектакле постоянно, прямым текстом персонажей либо какими-то косвенными напоминаниями идет отсыл к Чехову. Нам намекают вполне явно, что действующие лица являются потомками Лопахина и Раневской... Ну вот как-то так, да, то звучит в воспоминаниях некий Иван ЕРМОЛАЕВИЧ Лепехин, то упоминают, как бабушку (или прабабушку, не уловила) разорил в Париже француз. И в то же время три сестры, образованные, знающие кучу иностранных языков и многое другое ("я знаю много лишнего"), и при этом ни на что не способные, ищущие оправдания своему безделью в высоких словах и мотивах (я не буду работать "на это государство", "за такие гроши" и т.п.). Так вот, три сестры и деятельный брат, так что тоже Чехов. Та же чеховская безысходность и разруха, с которой никто не только не может, но и не хочет справляться. Одна только мать семейства пашет круглосуточно, переводя на английский (плохо) женские романы своей невестки. Да сестра ее покойного мужа пытается, как может, тащить на себе весь дом с оравой лежебок.
Одна, между прочим, Варя, вечно уставшая после долгой службы в церкви. Второй - вечно сочиняющий что-то композитор, произведений которого никто не слышал, но который "работает", плюс его жена - сокровище, помешанная на своей внешности, да плюс их дядя - пенсионер и пьяница. Разве что младшая, Лиза, хоть какую-то лепту вносит в общее хозяйство - то на машине кого-то из них подвезет, то яиц купит, то вишни.
И вот тут надо сказать, что вишневое варенье, на котором они собираются сказочно разбогатеть, но никогда этого сделать не смогут, и дало название спектаклю. Варенье из вишни, которую покупают, ибо своя давно погибла, как, впрочем, и яблони, и весь сад, и дом... Дом вообще разваливается, сын предлагает купить им новый, больше и лучше, но они не желают уезжать из родового гнезда... И вообще, "это так пошло" (с). Итог, я думаю, предсказуем, я имею ввиду для тех, кто читал (смотрел) "Вишневый сад".
Впрочем, эта история кончается намного благополучней, и в ней больше действительно смешных моментов (в отличие от депрессивных "комедий" А.П.Чехова), поэтому спектакль можно смотреть просто ради отдыха, провести приятный театральный вечер, посмеяться шуточкам Лизы, да и другим тоже, поузнавать себя или знакомых, а потом уйти из театра и заняться своими делами, про спектакль забыв.
Но в этот театр мне бы хотелось еще вернуться.

0
0
9
Юлия
73 отзыва, 86 оценок, рейтинг 21
23 сентября 2017

Русское варенье в Школе Современной Пьесы
Театр "Школа Современной Пьесы" продолжаем меня удивлять и радовать, и еще наполнять каким-то необъяснимым чувством, хорошим и добрым.
В этот раз я по приглашению сообщества moskva_lublu я увидела замечательный спектакль "Русское варенье".

История современная, но вполне в чеховском духе.
Полный дом инфантильных женщин и мужчин, которые не хотят ничего делать, а только рассуждают кто о чем - о судьбе страны, о своих корнях, о доме, в котором они живут и который вот-вот развалится на их же глазах.
"Работать? На государство? НЕТ! Ни за что!", восклицает девушка за тридцать.
Никто не работает, кроме Натальи Ивановны (Татьяна Васильева), которая днем и ночью переводит, лишь бы прокормить всю семью.

А семья вот такая:
Брат Натальи Ивановны - Андрей Иванович (Владимир Шульга)
Ростислав - старший сын (Иван Мамонов)
Варвара - старшая дочь (Татьяна Циренина)
Лёля - средняя дочь (Екатерина Директоренко)
Лиза - младшая дочь (Ольга Гусилетова)
Константин - муж Лёли (Александр Цой)
Алла- жена Ростислава (Джульетта Геринг)
Мария Яковлевна - сестра покойного мужа Натальи Ивановны (Елена Санаева)
И тут же часто захаживает в дом Семён - мастер на все руки (Алексей Гнилицкий)

Как и у Чехова, у Улицкой в "Русском варенье" тоже почти отсутствует сюжет.
С виду довольно простая история русской интеллигентной семьи раскрывается все больше и больше и все глубже проникает в душу. Каждый актер и персонаж этого спектаклья заслуживает отдельного внимания.
Во-первых, Елена Санаева. Это мой кумир и одна из любимейших актрис театра ШСП. Сразу чувствуется талант и мастерство. Этот спектакль я бы посмотрела еще раз из-за нее в первую очередь! Ее Мария Яковлевна - умная женщина совесткой закалки, печет куличи на Пасху, но праздник не признает. Вообще, весь дом, все хозяйство держится на ней. Только одна одна зает, сколько стоит кофе, которое потребляют в доме килограммами.
Во-вторых, конечно, Татьяна Васильева. Еще одна любимая актриса из советских фильмов.
Ее Наталья Ивановна - переводчик. Берется за любую работу, потому что вся семья держится на ней. И деньги нужны всем. Марии Яковлевне на хозяйство, то Семён постоянно требует денег то за починку сан.узла, то за дверь, то еще за что-то. Дочери не работают, а у средней Лёли еще и муж вместе с ними живет, музыкант и свободный художник, который тоже в дом денег не приносит.
Очень мне нравится Ольга Гусилетова. Она играет в спектакле Лизу, младшую дочь Натальи Ивановны.
Лиза еще студентка, гоняет на машине, которую подарил ей старший брат. Она говорит про себя, что красотой и здоровьем ее Бог не наградил, зато у нее одной среди сестер есть серое вещество. Лиза очень умна и обладает хорошим чувтсвом юмора. Ольга Гусилетова прекрасна в этой роли. Смешная, остроумная.
С другой стороны я увидела в спектакле и Татьяну Циренину в роли Варвары. Если в Шинель/Пальто она такая легкомысленная дурочка, которая называет шинель "Шанель", то здесь она очень умная женщина, которая целыми днями пропадает в церкви, разглагольтсвует о судьбах Родины и считает работу за грех. Вроде бы вера в Бога предполагает доброту и Любовь. А здесь мы видим обозленную "старую деву", которая как собака "гавкает" на всех близких и убегает от проблем в храм, вместо того, чтобы решать проблемы семьи и как-то стараться помочь.
Великолепный Владимир Шульга тоже порадовал своей работой на сцене. Все у него получается легко и талантливо, не видела ни одной его работы, где бы я могла разочароваться.
Очень понравилась мне Лёля, которую сыграла Екатерина Дерикторенко. Современная девушка без особых проблем в голове и в жизни. Любит мужа и живет ради себя.
Конечно, пересказывать сюжет пьесы не имеет смысла.
Нужно идти и смотреть этот спектакль. Смотреть и грустить вместе с героями, а также смеятся, потому что в спектакле очень много шуток и смешных моментов.
Конец кому-то покажется грустным, а для меня это было как сказочный конец истории и как-то не очень заслуженный для героев этой истории. Хотелось, чтобы эти люди хоть как-то стали сами шевелиться и что-то делать в жизни и перестали быть инфантильными "сокровищами") Но это уже была бы другая история ))

0
0
9
Анна Столярова
148 отзывов, 161 оценка, рейтинг 19
17 января 2016

мы сходили в театр Школа современной пьесы на спектакль по пьесе Людмилы Улицкой "Русское варенье". Я очень хотела увидеть это спектакль, потому что я люблю произведения Людмилы Улицкой, люблю за узнаваемость времени, интересные характеры, юмор и грусть, которые неизменно присутствуют в них. Особенно импонирует в них то, что рассказывается истории целых семей на фоне определенного отрезка времени(истории). Семейные саги-любимые мои произведения, так как в них и характеры любопытные, и время, в которое они живут, хорошо и ёмко описано.
Так вот, "РУсское варенье", история одной отдельно взятой семьи вроде бы.. Ан нет, это история о нас. История загадочной русской души, в которой замешано многое: и духовнось, и православие, и способность сопереживать, и "авось", и привязанность к "корням", и желание чего-то нового неизведанного и манящего. Вобщем барадак с русской широкой душой))
Вот занавес открывается, и мы видим ветхую-преветхую дачу. Такую, где каждая половица проваливается( но все знают, что тут надо перескакивать, а там обходить), где двери в туалет отваливаются, где не пойми что-то ли завтрак, а то ли обед..И жители этой дачи соответствуют...
Андрей Иванович, бывший профессор математики и любитель -испанист, на пенсии, любитель порассуждать о прекрасном и..выпить рюмочку -другую.
Его сестра Наталия Ивановна. Работяга-переводчик,постоянно работающая над очередным переводом какой-то фигни бульварной, то ли с русского на иностранный, то ли наоборот..
Её дочки. Набожная Варя, не вылезающая из крестных ходов и служб церковных. Красотка Леля с бесталанным мужем, композитором. И студентка Лизок.
А также то ли приживалка, то ли служанка, а на самом деле невестка Маканя(Мария Яковлевна), которая в пустых хлопотах весь день "аки пчела".
И ещё постоянные разговоры про судьбу России, споры и огорчения, шум и смех. Всё переплетается в этом доме.
Когда спектакль только начался, муж тихо сказал."А у нас-то дома ещё не так всё плохо")) Да и я вспомнила слова моего деда, когда вся наша семья собиралась за большим обеденным столом и возникали прямо-таки аналогичные споры-разговоры-"еврейский базар!"
Как же всё до боли узнаваемо и близко в этом спектакле! А также смешно, озорно и душевно.
Ну и, конечно, актёры. Замечательные! Альберт Филозов, несравненная Татьяна Васильева, Елена Санаева,Владимир Шульга.Мэтры!
Здорово играли и артисты помоложе. Понравились все. Очень удачное попадание в характеры и образы. Особенно понравилась Ольга Гусилетова в роли остроязыкой Лизы, а также деловой Ростислав в исполнении Вадима Колганова.
Спектакль очень сильно перекликается с пьесами А.П Чехова. Не зря портрет Антона Павловича висит на стене. Прямо аналогии с "Тремя сёстрами" и "Вишнёвым садом" проглядываются. А как же иначе- интеллигенция и в 19, и в 21 веке та же самая.. "Они также рефлексируют, также смеются над собой, также озабочены вопросами морали и также чужды какой бы то ни было «деловитости». Но, увы, срубленный некогда вишневый сад, уже не вырастет. И сколько бы герои не варили варенье, прибыли оно им не принесет."

Под конец моего отзыва мне очень хочется посоветовать с ходить на этот замечательный спектакль. Не пожалеете!
Метки:
Сноркины радости, отзыв, спектакль

0
0
9
МАРИЯ АБДУЛИНА
119 отзывов, 119 оценок, рейтинг 18
24 февраля 2018

Сказать, что спектакль очень понравился - значит не сказать ничего. Искренняя игра Татьяны Васильевей, юмор Елены
Санаевой, серьезный и естественный Владимир Шульга.
Все произведения Л. Улицкой о жизни. Простым, доступным языком она показывает действительность именно такой, каковой она является. В данной пьесе мы наблюдаем жизнь интеллигентной семьи на подмосковной даче. Работать, кроме Натальи Ивановны, которую сыграла Татьяна Васильева, никто не хочет. Есть доход от сдаваемой московской квартиры и брат Ростислав, который и подарки привезет, и на работу, если нужно, устроит и с ремонтом поможет. Старшая сестра Вава (Татьяна Циренина) полдня проводит в церкви, работать на "государство, которое обокрало народ и на правительство, которое разрушило великую страну" она не хочет и не будет. Средняя сестра Лёля (Екатерина Директоренко) все время уделяет заботе о совей внешности. Младшая Лиза (Ольга Гусилетова) учится в институте, но при случае и по хозяйству поможет, и на станцию подвезет. Как оказывается позже, у Лизы есть "небольшой" источник дохода , на который была куплена машна. Была сочинена история, что ее подарил старший брат Ростислав (Вадим Колганов).

С первых минут просмотра спектакля понимаешь, что "Русское варенье" - это тот же "Вишневый сад" Антона Павловича Чехова стеми же нестареющими проблемами: уходит старое, на место ему приходит новое (в итоге дача продается, на месте дачного поселка появтися парк развлечений), вечная проблема отцов и детей (взаимооотношения Натальи Иванонвы и ее дочерей Вавы, Лели и Лизы), проблема нравственного выбора и ответственности (брат Натальи Ивановны, никого не оповестив, продает дачу, но спасает положение Ростислав, купив семье особняк на Новорижском шоссе).

После прочтения пьесы Чехова остается ощущение тоски и безысходности, в произведении же Улицкой ситуации настолько жизненны и актуальны для современного зрителя, что удержаться от улыбки очень сложно. Спектакль можно смотреть снова и снова, узнавая себя и знакомых в поступках и поведении персонажей, сочувствуя, сопереживая им и справедливо негодуя, узнав о предательстве брата Натальи Ивановны, смеясь вместе с ними и радуясь их небольшим успехам.
Несмотря на сильное сходство с классическим произведением, пьеса остается самобытной, а характеры и ситуации узнаваемы и актуальны по сей день.
Обязательно посетите этот спектакль. Отличное настроение на весь вечер вам будет обеспечено.

0
0
9
Юлия Эргардт
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 15
18 декабря 2015

На старой полуразрушенной даче прозябает семья настоящих русских интеллигентов. Почти без денег, но с глубокими убеждениями. Убеждениями в крахе русской духовности, в горькой судьбе несчастного нашего народа. А вот раньше-то были времена! Так они и живут, расхаживают по своему обветшалому дому, будто бы даже диалоги ведут, но создаётся ощущение, что совсем друг друга не слышат, каждый сетует на своё безвыходное положение. Иллюзия общения, да... Совершенная черта нашего времени.
Нужны ли эти жизни кому-нибудь, кроме их обладателей. Нужно ли всё то, что они пытаются сохранить (дом, родовое поместье), никоим образом не вмешиваясь в процесс старения и разрушения, не созидая, но всенепременно ругая тех, кто разрушает. Им столь трудно представить себя в мире настоящем (уже не говоря про светлое будущее), что в момент бытовых жизненных перипетий разговоры всегда переходят на воспоминания о родственных связях, легендарных людях, потомками которых они вполне возможно (а быть может и нет) являются.
Более ста лет назад Антон Павлович не нашёл места в мире для русской интеллигенции и вырубил свой вишнёвый сад. В нынешние времена Людмила Улицкая (автор пьесы), кажется, не нашла место всему русскому народу. Мечтательность, неуклонная вера в свои идеалы, попрекание новых режимов - это про нас. Нам присуща самоирония, мы умеем посмеяться над собой, но почему-то редко предпринимаем попытки исправить дело. А если и предпринимаем, то варенье наше есть не возможно.
Размышлять над пьесой помогает великолепная игра актёров. Мне нравятся многие молодые актёры театра Школа Современной Пьесы, но в этот раз не всем хватило сил на спектакль. Невероятный же Альберт Филозов перетягивает на себя внимание от чьей-нибудь неловкой игры, даже просто молча сидя на стуле. С Еленой Санаевой та же история. А Татьяна Васильева?! Им веришь! Они живут на сцене, в этой совершенной апатии русского народа, но делают это так, что невозможно оторваться.

0
0
9
Елена Соколова
35 отзывов, 39 оценок, рейтинг 11
17 января 2018

В этот раз Московский театр Школа современной пьесы ждал своих зрителей на спектакль "Русское варенье".

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание "русское варенье"? У меня: традиции, общение, чаепитие в семейном кругу за столом, воспоминания, меланхолия, расслабленность, душистый аромат, ощущение приторного вкуса и густой консистенции.

"Русское варенье" у Иосифа Райхельгауза в театре ШСП получилось необычным: объединяющим, тягучим, приторным и с горчинкой.

Спектакль знакомит зрителей с жизнью одной интеллигентной семьи на старой даче. Мы подсматриваем за героями, подслушиваем их разговоры и вначале очень быстро становимся очарованными ими. Все члены семьи очень разные по характеру, возрасту и роду деятельности. Но их объединяет одно - знание своего дела. Наталья Ивановна - успешная переводчица с нескольких языков на русский, Вава - работница церкви, все знающая о Боге и православии, Маканя - знаток домохозяйства, Семен-мастер на все руки и др.

Однако по мере раскрытия характеров ты начинаешь видеть всех героев с другой стороны. В отличие от первого впечатления, ты находишь героев совсем не знающими, даже бездеятельными и очень консервативными. Все они держатся за свои обычаи, уклад и привычки, хотя по факту у них уже ничего не осталось: ни статуса, ни денег, ни дома, ни любви, ни уважения друг к другу. Все всё понимают, иронизируют над собой и друг над другом, кичатся, произносят пафосные слова, но никто ничего не меняет. Герои глубоко закопали свои эмоции, и, чем что-то поменять в своей жизни, им было проще плыть по течению и рухнуть вместе с домом. Но итог этой истории был другой.

Ростислав - успешный сын, давно не живущий с семьей, однажды приезжает и видит проблему... в разрухе. Сын предлагает переехать в новый комфортный дом, чему семья противится. Новый бизнес в виде производства варенья и латание дыр на разрушенной даче ситуацию не меняют. Наконец, всех убеждает вопрос сына: "Неужели вы все хотите пойти работать?".

Как думаете, переезд поменяет людей? Думаю, нет. Проблема в людях, а не в домах.

Жанр спектакля "Русское варенье" в афише определен как afterchekhov, Чехов и его классика "Вишневый сад" прослеживаются здесь повсеместно. Сегодня классика не устаревает - ты находишь в "Русском варенье" себя, своих близких и друзей.

0
0
9
Gal K
61 отзыв, 62 оценки, рейтинг 11
2 декабря 2017

Во второй раз смотрела спектакль "Русское варенье" в театре "Школа современной пьесы". И во второй раз получила огромное удовольствие, что не удивительно, учитывая, что в этом театре все спектакли на самом высоком уровне, а актерский состав впечатляющий.
Этот спектакль очень тесно перекликается с Чеховским "Вишневым садом". Тоже люди благородного происхождения, тоже дом, тоже нежелание оглянуться вокруг и увидеть, что кроме родословной есть еще и быт, насущные проблемы, которые нужно решать. Люди, которые живут вчерашним днем, при этом смотрят свысока на тех, кто не имеет таких громких имен среди предков. Только что им это дает? Протекающую крышу, засоренную канализацию, отключенный свет и полную разруху. И лишь хозяйка семьи, ее старший сын и младшая дочь понимают, что предки предками, а кушать хочется всегда. И иногда не плохо просто взять и пойти работать...
Очень поучительный спектакль, прямолинейный, язвительный и честный. Рекомендую однозначно!

0
0
9
Ксения Кинслер
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 10
22 декабря 2015

На прошлой неделе, была на спектакле "Русское варенье в Школе современной пьесы
Васильева это восторг!
Диалоги потрясающие, смешные до горечи и грустные до желания что-то делать. Вышла с ощущением "пинка" и непониманием, что ж мы за народ такой....Народ бессмысленных идеалов, осуждения и бездействия...и всё у нас плохо, несчастные люди, неприспособленные, но с убеждениями, которые никому не нужны. Три поколения большой семьи, живут на старой даче, на средства, вырученные со сдачи квартиры в Москве. Семья большая, но работать никто не хочет...кроме матери (героиня Т.Васильевой), занимающейся переводами. Старшая дочь богомолка, службу отстоять и отдыхать, средняя владеет языками, но считает недостойным опускаться до малооплачиваемой работы, уж лучше ногти красить и стоять в позе "льва", третья - удивительное недоразумение современного мира, при этом довольно сообразительное. Их дядя, за рюмочкой тянется, хоть и великолепно играет на пианино и весьма импозантен, особенно впечатлили подтяжки и большая любовь к балетной диве, ради которой, можно и дом за гроши продать...абсурдность происходящего усиливает новый "семейный бизнес" - варить варенье (пусть и вишни своей уже давно нет) и продавать за 10 долларов за баночку, а подписывать баночки дорогущими голландскими красками... и ничего, что в тазу с вареньем оказалась крыса, можно ведь всё исправить, проварить ещё раз, а лучше батюшку пригласить, он освятит...Финал не удивил, давно пора было взорвать этот старый дом, на самом деле никому не нужный и начать уже в конце концов жить. ЖИТЬ!

1
0