Спасибо этому театру за то, что анонс о премьере балета Джона Ноймайера «Русалочка» можно начать простыми человеческими словами. Пять лет назад корректоры с трудом отжали бы из этой статьи восклицательные знаки. А теперь — ну Ноймайер, ну премьера, ну что тут такого. Очередную неимоверную «победу русского балета» над собственной косностью Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко превратил в нормальный рабочий процесс. В самом деле, не вопят же в Лондоне о победе английского балета. И не вопят в Копенгагене, для которого «Русалочка» была поставлена Ноймайером в 2005 году, к 200-летию со дня рождения Андерсена. К тому времени у Ноймайера уже был аналогичный спектакль — и назывался он «Ундина». Для «Русалочки» заказали партитуру русской эмигрантке Лере Ауэрбах, но сценарий тот же. Из принципиального: в «Русалочке» добавлен натуральный «андерсен» — Поэт, который было кидается в море от безутешной любви, но передумывает и насылает на счастливого соперника выдуманную им Русалочку. Но вообще совпадает в обоих спектаклях довольно много всего. В силу этой парадоксальной истории о спектакле могут быть два мнения. Первое. Ноймайер подсунул датчанам типичный «датский» спектакль — такие лепили в советское время к «знаменательной дате», без пыла и для галочки. На полноценную новинку у хореографа, похоже, не было ни сил, ни времени. Поменял пуговицы на старом балете, добавил воротник в виде Поэта. И содрал гонорар. А теперь вот и еще один — от русских. Но понять можно: все-таки он очень уже давно в этом бизнесе, слава Ноймайера вспыхнула в 1970-е, простительно уже устать и исписаться. Второе. Есть темы, которые просто не отпускают. У каждого великого хореографа, если присмотреться, был балет, который он ставил всю жизнь. Иногда под разными названиями, чаще — даже не притворяясь. Потом наконец добился античного сечения — и свернул карьеру. «Время шедевров» Мариуса Петипа, например, — это 1890-е: почти восьмидесятилетний хореограф тогда конкретно прошелся по списку своих старых постановок, выдал на-гора третьи и четвертые варианты — и все они были шедеврами. Первые же редакции смыло историей, но такова участь черновика. И, отринув горький плод в виде «Ундины», мы получаем полную меда «Русалочку». А какое из этих двух мнений будет вашим на премьере, зависит целиком и полностью от танцовщиков Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, которым предстоит у вас на глазах превратить либо «Русалочку» — в жалкий поскребыш с «Ундины», либо «Ундину» — в корявый черновик «Русалочки».
Увы, не дано иностранцам чувствовать настоящий балет, чутко передавать его дух и эстетику. Им непонятно, что мужики, прыгающие в трусах по сцене - просто пошло и недопустимо. Наверное, они считают это оригинальностью, выражением собственных творческих задумок - но этим они лишают его с самого главного - высокой эстетики, свойственной настоящему балету. Таким образом все действо напоминает театр танца, иногда даже с примесью фламенко. Я была разочарована и публика в конце хлопала неохотно. Поражает также примитивность образов - полспектакля главная балерина в изображении собственной беспомощности ездит на настоящем инвалидном кресле, что просто рушит целостность картины. Беспомощность можно передать и другим образом - ибо и смерть лебедя Майя Плисецкая передавала лишь танцем, а не с помощью вдруг появившегося на сцене гроба. Мне жаль, что людям нравится эта постановка, ибо это означает, что настоящий балет умирает.
Второй день премьеры. Радует публика своей нарядностью, ажиотаж перед входом, поиск лишних билетов...
Богатые декорации и костюмы, красиво, ярко, потрачено много денег... Когда по воздуху поплыл пароход, испуская дым из трубы, сидящая рядом девочка лет семи произнесла: "как у них так получилось?".
А вот само действие...Хореография изобилует множеством манерных лишних движений, особенно руками, которые ничего не изображают, буд-то просто заполняют паузы. Само представление производит впечатление не цельного произведения, а набора номеров, иногда блестящих. Например, завораживает тренировка матросов и совместный танец четырех главных героев, по-моему, это великолепно. Но в основном, я зевал, отвлекаясь.
Отдельно о музыке - единственной мелодией был мотив песенки "цыпленок жареный"(молодая композитор некоторое время жила в Одессе), а в остальном - набор громких звуков.
Вобщем, дорогая пантомима хороших артистов балета под мрачную какофонию. Но не все так плохо! Артисты очень хороши, энергетика передается в зал и ушли мы с ощущением праздника.
Рекомендую с оговорками!