Москва

Рецензия Афиши

9
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 291
18 января 2011
Премьера балета Ноймайера

Спасибо этому театру за то, что анонс о премьере балета Джона Ноймайера «Русалочка» можно начать простыми человеческими словами. Пять лет назад корректоры с трудом отжали бы из этой статьи восклицательные знаки. А теперь — ну Ноймайер, ну премьера, ну что тут такого. Очередную неимоверную «победу русского балета» над собственной косностью Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко превратил в нормальный рабочий процесс. В самом деле, не вопят же в Лондоне о победе английского балета. И не вопят в Копен­гагене, для которого «Русалочка» была поставлена Ноймайером в 2005 году, к 200-летию со дня рождения Андерсена. К тому времени у Ноймайера уже был аналогичный спектакль — и назывался он «Ундина». Для «Русалочки» заказали партитуру русской эмигрантке Лере Ауэрбах, но сценарий тот же. Из принци­пиального: в «Русалочке» добавлен натуральный «андерсен» — Поэт, который было кидается в море от безутешной любви, но передумывает и насылает на счастливого соперника выдуманную им Русалочку. Но вообще совпадает в обоих спектаклях довольно много всего. В силу этой парадоксальной истории о спектакле могут быть два мнения. Первое. Ноймайер подсунул датчанам типичный «датский» спектакль — такие лепили в советское время к «знаменательной дате», без пыла и для галочки. На полноценную новинку у хореографа, похоже, не было ни сил, ни времени. Поменял пуговицы на старом балете, добавил воротник в виде Поэта. И содрал гонорар. А теперь вот и еще один — от русских. Но понять можно: все-таки он очень уже давно в этом бизнесе, слава Ноймайера вспыхнула в 1970-е, простительно уже устать и исписаться. Второе. Есть темы, которые просто не отпускают. У каждого великого хореографа, если присмотреться, был балет, который он ставил всю жизнь. Иногда под разными названиями, чаще — даже не притворяясь. Потом наконец добился античного сечения — и свернул карьеру. «Время шедевров» Мариуса Петипа, например, — это 1890-е: почти восьмидесятилетний хореограф тогда конкретно прошелся по списку своих старых постановок, выдал на-гора третьи и четвертые варианты — и все они были шедеврами. Первые же редакции смыло историей, но такова участь черновика. И, отринув горький плод в виде «Ундины», мы получаем полную меда «Русалочку». А какое из этих двух мнений будет вашим на премьере, зависит целиком и полностью от танцовщиков Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, которым предстоит у вас на глазах превратить либо «Русалочку» — в жалкий поскребыш с «Ундины», либо «Ундину» — в корявый черновик «Русалочки».

3
0
3
Анна
8 отзывов, 37 оценок, рейтинг 12
1 марта 2012

Увы, не дано иностранцам чувствовать настоящий балет, чутко передавать его дух и эстетику. Им непонятно, что мужики, прыгающие в трусах по сцене - просто пошло и недопустимо. Наверное, они считают это оригинальностью, выражением собственных творческих задумок - но этим они лишают его с самого главного - высокой эстетики, свойственной настоящему балету. Таким образом все действо напоминает театр танца, иногда даже с примесью фламенко. Я была разочарована и публика в конце хлопала неохотно. Поражает также примитивность образов - полспектакля главная балерина в изображении собственной беспомощности ездит на настоящем инвалидном кресле, что просто рушит целостность картины. Беспомощность можно передать и другим образом - ибо и смерть лебедя Майя Плисецкая передавала лишь танцем, а не с помощью вдруг появившегося на сцене гроба. Мне жаль, что людям нравится эта постановка, ибо это означает, что настоящий балет умирает.

0
0
5
Dmitry Lvov
10 отзывов, 13 оценок, рейтинг 9
9 февраля 2011

Второй день премьеры. Радует публика своей нарядностью, ажиотаж перед входом, поиск лишних билетов...
Богатые декорации и костюмы, красиво, ярко, потрачено много денег... Когда по воздуху поплыл пароход, испуская дым из трубы, сидящая рядом девочка лет семи произнесла: "как у них так получилось?".
А вот само действие...Хореография изобилует множеством манерных лишних движений, особенно руками, которые ничего не изображают, буд-то просто заполняют паузы. Само представление производит впечатление не цельного произведения, а набора номеров, иногда блестящих. Например, завораживает тренировка матросов и совместный танец четырех главных героев, по-моему, это великолепно. Но в основном, я зевал, отвлекаясь.
Отдельно о музыке - единственной мелодией был мотив песенки "цыпленок жареный"(молодая композитор некоторое время жила в Одессе), а в остальном - набор громких звуков.
Вобщем, дорогая пантомима хороших артистов балета под мрачную какофонию. Но не все так плохо! Артисты очень хороши, энергетика передается в зал и ушли мы с ощущением праздника.
Рекомендую с оговорками!

0
0