На днях посмотрела "Роман о девочках". Но чувствую, что рассказать будет сложно. Потому что я не поклонница Высоцкого, хотя отношусь к нему с огромным уважением, конечно. И потому что спектакль (оказывается!) идет уже 29 лет! Это же уму непостижимо! И потому что даже прочитав эту прозу Высоцкого (не то рассказ, не то повесть, неоконченная), я оказалась не готова к такому... полному погружению.
Атмосфера 60-70х гг, дворы, пацаны, голубятни, финки - вся та романтика, известная нам, родившимся после, только из литературы... и песен Высоцкого и других. Как удалось добиться этого при минимуме декораций - вопрос. Металлические конструкции, обломки кирпичей, мусорный бак, моток колючей проволоки... На первый взгляд, оформление сцены меня немного напрягло, но оказалось, что все идеально!
История Тамары Полуэктовой, дочери бывшего тюремного надзирателя Максима Григорьевича Полуэктова, уголовника Николая Святенко по прозвищу Коллега, театрального артиста и поэта Александра Кулешова... и многих других - вскользь, но как точно выведены образы этих неглавных героев!
Совершенно великолепна, хоть и гротескна прямо таки на грани допустимого, учительница Ольга Петровна (Ольга Лебедева). А какой у нее был шикарный диалог с матерью главной героини... нет, это был не диалог даже. Не знаю, как правильно назвать этот скандальчик :) Что интересно, в какой-то момент зал начал неудержимо аплодировать, но этой парочке ничто не могло помещать выяснять отношения! :) Великолепно. Невероятно колоритен образ отца героини, бывшего тюремщика (Андрей Молотков). Мне остались непонятны два персонажа - "его муза" и муж Ирины, Борис. Последний - просто настолько клоунский персонаж, что несколько выбивается из общей картины, на мой взгляд. Да и существование его в этой истории ничем не оправдано - кроме наличия этого персонажа в первоисточнике, конечно. Но там, где в тексте практически лишь упоминание, на сцене целый номер...
Зато главные герои все как один прекрасны. Во-первых, Александр Кулешов (Денис Юченков), актер, чья жизнь весьма похожа на жизнь самого Высоцкого. Во-вторых, Тамара Полуэктова (Виктория Корлякова), в чьем имени слышится что-то Лермонтовское почему-то. Мы видим этапы жизни этой девушки - вначале школьницы, закрутившей роман с героем дворов, Колькой Святенко, потом уже и валютной проститутки. "Девочки любили иностранцев..." (с) Ну и сам Колька Святенко, Коллега... Играл Сергей Шолох, для меня прямо таки открытие - первый раз вижу Сергея на сцене. И да - браво! Классный получился Коллега. А как поет! Если Кулешов (Юченков) по сценарию поет только с микрофоном, то Колька - так, сам. И очень, очень здорово.
Ну и песни, песни Владимира Высоцкого пронизывают и поддерживают этот спектакль. И его проза, к которой очень бережно отнеслись, надо сказать. И неожиданная глубина всего этого - тут и приметы времени, мелькающие в разговорах, и отсылки к Пушкину и Булгакову, - есть что смотреть и над чем думать. И хотя спектакль о любви, которая, в общем-то, не получилась ни у кого из героев, все равно оставляет удивительно светлое настроение. Время, что-ли, было такое? Или это гений автора романа о девочках - Владимира Высоцкого и Марка Розовского, поставившего это произведение?...
Не знаю, удалось ли мне хоть отчасти передать впечатления от просмотренного. Одно скажу точно - это стоит посмотреть. Если вы за почти тридцать лет жизни этой постановки еще не успели :)
Печальная повесть получилась у автора романа - Вл.Высоцкого, и даже неприятная, но с песнями зато, их много, что натурально, конечно (кто автор помним каждую секунду просто).И да, шансон – здесь более чем уместен.
Жаль, что к песням этого жанра я равнодушна, и потому количество их (, автор же про себя, в основном, повествует, и свое окружение, и свои воспоминания,) в отличном исполнении Дениса Юченкова и Сергея Шолоха, качество прям уникальное, меня не устраивает. Вся эта мужская истерика, хрипотца в голосе, надрыв, шухер, авторитетность прописных и не слишком истин –чересчур.
Но, хоть и печальная повесть, но обаятельная. Писал настоящий поэт, любой собаке понятно будет.
Кроме того - юмор, он спасает всю эту автобиографическую хрень, с дворами, голубями, ворами, жутью человеческих отношений, от пафоса.
«Девочки любили иностранцев», повторялось не раз на сцене
отсюда и название романа, очевидно, но сколько ни повторяй, главная девочка в спектакле одна, и она- несчастная дурочка. А также - красавица из непростой семьи (отец-садист, алкоголик, чекист, пожарник в театре, мать – работница торговли, безропотная жертва мужа и детей)
В спектакле вообще немало примеров художественной читки прозы.
Исповедальность же. Плюс доверительная интонация.
(Уверена, такая же возможна у профессионального вора, умеющего уболтать жертву)
Итак, в перерывах между песнями, Тамара Полуэктова рассказывает о себе и своей семье. Жизнь ее - цепь страданий, детских травм, подросткового возбуждения, секса и упорства в неразумном поведении.
В процессе всплывает много узнаваемого из советского быта 80-ых годов, и о – счастье! – много и неузнанного на деле.
Ближе к делу театральному
в стиле Владимир Семеновича тогда отчитаюсь:
Итак
Я не люблю:
Когда тематика – тюремно-блатная
Когда ни в ком нет ни капли любви,
а жалость только к щенку, которого медленно душил отец.
…Когда нет ни одного луча света, но в то же время светло
…Когда нет откровенности подлинной в как бы исповедальной прозе
И я люблю
Маргариту Рассказову
Она играет мать Тамары П,. и пока находится на сцене –«в душе царит весна»
Смешно, немного грустно, она отыгрывает совдепкабаре в лёгкую,
бурлеск, цирк и народный театр.
В паре с Учительницей биологии Морковкой (Ольга Лебедева)
Не теряет блеска, ибо Училка – тоже первый класс.
Кто не услышал ее, тот – пропал.
Я люблю
Андрея Молоткова
И боюсь.
такая абсолютная достоверность в исполнении самой жесткой роли – отца Тамары.
Еще люблю
Сцену:
-С немцем, Онигманом, и работниками из «сферы туризма»
актер Александр Лукаш говорит по-немецки убедительно. -
Остальных же актеров похвалю, ибо хороши, но без ажитации.
Сергей Шолох (Ник. Святенко)
Обаятельный актер, поет хорошо, чего еще есть:
низкий рост, плотные ягодицы, выразительный взгляд.
Собирательный образ уголовника? Но он слишком мил.
Где золотые зубы и лютость?
Надбавили лиризму этой паре в постановке.
А скорей всего, не зря Тамара не пожелала ждать его из тюрьмы.
Тамара Полуэктова, Виктория Корлякова
Нормально все, но не произвела впечатления
Челюсть – нордическая же у нее; для телки, снующей по гостиницам, в поисках денег и подарков заграничных, не так уж и подходит.
Сестра Тамары, Ирина
Да. Лирическая героиня как она есть, правда, в сценах с мужем-альпинистом муж
уверенно побеждает. Он – смешнее. Все-таки клоуном быть интереснее, чем жертвой.
В сценах же с художником-любовником побеждает Ирина, в силу уместности своего пребывания на сцене. Художник чересчур огромен в сравнении с ней, его неуклюжая пластика не располагает верить в него как бонвивана. Где шустрость а ля Казанова, прыткость, мелкость, подвижность, и прочие качества, необходимые в жестоком мире псевдо-искусства. Он спотыкнется о ближайший подоконник, ваш громила.
Помимо песен Высоцкого в спектакле очаровывают музыкой Мориконе Э.
Хороший спектакль, в общем, с любовью к автору.
Но песен я наслушалась.. лет на 20 вперед.
Спектакль очень понравился. Отличная постановка, оригинально обыграны некоторые моменты, замечательная игра актеров, много песен под гитару (В.Высоцкого). Хоть я и не являюсь поклонником творчества Высоцкого, но спектакль произвел самое положительное впечатление.
"РОМАН О ДЕВОЧКАХ"
Хотя, когда только начинаешь втягиваться в спектакль, думаешь, что он о девочке. Одной. Тамаре Полуэктовой, которую блестяще сыграла Виктория Корлякова.
Я смотрела на сцену и то и дело узнавала в героине кого-то из своих знакомых. Кто-то был очень похож внешне, кто-то судьбой.
И тогда я стала понимать, почему этот роман именно о девочках! "Имя им легион"
Но и это было лишь начало.
Потому что как только на сцене появились ещё две "девочки", стала понятно, что смысл романа и масштаб не просто глубок, а глубок настолько, что осмысливать и переосмысливать я продолжаю вот уже неделю.
Мать и учительница.
Браво! Браво 100 раз! Восторг! Самый яркий дуэт, самая яркая сцена, напоненная драматизмом, харизмой, юмором и удивительной любовью к обеим героиням. О, мне кажется, я смотрела бы эту сцену часами и не могла бы наглядеться!
Восторг! Заслуженные актистки России Маргарита Рассказова и Ольга Лебедева. Браво!
Ну, и, конечно, нельзя рассказывать о "девочках" ничего не сказав о "мальчиках".
Мужчин (мальчишек, мужей, отцов) в этом спектакле много. Яркие, сильные, цельные!
Колька Святенко (Сергей Шолох) Как же прекрасен этот Колька Святенко! Начиная от походки и заканчивая песнями! Настолько притягательный образ, что хотелось и прикоснуться и убежать одновременно. Браво!
Отец (Заслуженный артист России Андрей Молотков) Пожалуй отец - самый сложный персонаж, раскрыть который со всеми нюансами и точными акцентами, под силу только исключено талантливому актёру. И Андрею Молоткову это удалось! Сколько эмоций вызвал он у зрителей!
И вот так рассказывать о каждом можно долго. Даже о второстепенных персонажах!
Спекталь продуман до мельчайших деталей! Каждый жест! Каждая интонация!
Я словно прокатилась на машине времени, а не спектакль посмотрела.
И я вам советую просто всё это увидеть своими глазами.
Сходите а театр!
К спектаклю "Роман о девочках" я заранее подготовилась. Накануне прочла прозу Владимира Высоцкого "Роман о девочках". В основе сюжета - судьбы героев: проститутки Тамары Полуэктовой (в спектакле играет актриса Виктория Корлякова), уголовника Николая Святенко по прозвищу Коллега (в спектакле играет актер Сергей Шолох), театрального артиста и поэта Александра Кулешова ( в спектакле играет актер Денис Юченков), бывшего тюремного надзирателя Максима Григорьевича Полуэктова (в спектакле играет актер Андрей Молотков), матери Тамары заведующей овощным отделом (в спектакле играет актриса Маргарита Рассказова), учительницы Ольги Петровны по прозвищу "Морковка" (в спектакле играет актриса Ольга Лебедева).
Спектакль, поставленный Марком Розовским перенес нас во времена 60-х-70-х годов и потряс своей глубиной, игрой актеров. Три часа пролетели как миг. Живая музыка, песни Высоцкого под гитару. Актеры Денис Юченков ( сыгравший роль Александра Кулешова) и Сергей Шолох ( сыгравший роль Кольки Святенко) пели так, что сердце замирало, потому что в интонации и манере исполнения улавливался сам Владимир Высоцкий. Браво! И на протяжении всего спектакля ощущалось присутствие Высоцкого.
Спектакль о времени, в котором жили мои родители. О любви. О предательстве. Спектакль очень многогранен, режиссеру удалось передать ту атмосферу московских дворов, с голубятней и банями. Пионерский лагерь, куда ездила девятиклассница и комсомолка Тамара Полуэктова, в качестве вожатой. Альпинизм, которым увлекались старшая сестра Тамары Полуэктовой, Ирина, с ее мужем.
Игра актеров поражала. Всем без исключения Браво! Каждый актер переживал свою роль, как свою жизнь. И мы, благодаря прекрасной игре, вместе с актерами переживали, переносились в те такие далекие, и одновременно такие близкие 60-е- 70-е годы.
Нет смысла пересказывать полностью сюжет спектакля. Эти эмоции, погружение в песни, в эпоху Высоцкого надо получать в театре у "Никитских Ворот". Спасибо еще раз Марку Розовскому за прекрасную постановку, всем актерам, за потрясающую игру и исполнение песен Высоцкого!
Ничто не предвещало , что это хоть сколько-нибудь предназначено для девочек , но мы пошли на спектакль.
И выяснили , что Высоцкий не cтолько певец , но больше поэт , ибо и по сей день написанные им строки живы.
В спектакле исполняют много его песен , не настолько известных широкой публике , а больше узкой , братве , которой свобода не светит в ближайшие дни.
Здесь девочки неохотно учатся по школьной программе , но чрезмерно школе жизни , малопригодной для всех слоёв общества.
Девочки живут с мальчиками-хулиганами и мужчинами-художниками ,с одинаковым результатом ,ибо нельзя ждать от мужчины , который не ответственен перед своей женой , помощи себе в качестве любовницы.
"Девочки" дорастают до сожительства с иностранцами , в самом "лучшем" случае.
Ничто не приносит счастья..тут суровая правда жизни - без уважения друг к другу.
У каждого свой ад - в мирной жизни тоже можно жить по законам военного времени.
Мне спектакль очень понравился - он искренен и великолепно сыгран.
Веришь каждому зверю в личине человека.
Актёрам браво!
Особенно хорош "папа главной героини" - такую сволочь играть тяжело.
Я в первый раз была в Театре у Никитских ворот (не уверена, что спектакль Марка Тишмана - это именно этого театра). И спектакль по роману Владимиру Высоцкого - "Роман о девочках". Роман не законченный автором, и у спектакля отрытый финал, действие по сути незакончено.
Песни, прозвучавшие в спектакле, в большинстве своем были мне неизвестны.
Очень понравилась главная героиня Тамара - Виктория Корлякова, она очень хорошо показала судьбу девочки из неблагополучной семьи, дружбу с хулиганом, и как она сама "покатилась по наклонной". Хорошо показаны и факты из "школьной" жизни, и из "взрослой" жизни, общение с иностранцами с не самыми благими намерениями.
Две из ярких сцен спектакля - общение мамы и классного руководителя, и финальное выступление классной руководительницы с криком души - "зачем я поступила в педагогический (не дословно, но близко по смыслу).
Не до конца поняла персонажа Александра Кулешова, если только исполнение песен - то кроме добавления некой концертности спетаклю на мой вкус ничего это не дало. А если как герой - то очень коротко и нераскрыто, потому и финал какой-то смазанный.
Понравился и Сергей Шолох - Колька - очень обаятельный хулиган, в такого сложно не влюбиться.
Тяжелый образ у отца Тамары, наверно сложно играть такого негодяя. Смотреть на него было очень неприятно, но показан был эффектно.
Очень искренний и атмосферный спектакль, но понятно, что с песнями из "зековского" репертуара и не самыми приятными сценами из блатной жизни, не самый легкий и приятный для восприятия.
"Баллада о детстве" - эта песня, которую я слышала и до этого, и здесь она прозвучала кстати, она была иллюстрация к жизни того времени.
Не могу сказать, что прямо в восторге (периодически хотелось "промотать"), но сцены во дворе замечательные! Пацаны и голуби, разговорчики, тёрки их, ухаживания и домогательства. Всё атмосферно! Даже просто как зарисовка того времени. Послевоенная жизнь.
Очень колоритные персонажи - один разговор мамы и учительницы - чистый же восторг!
Но вот уже "богемные" истории как-то совсем не тронули. Как и не смогла проникнуться персонажем Александром Кулешовым. Понятное дело, он вроде как автор этих замечательных песен и в конце он ещё и оказывается важной фигурой в повествовании. Но честно - не прониклась. Песни как отдельно взятые были просто шикарны, но в полотне спектакле несколько инородны были - именно как концертные включения. Но на финальной песне прям чуть слёзы на глазах не появились - очень проникновенно!
Как история любви Кольки и Тамары в послевоенной Москве - мне очень понравился спектакль. Как история жизни Тамары и её выбор мужчин - скорее непонятно для меня.
Очень понравился Сергей Шолох - Колька. Вот почему в него влюбилась Тамара не удивляешься. Полностью согласна, сама влюбилась. Наиклассический обаятельный хулиган. Но и с понятиями! А как поёт!! А как любит!!!
Тамара - Виктория Корлякова. Юной Томой просто прекрасна. И в меру своенравна, в меру наивна. Но касаемо жизни после школы - как-то всё схематично прошло, очень урывками, умом ей сочувствуешь, но не сердцем. И в итоге реально просто какой-то скачёк к финалу. И вместо логичного какого-то перехода - внезапность! И понять её выбор в итоге сложней. Точнее понять, но не прочувствовать.
Очень яркие персонажи мама Тамары и её учительница. А когда они встретились поговорить - одна из самых шикарных сцен! "И зачем я пошла в этот педагогический?!!!!!" (с) Героини - актрисы Маргарита Рассказова и Ольга Лебедева.
Папа Тамары тоже тот ещё жук. Страшный человек, хоть уже весь разбитый, но жалости вот нисколечко... Очень хорошая актёрская работа Андрея Молоткова.
Александра Кулешова играл Денис Юченков. Музыкальные номера изумительные!
Умилил присест на дорожку от второго мужа сестры Тамары Ирины. Вот просто прекрасен!! Валерий Толков.
И как бы понравился-не понравился спектакль, но хотя бы ж одни песни Высоцкого послушать - уже стоит посмотреть!
"Роман о девочках" был поставлен Марком Розовским в театре у Никитских ворот аж в 1989 году. Но за это время спектакль не потерял своего обаяния. Я уже так привыкла к спектаклям с философским подсмыслом, со вторым дном, с непростой психологией героев, что увидеть на сцене простую житейскую историю было настоящим удовольствием. Актеры радовали потрясающей игрой, искренними эмоциями. Наверное, когда-то написанный Владимиром Высоцким сюжет был довольно скандальным и откровенным. Сейчас он воспринимается гораздо спокойнее, даже с некоторой ностальгией по временам пионерии. Безусловное украшение спектакля – песни Владимира Высоцкого в прекрасном исполнении Дениса Юченкова и Сергея Шолоха.
Вообще-то спектакль грустный, хотя таким он не воспринимается. В начале – совсем юные герои и надежда на счастье и любовь. В конце – сломанные судьбы, бесчисленные ошибки и не понятно, а что же дальше. Вчера - школьница и удалой паренек, а сегодня - проститутка и уголовник. А что дальше зависит только от самих героев, ведь мы в любом возрасте можем изменить свою жизнь, свою судьбу…
Запомнились яркие образы главной героини Тамары Полуэктовой (Виктория Корлякова), ее матери (Маргарита Рассказова) и Ольги Петровны, учительницы по прозвищу Морковка (Ольга Лебедева). Кстати, Морковке в конце спектакля благодарная зрительница подарила букетик настоящих морковок, чем вызвала бурю смеха на сцене и в зале.
Также хочется отметить очень красивую и пронзительную эротическую сцену, одну из тех, которые украшают спектакль.
Рекомендую посмотреть этот спектакль всем, кто его еще не видел. Три часа пролетают незаметно, оставляя легкое чувство грусти.
Знаете, это нехилое погружение в поствоенную Москву, а потом и в годы, в более нам знакомые 70 е..
"Роман о девочках", написанный Высоцким за три года до смерти. Если честно, то до спектакля я не знала об этом произведении. Первая (и наверно, единственная) постановка "Романа" именно на сцене "У Никитских ворот". Марк Розовский создал потрясающее театральное действо, этакую сагу о Жизни, Любви и Времени. Это спектакль невероятного накала и потрясающе узнаваемых примет времени. Этакая Энциклопедия жизни СССР в период после войны и до перестройки.
Театру удалось очень достоверно передать не только детали быта, но и дух того времени. Сценография проста - лестницы-клетки, которые предстают, то комнатушкой в коммуналке, то голубятней, то балконом (настоящим, как у Ромео с Джульеттой), то тюремной клеткой, да скамья и мусорный бак. И московский дворик живет и дышит, оглушая нас блатным сленгом, разборками и выворачивающими душу монологами. И музыкой, и словами песен Высоцкого.
Актерские преображения на сцене достойны особого внимания. Как часто бывает,артисты играют сразу несколько ролей. В програмке позабавило: "Ханыги, они же - пионеры"))) И знаете, это и были настоящие ханыги, приблатненные такие, с ними ну никак не хочется встретиться в жизни. А пионеры напомнили мою пионерскую молодость) Подтверждаю- так все и было)).
Из актеров "второго плана" хочу отметить Владимира Давиденко, который играл дружка главного героя Сопелю. Его преображение из вобщем-то недалекого хулигана в инвалида, замученного отсидками и болезнями, полученными на зоне. Страшно.
Хотя зря я так- каждая роль шедевр. И та же училка Морковка. Сцена с плесенью на хлебе(кстати, реальный случай из школьной жизни Высоцкого) вызвала гомерический хохот всего зала! Та же актриса( Ольга Лебедева) играет старушку-побродяжку, образ беззлобный и жалкий.
А какой характерный художник-модернист у Юрия Голубцова! И его же милиционер, недотепистый такой.
Довольно характерная мама главной героини в исполнении Маргариты Рассказовой! особенно ее образ в колготках и на "платформе" произвел фурор.
Отдельная тема это роль Максима Григорьевича Полуэктова (Андрей Молотков). Этот герой - квинтессенция безмолвного зла, которое творило свои черные дела во время сталинского террора. Бывший вохровец и садист-нквдшник.. Он имеет орден, но совсем не за участие в ВОВ, а за "выслугу лет". Человек без души и совести. Самая страшная сцена в спектакле это рассказ о том, как тот убил щенка, чтоб не лаял, и выгнал маленьких дочек на мороз, чтоб не рыдали. И его приговорки во время этого рассказа, совсем без раскаяния. А ведь еще были тысячи людей, что он пытал и обрекал на гибель.. Но смерть беззащитного малыша.. до сих пор ком в горле. Мерзкий тип, которого ненавидишь. Актерская игра на высоком уроне психологизма. Браво многократное.
И вот главные герои. Тут уже мир любви и поистину шекспировских страстей. Он, Она и Другой. Он-блатной авторитет, влюбленный в старшеклассницу. Артист Сергей Шолох играет Кольку "Коллегу" очень бережно. Он мне напомнил Высоцкого в роли Ибрагима Ганнибала. Такая же волна любви и нежности, как у Арапа к Наташе Ртищевой.
Она- Тамара Полуэктова, старшеклассница- несостоявшаяся артистка-интердевочка. Красива, искренна. Ну вобщем стоит она той драмы, что разыгралась на сцене. Отличная роль Виктории Корляковой.
Их сцены любви очень красивы и откровенны. И я до конца спектакля не понимала, почему Тамара отвергает вернувшегося с отсидки Николая.. Интрига, не скажу, идите на спектакль)
Другой это Александр Кулешов (Денис Юченков)- артист, бард.. Именно от его имени идет повествование, именно его образ это перекличка с самим автором "Романа". Денис Юченков выдаёт свою манеру исполнения песен Высоцкого, кстати, тем и подкупает, что не "хрипит"... Он держится немного отстраненно, как заинтересованный рассказчик-слушатель этой незамысловатой и вобщем-то житейской истории. С шекспировскими страстями и с так узнаваемыми реалиями.
«Роман о девочках» - прозаическое произведение Высоцкого, обнаруженное после его смерти. Марк Розовский 30 лет назад поставил этот роман в театре "У Никитских ворот". Я смотрю постановку в День Рождения поэта. Сценическое оформление отражает эпоху послевоенной советской разрухи, кое-как собранный быт, тему дворового мира, то есть не самые лицеприятные стороны 50-х и 60-х. Однако, как везде и во все времена и на любом фоне живых чувств будет много. О чём, в целом, постановка? О жизни советской простецкой действительности. Поструганные войной люди жили, как могли. Высоцкий и Розовский за ним следом не стесняются показывать тот пласт жизни без прикрас, подчёркивая пошлость, жуткий примитивный быт, грубость мышления. Это жизнь коммунального двора, добрых хулиганов, околокриминальных историй, тюремной лирики, девчонок, ищущих радости любой ценой, бесцельных неудачников и настрадавшегося старшего поколения. Этот мир определённо хорошо знаком Высоцкому и трепетно любим им. Розовский создаёт много колоритных и гротескных сцен на эту тему, приближая её к зрителю. И конечно линия любви. Здесь история, как мне дико нравится, страсти двух выразительных личностей, страсти всё смывающей, дерзко красивой в своей смелости и неприкрытости. Валютная проститутка, а сначала просто девчонка, Тамара Полуэктова, которую играет обворожительная Виктория Корлякова. И Коля Святенко, дворовый авторитет, первый возлюбленный Тамары. Его образ харизматичный, искромётный, не оставляющий равнодушными женские сердца. В нём я вижу Высоцкого. И это дорогой сердцу его мир!
Полный отзыв: https://flamingovv.livejournal.com/1046633.html
Спектакль в целом понравился, хоть я и не фанат творчества Высоцкого. Очень атмосферный, органичный спектакль, в канву которого вплетены хорошо известные и не очень песни российского барда №1. Спектакль о судьбах послевоенного поколения мальчиков и девочек, которые далеко не всегда складывались удачно. Как, например, у главных героев спектакля - влюбленный в красавицу-школьницу Тамару Колька загремел в тюрьму, а вчерашняя школьница не попала в институт и пошла в проститутки. В общем, все грустно и жизненно, а не как в сказке.
В спектакле заняты ведущие артисты театра, как зрелые и заслуженные (Голубцов, Молотков, Рассказова, Лебедева, Юченков), так и молодые и перспективные (Корлякова, Шолох, Пыхова). Очень яркие роли как первого, так и второго плана (например, Училка Лебедевой, мать Рассказовой). Песни Высоцкого вдохновенно исполняют вдвоем и по одиночке Денис Юченков и Сергей Шолох. Спектакль хоть и идет почти 3 часа с 1 антрактом, но смотрится на одном дыхании.
Мой отец родился на четыре года раньше Высоцкого. Он никогда не рассказывал о своей юности. То есть ни слова, ни полслова. Всё что я знаю о ней, это отрывочные фразы его друзей на поминках. Ну и несколько фоток и несколько фраз от матери. Получается, что о его времени я знаю только от Высоцкого (да еще Визбора). Знаю из прозы — «Романа о девочках» и из двух песен («Ах время как махорочка» и «Баллада о детстве»), неслучайно, что обе они звучат в спектакле по «Роману…», причем как бы рамочно: первая почти в самом начале, вторая — почти в самом конце. А когда я со всеми названными произведениями знакомился в возрасте 20+, то поражался, насколько это всё не похоже на мою юность!
«Роман о девочках» подается в афише как «история любви». Не могу ее такой воспринимать, потому что… на всю жизнь застряло в голове это самое «ставить на хор».
Но зато спектакль поставлен близко к тексту с огромным количеством песен. Исполняют их двое — главный герой и автор. Второй — поболее. Представляете, есть в городе такая «блатная» работа — исполнять песни Высоцкого (большей частью блатные)!
То, что автор романа участвует в действии, можно считать художественным приемом режиссера.
Для тех же, кто вообще пока не понимает о чем речь, можно объяснить, куда они попадут, если придут на спектакль.
На одном из концертов Высоцкому пришла записка на тему, не хочет ли он попробовать писать прозу. А тот ответил: «Пробовал и пробую! Но считаю, что выпускать ее пока рано». После смерти мэтра в его рукописях обнаружилось весьма мало прозы. И «Роман о девочках» — самое крупное прозаическое произведение Владимира Семеновича. В мои руки оно попало в 1983–1984 годах, в нежном в общем-то возрасте для такого жесткача. Там изображена послевоенная советская жизнь, в которой блуд — норма жизни, привычная, как стакан воды. В том числе поэтому никакой истории любви я там особо не признавал.
А основное географическое место действие — Малюшенка (таково неофициальное историческое название квартала между Большим Каретным и Цветным бульваром). Про нее писал еще Гиляровский. Ну и Высоцкий ее воспел.
В песне «Ах, время, как махорочка» есть строки, которые раскрываются подробнее как раз в романе и спектакле.
«С Малюшенки — богатые,
Там шпанцыри подснятые,
там и червонцы мятые,
там Клещ меня пырнул».
Что такое «подснятый шпанцырь»? Так называли голубей, сворованных или переманенных с чужих голубятен. Ну и в романе показано, как хозяева опознали на рынке своих голубей, как ворам удалось изворотливой болтовней избежать этого самого «пырнул»...
«Роман о девочках» большей частью рассказывает об одной девочке Тамаре, которая после окончания школы превращается в шалаву. Но, конечно, самые сильные актерские работы, как водится, у самых отрицательных персонажей.
Учительница, которая не любит детей. Это вообще!
Ну и тяжелый, невиданно душный образ тюремного работника на пенсии. Как же, наверное, устаешь такого мерзкого играть! Это не на гитаре бренчать со сцены.
В конце восьмидесятых я начал ходить в театр Марка Розовского. Пошел посмотреть «Гамбринус» после своей первой поездки в Одессу и втянулся. И самым запоминающимся оказался тогда спектакль «Концерт Высоцкого в НИИ» по пьесе самого Розовского. И вот еще одно представление Марка Григорьевича вокруг Владимира Семеновича, теперь уже в новом веке и на Новой сцене. В целом всё понравилось, кроме курения артистов на сцене.
Девочки любили иностранцев
Несколько впечатлений от пьесы "Роман о девочках" в театре у Никитских ворот. Обожаю творчество Владимира Высоцкого, спектакль поставлен по его одноименному произведению, очень красиво и интонационно правильно прозвучали песни в исполнении Дениса Юченкова и Сергея Шолоха. Браво! В контексте романа песни в основном были дворовые и лагерные, но идея вплести их в постановку и так реально спеть пленила. В очередной раз убедилась, что в спектаклях этого театра много музыки, и актеры поют восхитительно.
Пьеса написана языком улицы, он груб, жесток, правдив. Очень тяжелое было чувство после просмотра, на глаза навернулись слезы, когда опустошенная Виктория Корлякова заплакала в конце и крикнула "мамааа"... Вышла из театра и было до боли обидно, что люди действительно так живут, не находят своего места, как нелепо складываются их судьбы, в этой атмосфере недолюбленности и необратимости. Реальная история о том, как мальчиков заключают в лагеря, а девочки становятся валютными проститутками. Кажется, что все это далеко и никогда не могло бы произойти с тобой, но... то ли актеры настолько тонко передают психологизм и напряженность произведения Высоцкого, то ли это беспощадная правда человеческих отношений... ты начинаешь чувствовать Тому Полуэктову, вживаешься в ее душу, раздумываешь о социальных обстоятельствах, толкающих людей на преступный путь. А может быть весь этот блатной мир - зеркало советского режима?
В общем спектакль сложный и мощный, вызывает неизъяснимую тоску и отчаяние от зрелища безобразий, творящихся вокруг, от сознания своего бессилия что-то изменить, от тяжелых мыслей об ускользающей жизни. И Тома, и Колька Святенко - они добрые и светлые, просто в их исковерканных судьбах и утраченных моральных ценностях виноваты все вокруг, действительность. Горько и больно.
Еще очень хочется отметить игру Андрея Молоткова (отца Томы), Маргариты Рассказовой (мамы Томы), Ольги Лебедевой (училки Морковки). Они гениальны!
Я в полном восторге. Я уже в четвертый раз прихожу в театр у Никитских ворот. И в четвертый раз получаю просто фантастическое удовольствие от игры актеров. Друзья мои, актеры великолепны.
У нас были билеты в первый ряд, а с первого ряда видно абсолютно всё. Видно, что в начале спектакля актеры не втянулись, немного расслаблены. А потом начинается... Вас просто затягивает с кресел в другую вселенную. Это фантастика.
В этот раз я смотрела спектакль «Роман о девочках». Спектакль про такую разную любовь. Про первую любовь, про "любовь" за деньги, про безумную и необъяснимую любовь. Этот спектакль про безысходность и отчаяние. Про надежды. Про мечты. Про старость и наивую юность. Продолжать можно бесконечно, потому что спектакль про саму жизнь.
Спектакль прекрасно дополняют песни Владимира Высоцкого в исполнении Дениса Юрченкова. Впрочем, надрыв в исполнении песен всё-таки куда лучше удается одному из главных героев спектакля - уголовнику Кольке Святенко (его роль исполнял Сергей Шолох).
А еще меня впечатлил Полуэктов Максим Григорьевич, отец главной героини Тамары, его роль исполнял заслуженный артист России Андрей Молотков. Я под впечатлением до сих пор. Просто не представляю его другим. Ощущение, что я знала его всю жизнь. И искренне, от всей души ненавижу. Тиран для своей семьи, бездушный человек, пропитанный злобой до мозга костей.
И на его фоне всё, что происходит на сцене - просто жизнь. Увы, без розовых очков. Жизнь, когда каждый делает свой выбор. Жизнь, которая преподает уроки. Очень сильный эмоционально спектакль. Он встяхнул меня, вывернул, вытряхнул и вернул всё на свои места. Так, как должно быть.
Большое спасибо театру и актерам за их труд.
Поживее, чем другие спектакли театра: поставлен по неплохому сюжету романа Вл. Высоцкого. Маленький зал театра даже был заполнен полность ю. Декораций, правда, как всегда, никаких. А тюремные песни, в большом количестве исполняемые со сцены, найдут особый отклик в душах поклонников радио "Шансон".
Роман о девочках не получился, впрочем, как и о девочке)
Получилась атмосфера советского дворового детства, пионерлагеря, подворотен и блатного хулиганства (до криминала как-то не дотянули))) тема проституции тоже невнятно и вскользь. Очень откликнулась игра актеров, игравших отца и мать ГГни.
В остальном - слишком затянуто, слишком много песен, местами сюжет зависает и становится очень скучно.
В итоге, если Вы не сильный любитель песен Высоцкого или не застали краешком то время, то будет скучно. Кто помладше - уходили даже не дождавшись антракта, кто постарше - аплодировали стоя)))