Драматический |
16+ |
Павел Сафонов |
28 октября 2016 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Честно сказать, у нас спектакль не оставил следа, одно равнодушие к тому что было задумано, но так и не было рассказано. При всей моей глубокой симпатии к Нонне Гришаевой. Украшением спектакля является Катюша, а содержанием последняя фраза Тамары "Лишь бы не было войны", остальное скучно, не связано, обо многом, да ни о чём.
#аномельница Выражаю огромную благодарность нашей Мельнице, а также персонально волонтеру Инге Кузовкиной за возможность посетить наш Царицынский МОГТЮЗ по льготной цене. А также самому театру и худруку Нонне Гришаевой за сотрудничество с общественными организациями и гибкую ценовую политику. 5 февраля мы посетили с мужем давно желанный мною спектакль "Пять вечеров". Увы, лично я испытала жуткое разочарование и искреннее недоумение, муж ничего, не разочаровался вроде, оценил спектакль на 7 баллов из 10. Кстати, забегая вперёд, зрители приняли спектакль сдержанно, жидкими короткими аплодисментами в конце, я в своих ощущениях оказалась неодинока.
Итак, опять А.Володин. Полное прочтение его пьесы... 1958 (!) года.... Ребят, о чем вы? Зачем эту бородатость (отказываюсь признавать это классикой, некоторые темы все таки устаревают, перестают быть актуальными) ставить на сцене театров во втором десятилетии 21 века? Сейчас что, драматургов нет, повымерли как мамонты, или не пишут ничего? Или нет пьес того же периода, но на вечные темы, любовь, взаимоотношения и прочее?
Лично мне как советскому человеку очень даже приятно окунуться в эстетику тех лет, правда, я тогда ещё не родилась, но авоськи, графинчики, проигрыватели пластинок это все конечно приятно, погружает в ностальгию. Но сама тема, поднятая на сцене в наше время, вызвала недоумение, зачем с нее стряхнули почти вековую пыль? Мало того, не нахожу ситуацию правдоподобной. Главные герои пережили самую страшную в истории страны войну, он воевал, был ранен в лёгкое, она пережила блокаду, похоронила сестру, растит с младенчества осиротевшего племянника. Полтора десятка лет, как закончилась война. Советские люди мужественно поднимают страну из руин, работают. Не могу поверить, что все, что я вижу на сцене, вся эта глупость во взаимоотношениях между ВЗРОСЛЫМИ людьми, могла происходить с фронтовиками, с людьми, ещё не отправившимися от ужасов войны, лишений, смерти... Врёт Володин...
Главный герой, Ильин, всю жизнь бежит от себя, сам это признает и понимает, даже на сцене бОльшую часть времени он проводит с чемоданом в руках. Зоя Ильину: "Ну и шут с тобой, шагай – не оглядывайся. Эх ты! Куда бежишь, чего ищешь?…" Никчёмный, трусливый, не вызывающий уважения человек, который дважды в жизни подло сбегал от своей невесты, дважды ее бросал без видимых причин. Тамара: "Теперь я понимаю, почему он от меня ушел. Ничего не объяснил. Все-таки обидно. Обо мне совсем не подумал. И вот я за ним бегаю. Вы скажете, что я унижаюсь. Может быть. Но ведь я не о себе думаю, а о нем! Хотя так, наверно, всем кажется". А между прочим, этот урод поломал женщине жизнь, оставил ее одинокой, несчастной, бездетной, ей даже домой не хочется после работы возвращаться. Причина одна - патологическая боязнь связать себя семьёй, он сам это признает, мне не показалось, он прямо об этом говорит. Ильин: "Жить надо мудро, без суеты. Учти, в книге жизни много лишних подробностей. Но тут существует секрет: эти страницы можно пропускать". Это он молоденького Славика премудростям жизни учит, что, вообщем то, можно обойтись без семьи ((((
Причем, что особенно противно, бросает женщин он заочно, хорошо ещё, если как Зое, даст отставку по телефону (Ильин: "Зоя? Приветствую, Саша. Я обещал к вам зайти. Простите, не могу… Нет, и завтра не смогу. И потом"), хуже, как Тамаре, прекратив переписку с невестой без видимых причин во время войны в первый раз, трусливо сбежав не попрощавшись - во второй, хотя Славик пытался задержать его просто физически, вышла потасовка. Слава: "Она же будет психовать, если вы так, не прощаясь, уедете. Вы же знаете ее.
Ильин. Не будем препираться. Я спешу.
Слава. У нее, кроме вас, никого никогда не было! В таких случаях надо хотя бы попрощаться!…" Бабник, Зоя Тамаре: "Значит, он тебе тоже мозги крутит". Гадко. Этого козла потом ещё всем миром ищут, как долбанутого Гошу из Москва слезам не верит. А когда находят, упрашивая вернуться к любящей его Тамаре, случается совсем уж неправдоподобный хэппи энд - Ильин соизволяет воссоединиться с Тамарой (на кой только такой фрукт нужен женщине, блудливотрусливый гулёна?). Мало того, патологически труслив, лжив, изворотлив. Даже 19летняя Катя это понимает. Катя: "Тамара Васильевна, во-первых, он врун".
Своего друга Тимофеева, когда тот просто правдиво разговаривает с Тамарой, обвиняет в трёпе, неумении скрыть "лишнюю" информацию, а сам того же Тимофеева при случае закладывает, сдает с потрохами. Отвратительный тип главный герой. И это его самокопание не выглядит умно. Ильин: "Понимаешь, я ей наврал. Брякнул, что я главный инженер. Ну, знаешь, я ведь раньше в ее глазах был этакий Менделеев, Не стоит, думаю, разочаровывать. Потом смотрю – дело-то серьезней, чем я предполагал. Рано или поздно карты придется раскрыть. Что делать? Сознаться. А позор? Пускай лучше думает, что я этакий отчаянный, безрассудный, ну, непрактичный – это женщины прощают. Надоело, говорю, все это, махнем куда-нибудь к дьяволу на Север… Вот, если бы она согласилась, я бы и взял ее к себе, а потом бы как-нибудь обошлось. Так нет, сначала ей надо выяснить, рассудить, вникнуть во все обстоятельства моей жизни. А я не хочу, чтобы она вникала! Я имею право жить, как мне нравится, и ни перед кем не отчитываться".
Другая цитата. Ильин: "Я вот что пришел сказать. Если я не ошибаюсь, вам взбрело в голову, что я, так сказать, неудачник. Увы, я лично этого не нахожу. Считаю себя полезным членом общества. И, кстати сказать, более полезным, чем вы все, вместе взятые. Так что учтите, друзья, ради вашего удовольствия прикидываться лучше, чем я есть на самом деле, я не собираюсь. Человек должен всегда оставаться самим собой. Самая выгодная позиция. Да, однажды наступает время, когда тянет на родимые места, к старым друзьям. Не получилось? Тем лучше. Запомните: я свободный, веселый и счастливый человек. И еще буду счастлив разнообразно и по разным поводам. Чего и вам желаю. И на том прощайте" Свободный он, а они, дурочки, бабы его, Тамара и Зоя, привязать его пытаются...
Тамара тот ещё сухарь, Гришаева и изобразила ее так, как написано в пьесе, истеричная недобрая тетка, готовая обидеть любого человека неосторожным словом, выгоняющая в полночь 19летнюю девушку одну на улицы Ленинграда.... Славная парочка подобралась, друг друга стоящая. Все время какие то незрелые выяснения отношений, бред какой то, на их фоне молодая пара - Славик и Катя, выглядят более достойно, тоже выясняют отношения, но не трепят жёстко друг другу нервы, а ценят друг друга, до них как то быстрее доходит, что жизнь то проходит, не стоит ее растрачивать впустую на нервотрёпку. Катя всю ночь самоотверженно переписывала для Славы конспект - он это оценил, молодые то и дело проявляют заботу друг о друге, проводил накормил и тд, а парочка главных героев получает садистское удовольствие от взаимных издевательств. Странно, обычно все бывает наоборот. Непонятно только одно, зачем про таких пьесы пишут и на сцену их потом переносят? )))))
Материал откровенно разочаровал, спектакль сам по себе добротный, без косяков. Но все эти советские идеалы типа перелистывания писем К.Маркса вообще будут непонятны современной молодежи, и да, сама идея десятилетиями друг над другом изгаляться тоже будет молодежи, мягко говоря, неполезна. Рада даже, что пошла с мужем, а не с 16летней дочкой.
Моя мама ни разу не была в театре.
Пришло время исправлять эту оплошность)И знаете первый поход в театр взрослого человека можно приравнять к первому походу малыша. Моей целью был небольшой уютный театр и знакомая для мамы тематика.
Выбор пал на "Пять вечеров" История из советских времен, в 70-х даже был снят фильм с Людмиолой Гурченко в главной роли.
И я не ошиблась, спектакль понравился нам обеим!
Я очень люблю советские фильмы, на мой взгляд в них всегда присутствовал глубокий смысл. Поэтому такие спектакли мне намного ближе современных постановок.
Моей маме сложно было принять декорации. Двор с лавочками, качелями и снеговиком одновременно играл роль и двора и квартир героев. По сцене кочевал только стол. Мне такой подход наоборот понравился! Актёрская игра вышла на первый план, а моменты с падающими дверьми и сыплющимся снегом только усиливали эмоциональную окраску постановки.
Из актёров особенно хочется отметить Христину Полуянову которая сыграла роль Кати. Яркая, эмоциональная, немного сумасшедшая и невероятная актриса! Обязательно схожу посмотреть на неё в других постановках! Мне кажется в этом спектакле молодой дуэт актёров Слава/Катя(Ильиных /Полуянова) имели больший успех чем главные герои Тамара/Ильин(Гришаева/Рыжков).
Хотя состав считаю очень удачным!
Не смотря на то что события происходят в советские времена, спектакль не теряет своей актуальности и по сей день. Ведь проблемы в отношениях мужчин и женщин не имеют временных границ, меняются только декорации.
Смело рекомендую этот спектакль к посещению с родителями, друзьями или парой.
Конец 1950-х. Александр Ильин возвращается в Ленинград, где он не был 17 лет. Отсюда он когда-то уходил на фронт. Здесь жила девушка по прозвищу Звезда, которую он любил. Где она, что с ней? Они жива? Замужем? Уехала в другой город? Но, видно, планеты сошлись как-то особенно удачно для Ильина и он встречает Тамару, ту самую Звезду. Она живет все там же, в той же квартире.
Это спектакль о жизни, о любви, о смысле жизни. Причем, пьеса написана очень грамотно. Взрослым будет интересна линия Александр (А. Рыжков)-Тамара (Н. Гришаева). Ну а молодежь увлечет линия Слава (И. Ильиных)-Катя (Л. Мунирова). Это молодые герои, только-только вступающие в жизнь, им 19 лет и им еще многое нужно сделать, о многом узнать и многое понять.
Из безусловных плюсов спектакля - пьеса классика советской драматургии, отличная игра актеров, прекрасная режиссура, замечательная работа художника по костюмам. Я, не зная даты написания пьесы, сказала: "1959-1962". Как выяснилось, ошиблась на 1 год, в реальности - 1958. Но все приметы того времени так четко схвачены, что можно достаточно точно понять, когда происходит действие. Вот Зоя, разбитная продавщица из гастронома. Комбинация, яркая помада, волосы, уложенные по моде 1950-х. Вот телефонистка Катя. Простое платье, валеночки, вязаная шапка, варежки на резинке. 10 баллов!
Минусы. Я не поняла почему действие происходит на заснеженной детской площадке. Ну, то есть, происходит оно по бОльшей части в квартире Тамары. Но квартиры нет, есть чугунные скамейки, качели, снеговик и сугробы. И герои периодически берут эти лопаты, сгребают снег, а потом стучат лопатами об пол. Зачем? К чему этот бессмысленный креатив? Если бы не это, я поставила бы спектаклю 10 баллов из 10.
Тем не менее, спектакль очень хорош. 9 баллов из 10 он честно заслужил.