





| Драматический |
| 18+ |
| Аттила Виднянский |
| 3 декабря 2021 |
| 3 часа, 1 антракт |
Спектакль мощен и крут благодаря широкому и серьезному подходу к нему приглашенного венгерского режиссёра Аттилы Виднянского.
«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест», — так начинается философский и неоконченный роман Франца Кафки "Процесс". В общем, вы поняли, тема актуальная по сей день.
Во-первых: с самого начала задаётся атмосфера, как некая аура спектакля и даже посредственный зритель понимает, что будет интересно. Во-вторых: музыкальная драматургия! Музыка почти не умолкает на заднем фоне в течении всех действий хорошо поддерживая внимание и вовлекая в суть. Кстати, музыка шикарна, сразу узнал один трек из фильма "Остров проклятых", очень хорошо лег на сцену, где показывалось, как судебный процесс давит на психику человека! В третьих: режиссура! Я кайфанул, это то, что я люблю и всегда хочу видеть в театрах! Многогранно, многохудожественно! То, что надо! Когда на сцене происходит диалог двух персонажей, в других частях сцены иные герои или небольшая массовочка совершают в немую какие-то действия, манипуляции, что докладывает в картину сюжета и смысла необходимый пазл для зрителя! И здесь трудно, заскучать, если не интересен диалог ты наблюдаешь за альтернативными движениями на сцене. Много психологии, философии. Яркие, объёмные декорации, проскальзывающие нотки некого сумасшествия или чего-то такого, будоражащего сознание зрителя в зале и абсолютно не вносящие в сюжет абсурдность и т.п. Ну и в четвертых: актёрская игра, особенно Иван Трус был очень твёрд и убедителен в роле главного персонажа Йозефа.
Я не могу слишком много написать в этот раз, ибо был вынужден уйти в антракте. Дело в том, что последние билеты были в ложах на заднем ряду с краю, очень неудобные места, где даже стоя почти не видно сцену, да и стоять 4 часа было бы трудно. Впрочем, если честно, я пожалел позже, что ушел не досмотрев. А это был точно тот спектакль, который я для себя назвал бы шедевром. Но, значит, вернусь еще раз на эту постановку. Интрига осталась, ведь вторая часть скорее всего еще сильнее первой. Главное, я знаю, какие места теперь точно не надо брать! Здесь же на спектакле "Воскресение" у меня тоже было так называемое 'неудобное место", но можно было видеть сцену, и я с удовольствием посмотрел 4-часовой спектакль, в этот раз внутренний дискомфорт заставил меня уйти.
За два акта и четыре часа я успел полностью погрузиться в «процесс»
И уже после просмотра ещё до ночи разбирал впечатления и мысли вызванные спектаклем
Эту постановку нужно смотреть «сквозь»
Всё, что мы видим - это ни что иное, как предсмертные видения К. Это тот момент, когда вся жизнь пробегает перед глазами. Несдержанные обещания, яркие моменты, боль, страсть, попытка остаться в памяти потомков, любовь матери, работа, детство…
И в начале ещё не можешь поверить, что умрешь. Я? За что? Это ошибка!
Тот сумбур на сцене - это жизнь, как она есть. Ты начинаешь темноты, с пустой сцены с кроватью, постепенно всё заполняется и никуда не девается… а в конце снова пустая сцена.
И темнота…
Красивый и содержательный спектакль. Актеры играют блестяще! Два действия по два часа - это сложно и для зрителя, а уж как оно на сцене, даже представить трудно. Впечатления исключительно положительные, дух книги, на мой взгляд, передан превосходно: непонятный Процесс, появившийся ниоткуда и длящийся-длящийся-длящийся, который с каждым витком становится только запутаннее и пронзительнее в своей безысходности, а Герой всё продолжает бороться и недоумевать, говорить о Системе и отстаивать свою невиновность и право на доступ к закону, искать ответы и выход из ситуации... Мне очень понравилось!
От Кафки в спектакле только текст, местами искаженный. Атмосферы нет вообще. Просто балаган, странно видеть такую бесвкусицу на сцене известного театра. Стыдно за Александринский
Когда в Александринском театре объявили о премьерных показах "Процесса" Аттилы Виднянского, многие, полагаю, кто в не столь отдаленном прошлом, а именно - в 2019, посетил Театральную олимпиаду в Петербурге и своими глазами видел творение Кристианы Люпы (и был им, без сомнения, потрясен, озадачен и даже обесточен), наверняка достали маленькие блокноты, тщательно готовясь разоблачать венгерскую версию.
Конечно, "Процесс" Виднянского - это не так грандиозно, как "Процесс" Люпы, но все-таки по-своему мощно и визуально роскошно - именно так, как умеют делать только венгры, которые, на мой взгляд, обладают врожденным вкусом ко всему, что называется "искусство".
Режиссера многие зрители обвиняют в некой скученности актеров и декораций на сцене. И, правда, довольно тяжело наблюдать за "процессами" всех и сразу - когда абсолютно все герои романа Кафки находятся на сцене и взаимодействуют между собой синхронно. Все вовлечены в свой обособленный процесс, из которого их иногда выдергивают, чтобы втянуть в "Процесс" Йозефа К, который расхаживает по сцене в пижаме, напоминающей тюремную форму и в длинном волочащемся по полу пальто - абсолютно потерянный в этом странном царстве. И если в "Преступлении и наказании" того же Виднянского мне это жутко мешало, ибо отвлекало от главного и казалось просто непереносимым (кстати, многие зрители жаловались в фойе на переутомлении от такого количества одновременных сюжетов и историй, за которыми не всегда просто уследить), в этом спектакле мне показался режиссерский прием максимально органичным и созвучным с настоящим временем.
Ведь в повседневной жизни нам тоже постоянно приходится переключать свое внимание и включаться во множество процессов: чужие жизни, чужие проблемы, бесконечные открытия и обзоры , глобальные катастрофы. Это утомляет, уводит от главного и выключает из собственной жизни. Ты теряешь контакт с собой, путаясь во всем этом многообразии реального и виртуального миров. А когда твоё внутреннее божественное начало зажато между тайм-менеджментом и достигаторством, потому что надо всё время куда-то бежать и во что-то вникать, легко не заметить или не захотеть увидеть, как государственная система карает безвинных, в то время как бюрократия плетет бесконечные сети, как происходит какой-то сюр вокруг, который с каждым днем все больше внедряется высшими чинами в обыкновенную жизнь обыкновенных людей, и в какой-то момент объявляется новая нормальность. Зритель в "Процессе" выступает кем-то вроде суда присяжных: он внимательно наблюдает за передвижениями героя, за его друзьями, женщинами, вслушивается в разговоры, чтобы вынести собственное решение, как будто бы оно что-то может изменить...
Помимо громоздких декораций (переносящих зрителя и Йозефа К. сначала в фильм ужасов, потом - в страну великанов) и бесконечных лестниц, ведущих то ли в реальный зал заседания, то ли в потусторонний мир, а также невероятно объемной и по истине грандиозной музыки, которая уже сама по себе спектакль, Виднянский вводит еще сцены детства главного героя, где зритель может прикоснуться к жизни маленького Йозефа К. и ненадолго окунуться в его отношения с матерью, которая в романе упоминается вскользь.
Создается этакое ощущение конца жизни, когда все события, которые происходили с главным героем на протяжении 30 лет, проносятся перед глазами за каких-то четыре часа перед роковым ударом ножа в сердце.
Все исчезает, опускается занавес, а в появившемся среди черноты проеме зритель снова видит Йозефа, который бежит к людям, оставляя за собой шлейф многоточия.