Москва

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1166
18 апреля 2006

Театр Табакова выпустил спектакль, предназначенный для большой сцены. Малая сцена замыслу режиссера Миндаугаса Карбаускиса и сценографа Сергея Бархина была бы, пожалуй, слишком тесна. Вот картина. Край подмостков залит грязной жижей. По ней из одной кулисы шлепает ребенок в картузе и с портфелем — это отправившийся в долгое плавание Павлуша Чичиков. Минуту спустя в том же картузе и с тем же портфелем по жиже чавкает Чичиков Пал Иваныч — Сергей Безруков. Другого пути, кроме лужи, у Чичикова нет: вплотную к разбитой дороге стоит облупившаяся до дранки стена — столичный департамент, где Чичикову объяснили, что мертвые души могут приносить доход. Постепенно плоская картинка приобретает объем: стены, будь то дом Манилова, Собакевича или Плюшкина, разъезжаются одна за другой, как диафрагма фотообъектива, покуда не разверзнется в самой глубине пустой черный проем. Персонажи, сбыв на руки Чичикову мертвяков и угомонившись, засыпают в своих креслах. Маленький Чичиков, забравшись на колени к чете Маниловых, засыпает тоже. А в проеме, пуская пар ноздрями, жуют солому натуральные, дивно красивые кони. По всему видать — это и есть тройка-Русь.

Круг интерпретаций нарисованной Карбаускисом картины — шире некуда, и режиссер ни на одной не настаивает (возможность разночтений — свойство хороших пьес, спектакли такого свойства — раритет). Что это было? Сон Павлика про то, как он выбрался из грязи в князи? Хождение по кругам нелепого русского ада? Всему тут можно придумать свою трактовку: к примеру, усмотреть в конструкции Карбаускиса, начисто лишенной зловещего дыма и загробных теней, сходство с рациональными построениями абсурдистов. А можно расслабиться и рассматривать вереницу дуэтов, благо и тут есть на что посмотреть. Олег Табаков играет Плюшкина витальным, жадным в первую очередь до самой жизни. Собакевич Бориса Плотникова — генеральской выправки и принципов старик; Ноздрев Дмитрия Куличкова — плут, поднабравшийся удали и манер у заезжих гусар; Коробочка Ольги Блок-Миримской — плотоядная фифа; уездная дама Ольги Барнет — пожилая Рената Литвинова… Сам Безруков — феномен, на каждом шагу опровергающий расхожее представление о том, что таланту должны сопутствовать вкус и чувство меры, — играет то, что переполняет все его существо: живость, неспособность стоять на одном месте долее одной минуты и беспримерное себялюбие. Но работает он куда сдержанней, чем можно было от него ожидать, и все его качества здесь к месту. Он подвижен и точен в каждом движении, как Фред Астер; его Чичиков не плут, не злодей, не порождение чудовищной системы. Он (и тут Безруков еще плотнее приближает Чичикова к нашим временам, чем режиссер, зарифмовавший Гоголя с Беккетом) имморалист и стопроцентно наш человек. Из нынешних.

1
0
5
Константин
270 отзывов, 507 оценок, рейтинг 598
10 сентября 2009

Безрукову бы обруч, мячик надувной и к тюленям дрессированным на Цветной бульвар. разве что вместо ласт у него калоши. Калоши, кстати, очень удачно подмеченная режиссером деталька, как и тройка коней в конце, которые вроде бы как "во весь опор" должны, но стоят смирно и жрут себе овес. Запоминающиеся образы создали Плотников и Блок-Миримская. Спросить меня, так Филиппенко в свое время создал незабываемые "Мертвые души" в жанре театра одного актера. А эту постановку можно посмотреть для общего развития, а можно и не посмотреть.

2
0
?
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 581
8 апреля 2006

Честно говоря, до этого я была только на одном спектакле уважаемого Миндаугаса Карбаускиса - на "Дяде Ване". И такого не ожидала...
Сам спектакль, если взять актерскую игру - светлый, радостный, веселый. Мертвые души что-то вроде мячиков у циркового жонглера. Манилов, Коробочка, Плюшкин и Собакевич (Ноздрев Куличкова какой-то пресный) - все хороши и смешны по-своему, но это по-своему не то страшное и с мрачно-крепостнической подоплекой, как у Гоголя. Это абсолютно современное прочтение...
Сергей Безруков играет жадного до денег и очень обаятельного проныру. Очень убедительно. Но проныра такой симпатичный...
Диссонансом выглядит актерская игра и довольно сумрачное сценографическое решение - стены как из поврежденных стройматериалов, жидкая вязкая грязь на переднем плане - по ней и дочь губернатора шмыгает? Грязь жизни города N? Скорее всего...
Бонус - тройка живых жующих лошадей.

0
0
3
Anabena
39 отзывов, 226 оценок, рейтинг 86
22 декабря 2008

В целом спектакль вызвал неприятные эмоции, хотя шли с воодушевлением на хорошего режиссера и сильный актерский состав. Удачная постановка, интересная попытка представить главного героя в необычном ракурсе были безнадежно испорчены бездарностью Безрукова. Казалось, что было желание сделать нечто похожее на известный нестандартный образ Сирано в исполнении Суханова, а получилось что-то среднее между Петросяном и Гальцевым.... С ужимками и прыжками перебор, юмор ниже среднего.... И шквал оваций в конце спектакля! :)

0
0
3
Мария М
38 отзывов, 43 оценки, рейтинг 34
15 мая 2013

Первый раз я согласна с названием той оценки, которое предлагает Афиша для двух звездочек - плохо!

Сначала нас обрадовало то, что спектакль идет два часа без антракта - это прекрасно, когда можно не прерываясь смотреть интересную постановку. Но потом мы поняли, для чего в этом спектакле такой подход: чтобы сложнее было уйти. Я думаю, сделай бы режиссер антракт - все бы остались с полупустым залом к концу спектакля.

Мы шли на Безрукова. Табакова мы уже видели. И при всем моем уважении к Таланту Олега Павловича, кто то уже должен ему сказать, что карьеру актера самое время прекратить. А при всем моем уважении к Безрукову, а я его правда уважаю за роли в кино, ну нравится он мне, в этом спектакле он был похож на циркача, а не на заслуженного актера театра и кино. Может быть у него видение такое, может быть у режиссера такое видение Чичикова, но смотреть два часа на кривляния ну очень утомительно. Если вы правда такое любите, в отзывах на этот спектакль много параллелей с программой Аншлаг, с Петросяном и Гальцевым, так вот если вы такое любите - вам точно нужно посмотреть этот спектакль. Если вы все таки любите театр, то вас порадует пожалуй только Блок-Миримская в роли Коробочки. Но знаете, оно того не стоит.

Самое интересное, что было в этой постановке - это грязь на сцене и настоящие кони в глубине сцены.

Каюсь, первый раз за всю свою театральную "карьеру" зрителя я не стала аплодировать, а встала и ушла как только закончился спектакль. И я правда не понимала чему аплодировали зрители? Фамилиям? Надо сказать, что у меня было время в этот раз полюбоваться окружающими меня людьми во время спектакля, я не всегда смотрела только на сцену. Так вот скучающих, уставших, и не понимающих, что же происходит на сцене, зрителей было разве что не 50% процентов.

Я советую идти на этот спектакль только если вы: а) безумный фанат Безрукова, и/или б) безумный фанат юмористических дешевых программ, и/или в) вам ну позарез нужно посмотреть хоть какую то постановку Мертвых душ.

И не ведитесь на отзывы, написанные на заказ для Афиши, МК и прочего. При всем моем уважении и к этим людям, ну слукавили они в этот раз. Отзывы написаны на фамилии, а мы же с вами не за этим идем в театр :)

2
0
9
beaujolais
45 отзывов, 112 оценки, рейтинг 33
2 апреля 2011

Были на спектакле относительно давно, еще в прошлом году... и до сих пор вспоминаю о нем с теплотой. Посмотрели с удовольствием, вышли из зала с хорошим настроением. Пожалуй, самое приятное впечатление этого сезона. Именно приятное - не яркое, не потрясающее, а вот так: вспомнилось и улыбнулось.

0
0
5
1911
38 отзывов, 83 оценки, рейтинг 33
28 января 2008

Взяла билет по рекомендации кассира билетной кассы театра-студии О. Табакова, соблазнилась на состав артистов. Сергей Безруков в главной роли, Чичикова, в роли Плюшкина - О Табаков и еще много достойных имен. ИМХО все актеры старшей школы - ИЗУМИТЕЛЬНЫ, Сергей Безруков, при всем моем уважении и прекрасно отработанной роли с остроумными элементами сатиры - неорганичен в своей игре, да, хорошо, четко отыгранная роль, но не живет он ею на мой взгляд, Очень понравилась Коробочка в исполнении Ольги Блок-Миримской .Cюрпризом в финале стала тройка живых лошадей на сцене.

1
0
7
Константин Князьков
11 отзывов, 8 оценок, рейтинг 21
12 мая 2015

То, что это гениально, сказать не могу. Порекомендовать к просмотру - однозначно ДА! Сидел в ложе, было очень жарко, что немного отвлекало от просмотра спектакля. Безруков, хоть и многие его ругают, именно ИГРАЕТ, что и должен делать актёр (фактически он весь спектакль и держит). Постановка очень интересная, добавлены реальная грязь, лошади, умывания водой, но игра актеров круче, и это добавляет особую непередаваемую атмосферу!!! Хотите на всю жизнь запомнить спектакль и этот день из Вашей жизни - тогда срочно за билетами =) Спасибо!

0
0
7
Марина
35 отзывов, 78 оценок, рейтинг 21
2 июня 2008

чудестный Безруков, пластика просто потрясающая, надо ж было придумать эти все заискивающе-мельтеша шие движения. !!!!!
респект Коробочке, точнее актрисе, ее играющей.
интересны Манилов и этот, на медведя кажется похожий, который своих крестьян рекламировал.
а потом - я просто дальше не смогла мотреть ;(.пришлось переключать каналы и ждать финала.
в общем этот второй том меня не увлек совсем.

очень интересные декорации. и вообще сценография, костюмчики, ужимочки, прыжки. в общем впечатление весьма благоприятное, но вот что-то не досмотрелось мне. (смотрела по телевизору)

0
0
9
Olga
20 отзывов, 26 оценок, рейтинг 20
16 июля 2015

Спектакль понравился. Безруков сыграл считаю мастерски. Гоголь (ну по моему мнению) и хотел, чтобы Чичиков вызывал брезгливость. Он и вызывает - фу, гадость... И эта реальная грязь и эти помещики - это Гоголевская сатира в чистом виде. Не понравилось, как режиссёр обыграл Коробочку - полная чушь с каким-то пошлым подтекстом, но правда смешно. Но это претензия скорее к режиссёру - а актёрские работы все интересны. А вот лошади излишни - так, завлекалочка. Но опять же - молодёжь вся разахалась - ей в диковинку... Весь спектакль - некая раскадровка жизни подленького хитреца. По мере действия сцена уходит в глубину (смотрели в МХАТ им.Чехова). И эта постепенно открывающаяся перспектива заставляет внимательно вглядываться в сцену, на даёт отвлечься ни на минуту. Редкий на сегодня спектакль, который учит "как не надо", как это гадко - жить так пошло и глупо, как неприятна деградация личности. Учит легко и непринуждённо, влияя смехом над гадостью на подсознание. Очень интересный и полезный спектакль. Но ориентирован конечно больше на молодёжь. А ей и надо учиться определять "что такое хорошо, а что такое плохо". Людей "прошлого века" может покоробить именно пластика ролей - это немного непривычно в классике, но смотрится очень органично.

0
0
5
Настя Чацкая
14 отзывов, 37 оценок, рейтинг 18
15 ноября 2013
Остаться чистеньким


После этого похода я поняла, что все таки больше люблю спектакли, чем актеров.
Очень интересны и талантливы работы Безрукова и Табакова, да и остальных помещиков, а вот целостности спектакля я не ощутила. Я вспоминаю «Начнем все сначала» во МХАТЕ. Там не было выражаясь простым языком «звезд», но сама история заставила задуматься о вполне конкретных вещах, произошла даже некая интеграция с собственной жизнью (см. рецензию на «Начнем все сначала») А «Похождения» не оставили послевкусия. Даже обидно стало на себя, что такой замечательный вроде спектакль и внешне он очень меня впечатлил, но внутренне не затронул.
Я все время ждала развязки. Думала: Ну когда же уже капитан Копейкин что ли?!
А этой жирной точки и апогея, выраженного не словесно (нагромождением абсурдных версий на тему «кто есть Чичиков») , а физически/пластически/образно.
Прекрасный спектакль по нахождению пристроек! Энциклопедия. А вот почему именно в таком порядке шли помещики, я не поняла. Грязь при входе в дом-хлев. С каждым новым «похождением» сцена углубляется. Первыми шли Манилов и Плюшкин – значит они ближе всего к «грязи». Тут я могу уловить закономерность. Оба даже не почуяли подвоха в предложении Чичикова продать мертвые души. Значит, глупость – самое страшное дело. Потом Ноздрев, интуитивно чувствующий в Петре Ивановиче подлеца, затем Собакевич, тоже подозревающий что дело нечисто и наконец Коробочка, которая еще и ищет альтернативные варианты продажи этих душ, боится продешевить и быть обманутой. Закономерность то безусловно есть, но видно «не для всех», понятная избранным, хотя спектакль то заявлен не как авангардный.
Грязь у входа, где все еще и разуваются, о чем говорит многочисленная обувь на авансцене считается как метафора того, что все хотят остаться чистенькими. И это мне понравилось. И вообще всё., что касается сценографии было безупречно.
Хороший темпоритм сцен и каждого героя в отдельности, выдержанность в едином жанре тоже притягательна и уместна.
Вот только ненавижу аплодисменты во время действия. Да, терпеть не могу эту атмосферу спектакля : «Играют звезды, обратите внимание на гениев!» Фу! Мне же историю хочется услышать, а не восхититься верной интонацией Безрукова. Спектакль вкусный – когда потребляем в сочетании со всеми соусами и приправами, а не с голой начинкой из безупречной техники 2х актеров.
По-новому поняла вдруг слова « Чичиков дороже нам отца родного». Отца родного..Бога? Жажда обогащения убивает в нас духовное.. Значит очень хорошо протащили эту мысль, если она пришла ко мне. Это всё прекрасно. Но всё равно нет целостности. Кусочки, обрывки мыслей, разграниченные друг о друга как эти комнаты помещиков.
Ради чего лошади в конце дома-хлева? Да еще и две, а не три. Значит это не просто «птица-тройка». Может это о том, что люди живут как в стойлах и по сравнению с ними лошади смотрятся куда благородней в этих своих маленьких домах..И почему сонная сцена в конце?
Только что пришла мысль о равнодушии. Всем по сути плевать и на Чичикова и на его «преступления», сознательность спит, совесть спит, да и души «отправились» на вывод в ХЕРсонскую губернию, как это четко было выражено интонационно господином Чичиковым…Безысходный спектакль выходит? Но кажется не об этом писал Гоголь. Там было больше трогательности и веры. А впрочем сколько режиссеров столько и трактовок.
Оставлю же за собой право на субъективность.

0
0
1
Вячеслав
8 отзывов, 10 оценок, рейтинг 9
20 марта 2009

Первые полчаса было недопонимание, того, что происходит на сцене, во вторую получасовку была угасающая надежда, что "ну вот-вот, сейчас уже начнется интересное". Остальную часть пришлось глазеть то на сцену, то по сторонам на восхищенных зрителей, иногда разжимая веки руками.
Обидно, что в этой версии я так и не смог понять, зачем все это?
Великолепное впечатление от интересной и оригинальной сценографии из-за такой постановки мягко говоря, смазалось. От Гоголя в спектакле остались только имена персонажей, которые не были самими собой.
Достаточно было одного Безрукова в роли Чичикова: будто перед этим спектаклем он отработал сольный концерт в Аншлаге, и так и не вышел из образа. Придурковатая мимика и наигранность у Безрукова совершенно не смотрится. Эксперимент по смене амплуа считаю не удавшимся. Наверно, идя на спектакль, нужно вообще забыть, кто такой Гоголь.
Это подобно тому, как композиторы делают ремиксы на известные хиты до неузнаваемости, и кинодеятели чересчур перевирают с экранизацией классических произведений. У кого-то получается это удачно, у кого-то - увы.
Спектакль идет 2ч без антракта. Уйти не было возможности, и мне странно было смотреть на стоя аплодирующий зал, поскольку рукоплескать я мог этим талантливым мастерам своего дела за другие работы, но не за эту.

1
0
9
Марк Марков
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 7
23 ноября 2008

Все здорово! Игра актеров потрясает! Безруков в роли Чичикова неповторим! Очень смешной спектакль, вызывает самые яркие чувста! И плевать, что кто-то говорит -СКУЧНО, спектакль супер и театр Табакова на высоте!

1
0
9
Анастасия Капитонова
4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 4
8 марта 2014

Честно, по началу игра Безрукова воспринялась как кривляние и баловство, но это, скорее от сложившегося стереотипа игры, которую ожидаешь увидеть при посещении театра. Очень живо, гармонично и как всегда по-гоголевски сатирично! Но наверное не для консерваторов, которые оставляют здесь негативные отзывы!

1
0
5
#Театральныйразъезд Инстаграмный
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
4 июня 2015

Со времен Радищева каждый порядочный русский писатель вдохновлялся мотивом дороги, что для страны без дорог вообще-то говоря - странно. Очередной парадокс, требующий тщательного изучения пытливым умом. И понятно, почему на Гоголевский вопрос "Куда мчишься, Русь-тройка, дай ответ!" было молчание: сама не знает, были бы дороги, знала бы, куда, - ответила...
В отличие от Гоголя, знаток русской души и по совместительству режиссер Миндаугас Карбаускис в спектакле Табакерки "Похождение", который сегодня на сцене МХТ увидел #театральныйразъезд, поступил по-европейски рационально: чего бесцельно носиться по бездорожным просторам?! Куда лучше - распряг, в стойло привел, овса дал, вычистил: стоит троечка, хвостами мух отгоняет...
Но если при Гоголе на то, чтобы направление дорогой стало, надежда была (рано или поздно подкованным копытом вытоптали бы), то теперь пиши - пропало, все бурьяном поросло, даже направление исчезло. Одно лишь осталось неизменным: самыми живыми и достойными внимания, уважения, сочувствия среди нас продолжают быть "мертвые души". Самим себе бы откровенно признаться, не то, что иноземцу объяснить, что бесцельная сытость не для нас, важен нам не результат, а всех объединяющий процесс: нам не свет в конце тоннеля - тоннель подавай, "подлиньше" да потемнее.
P.S. Может, и состоялся бы спектакль (пусть и с европейским налетом, но с удачными образами Коробочки и Собакевича, Ноздрева и Плюшкина), если бы не Безруков в роли не Чичикова, а "чичиканутого", чье мелкое заигрывание с залом выглядело не достойно думающей и читающей театральной публики. Вам бы, Сергей Витальевич, к образу добавить нос поярче да покрасней, парик всклокоченный, струи из глаз - и на арену цирка. А здесь, простите, Вы дверкой ошиблись...

1
0
?
Ната
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 3
20 мая 2006

В театре под руководством Табакова был выпущен новый долгожданный спектакль «Похождение». Конечно, необычный выбор постановки при всеобъемлющем стремлении режиссеров идти в ногу со временем, – материал трудный для инсценировки, требующий кропотливой и усиленной работы. Режиссер Карбаускис, ранее уже работавший у Табакова, представил абсолютно новую и детализированную версию «Мертвых душ». Каждая деталь декораций, костюмов героев несет определенную смысловую направленность, из маленьких частей складывается не просто эмоциональная картина произведения, но и вся целиком Россия 19 века.

Интересны актерские работы: Сергей Безруков открыл нового Чичикова. Его герой - игрок в дартс, знает, как прицелиться в нужную мишень, и пусть трясутся руки, броски делаются точно. Олег Табаков предстал в роли Плюшкина, красочная и как всегда искрометная актерская игра. Спектакль кажется многослойным: режиссер делает упор на мелочи и различные иллюзорные эффекты. Законсервированные персонажи оживают, и начинается своего рода игра: поединок между низостью нравов и чернью идей.

При тяжести гнетущей атмосферы помещичьего быта в спектакле есть легкость. Гоголевские персонажи всегда интересны на сцене, но важно сделать их актуальными для современного зрителя, Карбаускису это удалось – он смог без пародийной пошлости передать эмоциональную среду «Мертвых душ». В конце спектакля мы видим сонное царство проходимцев и мерзавцев, - вот она дремлющая Россия, и, кажется, не так уж много изменилось в этом мире!

0
0
5
Михаил Юрьевич
4 отзыва, 19 оценок, рейтинг 2
15 апреля 2011

Самое слабое, что видел в Табакерке. Несмотря на такой титулованный состав.
Не вдохновлял Безруков, как ни странно, довольно проходной Табаков... Истинное наслаждение доставила только Блок-Миримская, но от нее другого и не ожидаешь

0
0
9
Елена Каштанова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
30 мая 2014

Сразу говорю - я не какой-то заядлый театрал, но мне как обычному зрителю очень понравилось! 2,5 часа пролетели быстро, смеялся весь зал. Безруков, думаю, очень устает после таких спектаклей, потому что выкладывался по полной, было оригинально и не занудно. Кому-то его кривляния может и не нравятся, но меня они не раздражали. С мужем во мнениях сошлись. Получили удовольствие.

1
0
5
Nat17
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
24 декабря 2014

ну не комедийный актер Сергей Безруков.. не было сил смотреть на его кривляния. непонятно, в чем здесь великий замысел режиссера - Чичиков выставлен полным идиотом. Зато прекрасен Олег Табаков в роли Плюшкина и великолепна Ольга Блок-Миримская, сыгравшая Коробочку. Не могу рекомендовать спектакль для просмотра..

0
0
3
Виктор
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
19 сентября 2014

У постановки просто отсутствует идея. Хотя, наверное, нет - это идея срубить бабла с поклонников Аншлага (как уже ранее было удачно подмечено) и Камеди клаба. Есть много постановок классики, где режиссер переносит действие в современные условия и в этом есть определенный смысл, есть классические постановки, где сохраняется изначальный замысел и образы автора. Здесь же нет ни того ни другого. Вроде бы все по Гоголю, но образы перевраны. Безруков, кажется, в поисках образа много смотрел телевизор и скопировал все самое убогое, что там нашел. С первых минут спектакля возникло ощущение, что видишь какую-то дикую смесь мистера Бина и собирательного образа деятелей из Камеди клаб. Это просто мерзко. Единственное, что доставило хоть какое-то удовольствие и к кому нет претензий - это Табаков. Он единственный, кто играл а не кривлялся, хотя и играл не Плюшкина а кого-то другого. Наверное себя.
Стыд и позор!

0
0
9
Aleks True
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
30 мая 2014

Потрясно! Безруков гениален. Овации зала не стихали очень долго. Гротескно, смешно, но всегда гениально. Многие фразы хотелось записать

0
0
3
SvirDeJul
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
3 февраля 2009

….Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. И я в очередной раз в этом убедился, наблюдая этот замечательный спектакль… среди публики явно наблюдался раскол:
поклонники искрометной передачи «Аншлаг» и худ.фильма «Бригада» весело проводили время, наслаждаясь «потрясающей» игрой Безрукова – ни одна ужимка этого замечательного актера не обходилась без рукоплесканий и понимающего «Гы» . Группа же товарищей, у которых шоу под названием «аншлаг» вызывает аллергическую реакцию или же вовсе не ведомо, довольствовались редкими моментами Игры г-на Куличкова в образе Ноздрева и Олега Павловича Табакова в роли Плюшкина…......
Очень как-то грустно становится, порой, что попадая в театр, театр с именем, лицезреешь прайм-тайм ОРТ …… you can run but you can't hide )

0
0